Классный час-тренинг по профилактике курения

Раздел Воспитательная работа
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Норикова Ольга Алексеевна

Тренинг по профилактике курения

Цель: профилактика курения, формирования установки на здоровый образ жизни.

Задачи:

- информирование (просвещение) учащихся об истории распространения курения среди людей и последствий этой вредной привычки;

- активизация размышлений о вреде курения и его последствий;

- формирование установки на здоровый образ жизни и отказе от курения.

1. Упражнение «Знакомство»

Участникам предлагается называть свои имена и на первую букву имени назвать прилагательное. Например: «Меня зовут Ольга, Общительная».

2. Упражнение «Скульптура зависимости»

Участники делятся на группы. Каждая группа должна придумать и показать «Скульптуру никотиновой зависимости». Когда одна группа демонстрирует скульптуру - остальные попытаются угадать, что она обозначает. После этого участники групп объясняют свою позицию по отношению к курению.

3. Упражнение «Ассоциации»

Из списка слов предлагается выбрать те, которые относятся к человеку, к его чувствам и состояниям, и те, которые относятся к курению и сигарете.
Список слов: дружба, удовольствие, Чернобыль, одиночество, общение, яд, гости, растение, радость, зависимость, мода, современность, самостоятельность, независимость, отрава.
После составления на большом листе ватмана двух списков слов членам группы предлагается дополнить его по этому же принципу самостоятельно.

4. Упражнение «Мое мнение»

Участниками выбираются карточки с неоконченными предложениями, которые им нужно продолжить.

Таблица 5 - Список неоконченных предложений

Неоконченные предложения

1

Люди курят, потому что…

2

Сигарета в руке - это…

3

Для того, чтобы бросить курить, надо…

4

Курение дает возможность…

5

Когда мне предлагают закурить, я говорю…

6

Если мне предлагают закурить, я говорю…

7

Когда я смотрю на курящих, то…

8

Удержаться от сигарет можно, если…

9

Свобода от вредных привычек - это…

10

Жизнь без табака - это…

11

Если возникают мысли о курении, то…

12

Замах сигарет вызывает у меня…

13

«Курильщики» теряют…

14

Реклама сигарет- это…

15

Курящий человек похож на….

16

Человека от сигареты может уберечь…

17

Курить - это…

18

Не курить - это…

19

Если я отведаю вкус табака, то…

20

Я думаю людей волнует проблема курения, потому что…

21

Опаснее курения может быть…

22

Зависимость от курения можно победить, если…

23

Люди начинают курить тогда, когда…

24

Люди, которые курят, знают о вреде сигарет, но продолжают курить, потому что…

25

Последствиями курения являются…

26

Бросить курить можно, если…

5. Упражнение «Привычка и внешность»

Участникам предлагается изобразить курящего человека, используя жесты и мимику.

Обсуждение:

Вы, очевидно, заметили, что у курящих людей изменяются привычки, жесты, мимика. Это происходит из-за возникающей зависимости от курения. Такое аддиктивное, то есть зависимое поведение, не может приносить положительных результатов в деятельности. Появляется нервозность, раздражительность, легко возбудимость, нетерпеливость, частая смена настроения и сильно выраженная тяга к курению.

Рассмотрим развитие привыкания к курению:

Преклиническая стадия. В преклинической стадии человек курит достаточно редко, в основном в компании курильщиков. Он может полностью воздерживаться от курения, а если курит, то количество выкуриваемых им сигарет не превышает 2 - 5 в день.

Начальная стадия курения характеризуется нестойким влечением к табаку. Со стороны центральной нервной системы и внутренних органов патологических изменений у курильщиков в этот период не отмечается. Иногда могут иметь место лишь функциональные, легко обратимые нарушения (например, вегетативная дистония). Количество выкуриваемых сигарет или папирос курильщиками не превышает 5 - 10 штук в сутки. При известном усилии воли такие люди в состоянии самостоятельно прекратить курение. Они могут не курить даже по нескольку дней, не испытывая при этом какого-либо неудобства. У них иногда возникает влечение к курению, но оно не носит стойкого характера. Эти люди обычно прибегают к сигарете лишь в компании курящих. Следовательно, в указанной стадии не отмечается выраженных абстинентных явлений.

Вторая стадия (развернутая, или выраженная стадия) «хронической интоксикации» табаком. О второй стадии хронической интоксикации табаком можно говорить тогда, когда тяга к сигарете становится стойкой. В этой стадии прекращение курения приводит к развитию абстинентного синдрома. Степень его интенсивности выражается в зависимости от длительности курения, количества выкуриваемых сигарет и динамической реакции на него. Во внутренних органах курильщика могут возникать различные патологические изменения, которые все более нарастают. Никотин в таком случае вредно влияет на нервную систему.

В описываемой стадии отмечается повышенная раздражительность, неуравновешенность, головные боли, головокружения, расстройство сна. Нарушения в функционировании сердечно-сосудистой системы проявляются учащением сердцебиений, повышением артериального давления, иногда нередко выраженными симптомами стенокардии. Поражается дыхательная система - развиваются бронхит, ларингит, фарингит. Указанные заболевания, если они не приняли хроническую форму после прекращения курения, могут претерпевать обратное развитие.

Во второй стадии человек обычно выкуривает от 15 до 20 сигарет в сутки.

Тяжелая стадия хронической интоксикации табаком. Тяжелая стадия хронической интоксикации табаком наблюдается у людей со «стажем» курения свыше 30 - 40 лет. Наряду с резко выраженной тягой к курению и абстинентным синдромом, протекающим более тяжело, отмечается высокая толерантность к табаку. Эти люди выкуривают по 40 - 50 сигарет в день. Со стороны соматической сферы у части из них наблюдаются серьезные нарушения, нередко оказывающиеся необратимыми: хронический бронхит («бронхит курильщиков»), атеросклероз (общий и коронарных сосудов сердца), гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка, патологические изменения в сосудах печени, поджелудочной железы, мочеполовой системы.

В молодом возрасте эти болезни могут быть невыраженными, но в среднем, пожилом и старческом возрасте они дают себя знать - проявляются в той или иной патологии.

6. Упражнение «Курению - нет!»

Всех участников случайным образом делят на три подгруппы, каждой из которых по вариантам предлагается определить причины и последствия курения. Далее каждая группа по очереди представляет результаты своей работы на ватмане, выписывая в один столбик причины возникновения зависимости, а в другой - ее последствия.

Пример:



Таблица 6 - Причины и последствия курения

Причины

Последствия

Скука

Скандалы дома

Поиск новых приключений

Денежные трудности

За компанию

Плохое самочувствие

Чтобы расслабиться

Столкновение с законом

Для вдохновения

Истощение

Далее все участники группы, работая вместе, пытаются определить альтернативные позитивные спо­собы удовлетворения возникающих потребностей, которые могут являться следствием возникновения различных зависимостей.

7. Упражнение «Последствия курения»

Участника дается задание вспомнить наиболее распространенные последствия курения для здоровья человека. Название заболеваний записываются на отдельные листы бумаги, ведущий уточняет симптомы и течение данных заболеваний. Затем как в лотерее каждый участник должен вытащить листок с названием заболевания и проиграть симптомы заболевания в группе.
В конце игры проводится работа с эмоциональными реакциями участников, возникшими в процессе выполнения упражнения.

8. Упражнение «Мы против курения»

Участникам предлагается придумать слоган о вреде курения, предложить на каком продукте потребления он может быть использован.

9. Упражнение «Принятие решения»

По статистике, если человек выкуривает в день полторы пачки сигарет («отравляющих снарядов»), то это приравнивается к тому, что он в течение года добровольно 300 раз подвергается флюорографии.
Кроме того, токсичность табачного дыма в 4,5 раза выше токсичности выхлопных автомобильных газов. При выкуривании 20 сигарет человек фактически дышит воздухом, загрязнение которого в 580 - 1100 раз превышает гигиенические нормы.
Для дальнейшей активизации сознания студентов предлагается на отдельном листе бумаги написать следующее:
«подарки» от курения (снижение интеллектуальных способностей, умственной и физической трудоспособности, формирование конфликтности характера, угроза возникновения ишемического заболевания сердца, гипертонической болезни, гастрита, язвы желудка, хронического бронхита, эмфиземы легких, раковых заболеваний, потеря привлекательности, преждевременное старение, сокращение жизни в среднем на 10 - 15 лет).
На оборотной стороне листа написать, что они получат в результате отказа от курения: (крепление здоровья, прекрасный сон, возрастание умственных и физических способностей, спокойную нервную систему, повышение устойчивости к стрессам, улучшение взаимоотношений с родителями, высокую работоспособность, повышение интереса к жизни, к творчеству, рост самоуважения). Лист бумаги с перечисленными показателями, аккуратно сложив, положите в пачку сигарет («отравляющих снарядов»).

Когда пачка закончится, лист переложите в другую пачку. Пусть эта информация постоянно помогает вам определиться в вопросе: курить или не курить?

10. Упражнение « Почему я решил бросить курить»

Каждый участник тренинга аргументирует свою позицию о причинах, побудивших его бросить курить, остальные участники группы пытаются отговорить его.

11. Упражнение «Заключение договора»

Участники тренинга заключают договор об отказе от курения на 12 часов, фотографии участников прикрепляются на лист ватмана.

12. Упражнение «Афоризм» (заключение)

Один из мыслителей прошлого (Публий Сир) сказал: «Стерпев пороки друга, наживешь их себе».

Обсудите эту мысль применительно к проблеме курения. Все участники тренинга высказываются по очереди.

© 2010-2022