Особенности тьюторского сопровождения детей с ДЦП в условиях инклюзивного образования

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Особенности тьторского сопровождения детей с детским церебральным параличом в условиях инклюзивного обучения.

На сегодняшний момент во многих образовательных учреждениях создан мощный коррекционный механизм для всестороннего, гармоничного, личностно-ориентированного и максимально индивидуализированного обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями. Наличие в школах наряду с учителями психолога, логопеда, дефектолога, медицинских работников, тьютора расширяет возможности инклюзивного образования и позволяет вполне успешно обучать детей с серьезными патологиями.

В данной статье рассматривается вопрос тьюторского сопровождения учащихся, имеющих такое серьезное заболевание как детский церебральный паралич на первых этапах обучения.

Чтобы разобраться с основными составляющими работы педагога-тьютора с такими детьми нужно в общих чертах ознакомиться к каким последствиям приводит данное заболевание и какие особые потребности продуцирует.

У детей с церебральным параличом отмечаются двигательные, речевые и сенсорные нарушения. Наблюдаются патологические состояния кистей рук, в некоторых случаях кисть бывает паретичной, свисающей. Общий мышечный тонус патологически изменен, в большинстве случаев с тенденцией к его повышению. Наблюдаются нарушения координации движения, у многих отмечается вынужденное положение тела. Ограничения двигательной активности часто приводит к невозможности выполнения тех или иных навыков самообслуживания.

Исходя из сложности заболевания, наличия нарушений в функционировании разнообразных органов сопровождение таких детей должно осуществляться в форме постоянного присутствия тьютора в течении учебного дня с целью оказания физической и психологической помощи. Необходимо проведение чуткого мониторинга ребенка и при необходимости внесение корректировок в учебный процесс.

Характерной особенностью в учебной деятельности детей с детским церебральным параличом является выполнение действий, связанных с движениями (письмо, рисование, лепка, наклеивание и.т.д.) в очень медленном темпе. В связи с этим одна из основных особых потребностей у таких учащихся с таким диагнозом, объективно вытекающая из особенностей заболевания это собственный, более медленный, чем у других темп работы. Тьютор, постоянно находясь рядом с ребенком, тесно контактируя с ним, оказывая все необходимые виды помощи, должен правильно расставить акценты по принципу важности выполнения заданий, то есть решить и убедить ученика, что нужно сделать в первую очередь. Здесь на первое место выступают такие педагогические компетентности как доброжелательность, уважительность, терпение и такт.

Нарушение двигательной активности, наличие мышечного гипертонуса приводит к большим трудностям с каллиграфией. Даже при большом старании и упорном труде буквы при письме получаются неровные и корявые. Данная неудача может отрицательно сказаться на психоэмоциональном состоянии ребенка. Поэтому тьтютор должен постоянно подбадривать ребенка, поддерживать веру в собственных силах. Проблема с каллиграфией у детей с церебральным параличом относится к числу основных и требует постоянной, упорной, систематической работы по ее преодолению. Обязательно выполнение упражнений, развивающих мелкую моторику (собирание конструктора, плетение, раскрашивание, штрихование, обведение фигур по трафарету и.т.д).

Осуществляя тьторское сопровождение всегда нужно помнить, что у детей с церебральным параличом быстро наступает мышечная утомляемость, поэтому необходимо в течение урока давать ребенку дополнительный отдых. Хорошо зарекомендовавшая себя и широко применяемая на начальных стадиях обучения пальчиковая гимнастика для таких детей является необходимой лечебно-восстановительной процедурой и ее игнорирование недопустимо.

У некоторых детей с церебральным параличом довольно часто наблюдается рассеяние внимания и рассредоточенность. Ребенок погружается в себя, не слушает объяснение учителя, выключается из учебного процесса. Тьютор должен почувствовать данную ситуацию, провести анализ причины и в кратчайшие сроки предпринять эффективные действия по выводу ребенка из этого состояния, так как характерный низкий темп работы вкупе с отсутствием внимания может свести на нет, достигнутый результат работы на уроке. Если причина в усталости необходим отдых. Если же недостаточно задействована волевая составляющая, необходима ее мобилизация путем проявления требовательности и внушительного побуждения.

Оказывая всестороннюю помощь детям с церебральным параличом нельзя увлекаться гиперопекой, так как полное лишение самостоятельности, несомненно, отрицательно скажется на дальнейшей адаптации ребенка.


© 2010-2022