Формирование жизненной компетентности у воспитанников интернатных учреждений как средство их подготовки к самостоятельной жизни

Раздел Воспитательная работа
Класс 9 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Формирование жизненной компетентности у воспитанников интернатных учреждений как средство их подготовки к самостоятельной жизни.

Подготовила:

Аношина Евгения Викторовна

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа - интернат № 28 города Тулуна»



2015 г.

г. Тулун

ДОКЛАД

Формирование жизненной компетентности у воспитанников интернатных учреждений как средство их подготовки к самостоятельной жизни.

Формирование жизненной компетентности у воспитанников интернатных учреждений - это целенаправленное управление формированием качеств личности человека, необходимых ему для успешной социализации в ходе его включения в различные виды социальных отношении: в учебе, общении, игре, практической деятельности.

В мое время, когда я училась, педагоги часто нам говорили, что ребенок - что чистый листок. Что педагог на нем напишет, то в нем и будет.

А вот и нет! Ребенок, придя в наше учреждение уже приходит со своим жизненным опытом, со своим мнением, с чисто своей генетической закладкой. И самое страшное, что это чаще всего негативное, искаженное, отрицательное.

Вот ряд факторов, которые отрицательно сказываются на усвоении детьми положительного социального опыта:

  • Отклонение в состоянии здоровья и психическом развитии;

  • Агрессивность;

  • Неумение общаться;

  • Эмоциональная нестабильность;

  • Искаженная потребность в любви;

  • Неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами;

  • Отсутствие бережливости и ответственности, инфантилизм;

  • Незнание и неприятие самого себя как личность;

  • Неспособность к самостоятельному выбору;

  • «Перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

Мало того, что эти факторы сильно сказываются, так еще необходимо учитывать при воспитании личности ребенка и специфические условия процесса социализации детей:

  • Условия интернатных учреждений;

  • «социальное сиротство»;

  • Ограниченная социальная активность;

  • Недостаточное включение ребенка в различные виды практической деятельности;

  • Ограниченная сфера реализации усвоенных социальных норм и социального опыта и пр.

Все эти черты - своеобразная защита ребенка от мира взрослых, попытка школьника противостоять тем ситуациям, в которые он попадает. Исследования показывают, что при условии правильно организованной воспитательной работы можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности ребенка.

Цели и задачи.

Основной целью педагогического коллектива детского дома является формирование у воспитанников жизненной компетентности, то есть самостоятельной, зрелой личности или личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы; развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности.

Приоритетными задачами являются те, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений: экономической, политической, духовной.

Такими задачами в первую очередь являются:

  • Воспитание готовности к трудовой деятельности (подготовку их к выбору профессии; формирование умений, позволяющих им самостоятельно реализовать свои жизненные планы). Даже не надо им давать возможности фантазировать, что они будут тем-то или тем-то, а надо конкретно вы будете хорошо если, например: техничками или грузчиками, или дворниками.

  • Воспитание семьянина (построения собственной семьи, обязанностям матери и отца и что это огромная ответственность). Что в жизни не бывает как в кино: полюбили, поженились и всё хорошо.

  • Подготовка детей-сирот к решению социально-экономических задач. Самое элементарное, чтобы они представляли, что их заработка хватит на самое серенькое проживание; что в долг если взял, то нужно отдавать, а то могут и убить.

  • Развитие организаторских умений и навыков, обеспечивающий успешное решение задач в сложных жизненных ситуациях. То есть трудности у всех бывают и с ними необходимо справляться, а не кидаться из крайности в крайность или вешаться.

Идеи и принципы в формировании жизненной компетентности.

  1. Принцип педагогического стимулирования социальных проб.

  • - ребенок должен сам решать возникшие проблемы, в случае необходимости ему только надо помогать в этом;

  • - поощрение преодоления трудностей - важная задача педагога;

  • - принятие решений ребенком никогда не должно осуждаться педагогами, даже если это решение, по их мнению, неправильное;

  • - необходимо помочь ребенку понять его удачи и ошибки, последние - удачным предупреждением более серьезных затруднений;

  • - надо учить ребенка страдать, не озлобляясь на окружающих;

  • - стимулировать формирование собственной позиции ребенка, даже не совпадающей с позицией педагога.

  1. Принцип вариативности организации работы с детьми

  • Выбор дела - это право ребенка;

  • Дети должны сами организовать свою жизнь и сами искать способ лучшей организации;

  • Необходимо постоянно расширять диапазон деятельности и ролей детей;

  • Важно научить ребенка различать понятия «хочу» и «надо», отмечая при этом важность реализации того и другого.

  1. Принцип организации личного пространства ребенка.

  • Обеспечение гарантии неприкосновенности права каждого ребенка на выбор сферы деятельности и своего окружения (то есть мы не должны навязывать ребенку с кем ему играть или общаться);

  • Создание условий для обустройства им своей среды (расстановка мебели, украшение стен) или например, у нас: сделали мальчишки своими руками тумбочки. Представляете, какие они…, они конечно в интерьер нашей группы не подходят, но я их не выбросила, поставила под стол, что не бросались в глаза, и предъявила более жесткие требования - хоть раз будет бардак - сразу выкину. И представляете и они довольные, что вещь их осталась и всегда порядок.

  1. Принцип сочетания взаимной заботы и требовательности.

  • Радость всех - радость каждого; горе одного - горе всех;

  • Помогая другому, каждый помогает себе;

  • Взрослые должны переживать за успехи и неудачи детей, а дети - за успехи и неудачи взрослых;

  • Правила, которые приняты в коллективе, должны выполняться всеми, взрослыми и детьми:

  1. Принцип развития самодеятельности и инициативы детей.

  • Если детям отданы полномочия, то нельзя без серьезных оснований отбирать их;

  • Необходимо создавать условия для самореализации каждого и самореализации всех.

  1. Принцип нравственного обогащения социальной среды.

  • Любое отклонение от нравственной нормы должно восприниматься как социальная болезнь;

  • В коллективе единая мораль для взрослых и детей;

  • К информации о событиях и поступках у детей должно формироваться избирательное отношение. Конечно не без нашего участия.

  • Нужно каждый день делать добро;

  • Осуждая зло, нельзя быть злым.

Содержание.

При формировании жизненной компетентности у воспитанников интернатных учреждений важно учитывать различные подходы к определению его содержания. Для этого требуется специально организованная психолого-педагогическая деятельность, направленная на формирование и развитие ряда психических способностей личности, соответствующих социальным связям, межличностным отношениям и видами деятельности, внутри которых личность должна жить в обществе и профессионально самоопределиться.

Должны быть организованы такие важнейшие сферы жизнедеятельности ребенка, как:

  • Бытовая сфера (прежде всего организация жизненного пространства);

  • Учебная деятельность;

  • Сфера межличностного взаимодействия.

Дело в том, что формирование жизненной компетентности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений и способов действий. Этот процесс происходит только в реальной жизни человека, когда он сопровождается эмоциями.

Таким образом, уровень развития существенных сфер ребенка-сироты определяет границы воспитательных воздействий. В данном отношении индивидуальность является фундаментом воспитания личности. Наш подход заключается в соотношении, интеграции индивидуального и социального. Если развивать все сферы индивидуальности ребенка, то процесс воспитания личности будет эффективным.

Взаимодействие субъектов воспитательного процесса.

Основным механизмом воспитательной деятельности в школах - интернатах, обеспечивающим реализацию вышеизложенных идей, является взаимодействие.

Наиболее эффективным для развития взаимодействующих сторон является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, гуманными, доброжелательными и доверительными, демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительным взаимным влиянием друг на друга.

Важнейший путь осуществления сотрудничества - это демократический стиль управления учреждением, правильно организованная совместная деятельность педагогов.

Необходимо управлять развитием взаимодействия субъектов педагогического процесса, учитывая специфику каждой системы отношений: воспитатель - воспитанник; воспитанник - воспитанник; воспитатель - воспитанник - родители ребенка, родственники; педагог - педагог.

Взаимоотношения между детьми.

Полноценные межличностные отношения между воспитанниками - залог гармоничного развития личности и ценного социального опыта общения с людьми. На формирование таких взаимоотношений влияют возраст, родственные связи воспитанников, время пребывания в детском доме, личностные качества детей, структура детского учреждения, формирование групп и много другое, что необходимо учитывать педагогам при решении этой проблемы.

Особой проблемой является организация межполового взаимодействия, которое должно быть направленно на преодоление наиболее типичных негативных проявлений в межполовом общении и полоролевом поведении воспитанников детских домов и интернатов:

  • жестко однополые группировки;

  • неумение строить межполовые коммуникации, отсутствие юношеского романтизма и неприятие нравственных норм отношений юношей и девушек;

  • недостаток проявлений феминности (женственности) у девушек и мужественности у мальчиков;

  • раннее начало половой жизни у девочек, гомосексуальные проявления у мальчиков.

Педагоги и воспитанники.

Ведущим в системе отношений учреждения является взаимодействия между педагогами и воспитанниками.

Построение отношений сотрудничества требует от воспитателя соблюдения ряд условий. Ответственность за результат взаимодействия распространяется между взрослым и ребенком. При этом доля ответственности, возлагаемая на ребенка, должна соответствовать его возрастным и личностным возможностям.

Сформированная профессиональная позиция характеризуется следующими признаками:

  • ситуативные педагогические воздействия должны быть подчинены осознаваемой стратегической цели;

  • у воспитателя присутствует профессиональная рефлексия;

  • воспитатель должен обладать способностью, отвечать на разнообразие детских проявлений вариантностью мимических и словесных реакций;

  • педагогическое воздействие выстраивается на основе системного обобщенного знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Негативны эмоции, возникшие у воспитателя в процессе взаимодействия с детьми, не должны блокироваться и вытесняться. Напротив, их необходимо осознавать и обсуждать в профессиональном кругу.

Ребенок, его родители.

В нашем учреждении в настоящее время чаще воспитываются дети, родители которых живы, а значит, дети фактически не являются сиротами.

Очень важно для воспитателей помочь детям оценить и понять их родителей, причину, по которой они оказались в детском доме. Дети должны знать о своем прошлом, своей семье. Для детей - сирот характерно переживание чувства вины за собственное сиротство (я - плохой, поэтому меня и бросили). Нам с вами необходимо изменить эту позицию, и их причину пребывания в интернате (я живу в интернате, потому что мои родители не смогли справиться с трудностями и начали пить). Перевод внутреннего конфликта на рационально - объяснительную позицию позволит ребенку поставить перед собой задачу стать более успешным, чем его родители.

А для организации встречи ребенка с родственниками необходимо определить условия и требования, которые вырабатывает и предъявляет педагогический коллектив. Должны быть оговорены правила поведения и установлены некоторые запреты для обеих сторон.

Воспитанники и школа.

Целесообразно, если позволяют условия, направлять воспитанников в разные школы, чтобы они могли чувствовать себя более самостоятельными, осваивать различный опыт общения, деятельности этих школ, обогащать тем самым опыт своего учреждения. Могу привести пример: Чутков и Шорохов ходят в школу №6 на теннис. Знаете, они повзрослели за это время. Или когда наши дети ездили на зарницу в Целинный. Они приехали такие довольные, они увидели, что они ничем не хуже и что они на общем фоне выглядят неплохо. У них появился интерес продолжить заниматься спортом, вести себя лучше, чтобы на следующий год взяли именно их.

Сегодня наиболее оправдательным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательских средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, как человека современного общества. Сегодня уже недостаточно просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.


© 2010-2022