- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Доклад на тему: Организация внеурочной деятельности в 5 классе
Доклад на тему: Организация внеурочной деятельности в 5 классе
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сороквашина Н.Д. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Доклад: «Содержание и организация внеурочной деятельности
в 5 классе» (в рамках введения ФГОС ООО)
Подготовила зам по ВР МБОУ СОШ № 2: Н.Д.Сороквашина
Цель - показать подходы, которые мы использовали при организации внеурочной деятельности в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в 5 классе, и познакомить коллег с той работой, которая проделана в нашей школе в данном направлении.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Под внеурочной деятельностью в рамках ФГОС ООО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в рамках, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО.
Цель внеурочной деятельности:
-
создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи:
-
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
-
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
-
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
-
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-
оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества в системе школьного дополнительного образования;
-
расширение рамок общения с социумом.
Внеурочная деятельность в нашей школе организована с учетом:
- запросов родителей как основных заказчиков образовательных услуг;
- специфики образовательной деятельности школы;
- кадровых возможностей для обеспечения внеурочной деятельности.
Одним из важных и сложных вопросов является выбор модели внеурочной деятельности. Нами выбрана организация внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения (учителя, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, библиотекарь). Координирующую роль при этом выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
- взаимодействует с педагогическими работниками
- организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива
-организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива, в том числе через органы самоуправления
- организует социально-значимую, творческую деятельность обучающихся
Преимущества оптимизационной модели состоит в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Программа воспитания и социализации составлена на основе нормативно-правовых документов:
-
Закон РФ «Об образовании»;
-
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г №189);
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОиН №1897 от 17 декабря 2010 г., зарегистрирован Минюст №19644 от 01.02.2011); и др
А на основе программы составлен план-сетка для 5-9 классов (кл. руководитель составила свой план для 5 класса).
Внеурочная деятельность реализуется по направлениям развития личности:
- духовно-нравственное
-общеинтеллектуальное
- общекультурное
- спортивно-оздоровительное
- социальное
Духовно-нравственное направление способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважению к правам, свободам и обязанностям человека, воспитанию нравственных чувств и этического сознания, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, ценностному отношению к прекрасному, формированию представлений об эстетических идеалах и ценностях. Целью духовно-нравственного направления является воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, реализуется на занятиях объединения «Краеведение», уроки Мужества, часы общения, оказание психолого-педагогической помощи обучающимся в период их адаптации к условиям средней школы.
Общекультурное направление способствует формированию культуры поведения в обществе, в природе, сознательного отношения к традициям своего народа, воспитанию ценностного отношения к прекрасному, формированию представлений об этических и эстетических идеалах и ценностях. Целью общекультурного направления является создание условий для ценностно-целевых ориентаций, интеллекта и в целом духовного мира личности, на основе соотнесения собственных потребностей, интересов и поступков с безусловными ценностными критериями истины, доброты, красоты, общения
Занятиями объединения «Веснушки» .
Общеинтеллектуальное направление способствует развитию любознательности, активности и заинтересованности в познании мира; формированию основам умения учиться, способностям к организации собственной деятельности. Целью реализации общеинтеллектуального направления является создание основы для всестороннего гармоничного и психического развития личности ребёнка, формирование у обучающихся теоретического мышления, важнейших умений и навыков, необходимых для включения в различные сферы жизни общества. Общеинтеллектуальное направление базируется на организации научно-познавательной деятельности школьников
Спортивно-оздоровительное направление способствует развитию и формированию здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Целью реализации спортивно-оздоровительного направления является формирование у учащихся понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.
Спортивные игры (в рамках объединения «Спортивные игры» , которые проводятся в рамках внеурочной деятельности, выполняют задачу развития двигательной активности, формирования у детей навыков здорового образа жизни, становления характера.
Социальное направление способствует развитию и воспитанию у обучающихся таких качеств, как: коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленное формирование мотивационно-потребностной сферы растущего человека. Целью социального направления является формирование социально-адаптированной к современным условиям жизни личности ребёнка
При организации внеурочной деятельности, в нашем образовательном учреждении ведутся индивидуальные карты занятости обучающегося во внеурочной деятельности и общая карта занятости обучающихся во внеурочной деятельности. Заполнение индивидуальных карт обучающегося выполняют родители с периодичностью 1 раз в год и возможностью корректировки во втором полугодии. Заполненные индивидуальные карты сдаются классному руководителю, который составляет общую карту занятости обучающихся класса во внеурочной деятельности.
Пример индивидуальной карты занятости обучающегося 5 класса
________________по внеурочной деятельности
Направление внеурочной деятельности
Форма организации внеурочной деятельности
ОУ
Количество часов
Общий объем
духовно-нравственное
общеинтеллектуальное
художественно- эстетическое
спортивно-оздоровительное
социальное
Итого
Общая карта занятости обучающихся 5 класса
во внеурочной деятельности
Фамилия
Направления внеурочной деятельности
духовно-нравственное
общеинтеллектуальное
художественно- эстетическое
спортивно-оздоровительное
социальное
Итого
Ожидаемые результаты внеурочной деятельности
-развитие индивидуальности каждого ребенка в процесса самоопределения в системе внеурочной деятельности
-получение школьником опыта самостоятельного социального действия
-формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников
-
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом
-
воспитание у школьников толерантности, навыков здорового образа жизни
В целом, анализируя первые результаты внеурочной деятельности, педагоги обозначили факторы, способствующие достижению запланированных результатов. Это заключается в следующем:
1. Все виды внеурочной деятельности, организуемой в рамках ФГОС, предоставляют учащимся возможность участия в широком спектре занятий по различным направлениям и по своему желанию.
2. Реализуемые программы ориентированы на воспитательные результаты.
3. При организации внеурочной деятельности есть возможность опираться на имеющийся в школе положительный опыт социального партнерства и образовательные ресурсы.
4. Внеурочная деятельность позволяет интегрировать воспитательный, социализирующий потенциал на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования, а также ресурсов образовательной среды школы.
Успешность в организации внеурочной деятельности во многом зависит от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия социальных партнеров, и, конечно, от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, учеников и других субъектов воспитания. Первый опыт организации внеурочной деятельности, стал для педагогического коллектива школы важным с позиций дальнейшего совершенствования её модели и создания условий для достижения запланированных образовательных результатов, обозначенных Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Мы уверены, что только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.
Сегодня родители наших 5 - классников удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент постепенно исчезает.
В заключении мне хотелось бы ещё раз сказать, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика.