Педагогический совет Эффективность использования методов и приемов, основанных на модальностях

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогический совет "Эффективность использования методов и приемов, основанных на модальностях"

Цель: 1. Познакомить педагогов с эффективными методами и приёмами, воздействующие на каналы восприятия, при организации учебно-познавательной деятельности.
Задачи:

1. Дать информацию о типах людей в нейролингвистическим, предложить тактические приемы взаимодействия с «визуалами», «аудиалами», «кинестетиками».
2. Отработать в практической части занятия у педагогов использования методов и приемов взаимодействия с аудиалами, визуалами и кинестетиками.
3. Развитие умений работать сообща


Ход педсовета

  1. Вступительное слово директора колледжа Мулдашевой Б.К. - 5мин

  2. Стадия вызова

Упражнение «Что за окном»?- Изтаева Г.А.- 5 мин

  1. Стадия Содержания

Поиск ответов на свои вопросы, используя приём «Зигзаг»-15-20 мин

Результаты анкетирования по группам «Определение «визуалов», «аудиалов», «кинестетиков»» - психолог -7 мин

  1. Мозговой штурм - 10 мин

  2. Стадия рефлексии

Практическая часть -20 мин

  1. Подведение итогов-5 мин

  2. Решение педсовета-5 мин

Упражнение «Что за окном»?
Цель:
пробудить интерес участников к получению последующей информации о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках».
Содержание:
Тренер просит участников тренинга посмотреть в окно, и одной короткой фразой ответить, что же происходит за окном, нужно высказать свое впечатление одним предложением. Например: «Я чувствую дыхание приближающей весны» («Я слышу дуновение ветра».«Я вижу высокие березы»). Участники высказываются по кругу.
После этого тренер говорит о том, что у каждого участника было свое впечатление, и каждый высказал его в удобной для него форме. Кто- то начал высказывание со слов: «Я вижу», кто- то сказал «Я слышу», а кто-то: «Я чувствую».
Обсуждение:
Все особенности восприятия окружающего мира, люди часто применяют в повседневной практике, это относится и к педагогам. Каждому учителю важно учитывать канал восприятия собеседника в общении с ним.


Пояснительная информация о модальностях

Наш мозг поступает чрезвычайно хитро. Мы получаем информацию из окружающего мира, используя пять чувств, и эти же самые пять чувств используются внутренне, чтобы обрабатывать информацию. Мы видим картины, слышим звуки и имеем ощущения изнутри. В нейролингвистическим программировании используют понятие 3-х каналов. Эти три канала восприятия называются модальностями.

Психолог Роббинс изучал 3 типа личностей, разделяя их в зависимости от того основного канала, по которому они получают, воспринимают информацию: аудиальная (слуховая), визуальная (зрительная), кинестетическая (ощутительная).
Каждый человек, обладая всеми тремя модальностями восприятия, предпочитает использовать с максимальной нагрузкой все-таки одну. Эта модальность, которую человек использует чаще других, называется доминантной модальностью. Именно благодаря доминантной модальности восприятия осуществляется максимальный доступ к информации. Визуала, кинестетика и аудиала можно определить по внешним признакам.

Визуалы - это люди, которые «видят» окружающий мир. У них обычно высокий голос, зоркий взгляд, жесты горизонтальны, направлены от себя. При общении визуал смотрит в глаза и требует этого от собеседника. Визуалы очень хорошо чувствуют окружающее их личное пространство, и, если вы вдруг вторгаетесь в него, сразу "закрываются", скрещивая руки и ноги. Не терпят прикосновений и тем более объятий. Визуалы не могут работать без заранее разработанных схем. Приступая, к работе они четко должны представлять себе стратегию. Визуалы любят наглядные пособия, они активны и лучше многих умеют использовать свою память, но им нельзя говорить "нет" и воздействовать на них криком.

Аудиалы - это очень редкий тип людей. Они обладают удивительно острым слухом и великолепной памятью. При общении им не обязательно смотреть на собеседника или прикасаться к нему, главное - слышать его.
Аудиалы могут запомнить и воспроизвести любой ваш рассказ до мельчайших подробностей. Но ни в коем случае нельзя прерывать их, т.к. они тотчас замолчат и более не будут с вами беседовать. Внешне аудиал может показаться человеком упрямым и надменным. Но это впечатление обманчиво, аудиалы, как правило, люди очень душевные и внимательные, готовые вас всегда выслушать и помочь советом.

Кинестетики «чувствуют» окружающий мир. Люди этой категории не умеют скрывать свои чувства, их выдают глаза, поэтому они часто их опускают. Ответы на вопросы просты, прямолинейны. Решения они принимают, опираясь на свои чувства.
Кинестетики ненавидят неудобную одежду, во всем предпочитают комфорт. Прикосновения они воспринимают лучше, чем слова, и обожают серьезные дискуссии.

Одна из задач современного образования заключается в том, чтобы находить такие приемы обучения, которые в наибольшей степени соответствовали бы индивидуально-типологическим особенностям детей, к которым можно отнести особенности восприятия и переработки информации.
По результатам контроля при организации учебно-познавательной деятельности в основном педагоги используют словесные методы обучения (100%»); 21% - наглядные и лишь 7% практические.

Когда содержание информации совпадает с ведущей модальностью ученика, он справляется прекрасно. Но когда возникает необходимость "перевода" ребенок вынужден транслировать информацию в свою ведущую модальность. Такая трансляция требует временного "отключения" от реальности, то есть ребенок не способен воспринимать информацию, предоставляемую педагогом. Поэтому на занятии, уроке необходимо задействовать все каналы восприятия: аудиальный, кинестетический, визуальный.

Ситуация: домашнее задание, которое записано на доске.

Визуал послушно откроет дневник и перепишет с доски то, что задано на дом.

Аудиал переспросит у соседа и запишет со слуха или не будет вообще ничего писать, а дома позвонит по телефону и узнает у одноклассников, что задано.

Кинестетик долго роется в портфеле, находит нужные учебники, в них - заданные страницы и прямо в учебниках отмечает, что задано.

Ситуация: поведение на перемене.

Визуал чаще всего остается в классе (если там не очень шумно) либо выходит в коридор и рассматривает информацию на стенах, наблюдает за другими детьми.

Аудиал использует перемену, чтоб наговориться и пошуметь.

Кинестетику перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

Конечно же, при обучении, воспитании необходимо учитывать особенности восприятия и переработки информации. Это относится и к родителям, и к педагогам. Важно общаться с ребенком на "его языке".

ІІ. Мозговой штурм

- Давайте вспомним, какие методы, и приёмы, воздействующие на каналы восприятия, вы используете при организации учебно-познавательной деятельности.
Каждой группе даётся три минуты для заполнения таблицы. Каждая группа зачитывает методы и приёмы. Затем зачитанные приёмы сравниваются с теми, которые представлены на слайде.
Задача педагога - учитывать при организации учебно-познавательного процесса сенсорные каналы восприятия детей и использовать следующие методы и приёмы.

Для аудиалов: беседа, рассказ, лекция, объяснение, пояснение, вопросы, указание.
Для визуалов: иллюстрация, экскурсия, демонстрация, показ фильмов, наблюдение, опорные схемы.
Для кинестетов: лабораторная работы, трудовая практика, моделирование, проектирование, дидактическая игра, практическое упражнение.

При таком обучении не нарушается природосообразность образования, сохраняется индивидуальность ребенка, не блокируется его развитие. Приведем пример использования методов и приемов со словарными словами на занятии, уроке.

Для аудиалов - проговаривание слов соседу, учителю.
Для визуалов - прочитывание слов.
Для кинестетов - собирание слов из букв.

ІІІ. Практическая часть

Каждой группе необходимо разработать этап урока (занятия) с использованием методов и приёмов, воздействующих одновременно на три канала восприятия
При выступлении необходимо назвать:

Предмет
Этап
Цель

Продемонстрировать этап, используя методы и приёмы, воздействующие на три канала

восприятия.

Тактические приемы взаимодействия с «аудиалами»:

Используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации);

Не делайте замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами;

Замечания воспримутся лучше, аудиалу сказать шепотом " ш-ш-ш", "тише";

Тактические приемы взаимодействия с «визуалами»:

Употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия;

- Разрешайте иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;

- Замечания воспримутся лучше, если:

визуалу - покачать головой, погрозить пальцем;

Тактические приемы взаимодействия с «кинестетиками»:

- Используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему "обыгрывать" информацию;

- не заставляйте сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сменить позу) во время перемены обязательно побегать и т.п;

- Замечания воспримутся лучше, если: погладить по голове,

положить руку на плечо

Любой человек, ребенок в том числе, использует разные каналы восприятия, то есть, мы не можем быть только визуалами, например.

Особенности восприятия зависят и от возраста: для маленьких детей свойственно стремление все потрогать, попробовать на вкус, школьники же чаще задействуют слух и зрение.

ІV. Подведение итогов

Психологами был сделан вывод, что как минимум у 70% детей, испытывающих трудности в обучении, они связаны, в первую очередь, с несоответствием их модального типа методам обучения. Большинство детей, успешно обучающихся в школе, имеют достаточно хорошо развитые все три модальности. Трудности в обучении чаще всего возникают у «крайних» визуалов и кинестетиков. Чаще всего это дети «правополушарного» типа, поэтому на уроке необходимо задействовать все каналы восприятия: аудиальный, кинестетический, визуальный.





Решения педсовета

  1. Психологу завершить диагностику модальности обучающихся по группам до конца учебного года.

(Отв. Психолог Абдуалиева А.А., срок до конца учебного года)

  1. На занятии, уроке при изучении материала использовать средства, методы и приемы, воздействующие на все три типа модальности с учетом диагностики.

(Отв. преподаватели и мастера производственного обучения, срок-постоянно)

  1. На следующий учебный год запланировать цикл открытых уроков, занятий с использованием средств и приёмов обучения, основанных на модальностях.

(Отв. преподаватели и мастера производственного обучения, председатели ЦМК, срок 2015-2016уч.год)

  1. Составить сборник «Эффективные средства и приёмы обучения, основанные на модальностях» на основе открытых уроков.

(отв. Психолог Абдуалиева А.А., срок до конца учебного года)

  1. Психологу ежегодно при наборе обучающихся на первый курс определять доминантную модальность обучающихся, предоставлять сведения преподавателям и осуществлять мониторинг в группах 2,3,4 курса.

(отв. Психолог Абдуалиева А.А, срок постоянно)



© 2010-2022