- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Доклад Об экологическом воспитании
Доклад Об экологическом воспитании
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мякинченко Н.В. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное казенное общеобразовательное учреждение
Ростовской области
«Шахтинская специальная школа-интернат №16»
346504 г. Шахты
Ростовской области,
пер. Тюменский,72
Тел. 8 (8636) 2-59-39; 2-61-47
Факс: 8 (8636) 2-59-39
E-mail: [email protected]
Доклад из личного опыта
«Об экологическом воспитании»
Подготовила Мякинченко Н.В.
Г.Шахты
Доклад из личного опыта
«Об экологическом воспитании»
Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой. В нашей деятельности это формирование нового мировоззрения. Человек - не главное действующее лицо, а особое разумное, но все же часть природы. Не обходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида существующего на нашей планете на равнее с другими не менее значимыми. Люди должны знать и соблюдать законы природы и изменить свое потребительское отношение к ней. Охранять природу необходимо, не потому что она « наше богатство», а потому что она самоценно, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека может. Вот почему необходимо формировать у детей системные экологические знания.
Перед собой поставила следующие задачи:
-
понимание самоценности природы;
-
осознание себя, как части природы;
-
воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
-
понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе;
-
воспитание активной жизненной позиции;
-
обучение азам экологической безопасности;
-
формирование умения рационально использовать природные богатства;
-
формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;
-
подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира;
Воспитательная работа с детьми в коррекционной школе- интернат имеет свои специфические особенности, поэтому основной формой работы является индивидуальная, коллективная, игровая, прямое обучающее воздействие, а также познавательно - поисковая деятельность, игры (дидактические, развивающие, подвижные) и другие виды деятельности. В организации своей работы соблюдаю следующие правила:
- не заставлять ребенка играть, а создавать условия для возникновения интереса;
- не сдерживать двигательную активность детей;
- хвалить за успехи;
- не давать отрицательных оценок ошибкам детей,
Стараюсь вовлекать детей в исследовательскую работу, проведению простых опытов, наблюдений. Например: наблюдение «Куда исчезла капля воды?»; «Почему вода может быть в трех состояниях» Вода: изменение агрегатного состояния, опыты с водой, льдом, снегом. Растворяемые и не растворяемые вещества (краски, песок, соль, сахар и т.д.). Тонущие и плавающие объекты. Промокающие и не промокающие материалы. Продувание воды через соломинку. Исследование свойств сухой и влажной почвы (песка). Переливание и фильтрация воды. Дыхание на морозе. Надувание воздушных шаров. и т. д.
Осознание ребенком неразрывного единства мира природы и человека, постижение причинно-следственных связей в окружающем мире, формирование первоначальных понятий о путях созидания своего здоровья, формирование начала экологического мировоззрения и культуры происходит посредством занятий, открытых мероприятий, экскурсий в природу, бесед, игр. Это: « Земля - наш общий дом», «Мы - друзья природы», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», цикл занятий «Четыре времени года» и др. ( все это отражено в перспективном годовом плане).
Чтобы знания перешли в потребностно-мотивационную сферу личности ребенка, стараюсь сделать приобретение этих знаний эмоционально окрашенными радостью от встречи с природой, чувством сопричастности, единения с ней, эмпатией, любовью к родной земле, стремлением глубже познать природу, чувством ответственности перед ней.
На занятиях я рассказываю детям о том, что с давних времён человек учился познавать окружающий мир и использовать его себе во благо. Он наблюдал за изменениями во временах года (лето, осень, зима, весна) и учился земледелию, садоводству; изучал способы защиты животных от врагов и находил свои пути выживания; приручал диких животных, чтобы использовать их силу в своём хозяйстве….
Природа щедро отдавала людям свои богатства. Как человеку выразить свою благодарность?
Главный принцип жизни человека в гармонии с природой: "Не навреди". Познавая, не разрушай. Не бери у природы больше, чем тебе необходимо. Прежде, чем сделать, ответь себе на три вопроса:
-
Что ты хочешь сделать?
-
Зачем тебе это нужно?
-
Кто (что) при этом приобретёт, а кто (что) потеряет?
В результате дети пришли к выводу, что надо сделать мир вокруг нас еще красивее. Ребята с удовольствием трудились на пришкольном участке по оформлению клумбы.
Стараюсь соблюдать структуру экологического воспитания, и так как я работаю каждый день, стараюсь большую работу по экологическому воспитанию распределить по дням:
ПОНЕДЕЛЬНИК- подвижные игры экологического характера; ВТОРНИК - Художественная литература, ИЗО (аппликация) ; СРЕДА - Системные игры ; ЧЕТВЕРГ - Игровые этюды. Театральные этюды ; ПЯТНИЦА - Поисково-экспериментальная деятельность
Кроме этого в обязанности дежурного по комнате входит уход и полив комнатных растений. Многие растения вырастили дети сами (розу, фиалки) дети с интересом наблюдали рост и развитие растений.
Включение детей в практическую деятельность способствует формированию опыта, умений, навыков экологически обоснованного взаимодействия с окружающей средой, позитивного взаимодействия с природой, социумом.
В практике эколого-эстетического воспитания распространенной ошибкой является оторванность воспроизводимых образов окружающего мира от реальных объектов окружающего мира от реальных объектов окружающей среды, «книжный подход», в результате которого считают самым красивым дубок с картинки и совсем неинтересным настоящий, совершают поступки, противоположные тем словам и позициям, о которых им читали или пересказывали на мероприятиях.
Хотелось бы, чтобы наши дети участвовали в каком - либо экологическом участвовали в каком - либо экологическом объединении, потому что именно кружки, объединения - является условием формирования у них активной нравственно - экологической позиции.