- Преподавателю
- Воспитательная работа
- КЛАССНЫЙ ЧАС «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЕЖЛИВОСТЬ!» (3КЛАСС)
КЛАССНЫЙ ЧАС «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЕЖЛИВОСТЬ!» (3КЛАСС)
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 3 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Филиппова А.Н. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КЛАССНЫЙ ЧАС «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВЕЖЛИВОСТЬ!»
(3КЛАСС)
Объяснительная записка: Данный классный час является частью системы классных часов по нравственному воспитанию детей. Занятие проходит в оргдеятельностном режиме. Используются активные формы обучения: блиц-опрос, работа в микро-группах, инсценирование, создание шкатулки «волшебных» слов, тест «Вежлив ли я?».
Цель: Уточнить и расширить представление детей о вежливости, ее осознанной необходимости использования в жизни.
Оборудование: презентация, карточки с пословицами, карточки с текстами жизненных ситуаций, «волшебные кристаллы» из бумаги, костюмы для героев сценки.
Ход занятия:
-
Вступительная беседа.
Классный час начинается с прослушивания тихой музыки, дети настраиваются на предстоящий разговор.
- Сегодняшний классный час мы посвящаем одной из самых важных для каждого из нас тем - мы поговорим сегодня о вежливости.
(кадр №1 презентации)
- Как вы считаете, а нужен ли нам этот разговор, ведь к теме вежливости мы обращались не раз? О чем бы вам хотелось сегодня поговорить, на какие вопросы найти ответы?
- Сегодня мы вспомним, что такое вежливость, в чем она проявляется. Рассмотрим разные жизненные ситуации, с которыми часто сталкиваемся и пути выхода из них. А также проверим, а насколько каждый из вас вежлив, для этого вам будет предложен тест.
2. Блиц-опрос.
- А начнем с короткого блиц-опроса. Ответьте коротко «да» или «нет» на мой вопрос: « Ты вежливый человек?»
(опрашиваются все дети)
- Кто хочет пояснить, почему он так ответил?
3. Создание словесного портрета вежливого человека.
( работа в микро-группах)
- Подумайте, каким должен быть вежливый человек, какими качествами обладать?
( свои мысли дети фиксируют на листочках, каждая группа готовит выступление)
- Давайте обобщим услышанное и сравним ваши рассуждения с тем, что вы увидите на экране.
(кадр №2 презентации)
-А вот как описывает вежливого человека знаменитый академик Д.С. Лихачев.
(кадр №3 презентации)
- Как вы понимаете смысл этих слов?
4. В чем проявляется вежливость?
- Как можно определить, вежлив человек или нет?
(кадр №4 презентации)
А) Мысли.
- Поступок - последнее звено цепочки. Начало же определяют мысли человека. Прежде чем совершить поступок, человек его обдумывает: что и как он будет делать. Добрые мысли - добрые поступки, злые мысли - злые поступки.
(кадр №5 презентации)
- Все, на что человек направляет свои мысли, стремится к увеличению и притягивает к себе подобное. Таков космический закон. Поэтому очень важно, чтобы мысли у вас были добрые и позитивные.
Б) Слова.
-Вежливого человека можно распознать по его речи, по тем словам, которые он использует, общаясь с другими.
- А знаете ли вы о том, что любое произнесенное нами слово имеет определенный энергетический заряд? В народе говорят…
(кадр №6 презентации)
- Как вы понимаете смысл этого суждения?
- О силе слова сложено много пословиц. Давайте их послушаем и вдумаемся в их смысл.
(дети зачитывают пословицы)
-
Слово - не воробей, вылетит- не поймаешь.
-
Доброе слово дороже золота.
-
Доброе слово в жемчугах ходит, а худое слово пуще стрелы разит.
-
Доброе слово и кошке приятно.
-
Худое слово и сладким медом не запьешь.
-
Палка по мясу бьет, а слово до костей достает.
-
Доброе слово человека, что дождь в засуху.
-
Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.
-Злые слова действительно способны разрушить здоровье человека. Их работу можно сравнить с вирусом. Человек, произносящий грубые слова, является разносчиком этих страшных вирусов. Вирусы проникают в голову человека и не просто там живут, а способны размножаться, пускать свои корни. У человека начинает болеть голова, он чувствует усталость или раздражение. Если вовремя не остановить эту разрушительную работу вируса, то человек может очень серьезно заболеть.
- Что же делать, если я сам плохих слов не произношу, но услышал их от кого-то? Кто-то сказал вам обидные слова. Что делать в такой ситуации, как защитить себя? Вы знаете? К сожалению, чаще всего, услышав обидные слова в свой адрес, мы начинаем очень рьяно себя защищать. Повышаем голос, стараемся отомстить и найти в адрес обидчика еще более обидные слова. При этом забываем о космическом законе.
- Как же быть, как защитить себя? Я вас научу. Главное оружие- это спокойствие, доброта и любовь. Скажите мысленно про себя: «Свет тебе и любовь! Я тебя прощаю, благословляю и с любовью отпускаю!»
- Давайте проверим, умеете ли вы пользоваться целительной силой слова. Предлагаю вам решить несколько жизненных ситуаций, обсудить и найти пути выхода из этих ситуаций.
( работа в микро-группах)
1. У друга умерла его любимая кошка. Он сильно переживает, плачет о ее смерти. Как ему помочь?
2. Во время прогулки твой друг потерял ключи от дома, а родители придут с работы поздно. Как помочь другу?
3.Твой друг долго болел и теперь плохо усваивает учебный материал. Как помочь другу?
В) Поступки.
- Вежливость проявляется и в поступках человека. Я хочу вас познакомить
с девочкой. Можно ли ее назвать вежливой, послушайте.
(учитель читает стихотворение А.Л.Барто «Любочка».)
Синенькая юбочка
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг
Кружится и юбочка
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом.
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много!
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае-
Она билета не берет.
Всех локтями раздвигая,
Продвигается вперед.
Говорит она, толкаясь:
- Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
-Это детские места!
- Ну, садись, вздыхает та.
Синенькая юбочка
Ленточка в косе
Вот какая Любочка
Во всей ее красе!
-Вам понравилась Любочка? Можно ее назвать вежливой?
(обсуждение поступков девочки)
- А теперь познакомьтесь с мальчиком, вежлив ли он?
(дети показывают инсценировку стихотворения Г.Граубина «Хорошее настроение»)
«Хорошее настроение».
(Г. Граубин)
Шел по улице парнишка
Не спеша,
И тужурка на распашку,
И душа.
Подарил плаксивой девочке
Цветок-
Залилась веселым смехом,
Как звонок.
До подъезда
Сумку бабкину донес-
Бабка строгая
Растрогалась до слез.
Позабавил двух сердитых
Малышей-
Растянулись рты мальчишьи
До ушей.
А мальчишка шел все так же
Не спеша,
И тужурка нараспашку,
И душа…
-Можно ли этого мальчика назвать вежливым? Хотели ли вы, чтобы этот мальчик был вашим другом, почему?
- Я призываю вас: «Спешите делать добрые дела!»
(кадр №7 презентации)
5. Творим волшебство.
-Словно удар молнии они разят сердце и душу человека. Как помочь ему в такой ситуации?
( кадр №8 презентации)
- Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой
Понять и исполнить
Желанье другого-
Одно удовольствие,
Честное слово!
- Давайте попробуем сотворить чудо. У вас на столах лежат «волшебные кристаллы». Напишите на кристалле самое доброе, волшебное, целительное слово, которое поможет девочке.
(У каждого ребенка на столе лежит «волшебный кристалл», на нем дети пишут слово, а потом зачитывают его)
-Давайте посмотрим, произошло ли чудо. Смогли ли вы помочь девочке.
(кадр №9 презентации)
- Слова, которые вы написали, мы поместим в «волшебную шкатулку». Она будет храниться у нас в классе. Если вам станет грустно, вы можете открыть шкатулку, почитать «волшебные слова» и я думаю, что на душе у вас станет светло и радостно.
6. Подведение итога. Рефлексия.
- Давайте подведем итог нашей беседе.
- Что нового вы узнали сегодня? Насколько полезной была для вас сегодняшняя встреча? Поделитесь своими мыслями и чувствами.
- Подошло время проверить, насколько каждый из вас вежлив. Предлагаю вам ответить на вопросы теста «Вежлив ли я?»
(кадр №10 презентации)
Тест «Вежлив ли я?»
Вопрос
Я
Родные
1. Здороваешься ли ты с соседями по дому?
2. Благодаришь ли ты маму или бабушку за обед?
3. Извиняешься ли ты, если опоздал на урок и вошел в класс после учителя?
4. Извиняешься ли ты, если нечаянно толкнул кого-то?
5. Папа (дедушка, мама…) помог тебе решить трудную задачу. Благодаришь ли ты его?
6. Говоришь ли спокойно, не повышая голоса, даже если споришь?
7. Поздравляешь ли маму, бабушку, сестру… с днем рождения?
8. Когда ты ложишься спать, говоришь ли своим близким: «Спокойной ночи»?
- Чтобы результаты оказались более правдивыми и полными, на эти же вопросы попросите ответить и своих родителей. Отвечать нужно: «да», «нет», «иногда». Результаты теста мы обработаем с вами завтра.
- Наш классный час предлагаю закончить теми словами, с которых и начали нашу сегодняшнюю встречу: «Да здравствует вежливость!»
(кадр №11 презентации)
Ключ к тесту:
12-16 очков - С тобой все в порядке. Ты вежливый человек. Так держать!
8-11 очков - Ты не всегда вежлив. Будь внимательнее.
< 8 очков - Тебе еще надо учиться вежливости. Не жалей на это сил и времени!
МОУ «СОШ №17» 2010г.