Методический материал в копилку классного руководителя Модель ученического самоуправления в начальной школе

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание системы воспитательной работы в классе,

развитие самоуправления в классе через участие

в детской общественной организации «Бригантина»



Методический материал в копилку классного руководителя Модель ученического самоуправления в начальной школе



Описание модели ученического самоуправления

в отряде «Дружный»

Наш девиз: Только вперёд! Ни шагу на месте!

Только вперёд! И только вместе!


Классный руководитель: Ильенко Надежда Борисовна

Краснодарский край ст. Ленинградская

МБОУ СОШ № 6

ФГОС в качестве одной из важнейших задач школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим классным коллективом.

Ученическое самоуправление как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей, при определенных условиях может способствовать решению проблемы формирования и развития социальной активности личности.

Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность.

Задача органа самоуправления под руководством классного руководителя организовать такой образ жизни в классном коллективе, где всё - для ученика и всё исходит от ученика.

В основу воспитания младших школьников легла игровая модель. Она создала условия для участия ребят в коллективных творческих делах.

Цели органа самоуправления

1. Содействие развитию ребенка. Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и многие другие.
2. Организация эффективного функционирования учебной группы. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и завершая созданием условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения учащихся.
3. Формирование у школьников готовности и способности играть свою роль в системе социальных ролей человека. Самоуправление позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности.

Самоуправление - это пространство, на котором формируются гражданские компетенции учащихся. Создаётся атмосфера свободного творчества, развиваются личностные качества ребёнка.

Снова у меня первоклассники! Хочется научить каждого из них быть самостоятельным, ответственным, имеющим свое мнение и в то же время уважающим мнение другого человека.

Чтобы добиться этого, стараюсь довести до сознания детей, что общий успех, общая радость зависят от личного участия каждого во всем, чем живет он сам, его товарищ и класс в целом.

Прошли первые дни учебы, дни знакомства с ребятами и учителями. Надо налаживать работу классного коллектива. Как же сделать так, чтобы ничего не оставить без внимания, охватить все моменты учебной и внеучебной деятельности?

На одном из классных часов мы все вместе думаем, что нужно сделать, чтобы нам было весело и интересно жить в школе. «Надо каждому поручить какое-то дело», - решают ребята. И тогда мы начинаем готовиться к празднику «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики». Разучиваем стихи, танцы, песни. На праздник приглашаем родителей, гостей.

Методический материал в копилку классного руководителя Модель ученического самоуправления в начальной школеМетодический материал в копилку классного руководителя Модель ученического самоуправления в начальной школе

Методический материал в копилку классного руководителя Модель ученического самоуправления в начальной школеМетодический материал в копилку классного руководителя Модель ученического самоуправления в начальной школе

Когда праздник в самом разгаре, раздается стук в дверь и появляются сказочные герои. Это мои выпускники пятиклассники. Они пришли к нам в гости. Каждый принес с собой подарки: в пакетиках у ребят необычные значки. (Значки мы купили, вынули из них картинки и вставили свои с изображениями сказочных героев).

Дети очень обрадовались приходу гостей и их необычным подаркам. Как же поделить значки? На помощь пришли интересные загадки. Таким образом, возле каждой группы ребят появился сказочный герой. Он прикрепил ребятам «свои значки» с изображением ёжика, Буратино, Кота в сапогах, крокодила Гены, медвежонка Миши, Чипполино, Дюймовочки, мышки, медведицы Маши. Колобка, слоника, петушка.

- Понравились ли вам значки? Хотите научиться тому, что мы умеем сами? - спрашивают пятиклассники.

Конечно, все с восторгом включаются в игру. Так в классе появились сказочные герои, каждый - со своим предложением.

- Ёжик - трудолюбие, старание, активность в учебе.

- Буратино - готовность учащихся к уроку.

- Кот в сапогах - книголюб, узнает новое, интересное, спешит рассказать другим.

- Крокодил Гена - доброта, чуткость и внимание к окружающим.

- Медвежонок Миша - занятие спортом.

- Чипполино - борец за дружбу и справедливость.

- Дюймовочка - старается узнать интересное о природе.

- Мышка - дежурный в классе следит за порядком.

- Медведица Маша - организатор игровых перемен.

- Колобок - общество чистых тарелок.

- Слон - чистота - залог здоровья.

- Петух - не дерись как петух, не обижай слабых.

В классном уголке каждую неделю рядом с фотографией ученика появляется значок с изображением сказочного героя. Таким образом, дети учатся выполнять поручения.

Со временем содержание дел расширяется. Ребята объединяются в группы - семейки. В каждой семейке выбирается старший братик или сестренка. Он полностью организует работу своей семейки, распределяет поручения, контролирует их выполнение. Учитель в случае необходимости обращается только к нему. Старший по семейке - должность переходящая. Каждый в течение четверти хотя бы одну неделю выступает в роли организатора.

В конце каждой недели старшие по семейкам рассказывают о своей работе, а остальные дети оценивают её. Если работали дружно, то на стенде появляются маленькие солнечные зайчики. В конце четверти в нашей Солнечной стране - праздник. Мы подводим итоги соревнований, определяем три семейки победителей. Эти семейки принимают участие в какой-нибудь игре. Например, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?» и другие.

В новой четверти соревнование начинается с «нуля». Поэтому каждый может постараться и победить в следующий раз.

Так постепенно первоклассник успевает побывать и в роли организатора, и в роли исполнителя. Это очень полезно и интересно детям. Ребята учатся понимать значимость своего труда, оценивают труд своих товарищей. Это схема жизни детей в классе. Творчество детей , родителей и учителя раскрашивают эту работу в разнообразные тона. И тогда повседневные дела становятся осмысленными, интересными, нужными для всех.

Основу жизни классного коллектива составляют правила дружбы:

  • Не ссорься с друзьями, старайся играть с ними дружно.

  • Делись с товарищами, если у тебя есть интересные книги, игрушки.

  • Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается.

  • Помогай товарищу, если умеешь что-то делать, научи его.

  • Останови товарища, если он делает что-то плохое.

  • Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.

Структуру ученического самоуправления в классе можно представить виде схемы:


Общее собрание

классного коллектива

1 раз в месяц

Методический материал в копилку классного руководителя Модель ученического самоуправления в начальной школе


Постоянные поручения

Совет класса:

- капитан

- помощник капитана


Методический материал в копилку классного руководителя Модель ученического самоуправления в начальной школе


Временные поручения (сменяемость каждую неделю)

- старший семейки

- ёжик

- Буратино

- кот в сапогах

- крокодил Гена

- Чипполино

- Дюймовочка

- мышка

- медведица Маша

- колобок

- слон

- петух

Кроме того, в первом классе ребят принимают в детскую школьную организацию «Бригантина». Вожатая, пятиклассники, классный руководитель готовят для первоклассников праздник «Мы - первооткрыватели». Праздник - путешествие на маленьких лодочках (каждая семейка на своей лодочке) по реке. Плывут лодочки от пристани до пристани. Названия пристаней соответствуют названиям фарватеров: «Сами с усами», «Не опоздай», «Хочу стать взрослым», «Вот мой дом родной». На каждой пристани ребята узнают о работе одного из фарватеров и предлагают выполнить задание. За быстро и правильно выполненное задание семейка получает деталь корабля. Выполнив все задания, учащиеся из деталей составляют школьный корабль «Бригантина». Произнеся клятву и спев песню - гимн «Школьный корабль» ребята становятся членами организации и отправляются в большое многолетнее плавание по океану школьных дел. Теперь они будут получать задания от Совета «Бригантины». За их выполнение учащиеся получают призовые очки и принимают участие в конкурсе класс года.

Во 2-3 классах дети стали старше, поэтому сказочные герои заменены на:

Временные поручения (сменяемость каждую четверть)

- старший семейки

- Знайка

- хозяюшка

- Самоделкин

- книголюб

- затейник

- санитар

- цветовод

- спартанец

Основу жизни классного коллектива составляют правила:

  • Относись к выполнению порученного дела ответственно.

  • Выполняй поручения с удовольствием.

  • Помни, что выполнением поручения ты помогаешь окружающим.

  • Если трудно, обращайся за помощью.

  • Спеши делать добро!

В четвёртом классе учащиеся готовятся к приёму в детскую организацию «Пионеры Кубани». Поэтому меняется структура ученического самоуправления.

Совет класса

Командир - координирует работу органов ученического самоуправления в классе.

Староста - помощник учителя

Совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий. В идеале - помощь отстающим в учебе и контроль посещения уроков.

Учебный сектор:

  1. Осуществляет контроль за посещаемостью.

  2. Осуществляет контроль за успеваемостью.

  3. Осуществляет контроль за ведением дневников.

Трудовой сектор:

1. Организация класса на субботники, генеральные уборки.

2. Ответственные за состоянием мебели в классе.

Сектор спорта и здоровья:

1. Помощь классному руководителю в организации спортивных мероприятий.

2. Организация участия класса в школьных, районных спортивных соревнованиях.

3. Организация проведения физминуток на уроках и перемен.

Культмассовый сектор:

1. Помощь классному руководителю в организации досуга учащихся.

2. Организация участия класса в школьных конкурсах и мероприятиях.

3. Участие в акциях, школьных праздниках и т.д.

Редколлегия:

  1. Сбор информации и выпуск газет, плакатов, листовок, молний.

  2. Оформление и украшение класса на классных праздниках.

Правила жизни классного коллектива:

1. Не обижайся без дела!

2. Не дерись без обиды!

3. Зовут играть - иди, не зовут - попроси, это не стыдно!

4. Играй честно!

5. С учителем из - за отметки не спорь и на учителя не обижайся!

6. Не ябедничай за спиной товарища!

7. Чаще говори: давай играть, давай дружить!

8. Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу!

9. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя попросят!

10 Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других!

11. Не будь грязнулей!

12. Дорогу переходи внимательно, не торопись!

13. Иди в школу, и пусть она будет тебе в радость!

Немаловажную роль в организации самоуправления в классе, конечно же, играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее. На моих родительских собраниях практически всегда бывает 100% явка. Как я добиваюсь этого. Ответ очень прост. На каждом собрании новая, интересная, глубоко волнующая как меня, так и родителей тема. Большая, серьёзная, совместная подготовительная работа к родительскому собранию.

Естественно, участие родителей в жизни класса не ограничивается только посещением родительских собраний, ремонтом класса, непосредственным участием в школьных мероприятиях, оно гораздо шире: походы, поездки на экскурсии и многое другое. Здесь, как вы видите, прослеживается связь, которая никогда и нигде не должна прерываться: школа - ученик - родители.

Таким образом, можно сделать вывод:

  • Самоуправление в школе - необходимый компонент современного воспитания.

  • Самоуправление способствует личностному росту младших школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

  • Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели в среднем и старшем звене.

  • Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей.

  • Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.

А это и есть формирование социальной активности.



© 2010-2022