Исследовательская работа История школьной парты и доски

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Исследовательская работа


История школьной парты и доски.


Оглавление.



  1. Введение.

  2. Самая «школьная» мебель - парта, стол.

  3. «Стена» для мела - доска.

  4. Заключение.

  5. Список использованной литературы.


  1. Введение.

В нашем мире огромное множество вещей, которые нас окружают, и которыми мы пользуемся постоянно, не обращая внимания на их названия. Мы привыкли к ним. Одни сопровождают нас всю жизнь, другие - только маленький отрезок. Многие вещи настолько сживаются с нами, что по ним можно определить наши привычки, характер (что, кстати, превосходно делал знаменитый сыщик Шерлок Холмс). А у некоторых вещей, наоборот, свой характер, они требуют от людей внимания, не позволяют пренебрегать ими.

Иногда хочется повнимательнее присмотреться к предметам, окружающим нас. Что мы знаем об их происхождении? Например, кто и когда придумал ручку, ножницы, телевизор, магнитофон и многое другое? Как эти вещи выглядели в далеком прошлом и были ли они вообще тогда?

Итак, самый обычный день. Утро. Я поднимаюсь и собираюсь идти в школу. Скоро прозвенит школьный звонок и начнется обычный урок в обычной школе в обыкновенном классе, в котором мне все знакомо и все знакомое окружает меня: стол, стул, тетради, учебники, ручка, доска.

  1. Самая «школьная» мебель - парта, стол.

«Каков рацион войск на марше? Сколько требуется кирпичей для постройки платформы заданных размеров? Сколько нужно людей для перевозки обелиска? Как поставить на пьедестал колоссальную статую? Как организовать военную экспедицию?» - эти и еще многие другие вопросы задавали детям на экзаменах в Древнем Египте. Интересно, на какие из этих вопросов могут ответить современные школьники? Уже задолго до начала нашей эры начали создаваться школы при храмах. Строительство пирамид и гробниц, храмов и гаваней, маяков и дорог требовало знающих и умелых людей. В начале обучения школьники Египта твердили «Гимн Нилу» и «Поучение Аменемхата», юноши в Греции заучивали отрывки из поэмы Гомера, ученики в Китае усердно зубрили афоризмы и изречения Конфуция:

Что знаешь, то считай, что знаешь;

Незнание считай незнанием.

Это и есть знание.

После обучения грамматике, письму, рисунку начиналась «спецализация». Предстояло изучать законы и уложения, историю и а учиться разбираться в основах техники. Программа, судя по приведенным вопросам, была довольно насыщенной. Правда, и тогда уже появлялись первые прогульщики. Так, учителя увещевали некоторых нерадивых учеников: «Говорят мне, ты бросил писание и закружился в удовольствиях. Ходишь с улицы на улицу, и исходит от тебя запах пива. О, если бы знал ты, как вино отвратительно. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Будь настойчив в работе ежедневно, и ты овладеешь своим делом». Однако не все меняли знания на пиво, хороших учеников набиралось, конечно, больше.

Уже вV веке до нашей эры в Афинах не было ни одного неграмотного! Обучение в Древней Греции к тому времени велось в основном в домашних условиях, и им занимались только мужчины. Отец или мужчина-преподаватель обучали ребенка обращению с оружием, танцами, музыке, ораторскому искусству. Экзаменов не проводилось, но пользовались популярностью всевозможные соревнования - в учебе, спорте, красноречии. Обучение мальчиков и девочек шло совместно, и последним скидки не давали. К женщинам в древности предъявляли довольно высокие требования. Гречанки обязаны были знать астрономию, математику, философию. Определение «пуэлла докта» - «ученая девица», существовавшее в Риме в III веке до нашей эры, совсем не считалось оскорбительным (как в наиболее поздние времена прозвище «Синий чулок»). Благородные римлянки воспринимали его как наилучший комплимент.

А как, интересно, выглядела школа внешне? На чем, например, дети сидели?

В Древнем Египте ученики сидели обычно прямо на полу, скрестив ноги. На колени клали дощечку - подставку для письма. Может, именно ее считать «прабабушкой» современной парты? В античной Греции дети сидели на низеньких скамеечках, но восковые дощечки для письма все равно клали на колени.

Привычная всем парта появилась примерно 120 лет назад. Создал ее знаменитый офтальмолог и гигиенист позапрошлого века профессор Московского университета Ф.Ф. Эрисман. А название она, видимо получила от латинского слова «партис» - «группа», то есть стол и скамья, соединенные вместе. Эрисман, обеспокоенный детской близорукостью, считал, что возникает она от «неправильных» школьных столов и скамей. И он предложил ту конструкцию (с наклонной верхней поверхностью), которая была распространена в года наших родителей.

Парту сконструировали на основе серьезных антропометрических исследований. Считалось, что лучше всего, когда высота стола равняется половине роста человека. Соответственно поднималось над полом и сиденье парты или стула. Ученику полагалось сидеть прямо, чтобы вырабатывать правильную осанку. За этим строго следили учителя.

Исследования, проведенные в наше время ученными разных стран, показали, что та самая хваленная прямая поза, которую еще требуют от учеников, - одна - из самых напряженных и неудобных. Еще утомительнее и вреднее сидеть за низким столом, особенно когда высоковат стул и приходится сильно наклоняться при письме. Но и она способна утомить.

Исследователи пришли к заключению, что школьнику во время урока следует несколько раз менять позу, и, естественно, мебель должна этому помогать. Установлено, например, что ученики младших классов обычно сидят достаточно прямо, но надолго их не хватает: они подвижны, неспокойны. Старшеклассники же любят писать, читать или просто слушать учителя, как бы перенеся на руки центр тяжести, сильно подавшись вперед и облокотясь на стол. Выяснилось также, что держать книгу или тетрадь на одном и том же расстоянии от глаз малышу и десятикласснику, как считали прежде, тоже не следует для первоклассников позволительно склоняться над книгой не ниже, чем на 25 - 30 сантиметров, для 16-лет них это расстояние увеличивается до 35 - 40 сантиметров.

Так что получается, столы и стулья для школьных занятий несравненно удобнее, особенно в младших классах. Тем более что нынешние ученики больше имеют дело с различными материалами, инструментами и приборами, чем с книгой и тетрадью. Уроки физики, химии проходят в специально оборудованных кабинетах, где ребята проделывают самостоятельные опыты и наблюдения, для проведения которых требуется горизонтальная поверхность.

Правда, требования сегодня к школьной мебели просто на уровне космических. Она не должна бояться ни горячей воды, ни мыла, ни стиральных порошков, ни дезинфекции. С полок, где хранится портфель или ранец (гораздо более вместительных, чем у старых парт), должен легко удаляться мусор. Когда мебель двигают по полу, она не должна оставлять следов. А самое главное, ей надлежит переносить все «контакты» со школьниками. Старое, привычное дерево плохо справляется с этими требованиями. Поэтому на смену ему идут всевозможньие ударопрочные пластмассы и металл. Высота стула и стола со временем будет регулируемой, так что каждый ученик сможет отладить свое «рабочее место» под собственный рост.

А знаете ли вы? Почему школьную мебель, особенно поверхности столов, врачи-гигиенисты рекомендуют окрашивать в светло-зеленый цвет?

Этот цвет наименее утомителен для глаз.


  1. «Стена» для мела - доска.


Писать и рисовать на стенах домов в древнем Риме не возбранялось. И жители охотно это делали. А так как грамотных хватало, то и надписей было столько, что один остроумный горожанин даже нацарапал такие стихи:

Я удивляюсь тебе, стена, как могла ты не рухнуть,

А продолжаешь нести надписей столько дрянных?

Кто же учил римлян грамоте? Как ни странно это может показаться на первый взгляд - рабы. Древний Рим славился своей богатой культурой, и создателями ее в первую очередь являлись не знатные и богатые рабовладельцы, а люди, которые занимали гораздо более скромное положение. Прозаики, поэты, философы, ученые, юристы, врачи, художники, скульпторы, архитекторы, строители, ремесленники в подавляющем большинстве никакого отношения к миру знати не имели. Среди них встречалось очень много покоренных народов, вольноотпущенников и рабов. Почти все городские рабы владели грамотой, более того учителя и врачи являлись в основном рабами.

И первая классная доска была изобретена, как считают, безвестным рабом-педагогом именно в Древнем Риме. Что подсказало ему это изобретение? Может быть, исписанная стена? Теперь на этот вопрос не ответит никто, но с тех пор могучее и еще пока не превзойденное по многим свойствам средство передачи информации получило самое широкое распространение во всем мире.

Доска мало изменилась за последние сотни лет. Но усовершенствовать ее необходимо. Во-первых, размеров доски не всегда хватает, одновременно отвечать урок у нее могут двое, от силы трое учеников. Во-вторых, ребятам небольшого роста, как не тянись, не достать до верхнего края. В-третьих, много времени уходит на стирание написанного. В-четвертых, даже самые аккуратные чаще всего покидают место у доски с испачканными мелом руками, одеждой. Словом, то, что доску надо совершенствовать, сомнений не вызывает. Но как?

В некоторых японских школах традиционную черную классную доску заменили белой пластмассовой. Пишут на ней авторучкой с толстой кисточкой, пропитанной легко стираемыми чернилами шести цветов.

Можно сделать доску в виде замкнутой в кольцо ленты, которая бы прокручивалась вручную или с помощью небольшого электродвигателя. Верхний барабан приводной, а нижний погружен в ванну с водой, где специальное устройство смывает мел. Другой вариант - доска сделана в виде книги. Благодаря этому ее площадь значительно увеличивается.

А что если составить доску из подвижных секций? Так и сделали ученики одной из школ в Курской области под руководством своего учителя математики. Отвечать у такой доски может хоть полкласса, не мешая друг другу, и по ходу урока ничего не надо стирать: ведь ее полезная площадь - 17 квадратных метров. Это втрое больше, чем у обычной доски. Ученик может повернуть свою секцию под любым углом, поднять, опустить, - словом, приладить под себя. Наверное, для школы такая доска наиболее удобна, ведь она проста и не требует специального обслуживания.

Но доски нужны не только в классах, в больших залах тоже - для проведения лекций, конференций, семинаров, Для таких случаев применяют более сложные устройства. Например, вместо деревянной или пластмассовой поверхности используют освещенную стеклянную панель, за которой в нишах расположено множество маленьких магнитиков. На стекле мелом написать не удастся, зато можно воспользоваться электромагнитом. Стоит прикоснуться им к панели, из своих ниш выскочат маленькие магнитики и прилипнут к обратной стороне. Если прикоснуться наскоро и тут же отвести руку, получится точка, а если начать писать, то магнитики в точности повторят ваши движения. Получится слово, чертеж, формула. Для стирания изображения включают другой электромагнит, и все магнитики прячутся обратно в ниши.

В больших аудиториях при выступлении все чаще используют экраны с проецируемым на них изображением. Для таких экранов и указка должна быть особенной. Она световая, а в качестве источника света в ней используется портативный лазер с батарейным питанием. Указка высвечивает в нужном месте экрана яркое красное пятно, которое хорошо видно даже при дневном свете.

4. Заключение.

Из всей проделанной мной работы и всего вышесказанного можно сделать вывод: парта и доска во все времена решали определенные гигиенические задачи, несмотря на все модернизации, которые существовали. Парта и доска должны быть удобны для работы школьника, и иметь современный дизайн, соответствующий времени.

Это подтверждается проведенными мной опросами.

Было опрошено 20 родителей и 20 учеников разных классов.

Вопрос: «Какой должна быть школьная парта и школьная доска?»

Анализ ответов родителей:

17 родителей ответили удобной, 3 родителей - удобной и красивой (современной).

Анализ ответов учащихся:

15 школьников ответили удобной, и быть современной, 5 школьников - удобной, остальное не важно.



5. Список использованной литературы.


  1. Богданов В.В., Попова С.Н. «История обыкновенных вещей», Москва «Педагогика - Пресс», 1992г.

  2. Петрунин А.В. «История школьных принадлежностей», Смоленск, 1994г.

Исследовательская работа История школьной парты и доски

Исследовательская работа История школьной парты и доски

Школа в Двуречье.


Исследовательская работа История школьной парты и доскиПарта с доской.

Конец XIX - начало XX века.

Исследовательская работа История школьной парты и доски

Средневековая школа.


Гравюра А. Дюрера.

Исследовательская работа История школьной парты и доски

Школа.

Русская миниатюра XVI в.

Исследовательская работа История школьной парты и доски

Школьная парта.


Конец XIX - начало XX в.

Исследовательская работа История школьной парты и доски

Школьный класс.


Рисунок Г. Доре.

Исследовательская работа История школьной парты и доски

Школа. Париж, 1815 г.

Исследовательская работа История школьной парты и доски

Н. Богданов-Бельский

Устный счет.

В народной школе С.А. Рачинского. 1895



Богданов-Бельский Николай Петрович

(1868 - 1945)


Богданов-Бельский, крестьянин по происхождению, посвятил свое творчество изображению жизни народа, такой, какая она есть, без прикрас. Кроме живописи, рассказывающей о жизни простых людей, кисти Богданова-Бельского принадлежат еще и портреты. Наибольшую известность ему принесла картина «Устный счет».

Перед нами обычный класс сельской школы. Только что ребятам была предложена задача, которую кто-то уже решил и теперь делится «по секрету» с учителем, кто-то только ищет решение, а кто-то не может найти ответ. Дети одеты очень просто, даже бедно, но видно, что они тянутся к знаниям, которые потом помогут им во «взрослой жизни».


© 2010-2022