Рождественские встречи: Традиции православного воспитания детей в семье

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Традиции православного воспитания детей в семье.

Цели воспитания должны быть

вечными, должны соответствовать

глубине человеческой природы.

К.Д. Ушинский

Современная система духовно-нравственного воспитания не может быть оторвана от многовековой традиции и мудрости семейного православного семейного воспитания.

Понятие семьи многогранно, зависит от точки зрения (социальной, психологической, правовой и т.д.). В православной традиции семья - колыбель духовно-нравственного воспитания. Тайна семьи есть тайна духовно-нравственного рождения человека.

В основе традиционного русского воспитания всегда лежало православное вероучение, система образования была крепка православным укладом воспитания детей.

Дети, по слову народной мудрости, - «благодать Божья»; ими благословляет Бог семейное счастье. «У кого детей много, тот не забыт от Бога», - говорил деревенский люд, приговаривая: «У кого детей нет - во грехе живет». На Руси бездетность считалась карой Господней за грехи, как у древнего Израиля. Старые люди подавали молодоженам, лишенным детей, добрый совет: взять приемыша, чужого ребенка-сироту, «в дети», чтобы «Бог простил», своих деток народил». Благочестивая старина, крепко державшаяся за прадедовские заветы, сберегла до наших дней и такие изречения о детях: «Дай-то Бог деток народить, дай-то Бог деток вскормить»; «Кому детей родить - тому и кормить»; «На деток Господь подаст»; «Первый сын - Богу, второй - царю, третий - себе на пропитание»; «Сын да дочь - красные детки»; «Сын да дочь - день да ночь, и сутки полны»; «Дочерьми люди красуются, сыновьями в почете живут»; «Кто красен дочерьми да сынами в почете - тот и в благодати» и т. д. «Счастлив отец в сыновьях, мать - в дочерях», - молвит крылатое народное слово.

Но среди них есть и такие народные присловья: «Детки - деткам рознь». «Добрый сын - на старость печальник, на покой души поминщик»; «Добрый сын - всему свету завидище», и такие: «Блудный сын - ранняя могила отцу»; «Худое дитятко - отцу-матери бесчестье, роду-племени - позор»; «Детки хороши - отцу-матери венец, худы - отцу-матери конец». От опечаленных детьми отцов-матерей пошли ходить по русскому простору поговорки: «У кого детки - у того и бедки»; «Маленькие детки - маленькие бедки, а вырастут велики - большие беды будут!»; «Дети - на руках сети»; «Малые дети не дают спать, большие не дают дышать»; «С малыми детьми горе, а с большими - вдвое».

Как, по народному слову, дыма без огня не бывает на белом свете, так и дети не сделаются для своих отца-матери «бедками» без всякой причины. По большей части корень этого скрывается в самих огорчаемых своим потомством родителях. По крайней мере, таков взгляд на это дело у стойкой народной мудрости. «Каковы батьки-матки - таковы и дитятки»; «Яблочки от яблоньки недалеко падают»; «Умел дите родить, умей и научить»; «Дитятко что тесто - как замесил, так и выросло»; «Из ребенка, как из воска, что хочешь - то и лепи». Много можно было бы привести подобных изречений, и все они сводятся к такому заключению: «Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил». Твердо памятует честной деревенский люд эти слова, хотя любой отец готов возразить на них поговоркой-пословицей: «Глупому сыну и умный отец разума не пришьет», или: «В худом сыне и отец не волен: его крести, а он - пусти».

Родятся дети, по образному меткому слову, как грибы («от сырости») растут - как «пшеничное тесто на опаре». Хотя и бедными бывали многие семейства, а все на тесноту от детей не жаловались, словно памятуя заветное слово дедов-прадедов, сказавших, что «много» детей не бывает, «лишних никому Бог не пошлет». Худы ли, хороши ли - все свои дети: «Который палец ни укуси - все больно». Поэтому на Руси большинство семей были многодетными. Старшие дети ухаживали за младшими, и все семейные трудности делились между родителями и их потомством. И этим была крепка семья.

Современная система духовно-нравственного воспитания не может быть оторвана от многовековой традиции и мудрости семейного православного воспитания.

«Домашнее воспитание есть корень и основание всему последующему», - говорил святитель Феофан Затворник, автор многочисленных трудов о воспитании.

В своих «Поучениях», написанных в 1901 году, Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский, сердце ребенка сравнивает с садом, а родителей - с приставленными Богу садовниками. Они, ухаживая и взращивая свой сад с любовью, должны содействовать его росту и процветанию, всячески ухаживать за ним и избавляться от бурьяна и того, что мешает росту, обрезать дикие побеги на дереве. Тем самым он говорил о разумной любви к детям.

Воспитание малыша надо начинать с самого раннего возраста, когда он еще в утробе, и это не столько воспитание ребенка, сколько воспитание родителями себя. Родитель не какой-то законченный продукт, он сам растёт, сам живет, сам развивается. Если мы не будем воспитывать себя, мы не воспитаем ребенка. Родителям необходимо самим стараться избегать духовной мелочности, сохранять искренность и глубину веры. В этом мы должны подавать пример своим детям.

В 1905 г. была опубликована работа «Христианское воспитание детей». В ней говорилось, что только в самом юном возрасте дети легко поддаются всякому научению. Их душа мягка, как воск, на ней отпечатываются все наши дурные примеры и благочестивые слова, сказанные нами.

Древние христиане с самого юного возраста приучали детей к молитве и чтению Священного Писания. По слову святителя Тихона Задонского, «Малое деревце, куда наклонишь его, туда и будет расти; новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете вы его, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую».

Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развивающийся под её влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма рока, современной псевдомузыки. Хорошее музыкальное воспитание, по словам Оптинских старцев, «очищает душу и приготовляет её к принятию духовных впечатлений».

Ребёнок, приученный к хорошей литературе, поэзии, ощутивший её воздействие на душу, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешёвых романов, которые опустошают душу и уводят её от христианского пути.

Поэтому задача родителей - сохранить в ребёнке стремление к возвышенному. Родители должны привить детям вкус ко всему высокому и тонкому в искусствах, сделать религиозный взгляд на вещи основой его мировоззрения.

«Если хотите в жизни вашей благополучия, то нужно жить согласно заповедям Божиим, а не простым обычаям человеческим», - говорил преподобный Амвросий Оптинский. Главная же заповедь в обетовании: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земле». С самого раннего возраста ребёнок должен осознать, что существуют определенные законы, в частности, что старшим - отцу, матери, дедушке, бабушке необходимо подчиняться. И чем раньше это поймет ребёнок, тем легче будет его дальнейшее воспитание.

Внушение правил поведения ребёнку, к сожалению, не ограничивается одними словами. С его стороны проявляется нежелание подчиняться, упрямство.

Каков же выход? По-моему, это личный пример родителей. Глядя на них, ребёнок видит, что родители уступают друг другу, не ссорятся, слово отца - закон для всей семьи. Мать всегда старается угодить во всём главе семейства, он же, в свою очередь, советуется во всём, хочет, чтобы всей семье было хорошо, чтобы ни в чём не нуждались. Ребёнок видит, что его любят, что с ним справедливы родители, чему учат его, так и сами поступают, поэтому берет пример с родителей.

По христианскому учению, самое главное - чтобы жизнь человека была богоугодной. Это - цель воспитания. А остальное всё прикладывается, поскольку человек добрый, смиренный, кроткий все легко усваивает, так как он покладистый, не сопротивляется, и у него развиты все познавательные способности, и ум, и воля, и чувства.

Священное Писание даёт основание, почему с самого раннего возраста дети должны быть укрепляемы в добре. Премудрый говорит: «Если юноша избрал свой путь, то он не уклонится от него, когда состарится», т. е. если человек ещё в юности стал на добрый путь, если ещё с детства полюбил добро, то он и в старости не разлюбит его. (Поучения Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского. О религиозном воспитании детей. С. 5, 9)

Лучшее наследство, которое родители могут дать своим детям - это доброе воспитание. Оно имеет большую ценность, чем все материальные богатства мира

Лучшее образование, которое может дать детям и молодежи школа - это образование в них доброго и благого нрава, воспитания в духе преданности родителям и Отечеству, в духе жертвенной любви к страждущим.

Свобода и нравственность никогда не войдут в противоречие, если свободу понимать как служение добру и развитие в добре. Воспитывать надо так, чтобы человек избирал добро, даже если в данный момент ему это невыгодно.

Лучшее, что может дать детям и молодежи Церковь Христова Православная - это чистота совести, милующая сердце и спасение души, как залог вечного спасения человека.

Церковь, семья и школа, помогая друг другу, решали самую трудную на земле задачу - правильного воспитания детей и молодежи. Церковь учила детей чтить отца и матерь, а в школе обучением умножать таланты, данные от Бога. Семья воспитывала чувство благоговения к Церкви, ко всякой святыне и чувство ответственности перед школой, дающей знания, умения и навыки к дальнейшей благо успешной жизни. А школа, в свою очередь, давая детям религиозно-нравственное воспитание, помогала и семье, и государству воспитывать молодое поколение граждан добрыми сынами и дочерями Церкви и Отечества.

Древнерусская начальная общеобразовательная школа была дома, в семье. Ребенку надлежало воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько нравственной атмосферой, которою он дышал. Воспитательницей была сама домашняя жизнь, в непреложности семейного уклада.

«Хозяин дома, отец семейства, - писал замечательный русский историк В.О.Ключевский, - был настоящий народный учитель в древней Руси, потому что семья была тогда народною школой или, точнее, народная школа заключалась в семье.

Принципы формирования русской православной семьи, православного воспитания детей зафиксированы еще в XVI веке в «Домострое». «Домострой» вобрал в себя многовековой уклад, традиции, опыт русской семьи, сохранил немало ценного, практически полезного для современного человека, семьи, общества.

Много внимания этому вопросу уделено в трудах святителя Тихона Задонского, Феофана Затворника, Иоанна Кронштадтского, Игнатия (Брянчанинова), Оптинских и Глинских старцев.

О важности семейной жизни не только для каждого человека, но и для государства и общества святитель Филарет Московский пишет: «Государство образовалось из семейств. Поэтому жизнь семейная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом «корень дерева». Любовь ребенка и матери должна быть подготовкой любви к Отечеству.

Главный совет по укреплению и сохранению семьи, который дают в своих творениях святые отцы, - снисходить к недостаткам («немощам») друг друга, «терпеть любовью», соблюдать согласие и мир». Первая забота родителей, пишет святитель Тихон Задонский, - научить детей жить по-христиански. Родители должны быть образцом для детей, что за плохое воспитание они не только будут наказаны неблагодарностью детей, - они дадут за это ответ перед Богом. Родители, рождая детей телесно,, должны растить их и духовно. «Родители истинные не те, что родили, но те, что воспитали. Родители, чтобы воспитывать исправных детей, сами должны исправно жить. Родители, если не воспитывают детей по-христиански, являются их убийцами».

«Нет заслуги в том, чтобы родить или родиться, - пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. - А заслуга перед Богом - воспитать ребенка и соделать его… добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином».

Согласно историческим свидетельствам, при воспитании детей у первых христиан родители строгость всегда соединяли с любовью. Обсуждая поступки детей, родители всегда указывали на жизнь вечную. Где христиане должны ожидать наград и наказаний.

Особенное внимание родители обращали на то, чтобы дети не столько заботились о своей наружности, сколько о своих внутренних качествах.

Чтобы привить своим детям добрые навыки, родители постоянно брали их с собой на богослужения, посещали вместе с ним больных и заключенных в темницах.

В процессе воспитания чрезвычайно важен пример матери, так как он является первым для ребенка. Нравственная сила женщин в деле воспитания вообще очень велика. Поэтому исторически в Православии особое внимание обращалось на воспитание девиц, будущих матерей, и их подготовку к жизни «… по свойству матерей раскрываются в детях добрые или худые стороны; матери служат для них первообразом».

История первохристианской Церкви украсилась примерами целого ряда матерей, воспитавших достойных детей.

Говоря о роли отца в воспитании детей, святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни судилища, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности».

В заключение приведем слова глинского иеромонаха Порфирия: «Отцы и матери!... дети ваши своим счастьем могут быть обязаны… не богатству, а своим добродетелям и благонравию…».

«Домашнее воспитание есть корень и основание всему последующему», - говорил святитель Феофан Затворник, автор многочисленных трудов о воспитании.

Несомненно, что достичь цели православного воспитания, решить его задачи, выполнить его требования возможно, если в воспитательный процесс будут включены все субъекты воспитания - семья, государство, Церковь.

Одно из первых условий воспитания детей в семье - это любовь. Любовь в высшем смысле, в соответствии с определением Ап. Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:1).

Любовь - великое таинство и дар. В церкви священнослужитель вопрошает новобрачных: «Желаешь ли ты дожить до любви с человеком, который стоит рядом с тобой?»[4] В такой семье ребенок научается самопожертвованию, смирению своих желаний и «хотений» для блага другого. Он не будет требовать удовлетворения капризов, внимания «к себе любимому».

Во-вторых, православная традиция основана на иерархичном устроении семьи. Во главе - отец. Его особое место связано с установлением духовно-нравственного уклада семьи с определением: для чего живет семья? Отец не только должен руководствоваться сиюминутными потребностями о «хлебе насущном», но и быть примером во всём, иметь возвышенные чувства. В православной традиции задачей отца было приготовить сына к трудностям, скорбям, испытаниям, чтобы ребенок стал сильным духом.

В семье происходит половое воспитание, которое порой в социуме низводится до физиологического подхода и основывается на попытке узаконить беззаконие. В традиционной русской педагогике половое воспитание рассматривалось как целомудренные отношения между мужчиной и женщиной, воспитание мужественности и женственности через выполнение обязанностей [4].

В-третьих, почитание родителей, старших - показатель верного подхода к воспитанию.

18 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.
19 Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем.
22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.
23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. (Бытие 9:18-25)

Библейские герои Сим, Хам, Иафет - нравственно-психологические образы поведения сына, который старается не видеть недостатков и падения отца или матери, неосуждение другого.

Нелегко быть ребенком, находиться в полной зависимости, послушании у родителей. И нелегко молодым родителям установить «границы-запреты» для ребенка, когда слышат вокруг о развитии творческой активности и самостоятельности детей. Но, только научившись слышать и слушать родителей, ребенок научается держать ответ, а, значит, и быть ответственным.

Русский религиозный философ И.А. Ильин, рассматривая основы духовно здоровой семьи, говорил о том, что в семье ребенок учится верному восприятию авторитета. «Ибо только свободное признание чужого высшего ранга, помогает переносить свой низший ранг без унижения и только любимый авторитет не гнетет душу человека» [1].

Если в семье формируются духовно-нравственные ценности, то такая семья способна оградить ребенка от искушений и соблазнов, способна научить ребенка отличать добро от зла, а, выбрав добро, устоять в нем.

Семейное воспитание - великий труд, жертвенность, любовь, и оно не может основываться только на функциях организации быта, физического воспроизведения и общения. Семейное воспитание невозможно подменить социальным.

«Узнавание» традиций семейного воспитания - мощный стимул к внутренней, духовной работе всех членов семьи.

Очень важно помочь семье открыть традиционные ценности воспитания, а образовательным учреждениям понять: какие духовно-нравственные ценности они исповедуют и насколько уклад жизни (а не функционирования) соотносится с ними.



© 2010-2022