- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Конспект Технология развития критического мышления во внеурочной деятельности
Конспект Технология развития критического мышления во внеурочной деятельности
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Важдаева О.В. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технология развития критического мышления во внеурочной деятельности
Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.… В современном обществе на первый план выходит важнейшая социальная деятельность - обеспечение способности системы образования и воспитания гибко реагировать на запросы личности. Поэтому, в своей работе по внеурочной деятельности, активно использую технологию развития критического мышления. К данной технологии ещё недавно относились как к интересной новинке. В настоящее время данная педагогическая технология стала неотъемлемым элементом школьной практики многих учителей.
Считаю, что в работе с детьми в режиме технологии развития критического мышления можно вести внеурочную деятельность: проведение классных часов, классных мероприятий, коллективно - творческих дел и т.д. При использовании данной технологии важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин - всё можно обсуждать или подвергать анализу.
Базовая модель «вызов - осмысление содержания - рефлексия» отражает 3 стадии единого процесса движения учеников от поставленных целей к результатам воспитания. На стадии вызова предполагается вызвать «на поверхность» имеющиеся у ребят знания, убеждения. Мотивом к обсуждению может стать обмен противоречивой и неполной информацией. Важно на данной стадии не допускать критики. Никто не отвергает и не поправляет любые высказанные точки зрения, даже если они кажутся неправильными. Если педагог грамотно организует работу класса на стадии вызова, у детей возникает естественное желание узнать новое, поделиться своими мыслями, что-то обсудить. Когда ребята работают с различной информацией: читают специально подобранные тексты, слушают объяснение педагога, просматривают фильмы, дискутируют, они стараются найти ответы на свои вопросы. Эта стадия называется осмыслением содержания. На стадии рефлексии воспитатель и воспитанники возвращаются к возникшим на стадии вызова вопросам и проблемам, сопоставляют новую информацию с тем, что знали об этом раньше. Для этой стадии характерны вдумчивые рассуждения, обмен мнениями. В процессе рефлексии ученики формулируют выводы по обсуждаемой теме.
Технология развития критического мышления предлагает для выбора целый набор стратегий, приёмов и методов, которые можно использовать во внеурочной деятельности на всех стадиях единого процесса. На стадии вызова часто использую «Корзину идей». На стадии содержания - кластеры, чтение с остановками, таблицы вопросов, игру «Как вы думаете?» (всегда, иногда, никогда), перекрёстную дискуссию (хорошо - плохо, возможно - невозможно); применяю различные стратегии: «ИДЕАЛ», « ИНСЕРТ», стратегию «До и после»; приёмы «Плюс - минус - интересно», «Фишбоун», «Верите ли вы…», «Неоконченное предложение». На стадии рефлексии детям нравится приём «ПОПС - формула», написание синквейнов.
В результате использования ТРКМ во внеурочной деятельности у детей происходит соотнесение внешней информации с имеющимися знаниями, опытом и собственным поведением; выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что - отвергнуть. При этом воспитанникам часто приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию.
В результате систематического применения ТРКМ во внеурочной деятельности формируются:
· способность к выбору
· способность оценивать себя, свои действия и поступки
· личностные приоритеты (образ «Я»)
· функция ответственности
· поиск смысла жизни
Задача воспитателя обеспечить возможность для становления и развития личности. Критическое мышление учит детей активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. При этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, сотрудничать с другими детьми, причём не только спорить, но и находить точки соприкосновения. Когда мы мыслим критически, задействованы разум, эмоции и чувства. И как итог - критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых.