Доклад на тему: Организация внеурочной деятельности в 5 классе

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад: «Содержание и организация внеурочной деятельности

в 5 классе» (в рамках введения ФГОС ООО)

Подготовила зам по ВР МБОУ СОШ № 2: Н.Д.Сороквашина

Цель - показать подходы, которые мы использовали при организации внеурочной деятельности в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в 5 классе, и познакомить коллег с той работой, которая проделана в нашей школе в данном направлении.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Под внеурочной деятельностью в рамках ФГОС ООО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в рамках, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО.

Цель внеурочной деятельности:

  • создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

  • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

  • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

  • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества в системе школьного дополнительного образования;

  • расширение рамок общения с социумом.

Внеурочная деятельность в нашей школе организована с учетом:

- запросов родителей как основных заказчиков образовательных услуг;

- специфики образовательной деятельности школы;

- кадровых возможностей для обеспечения внеурочной деятельности.

Одним из важных и сложных вопросов является выбор модели внеурочной деятельности. Нами выбрана организация внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения (учителя, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, библиотекарь). Координирующую роль при этом выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:

- взаимодействует с педагогическими работниками

- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива

-организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива, в том числе через органы самоуправления

- организует социально-значимую, творческую деятельность обучающихся

Преимущества оптимизационной модели состоит в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Программа воспитания и социализации составлена на основе нормативно-правовых документов:

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г №189);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН №1897 от 17 декабря 2010 г., зарегистрирован Минюст №19644 от 01.02.2011); и др

А на основе программы составлен план-сетка для 5-9 классов (кл. руководитель составила свой план для 5 класса).

Внеурочная деятельность реализуется по направлениям развития личности:

- духовно-нравственное

-общеинтеллектуальное

- общекультурное

- спортивно-оздоровительное

- социальное

Духовно-нравственное направление способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважению к правам, свободам и обязанностям человека, воспитанию нравственных чувств и этического сознания, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, ценностному отношению к прекрасному, формированию представлений об эстетических идеалах и ценностях. Целью духовно-нравственного направления является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, реализуется на занятиях объединения «Краеведение», уроки Мужества, часы общения, оказание психолого-педагогической помощи обучающимся в период их адаптации к условиям средней школы.

Общекультурное направление способствует формированию культуры поведения в обществе, в природе, сознательного отношения к традициям своего народа, воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию представлений об этических и эстетических идеалах и ценностях. Целью общекультурного направления является создание условий для ценностно-целевых ориентаций, интеллекта и в целом духовного мира личности, на основе соотнесения собственных потребностей, интересов и поступков с безусловными ценностными критериями истины, доброты, красоты, общения

Занятиями объединения «Веснушки» .

Общеинтеллектуальное направление способствует развитию любознательности, активности и заинтересованности в познании мира; формированию основам умения учиться, способностям к организации собственной деятельности. Целью реализации общеинтеллектуального направления является создание основы для всестороннего гармоничного и психического развития личности ребёнка, формирование у обучающихся теоретического мышления, важнейших умений и навыков, необходимых для включения в различные сферы жизни общества. Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной деятельности школьников

Спортивно-оздоровительное направление способствует развитию и формированию здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Целью реализации спортивно-оздоровительного направления является формирование у учащихся понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

Спортивные игры (в рамках объединения «Спортивные игры» , которые проводятся в рамках внеурочной деятельности, выполняют задачу развития двигательной активности, формирования у детей навыков здорового образа жизни, становления характера.

Социальное направление способствует развитию и воспитанию у обучающихся таких качеств, как: коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленное формирование мотивационно-потребностной сферы растущего человека. Целью социального направления является формирование социально-адаптированной к современным условиям жизни личности ребёнка

При организации внеурочной деятельности, в нашем образовательном учреждении ведутся индивидуальные карты занятости обучающегося во внеурочной деятельности и общая карта занятости обучающихся во внеурочной деятельности. Заполнение индивидуальных карт обучающегося выполняют родители с периодичностью 1 раз в год и возможностью корректировки во втором полугодии. Заполненные индивидуальные карты сдаются классному руководителю, который составляет общую карту занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности.

Пример индивидуальной карты занятости обучающегося 5 класса

________________по внеурочной деятельности

Направление внеурочной деятельности

Форма организации внеурочной деятельности

ОУ

Количество часов

Общий объем

духовно-нравственное


общеинтеллектуальное


художественно- эстетическое


спортивно-оздоровительное


социальное


Итого


Общая карта занятости обучающихся 5 класса

во внеурочной деятельности

Фамилия

Направления внеурочной деятельности

духовно-нравственное

общеинтеллектуальное

художественно- эстетическое

спортивно-оздоровительное

социальное

Итого






Ожидаемые результаты внеурочной деятельности

-развитие индивидуальности каждого ребенка в процесса самоопределения в системе внеурочной деятельности

-получение школьником опыта самостоятельного социального действия

-формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников

  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом

  • воспитание у школьников толерантности, навыков здорового образа жизни



В целом, анализируя первые результаты внеурочной деятельности, педагоги обозначили факторы, способствующие достижению запланированных результатов. Это заключается в следующем:

1. Все виды внеурочной деятельности, организуемой в рамках ФГОС, предоставляют учащимся возможность участия в широком спектре занятий по различным направлениям и по своему желанию.

2. Реализуемые программы ориентированы на воспитательные результаты.

3. При организации внеурочной деятельности есть возможность опираться на имеющийся в школе положительный опыт социального партнерства и образовательные ресурсы.

4. Внеурочная деятельность позволяет интегрировать воспитательный, социализирующий потенциал на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования, а также ресурсов образовательной среды школы.

Успешность в организации внеурочной деятельности во многом зависит от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия социальных партнеров, и, конечно, от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, учеников и других субъектов воспитания. Первый опыт организации внеурочной деятельности, стал для педагогического коллектива школы важным с позиций дальнейшего совершенствования её модели и создания условий для достижения запланированных образовательных результатов, обозначенных Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Мы уверены, что только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.

Сегодня родители наших 5 - классников удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент постепенно исчезает.

В заключении мне хотелось бы ещё раз сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.

© 2010-2022