Статья на тему Анализ системы воспитания в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

Данная работа акцентирует внимание на том, что образование в техникуме не должно сводиться исключительно к передаче знаний. Оно должно выполнять и функции формирования личностных качеств студентов: критическое отношение к себе, формирование ценностных ориентации, гибкого мышления, установок на диалог и сотрудничество, российской интеллигентности, ибо в техникуме молодые люди проходят важнейший этап социализации, гражданственности, осознавая общественно-значимые ценности. Отсюда выт...
Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «БОГОРОДСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»



Статья

''Анализ системы воспитания в образовательных учреждениях

среднего профессионального образования''













Автор: Абдюшева Е.И.,

преподаватель

Богородского политехнического

техникума









Богородск, 2016

Анализ системы воспитания в образовательных учреждениях

среднего профессионального образования

На рубеже XX и XXI веков произошли существенные изменения в системе среднего профессионального образования России. Одним из ведущих направлений ее развития признается ныне совершенствование воспитания как неотъемлемой части целостного образовательного процесса.

Без воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования немыслима учебная, практическая и внеурочная деятельность. Она развивает социальную, культурную и профессиональную компетентность будущего специалиста.

Переход России на рыночные отношения поставил перед системой профессионального образования новые цели, решение которых мы видим в глубоких преобразованиях системы профессионального образования. Новая система профессионального образования предполагает развитие и становление личности человека как профессионала в течение всей жизни .

На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для развития экономики, повышения технологической культуры производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.

Среднее профессиональное образование обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности. В средних специальных учебных заведениях обучаются лица в основном из среднеобеспеченных слоев населения. Это обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства в финансировании среднего профессионального образования.

Эффективность учебно-воспитательного процесса в учебном заведении зависит от многих условий. Наиболее существенное из них квалификация и мастерство преподавателей. Одна из основных задач преподавателей, классных руководителей - создание благоприятного психологического климата в центре которого личностное заинтересованное отношение преподавателей к студентам.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности, можно избежать развития отрицательных черт личности. Основная задача классного руководителя - создание благоприятного психологического климата в группе, который определяется продуктивным, взаимоуважительным общением, взаимоотношениями студентов и преподавателей, студентов между собой.

В трудовой деятельности от специалиста всегда требуется преодоление тех или иных трудностей. Поэтому воспитание волевых качеств составляет органическую часть общей подготовки специалиста. К этим качествам личности относятся : целеустремленность, дисциплинированность, уверенность, инициативность, самостоятельность, смелость(мужество), настойчивость,(упорство, воля к достижению цели), решительность, самообладание, стойкость(сила воли).

Все волевые качества органически связаны друг с другом, развитие и совершенствование одних помогает развитию и совершенствованию других.

В определенных профессиях некоторые из волевых качеств имеют преимущественное, ведущее значение.

Воспитание волевых качеств неразрывно связано с нравственным воспитанием студентов. При этом велика роль коллектива, принадлежность к которому дорога человеку, с мнением которого он считается. В коллективе студент видит для себя образцы поведения, отчитывается о выполнении взятых на себя обязанностей, проявляет активность и заботу о товарищах, в практике повседневной деятельности учится преодолевать трудности, принимать решения, проявлять себя в действиях. Всё это ставит студента в ситуацию, когда необходимо проявить самообладание, настойчивость, умение владеть собой. Одобрение коллектива является для него наградой за усилия, пережитые неприятные эмоции. Так личность формирует у себя необходимые волевые качества, уверенность в своих силах, испытывает возрастающее чувство удовлетворения от совместной деятельности с другими людьми.

Классный руководитель и каждый преподаватель осознанно или неосознанно осуществляет нравственное воспитание.

Важно, чтобы преподаватели владели методами нравственного воспитания и сознательно ставили перед собой задачи нравственного возрастания личности студентов, развития качеств, важных для избранной профессии.

В связи с этим особое значение приобретает проблема психолого-педагогической подготовки преподавателей, особенно классных руководителей. Вопросы психологии возраста, психологии общения, профессионально значимых качеств личности полезно включать в программы семинаров, курсов, школ педагогического мастерства.

Более эффективным направлением является создание психологической службы в учебном заведении. Практический психолог своевременно фиксирует качественные изменения в психологическом развитии студентов, решает различные проблемы, связанные с трудностями в обучении и воспитании, консультирует преподавателей и классных руководителей в методах создания благоприятного психологического климата в группе.

В наши дни в Российской Федерации осуществляется масштабная модернизация системы образования. Её главной задачей является приведение в соответствие с требованиями времени уровня подготовки выпускников общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Развитие системы образования рассматривается при этом как важное условие для достижения следующих целей:

- ускорение темпов развития общества, расширения возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;

- перехода к постиндустриальному, информационному обществу, значительного расширения масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;

- предупреждения и преодоления глобальных проблем, что возможно лишь при сотрудничестве в рамках международного сообщества и требует формирования современного мышления у молодого поколения;

- динамичного развития экономики, роста конкуренции, сокращения сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубоких структурных изменений в сфере занятости, определяющих постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;

- возрастания роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80% национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодёжи, так и взрослого населения .

Таким образом, система среднего профессионального образования в России входит в общую систему образования. Со времен советской власти в данном звене произошли существенные изменения. В современном мире увеличивается потребность в специалистах среднего звена для развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса. Целью образования в техникуме является не только передача знаний, но и формирование таких личностных качеств, как критическое отношение к себе, формирование ценностных ориентаций. В техникуме молодые люди проходят необходимый и важный этап социализации, гражданственности, осознавая общественно значимые ценности.

Образование в техникуме не должно сводиться исключительно к передаче знаний. Оно должно выполнять и функции формирования личностных качеств студентов: критическое отношение к себе, формирование ценностных ориентации, гибкого мышления, установок на диалог и сотрудничество, российской интеллигентности, ибо в техникуме молодые люди проходят важнейший этап социализации, гражданственности, осознавая общественно-значимые ценности.

Отсюда вытекает и необходимость системной постановки воспитательного процесса в техникуме. Нельзя изолировать воспитание от процесса профессиональной подготовки. Профессиональное обучение и гуманистическое воспитание должны слиться в органический процесс формирования личности студента и будущего квалифицированного специалиста.







Список литературы

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986.

  2. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И.А. Колесниковой, Н.М. Борытко, С.Д. Полякова и др. М., 2005.

  3. Вульфов Б.З. Острые проблемы воспитания: поиски решения. М.,2003.

  4. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под. ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.

  5. Жданова Л. С., Крепкая Т. П., Пантюшина М. М. Из опыта воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях. М., 1997.

  6. Кочетов А.И. Воспитательная система : Теория, проблематика, альтернатива. Минск, 1997

  7. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2001

  8. Ничкало Н. Г. Воспитание рабочей смены. Киев, 1982.

  9. Рожков М.И. Классному руководителю. М., 2001.

  10. Современные технологии воспитательной деятельности в образовательном процессе педагогических колледжей / Под ред. Н.Л. Абрамовой. Нижний Новгород, 2004.

  11. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.,1981.

  12. Фадеев В.А. Вопросы методики воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях. Рязань, 1988

  13. Шакуров Р. Х. Социально - психологические проблемы совершенствования управления профтехучилищем. М., 1984.

  14. Щуркова Н. Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. М.,2007.



© 2010-2022