Сценарий праздника «Хлеб – всей жизни голова»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ « Введенская ООШ»

Тимский район

Курская область

Подготовила: Голобокова Ольга Николаевна,

учитель биологии и начальных классов


Сценарий праздника «Хлеб - всей жизни голова»

Цели: показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека; формировать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к тяжёлому труду хлеборобов и пекарей; углубление знаний учащихся о том, как выращивают и производят хлеб; обобщить знания о хлебе, Родине; помочь детям почувствовать атмосферу военных лет.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать чувство гордости за свою Родину, народ и историю, осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках; осознание ответственности человека за общее благополучие.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб - это итог большой работы многих людей; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: учить использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание и владеть диалогической формой речи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предварительная работа: разучивание песен, стихотворений, текстов; подбор обучающимися пословиц, поговорок о хлебе, составление презентации к мероприятию «Хлеб всей жизни голова», вырезание детьми из бумаги колосьев пшеницы.

Оформление: на доске висят плакаты с изображением пшеничного поля и хлебобулочных изделий. На листах А4 - пословицы о хлебе, подобранные детьми; стихотворение Оболенского К. о случае, произошедшем в школьной столовой. В центре - высказывание «Хлеб - наше богатство». Класс украшен вырезанными из бумаги колосьями пшеницы. На столе тарелки: с горстью земли на красивом носовом платочке и кусочком ржаного хлеба, по размерам приближённого к блокадному хлебу. На подносе на расшитом полотенце лежит каравай.

Оборудование: плакаты с изображением пшеничного поля и хлебобулочных изделий; на листах А4 - пословицы о хлебе; стихотворение Оболенского К.; высказывание «Хлеб - наше богатство»; вырезанные из бумаги колосья пшеницы; 2 тарелки; горсть земли; красивый носовой платочек; кусочек ржаного хлеба, по размерам приближённый к блокадному хлебу; поднос; расшитый полотенце; каравай; презентация «Хлеб всей жизни голова»; компьютер; мультимедийный проектор.

Аудиозаписи: минусовки песен «Расти колосок», «Ой, ты рожь», «Песня о хлебе» в исполнении Л. Зыкиной (плюс), запись звука метронома, «Реквием» В. А. Моцарта.

Ход мероприятия

Ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о самом главном - о хлебе. Слайд1

Звучит «Песня о хлебе» в исполнении Л. Зыкиной. (Слайд 2-3)

Мальчик:

Слава миру на Земле!

Девочка:

Слава хлебу на столе!

Слайд 4. Мальчик:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Девочка:

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук.

Представить гостей.

Слайд 5

Учитель: - У меня на ладони лежит тёплый влажный комок земли. Земля - это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля - мать всех поколений, колыбель человечества. Она даёт нам духовные и физические силы, обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.

За свою долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновней преданности к матушке земле передавалось из поколения в поколение. Отправляясь в долгое путешествие, на фронт, люди брали горсть родной земли с собой, хранили её у сердца.

- А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается земля?

- Земля начинается с поля. Почему? Слайд 6

- Потому что поле даёт нам хлеб.

- Из стари на Руси крестьянин одухотворял поле, относился к нему как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь: «Не причиняй вреда ни земле, ни морю, ни дереву». Отсюда и уважение к земле: не топтать её, не катать без надобности колесом.

И поле платило за это своему пахарю-труженику щедрым урожаем, богатым вкусным хлебом.

Слайд 7. Хлеб в старину называли «жито», от слова жить. Многие из вас не знают, каким нелёгким трудом достаётся хлеб? Вот об этом сегодня и пойдёт речь.

Слайд 8

Ученик: Родословная хлеба…

Её предыстоки

Затерялись в седой

Непроглядной дали.

Мы не знаем,

Где жил

Наш пращур далёкий, первый пекарь

Кормилицы нашей

Земли.

Слайд 9

Ученик: Нам не ведома тайна

Явленья народу

Первых всходов пшеницы в студёной росе.

Как они пробивались, в какую погоду,

На каких континентах, в какой полосе,

На каком языке? Слайд 10

В чьей эпохе?

В чьём веке?

Ученик: Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тысяч лет. Слайд 11. Давным-давно люди ели просто зёрна с водой, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Слайд 12. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздроблённые зёрна с водой.

Ученик: В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом. Слайд13.

На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почётным. Пекли хлеб с мёдом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.

Ученик: О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же, как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их величали уважительно, полными именами Иван, Фёдор, Пётр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб. Во все времена хлеб был и остаётся продуктом, способным прокормить человека.

Ученик: Слайд 14. Хлеб - начало всех начал. Это символ Родины, символ её богатства, благополучия.

Ученик: Хлеб России, сильный хлеб России!

Как не восхищаться нам тобой?!

Если ты из неоглядной сини

Хлещешь как безудержный прибой!

Хлеб России, хлеб моей Отчизны.

Дюжий, богатырский как всегда.

Жизнью создавался ты для жизни

И трудом для нового труда.

Мир - народам,

Хлеб - голодным! Слайд 15.

Ученик: У войны свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем мирное время.

Слайд16

Ученик: Военный хлеб.

Я помню хлеб,

Военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нём в каждой крошке.

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде, замешен круто,

Нелёгкий хлеб нелёгких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны),

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

Учитель: Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб» - это слово «жизнь».

В нашей стране, залечившей тяжёлые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и другого.

Ученик: Был хлеб всегда в почёте на Руси-

Её просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? -

Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

(В. Суслов)

Слайд 16. Звучит метроном.

Ученик: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г.

Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба, а другой читает воспоминание медсестры яслей-сада № 5 г. Отрадное Ленинградской области В. И. Богда​новой.

Ученица: "Помню тёмный, вязкий, маленький кусочек чёрного хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики…

Помню, как на коленях ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба...

Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паёк. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг на колхозной пашне. И эта память все годы жжёт моё сердце ненавистью к войне".

Слайд 17.

Ученица: 641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище - тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. Слайд 18. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…»

Звучит «Реквием» В. А. Моцарта.

Учитель: Слайд 19. Многим известна печальная история 11 - летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. В музее истории Санкт - Петербурга хранится её дневник. Вот он. Слайд 20

В нём есть короткие трагические записи:

Слайд 21.

Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.

Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.

Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама - 13 мая в 4 часа дня 1942 г.

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня. Её увезли в посёлок Шатки Горьковской области. Но девочка, истощённая голодом, умерла.

Никто из нас не остаётся равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало краюшки хлеба, и они умирали.

Ученик: Слайд 22. В Ленинграде, это было в пятидесятые годы, на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи (тогда они ещё ходили по Невскому), засигналили машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось всё движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперёд руку. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперёд, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла и, прижав к груди, пошла обратно… Слайд 23. Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги - объяснить трудно. Видимо, кто-то слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба.

Ученик: А потом у поэта Р. Рождественского родились такие строки:

На Невском замерло движение…

Не ночью, нет - средь бела дня.

На мостовой, как изваянье.

Фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне,

Седая женщина стояла -

В её протянутых руках

Горбушка чёрная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,

Обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин

И всё забывшим равнодушьем…

А женщина держала хлеб

И с дрожью в голосе шептала:

- Кусочек этот бы тогда -

И сына б я не потеряла.

- Кусочек этот бы тогда…

Кусочек этот бы тогда…

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года…

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед? Слайд 24

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискаревку кто забыл? Слайд 25

Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времён.

Им не достался тот кусок,

Лежащий здесь - у ваших ног.

Кусок, не подаривший жизнь…

Кто бросил хлеб - тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

Учитель: - А вы, ребята, бережёте, цените хлеб?

- Вы знаете, как надо обращаться с хлебом? ( Бережно, никогда не выбрасывайте хлеб).

- Помните, что хлеб и через несколько дней не утра​чивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съе​дите, а если не съели, взятый вами кусочек, как поступить тогда?

(1. Из оставшихся кусочков хлеба можно пожарить гренки.

2. Можно посушить оставшиеся кусочки хлеба и пить чай с сухариками. Их можно есть и с первыми блюдами.

3.Если пропустить оставшиеся высушенные кусочки хлеба через мясорубку, получатся панировочные сухари.

4. Можно отдать недоеденный хлеб животным.)

- Подведём итог. Прочитайте правила обращения с хлебом. Слайд 26

1. Берегите хлеб, он дорого достается.

2. Не оставляйте недоеденных кусков.

3. Никогда не бросайте хлеб.

4. Продлите жизнь чёрствому хлебу.

5. Поднимите кусочек хлеба, который вы нечаянно уронили, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд. Слайд 27

Ученик: Помните: если каждый из нас выбросит в день пол-ломтика хлеба, то за год наберётся 7 кг, или 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, 3,5 млн. человек участвовало в производстве выброшенного нами хлеба. Государство из-за нашего небрежного отношения к хлебу понесло убыток более 97 млн. рублей. Вдумайтесь в эти цифры.

Слайд 28.

Ученик: Хлеб - драгоценность. Им не сори,

Хлеба к обеду в меру бери.

Ученик: Мне больно, когда я случайно вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс

Земле, на которой родился и рос.

Ученик: Мальчик,

Ногами пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

Хлеб-

Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали,

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

Учитель: «Хлеб - дар Божий», - говорили наши предки. Они относились к хлебу с благоговением и считали главным богатством.

Песня «Ой, ты рожь»

Учитель: Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей.

Слайд 29. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Ученик: Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки лелеял агроном.

Затем взял колос в руки комбайнёр,

В ладонях его бережно потёр.

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

Потом муку смололи из зерна

И к пекарю отправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пёк его!

Песня «Расти, колосок!»

Ученик: Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерён делают муку. Из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Слайд 30.

Ученик: Почёт и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что родине вы дали

Душистый хлеба каравай! Слайд31.

Ученик 1: Слава миру на Земле!

Ученик 2: Слава хлебу на столе!

Ученик 3: Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил!

Вместе: Слава! Слава! Слава!










Цель - воспитание бережного отношения к хлебу.

/Зал украшен плакатами и рисунками о хлебе, вырезанными из картона хлебными колосками и плакатами с пословицами и загадками о хлебе; приготовлена выставка книг на тему «Хлеб - всему голова». Организована выставка репродукций картин: «Ужин трактористов» А. Пластова, «Хлеб» Т. Яблонской, «Сбор колосков» Л. Ройтер и др. Подготовлена стенгазета с интересным материалом о хлебе, с рецептами блюд из черствого хлеба./

Подготовлена на отдельных столах выставка булочных изделий.

На передвижной магнитной доске помещен эпиграф к данному внеклассному мероприятию:

«Хлеб, каравай

Сытный, насущный, единый.

Бьет через край

Дух молодой и былинный.

Добрый наш хлеб -

Тульский, кубанский и курский, -

Ты словно герб славной

земли нашей Русской».

ВЕД. : Будем помнить народную мудрость: « Хлеб - всей жизни голова».

И всегда будем помнить о людях, которые растят хлеб.

ВСЕ: Слава хлебу и рукам, что его растили!

Слава! Слава! Слава!

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он тёплый золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал - пришёл.

В нём - здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило.

Сохраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Л. Татьяничева

«При сытости помни голод» - это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, когда они видят на помойках выброшенный хлеб. Вот письмо: «Я часто вижу, как одновременно с пищевыми отходами в мусорный контейнер выбрасывают хорошие куски хлеба. Считаю, что мы должны передать нашим детям уважение к хлебу - главному богатству нашей страны. Прививать детям тру​долюбие, добиваться, чтобы они знали, сколько труда вкладыва​ют в него люди, какими усилиями достаются булки и пряники. Чем они больше будут знать о хлебе, тем дороже он будет для них».

Учитель. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выб​расывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утра​чивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съе​дите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их так же можно есть и с первыми блюдами. Если пропустить оставшиеся засохшие куски хлеба через мясорубку, получатся панировочные сухари.

Ведущий: Помните: если каждый из нас выбросит в день пол-ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг, ил 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, 3,5 млн.человек участвовало в производстве выброшенного нами хлеба. Государство из-за нашего небрежного отношения к хлебу понесло убыток более 97 млн. рублей. Вдумайтесь в эти цифры.

Если буханка, батон зачерствели и их выбросили, значит, зря трудились хлебороб, мукомол, напрасно стоял у жаркой печи пекарь…

Ученик: Прошу тебя:

Не оброни, сынок,

Когда лепешку ешь,

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали

Каждый колосок,

Когда грозой войны

Гремело небо.

Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала даже Крошка хлеба...

Но и сейчас

Оплачена стократ

Трудом нелегким

Каждая лепешка.

Не раз прощал тебе я озорство,

Я знаю: детство

Без игры нелепо.

Но не смогу простить

Лишь одного -

Хоть крошки

Брошенного хлеба.

X. Сапаров

Ученик: Почет и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

(В руках у него каравай хлеба на рушнике, он идет в зал, где сидят почетные гости, и благодарит этим караваем.)

(Звучит любая русская песня о поле, хлебе, пшенице, например «Расти, колосок», слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.)

Дети исполняют песню "Золотое зёрнышко", муз. Ю. Чичкова

Вы запомните, дети.
Золотые слова:
Хлеб- всему голова!
Хлеб - всему голова!

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!

ДЕТИ: Людям- хлеб!
Детям- мир!
Пусть начнётся дружный пир.
Крикнуть нам сейчас пора
Хлебу- дружное "ура"!

Песня «Русское поле»

Поле, русское поле…

Светит луна или падает снег -

Счастьем и болью вместе с тобою

Нет, не забыть тебя сердцу вовек!

Русское поле, русское поле…

Сколько дорог прошагать мне пришлось!

Ты - моя юность, ты - моя воля,

То, что сбылось, то, что в жизни сбылось!

Не сравняться с тобой

Ни леса, ни моря

Ты со мной, мое поле,

Дует ветер в висок.

Здесь Отчизна моя,

И скажу не тая:

- Здравствуй, русское поле,

Я твой тонкий колосок.

Зал празднично украшен. На центральной стене нарисовано хлебное поле, на дальнем плане мельница. На столах разложены хлебобулочные изделия, две панорамы на них нарисовано как сеяли хлеб, как за ним ухаживали, как убирали и пекли его в давние времена и сейчас. Под песню «Русское поле» (муз. Я Френкеля, сл. И. Гофф) в зал входят дети.

Цели: углубление знаний учащихся о Родине; расширить знания школьников об окружающем мире; формировать у детей бережное отношение к хлебу.

Подготовительная работа: в классе висит плакат с караваем хле​ба, пословицами о хлебе. В центре - высказывание «Хлеб - всему голова». Класс украшен вырезанными из бумаги колосьями пшеницы. На доске написаны пословицы: «Земля - матушка, а хлеб - батюшка», «Хлеб - это жизнь», «Хлеб - корми​лец», «Без золота проживешь, а без хлеба - нет».



© 2010-2022