Соц. проект Мы выбираем жинь

Раздел Воспитательная работа
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Соц. проект Мы выбираем жиньМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 р.п.Чунский



СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«МЫ ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ!»


Тема: «НЕ УБИВАЙТЕ МАТОМ ХРОМОСОМУ»









Выполнила: ученица 9 «а» класса

МОБУ СОШ№1

Щепина Евгения

Руководитель:

Мардамшина Оксана Валерьевна




р.п.Чунский

2014 г

Цель:

Развитие у подростков осознанного неприятия к сквернословию

как способу воздействия на личность и на окружающих.

Задачи:

1. Повысить интерес к родному языку, родной культуре.

2. Повысить требовательность к своей речи.

3. Включить сверстников в совместные дела, направленные на










Обоснование

«Слово - дело великое. Великое, потому

что словом можно соединить людей и

разъединить их, словом можно служить

любви, словом же можно служить

вражде и ненависти».

Лев Толстой

Слово - важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. Мир слов - многообразен, интересен, увлекателен и ещё до конца не разгадан. Слово обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуальное, неповторимое.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Без речевой культуры не может быть современного образованного человека. В истории русского народа есть пословица, известная всем: «Встречают по одёжке - провожают по уму». Она особенно точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить интеллект, его мысли. А свой интеллект люди выражают при помощи слов.

Сегодня наша речь подвержена разнообразным влияниям, в частности, оскудению, засорению. В последнее время приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. Некоторые оправдываются, что брань срывается с языка не по злому умыслу, а по привычке. Дурная привычка никогда не была оправданием дурного поведения. А, кроме того, привычка извергать потоки словесной брани начинает действовать во вполне определённых случаях, когда ругатель хочет оскорбить, унизить другого человека. Значит, такой ругатель прекрасно отдаёт себе отчёт в своих речевых действиях.

На вопрос «Что такое сквернословие?» отвечают по-разному. Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

Сквернословие принимает угрожающие черты и формы. Эти слова повсюду - дома, на улице, в магазине, в транспорте, в школе, по телевизору… Особенно некрасиво звучит брань в устах подростков, причём, в равной степени, как мальчиков, так и девочек. Стоит ли удивляться, что матом нынче «не ругаются, а разговаривают» не только подростки, но и младшие школьники. Происходит уничтожение человека как личности. Нас, молодое поколение 21 века, очень волнует эта проблема. Мы не можем смириться с этим и оставаться в стороне, так как именно нам строить наше будущее, нам жить в этом обществе, нам создавать культурную Россию, нам растить наших будущих детей. Мы хотим жить в здоровом, цивилизованном мире.

Фиксирование ситуации негативного социального явления в школе

Для того чтобы выяснить, насколько актуальна проблема сквернословия в нашей школе, мы провели анкетирование, в котором приняли участие 66 респондентов.


Анкета


1.Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения?

А) никогда; б) редко; в) часто.

2.Волнует ли тебя проблема чистоты языка?

А) волнует; б) не волнует; в) никогда не задумывался об этом.

3.Чем, по-твоему, можно объяснить такое широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?

А) свободой слова;

б) низким уровнем культуры;

в) безнаказанностью за ругань; г) свой вариант (напишите).

4.Нецензурные слова среди подростков употребляются, потому что

А) не хватает других, хороших слов;

б) это способ самоутверждения в глазах других людей;

В) свой вариант (напишите)

5.Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?

А)это бесполезно;

б)можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо;

В) борьба необходима в любом случае.

6.Как бороться со сквернословием?

А) системой штрафов; б) воспитанием; в) самовоспитанием;

г) свой вариант (напишите)


Результаты анкетирования

1.Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения?

2.Волнует ли тебя проблема чистоты языка?


3.Чем, по-твоему, можно объяснить такое широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?

4.Нецензурные слова среди подростков употребляются, потому что



5.Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?

6.Как бороться со сквернословием?


Анализ результатов анкетирования показал, что большинство респондентов употребляют в своей речи нецензурные слова и выражения, при этом основной причиной употребления называют самоутверждение в глазах других. А широкое распространение словесной брани в нашем обществе, характеризуется низким уровнем культуры. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в классе, в школе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристаёт, всегда найдётся кто-то, на кого можно опереться, с кем вместе противостоять злу. Мы не властны над речью других , но над собственной речью мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

Мнения учёных на проблему сквернословия:

Пресса время от времени устраивает дискуссии - хорошо или плохо ругаться матом. Между тем ученые дают на это однозначный ответ: бранные слова «взрываются» в генетическом аппарате человека, вследствие чего происходят мутации, которые поколение за поколением ведут к вырождению.
Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. А они, как известно, влияют на молекулы наследственности ДНК. Ругается человек, не переставая - и его хромосомы рвутся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы.

Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали: бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

Эксперимент с облучением много лет проводился на семенах растения арабидопсис. Почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродцами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству. Через несколько поколений потомство полностью выродилось.

Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они могли произноситься то громко, то шёпотом. На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК.

Проведён был и прямо противоположный эксперимент. Учёные «благословляли» семена, убитые радиоактивным облучением в 10 тысяч рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Убитые семена ожили.

Скажете - «Ну что вы людей сравниваете с растениями!» Но в том-то и дело, что генетический аппарат всех живых организмов работает по универсальным законам.

Подтвержденная исследователями способность людей воздействовать словами на программы наследственности известна верующим людям с древних времён. Из святоотеческой литературы мы знаем, как нередко, благодаря святым, исцелялись безнадёжно больные и воскресали мёртвые. Причём благословение праведников распространялось не, только на конкретного человека, но и на его потомство.

Слово - обоюдный инструмент. Вспомним Евангелие. Апостол Пётр уличил Анания и его жену Сапфиру в том, что они утаили часть денег, вырученных ими за землю. Услышав слова обвинения, Ананий и Сапфира упали бездыханными.

Скептик усомнится: как обыкновенные слова могут влиять на наследственную программу. Дело в том, что представление о генетическом аппарате, состоящем только из химических веществ, устарело.

На самом же деле, чтобы из ДНК построить живой механизм, нужны куда более сложные программы, в которых должна содержаться львиная доля всей наследственной информации.

Новая наука, «волновая генетика», автором которой является Пётр Петрович Горяев, свидетельствует: ген - это не только клетка. Программа человека зашифрована в так называемой «мусорной» части ДНК. И не только в химических веществах, но и в физических полях, которые образуются вокруг хромосом и имеют голографическое строение. Вся информация о прошлом, настоящем и будущем организма содержится в свернутом виде в каждой точке волнового генома. Молекулы ДНК обмениваются этой информацией с помощью электромагнитных волн, в том числе акустических и световых.

Сегодня учёные научились «накачивать» ДНК энергией света и звука. Как бы осветили и прочитали упрятанные страницы генетических текстов. Запуская определённые генетические программы, они стимулируют резервные возможности организма. В результате выздоравливали безнадёжно больные и оживали мёртвые растения. Человек подобные чудеса может вызвать именно молитвами.

Учёные пришли к ошеломляющему выводу: ДНК воспринимает человеческую речь. Её «уши» прямо-таки приспособлены к улавливанию звуковых колебаний. Пушкин когда-то писал своей жене: «Не марай душу чтением французских романов». Наш современник разве что улыбнётся этому наказу гения, а зря. Молекулы наследственности получают и акустическую, и световую информацию: молчаливое чтение доходит до клеточных ядер по электромагнитным каналам. Один текст оздоравливает наследственность, а другой её травмирует. Молитвенные слова пробуждают резервные возможности генетического аппарата. Проклятие разрушает волновые программы, а значит, нарушает нормальное развитие организма.

П. Горяев считает, что с помощью словесных мыслей-форм человек созидает свой генетический аппарат. К примеру, ребёнок, взявший от родителей определённую программу, начинает дебоширить, сквернословить. Тем самым, он разрушает себя и свою среду - как социальную, так и психологическую. И катится этот «снежный ком» из поколения в поколение.

Так что генетическому аппарату совсем небезразлично, о чём мы думаем, говорим, какие книги читаем. Всё впечатывается в волновой геном, то есть волновую генетическую программу, которая меняет в ту или иную сторону наследственность и программу каждой клетки. Так, слово может вызвать рак, а может вылечить человека. Причём ДНК не разбирает, общаетесь вы с живым человеком или с героем телевизионного сериала.


В ходе работы над проектом нами была разработана карта сотрудничества всех членов школьного сообщества, в которую вошли:

Этапы выполнения проекта:

1.Организационный.

  • выбор темы

  • выявление проблемы

  • распределение обязанностей


2.Анализ ситуации

  • анкетирование среди учащихся 5 - 8 классов

«МОУ СОШ№6» с целью определения отношений подростков к выявленной проблеме

3. Концептуализация

  • определение цели и задач

  • составление плана

4.Практический

  • Изучение научной и популярной медицинской литература по данной проблеме;

  • Составление комплекса мероприятий, способствующих решению данной проблеме;

  • Составление методической копилки.

Работая над проектом, изучая научную и популярную медицинскую литературу по данной проблеме, мы научились:

Быть ответственными за свои дела.

Помогать тем, кто рядом.

Мы уверены:

Бросить вредные привычки - дело каждого, а мы считаем, что сквернословие одна из них. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. И если наша работа поможет избавиться от сквернословия, хотя бы половине учащихся нашей школе, значит, мы это делаем не зря.

Нами был разработан алгоритм отказа от сквернословия:

Раньше было:





Предлагаем:



Финансовое обоснование проекта

Для реализации данного проекта будет затрачено:


Наименование

Цена

Кол-во

Всего

1.

Бумага для офисной техники

175

2

350

2.


Картриджи (цветные) (заправка тонером)

200


4

800


3.

Картридж (чёрный), (заправка тонером)

250

1

250

4.

Грамоты

20

10

200

5.

Краски

35

1

30

6.

Фломастеры

50

2

100

7.

Ватман

10

5

50

8.

Цветная бумага для офисной техники

220

1

220

Итого: 2000 рублей.

Перспективы проекта


  • Организовать работу по профилактике сквернословия с учащимися начальной школы.

  • Проведение акции в микрорайоне «XXI век - век грамотного поколения».

  • Наладить сотрудничество со средствами массовой информации.


Приложение 1

Памятка


Советы:


  1. Для повышения речевой грамотности больше читайте. Особенно важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал».


  1. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Чёрствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте же уважать друг друга. Не будем сквернословить и грубо выражаться.


Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты -

Ведь это всё любви счастливые моменты

Булат Окуджава


Соц. проект Мы выбираем жинь



Приложение 2

Конкурс знатоков русского языка

(для 5-6 классов)

Цель: повысить интерес к своему языку и требовательность к своей речи.

Вед.1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашей игре.

Вед.2: Сегодня в нашей игре принимают участие две команды.

Вед.1: Слово предоставляется команде «Эрудиты». (представление команды)

Вед.2: Слово предоставляется команде «Лингвисты»». (представление команды)

Вед.1: Какая же игра без жюри? (представление жюри)

Вед.2: Итак, первый конкурс «Дальше, дальше…»

Вопросы для команды 1

1.Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «кто?», «что?». (Подлежащее.)

2.Назовите вопросы дательного падежа. («Кому?», «чему?».)

1.Назовите часть речи, которая отвечает на вопросы «где?»,«когда?», «куда?». (Наречие.)

2.Как называется предложение, в котором содержится вопрос? (Вопросительное.)

1.Как называется предложение, в котором нет второстепенных членов? (Нераспространенное.)

2.Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются части речи. (Морфология.)

1.Изменяются ли существительные по родам? (Нет.)

2. Отгадайте загадку:

Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб. (Пила.)

1. Отгадайте загадку:

Прыгает ловко. Любит морковку. (Заяц.)

2.Отгадайте загадку:

Из куста шипуля, За ногу тяпуля. (Змея.)

1.Отгадайте загадку:

Глазищи, усищи, Хвостище, когтищи, А моется всех чище. (Кошка.)

2. Отгадайте загадку:

Зубовато, серовато, По полю рыщет, Телят, овец ищет. (Волк.)

1.Отгадайте загадку:

Вот так дом: одно окно, Каждый день в окне - кино. (Телевизор.)

2.Книга для обучения. (Учебник.)
1.Тот, кто учится в средней школе. (Ученик.)

2.Отступ вправо в начале строки. (Абзац.)

1. Промежуток времени в сто лет. (&$.)

2.Учреждение, собирающее и хранящее книги. (Библиотека.)

1. Буквы, расположенные в определенном порядке. (Алфавит.)

2.Что находится посередине Волги? (Буква «л».)

Вопросы для команды 2

1.Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «что делает?», «каков он?». (Сказуемое.)

2.Назовите вопросы родительного падежа. (*кого?», «чего»?)

1.Назовите часть речи, слова которой отвечают на вопросы «какой?», «чей?», «который?».
(Прилагательное.)

2.Как называется предложение, которое содержит просьбу, приказ или совет? (Побудительное.)

1.Как называются предложения, в которых есть второстепенные члены? (Распространенные.)

2.Назовите раздел науки о языке, где изучаются предложения и словосочетания. (Синтаксис.)

1.Изменяются ли существительные по числам? (Да.)

2.Отгадайте загадку: Кто ходит ночь И ходит день, Не зная, Что такое лень? (Часы.)

1.Отгадайте загадку: Без рук, без топоренка Построена избенка. (Дупло)

2.Отгадайте загадку: не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.)

1.Отгадайте загадку: не по рыбам, а сети расставляет. (Паук.)

2.Отгадайте загадку: под берегом сидит Тарас, кричать горазд. (Лягушка.)

1.Отгадайте загадку: хвост крючком, нос пятачком. (Поросенок.)

2.Как называется точно установленный распорядок дня? (Режим.)

1.Как называется человек, который обучает чему-нибудь? (Учитель.)

2.Как называется длинная коробочка для ручек, карандашей? (Пенал.)

1.Как называется искусственный водоем, сооруженный для плавания? (Бассейн.)

2.Как называется аппарат для разговора, сигналы которого передаются по проводам? (Телефон.)

1.Как называется сборник слов в алфавитном порядке? (Словарь.)

2.Чем кончается день и ночь? (Зарей.)

Вед.1: Спасибо командам. Слово жюри для подведения итогов 1 конкурса.

Вед.2: Следующий конкурс «Продолжи»

Задание для команды №2

• Диалог - это... (Одна из форм речи, в которой обмен высказываниями происходит непосредственно между участниками беседы.)

•Самостоятельные части речи - это... (Группа слов, называющих предметы, признаки, действия и количество.)

*Голоден, как... (Волк.)

*Труслив, как... (Заяц.)

*Ученье - свет, а... (Не ученье - тьма.)

Задание для команды №1

*Текст - это... (Произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств.

*Служебные части речи ~ это... (Группа слов, не имеющих предметного лексического значения и не являющихся частями предложения.)

*Нет друга, так ищи, а…(Найдешь, так береги.)

*Хитер, как... (Лиса.)

*Болтлив, как... (Сорока.)

Вед.1: Третий конкурс «Домашнее задание» (Команды по очереди показывают подготовленные заранее инсценировки.)

Команда «Эрудиты»

Спросили Лежебокина:

-А ну-ка расскажи,

За что так ненавидишь ты. Не любишь падежи?

Давным - давно все школьники

Их знают назубок.

Их за два года выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассерженно:

-В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.

Ведь я падеж Творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить я не хочу.

Такой падеж,

Как Дательный,

Я с детства не терплю:

-Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

-Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

-Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,

И, наконец, Простительный.

Вед.2: Спасибо. А мы приглашаем к выступлению команду «Лингвисты»

Комната. В постели лежит мальчик.

-Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять. Берет бутылочку с

лекарством. Читает:

-Три раза в день по одной
столовой ложке. После приема пищи. Начинает пищать. Вбегает мама.

-Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

- А я лекарство принял. А здесь написано: «После приема Пищи».

- Ах ты глупышка! Ведь ты неверно прочел. После приема пищи, а не пищи.

- Ой, мамочка. Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

Вед.1: Спасибо! А мы продолжаем нашу игру , и следующий конкурс «Кто быстрее?» (Команды соревнуются в скорости заполнения кроссворда.)

Вопросы

Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. (Хоккей.)

Дорога с рядами деревьев по сторонам. (Аллея)

Место, где продают билеты. (Касса)

Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта.(Пассажир.)

Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе.)

Вед.2: Слово жюри.

Вед.1: Конкурс «ТЕЛЕГРАММА» (Победительницей становится команда, которая первая даст правильный ответ.)

Задание

• Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии иностранной делегации. Телеграмма выглядела так: «Делегация выезжает утром встречайте». Телеграмма вызвала недоумение. Почему? Как можно понять ее?

Ответ:

Телеграмма состоит из двух предложений, которые не разделены точкой. Из-за этого слово «утро» можно отнести или к первому предложению, или ко второму. В первом случае получается: «Делегация выезжает .Встречайте». Тогда нужно еще узнать, сколько времени делегация потратит на дорогу. Во втором случае: «Делегация выезжает. Утром встречайте». Тут все ясно, и дополнительной информации не требуется.

Вед.2: Конкурс «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

(Команды находят лишнее с точки зрения языка слово в данной цепочке и обосновывают свой ответ.)

Задание для команды 1

Дышать, смотреть, рисовать. (Лишнее слово - «рисовать», так как не входит в группу глаголов-исключений, в отличие от остальных трех.)

Задание для команды 2

Мяч, дочь, грач. (Лишнее слово - «дочь»: мяч и грач - слова 1-го склонения, а «дочь» - 3-го.)

Вед.1: И последний конкурс сегодняшней игры - «Блиц»

Вопросы для команды 1

Назовите три слова, в которых по сто согласных.. (Стол, стог, стой.)

Что мы говорим в начале урока? (Звук «у».)

Какой алфавит состоит из 6 букв? (Азбука.)

Вопросы для команды 2

В каком слове сорок гласных? (Сорока.)

Как превратить высокое растение, растущее по берегам рек, в маленькую мышь? (Переставить в нем слоги: ka-мыш - мыш-ка.)

Во мне два «к».

Не забывайте,

Таким, как я,

Всегда бывайте:

Я точный, чистый

И опрятный,

Иным же словом -... (Аккуратный.)

Вед.1: На этом наша игра закончена.

Вед.2: Слово жюри для подведения итогов и награждения.

Приложение 3


Классный час


«Не пора ли объявить войну коверканью речи»

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о таком негативном явлении в подростковой среде как сквернословие.

- Как вы считаете, актуальна ли эта проблема в нашей школе?

- Что такое по-вашему сквернословие?

Выступления учеников


  1. Что такое сквернословие?

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

  1. История возникновения сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Ведущий: Как вы считаете, а что является причинами столь широкого распространения нецензурных слов среди школьников?

Ответы учащихся:

В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к «своим».

Ведущий: А ещё я думаю, сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Ведущий: Скажите, а влияет ли сквернословие на наше здоровье?

  1. Сквернословие и здоровье

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

О том, что сквернословие - далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Ведущий: Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

В заключении нашей беседы ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия? Спасибо всем! Будьте здоровы!





Приложение 4


Круглый стол

«Сквернословие - социальная болезнь общества»

Участники: учащиеся 5-8 классов, учителя, педагог-организатор, школьный инспектор.

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на заседании круглого стола по теме «Сквернословие - социальная болезнь общества» собрались те, кому небезразлична судьба нашего школьного общества, которому присуща данная проблема. И сегодня мы попытаемся с вами наметить пути её решения.

Ведущий 2: Сегодня наша речь подвержена разнообразным влияниям, в частности, оскудению, засорению. В последнее время приходится сталкиваться с бранными и вульгарными выражениями. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. Некоторые оправдываются, что брань срывается с языка не по злому умыслу, а по привычке. Дурная привычка никогда не была оправданием дурного поведения. А, кроме того, привычка извергать потоки словесной брани начинает действовать во вполне определённых случаях, когда ругатель хочет оскорбить, унизить другого человека. Значит, такой ругатель прекрасно отдаёт себе отчёт в своих речевых действиях.

На вопрос «Что такое сквернословие?» отвечают по-разному. Одни утверждают, что это порок, недостаток, позорящее свойство. Другие считают, что это болезнь, как алкоголизм или курение. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Сквернословие принимает угрожающие черты и формы. Эти слова повсюду - дома, на улице, в магазине, в транспорте, в школе, по телевизору… Особенно некрасиво звучит брань в устах подростков, причём, в равной степени, как мальчиков, так и девочек. Стоит ли удивляться, что матом нынче «не ругаются, а разговаривают» не только подростки, но и младшие школьники.

Ведущий2: Скажите, действительно ли сквернословие - социальная болезнь общества?

Ведущий 1: Актуальна ли эта проблема в нашей школе?

Выступление педагога-организатора: Знакомство с результатами анкетирования, проведённого среди учащихся 5-8 классов.

Ведущий 2: Почему сегодня подростки да и младшие школьники всё чаще в своей речи употребляют нецензурные слова?

Выступление школьного инспектора.

Ведущий 2: Каким образом мы с вами в школе можем противостоять данному явлению?

Ведущий 1: Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

Ведущий 2: Сегодняшнюю встречу хочу закончить стихотворением М.Матусовского

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

Ведущий 1: Спасибо всем за участие!

Ведущий 2: До новых встреч!

© 2010-2022