- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Урок-тренинг Я и мои личные качества
Урок-тренинг Я и мои личные качества
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Воронина И.И. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Я и мои личные качества.
У каждого человека три характера:
тот, который ему приписывают;
тот, который он сам себе приписывает;
и тот, который есть на самом деле.
Виктор Гюго
Цель урока:
-
установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящим урокам;
-
способствовать самоанализу учащихся;
-
пояснить значение понятия «Я-концепция» для развития личности.
Задачи урока:
-
содействовать познанию самого себя;
-
формировать навыки самопознания;
-
развивать критическое мышление.
Оборудование: флипчарты, маркеры
План урока:
№
Упражнения
Время
1
Организационный момент. Упражнение «Не хочу хвастаться, но я …»
5 мин.
2
Основная часть:
-
Лекция
-
Работа с таблицей
25 мин.
3
Заключительная часть «Сегодня на уроке я узнал…»
10 мин.
4
Ритуал прощания «Подари тепло и улыбку соседу»
5 мин.
45 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент. Упражнение «Не хочу хвастаться, но я ...» (5 мин.)
Цель: настроить учащихся на урок, познакомить с правилами работы на занятии; развивать у подростков способность к самоанализу через самопрезентацию.
Учитель приветствует учащихся и объявляет тему и цель урока, а также проводит ознакомление с тремя правилами: активность, поднятая рука, доверие. Предлагает провести разминку - упражнение «Не хочу хвастаться, но я…»
Для этого предлагает всем встать в круг и по очереди закончить предложение:
«Не хочу хвастаться, но я…»
Возможные ответы:
-
«Не хочу хвастаться, но я сегодня с утра позвонила своей бабушке и обрадовала ее своими успехами в школе».
-
«Не хочу хвастаться, но я умею играть на гитаре» и т. д.
Учитель: - Легко ли вам было выполнять это упражнение? В чем заключается легкость, а в чем трудность?
Каждый из вас сейчас рассказал что-то о себе, о своих интересах, переживаниях, способностях, увлечениях. И мы немного больше узнали друг о друге. Это очень важно. Таким образом, мы становимся ближе и понятнее для других.
2. Основная часть
Цель: познакомить учащихся с понятиями «личность», «три составляющих личности: реальное, идеальное, зеркальное», «самосознание».
Учитель: - А что такое «Я»? (открывает флип на доске, на котором написано «Что такое "Я"?»)
Возможные ответы:
-
«Я - это мой характер, мысли, чувства, переживания, тело, мечты, душа, поступки, желания».
-
«Я - это моя ЛИЧНОСТЬ».
Учитель: - На вопрос о том, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в многообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет, проявляется сложность самого феномена личности. Во многих определениях содержится зерно истины.
Личность есть формирующаяся, индивидуальная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которыми определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение.
Психологи выделяют три составляющих личности:
«Я» реальное - внешность, поступки, способности, качества, мысли, чувства, ценности, мечты и т. п., осознающиеся человеком.
«Я» идеальное - представления о внешности, способностях, качествах, которые хотелось бы иметь.
«Я» зеркальное - представление других людей о тебе, твоих качествах, способностях, поступках, мыслях.
Работа учащихся с таблицей (таблица висит на доске).
«Я» реальное
Представление о том, кто я есть на самом деле.
«Я» идеальное
Представление о том, каким я хотел бы стать.
«Я» зеркальное
Представление о том, каким меня воспринимают окружающие.
Учитель: - Подумайте о своих представлениях по этой таблице. Какое из трех «Я» самое важное для вас сейчас и почему?
Учитель подводит учащихся к выводу: реальное и идеальное вступают в противоречия. Противоречия между реальным и идеальным «Я» составляют одно из важнейших условий саморазвития личности.
Саморазвитию личности свойственна обращенность в будущее, т.е. то, к чему я стремлюсь. Давайте назовем это «Я-концепция».
-
Я-концепция - это то, к чему я стремлюсь.
У каждого человека есть свои стремления, свои мечты, которые смогут осуществиться, только если он предпримет для этого какие-то действия.
Мы должны уметь анализировать свое реальное, идеальное и зеркальное «Я», уметь поставить для себя цели: кем и каким я хочу быть? После этого действовать в направлении к своей цели.
Учитель: - Как вы думаете, для чего необходимо понимание понятия «Я-концепция»?
Возможные ответы:
-
«Это помогает человеку осознавать себя, выстроить план действий для своего личностного роста».
-
«Человек должен расти, а для этого нужно ставить цели в жизни и понимать, каким образом он должен двигаться. Если нет такого анализа, нет стремлений и желаний развиваться, то человек стоит на месте, он не растет, становится неинтересным ни самому себе, ни окружающим».
3. Заключительная часть (10 мин.). Упражнение «Сегодня я узнал, что…»
Цель: провести обратную связь, рефлексия.
Учитель: - Каждый из участников по кругу дополняет фразу: «Сегодня я узнал на уроке…»
Важно, чтобы фразы носили позитивный характер. Их продолжение не должно вызывать у участников каких-то особых затруднений, чрезмерно глубокой рефлексии.
4. Ритуал прощания (5 мин.). Упражнение «Подари тепло и улыбку соседу»
Цель: позитивное завершение урока.
Учитель: - Каждый из нас сегодня сделал шаг к самопознанию. Я предлагаю все наши занятия заканчивать ритуалом прощания. Давайте поднимемся, возьмемся за руки, почувствуем тепло, пошлем друг другу импульс добра и радости и подарим улыбку. Я улыбаюсь соседу справа и шлю тепло, а он передает улыбку и импульс тепла соседу, и так далее по кругу.