Возможности информационно-коммуникационных технологий в экологическом воспитании младших школьников

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможности информационно-коммуникационных технологий в экологическом воспитании младших школьников

Вы не замечали такую характерную особенность нашего времени: многие сейчас разбираются в и музыке, и в живописи, знают имена художников эпохи Возрождения и не знают названия птиц, порхающих возле дома, не могут отличить клен от платана, кедр от пихты.

Земля, вода, лес - наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье. Вспомним слова М. Пришвина: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина и охранять природу - значит охранять Родину».

Природа - первооснова красоты ее величия. Мы не владыки и природа не наша раба. Мы ее часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Состояние природы в будущем зависит от экологической воспитанности людей.

Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, значит пересесть из него просто некуда. Если у человечества не найдется сил, средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробную плиту с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего только для себя!»

Решение глобальных экологических проблем, с которыми человечество подошло к третьему тысячелетию будет во многом зависеть от тех, кто сегодня, сидя за школьными партами, получают свои первые знания об окружающем мире.

По словам В.А. Сухомлинского, чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, прививать ему эти чувства с детства.

В начальной школе, на первой ступени обучения, начинается целенаправленный процесс усвоения детьми естественно-научных знаний, формируются первые элементарные понятия, раскрывающие закономерности жизни природы, ее роль и значения для нормального существования человеческого общества.

Особое внимание к проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период элементарного воздействия ребенка с природой.

«Ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких, трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте». (В.А. Сухомлинский.)

Действительно, уже является аксиомой положение о том, что человек может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающим миром. Это взаимодействие становится более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности.

Более того, его чувства и ум развиваются по тому, какой характер несет его отношения с природой. Именно поэтому так важно его отношение к природе на начальном этапе школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.

Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из фактов, определяющих сохранение жизни в нашей планете. Основой экологической подготовки должны быть, конечно, простые биологические знания, знания законов живой природы и на основе этого понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушать.

Младшие школьники, стремящиеся к познанию окружающей нас действительности, находятся в том возрасте, который благоприятен для формирования элементарных экологических понятий.

На экскурсиях в природу, наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное пагубное влияние человека на природу.

«Перед человеком, писал Сухомлинский, открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стен метели за окном. Эта красота не всем раскрывается, а только тем, кто умеет видеть слышать, кто пылко вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы».

«Природа - единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах». (В. Гете)

Человек неотделим от природы, он учится от природы, приятно осознавать, что эта книга не имеет последней страницы. Вспоминаются замечательные строки Леонида Леонова: «Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурацкого поступка, он прошел душевный институт».

Школа должна сделать все необходимое, чтобы природа для ребят была открытой книгой и чтобы умело пользоваться ею.

Но воспитывать любовь к природе окриком: «Не тронь!», «Не рви!», «Отойди!» - нельзя. Нужен другой подход.

В результате исследований различных проблем экологического воспитания, пройденных в 80-90-е годы, были определены методические и теоретические основы экологического воспитания в соответствии с возможностями конкретного возраста, отобрано содержание ознакомления с природой, в особой мере способствующие экологическому образованию.

Так, было доказано, что в основе формирования экологической культуры лежит понимание значительных зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и неживой природы.

Особое внимание уделяется определению наиболее целесообразных форм, методов и средств экологического образования в условиях обучения в школе.

Преподавание экологии в школе обладает рядом специфических особенностей и самой значительной из них, видимо является то, в общем, весьма «сухое», научное знание, которое составляет ядро экологии, должно быть положено на неподготовленную почву. Проблема, на наш взгляд, заключается в том, что, с одной стороны, в настоящее время существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в более раннем возрасте, а с другой - специфика экологических знаний состоит в том, что знания базируются в системе знаний из биологии, химии, физики, геологии и многих других наук. И стремление дать как можно больше знаний о природе и экологических связей в ней ведет, во-первых, к чрезвычайной перегрузке содержания обучения и созданию учебных курсов, осознанное изучение которых детям этого возраста не допустимо, а во-вторых, к преобладанию «книжного» обучения, когда экологические знания постигаются со слов учителя и из учебников. Процесс изучения объекта природы необходимо начинать с информации, которая апеллирует не к разуму ребенка, а к его чувству.

«Я сорвал цветок - и он увял. Я поймал мотылька - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

К сожалению, во многих школах уроки экологии, природоведения ограничиваются стенами классной комнаты. Дети изучают природу только по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинке, но не узнают их в природе.

А почерпнуть знания могут не только из книг, но и из непосредственного общения с природой. Особое значение придаются экскурсиям. Именно здесь дети получают колоссальный материал, именно на экскурсиях прививается интерес к природе, воспитывать любовь к ней.

Но многие процессы и явления, происходящие в живой природе, просто нельзя показать ученикам, например, рост корня, превращение куколки в бабочку.

Психологи подчеркивают прямую зависимость умственной деятельности от умственной деятельности. Но они же оказывают и значительное влияние на познание действительности. Но они же оказывают и значительное влияние на познание действительности: то, как мощный стимул искания истины, то, как переживание успехов и неудач в решении познавательных и вообще - интеллектуальных задач, то, как источник повышенной «зоркости» или, наоборот, «слепоты» к тому, что происходит в действительности и что соответствует желанием, надеждам, эмоциям субъекта.

Использование видеофильмов обеспечивает большую, чем при рассказе учителя, информационную насыщенность учебного времени.

Средства видео позволяет воспроизводить на экране медленно текущие процессы с такой скоростью, которая необходима. Использование на уроках кадров натуральных съемок создает ощущение реальности, повышает интерес к изученным явлениям.

Информатизация образования, повышение компьютерной грамотности школьников, использование в школе современных информационных технологий дает принципиально новые возможности в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Новые технологии, связанные с применением ИКТ, с успехом внедряются как содержание школьного образования, так и в организацию учебного процесса, во все виды управленческой деятельности.

Стремительное развитие возможностей средств информационных технологий, является обязанностью современной дидактики и методики, которая приводит к новой информационной среде жизнедеятельности людей. Пора отказаться от традиционного восприятия компьютера, как инструмента только для обработки информации. Обучающие компьютерные программы должны гармонично соединять педагогический, кинематографический и программистский опыт. Современные компьютеры позволяют для достижения методических целей использовать очень многие художественные и технические приемы, десятилетиями, обрабатывающимися в кинематографе. Эстетическое и эмоциональное воздействие на учащихся представляются не менее важным, чем воздействие чисто информационное. Комбинированный, мультимедийный подход, основанный на восприятии учащимися непросто информации, а информации в форме образов, обеспечивает получение более глубоких знаний.

Однако использование информационных технологий будет эффективным только тогда, когда ткань мозга не переутомляется.

Следует констатировать следующие факты - ежедневное, 3-х часовое, пребывание ребенка до 10 лет перед экраном телевизора увеличивает вероятность того, что он станет наркоманом в 3-4 раза. Несоответствие видеообразов компьютерной графики по цветным и линейным динамическим признакам, реальным видеообразам приводит к нарушениям адекватности восприятия и тем самым к яркому повышению агрессивности.

Поэтому с учетом возрастных особенностей для младших школьников следует придерживаться временного интервала: 3 фрагмента по 3 минуты за занятие.


© 2010-2022