- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Методические рекомендации Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений
Методические рекомендации Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Артамонова Л.А. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Роль семьи и семейного воспитания в профилактике правонарушений»
«От правильного воспитания
детей зависит благосостояние
всего народа». (Д.Локк)
Во все времена предметом заботы учителя являются не только знания обучающихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим на первый план выступает работа с теми обучающимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. Данные научных исследований и практика свидетельствуют о том, что именно у этих детей отсутствует мотивация к учению. Они «мешают» себе, другим, учителю. Как правило, именно из этого контингента («группы риска») появляются впоследствии как несовершеннолетние, так и взрослые правонарушители.
К всеобщему сожалению, отношения школы и семьи, учителей и родителей пока ещё не всегда являются нормальными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей. Л.И.Новикова считает семью «столь мощным средством воспитания, с кем не может конкурировать ни один институт общества». То, каким вырастает ребёнок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положение бывает разным: благоприятным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, учитывают его возрастные и индивидуальные особенности, когда его уважают и любят. И неблагоприятным, когда ребёнок - лишь баловень, а затем нередко деспот семьи, либо изгой и растёт как сорная трава, либо «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Именно отец и мать своими поступками и своим образом жизни становятся образцом поведения для своих детей. « Не надо другого образца, когда в глазах пример отца» (А.Грибоедов).
Именно в семье ребёнок усваивает определённые представления о том, что в жизни - главное, как себя вести в различных жизненных ситуациях, как относиться к старшим и младшим, к работе и отдыху. На базе общей нравственной атмосферы в семье у детей складывается определённое отношение к моральным и правовым требованиям общества. Таким образом, семья - не только звено общевоспитательной системы, но и звено профилактики преступлений и иных правонарушений.
Семья прежде всего работает в сфере ранней профилактики. Речь идёт о выявлении и устранении источников отрицательных влияний, фактов безнадзорности, отчуждения от семьи и коллектива до того, как отрицательное их воздействие ощутимо проявилось в поведении подростков. Если же несовершеннолетний замечен в правонарушениях, являющихся основанием для постановки на профилактический учёт, мы имеем дело уже с непосредственной профилактикой. Если не удалось остановить деформацию на этой ступени, то правонарушающее поведение усуглубляется. При столь развитой деформации личности должна резко усилиться интенсивность мер контроля и воздействия. Здесь главная задача - удержать от совершения преступления. Если это удаётся, то вступает в силу задача предшествующих этапов профилактики: восстановление интереса к учёбе, развитие системы положительных потребностей и интересов, формирование обыденного поведения и устранение таких типичных для склонного к правонарушениям подростка черт личности, как неуравновешенность, лживость, агрессивность, наконец, восстановление и развитие нормальной системы общения, авторитета семьи, учебного заведения, общественного мнения.
В настоящее время выявляются следующие причины правонарушений:
1) личностные деформации несовершеннолетнего, искажения в потребностях и интересах, стереотипах поведения;
2) неблагоприятные условия жизни и воспитания, которые формируют указанные искажения в личностной позиции;
3) позиция общественного мнения,которое создаётся в ближайшем окружении несовершеннолетних.
Причины к совершению правонарушений лежат в психологических особенностях подростка, который желает чувствовать свою значимость и ценность. И если он не успешен в спорте, учебе или общественной жизни, или растет в неблагоприятной семье, подросток знакомится с уличной жизнью, где находит общение с такими же «отверженными». Там властвует своя, особенная психология, которая и толкает к подростковой преступности. Среди них существуют свои законы, согласно которым выживает сильнейший, а противостояние враждебному обществу является стилем жизни.
Многие несовершеннолетние совершают правонарушения из любопытства и озорства, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, чтобы утвердиться в глазах сверстников, показать свою силу и превосходство. Кого-то подтолкнул к проступку авторитет и пример старшего из преступного мира. А ведь подростки очень впечатлительны и легко попадают под дурное влияние. Со временем выдвигаются корыстные мотивы, зависть и выгода, и преступление становится спланированным. Подростки чувствуют свою безнаказанность, и это толкает их на новые проступки. К сожалению, со временем ситуация только ухудшается. И причинами роста подростковой преступности являются ухудшение экономической ситуации, насаждение отрицательного героизма в СМИ, жестокость в компьютерных играх и желание «легкой» наживы.
Исходя из вышесказанного, я считаю, что профилактические меры должны проводиться на государственном уровне. Необходимо ограждать подрастающее поколение от пагубного влияния СМИ и компьютерных игр, которое пропагандирует насилие, жестокость, безнаказанность, а также употребления наркотических веществ.
Поэтому важно создать как можно больше спортивных секций и клубов по интересам, чтобы подростки были заняты полезным делом, а не предоставлены сами себе.
Кроме того, необходимо создавать рабочие места для несовершеннолетних. Для вернувшихся с мест лишения свободы следует проводить реабилитацию в обществе для профилактики рецидивов.
Для предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних необходимо расширение сети право- и социозащитных учреждений, предлагающих психологическую помощь не только подросткам, но и их родителям (законным представителям) .
Х.С.Артамонова,
заместитель директора по ПР,
учитель французского языка
МАОУ Гимназия № 202
«Менталитет»
г.Екатеринбург