- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Библиотечный урок Мои права и обязанности
Библиотечный урок Мои права и обязанности
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Киселёва С.И. |
Дата | 04.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КГБОУ БОШИ 1
«Мои права и обязанности»
Конвенции о правах ребёнка 25 лет
Библиотечный урок для учащихся 5 класса
Библиотекарь: Киселёва С.И.
Цели: 1.Познакомить учащихся 5 класса с основными правами и обязанностями ребёнка;
2.Формировать положительное отношение к законам и их выполнению;
3. Способствовать формированию правовой культуры учащихся, учить безопасному поведению в различных ситуациях.
Оборудование: Фонограммы детских песен, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, Конвенция о правах ребёнка, презентация.
Ход мероприятия:
Звучит фонограмма песни «Улыбка» (сл. М,Пляцковского, муз.В.Шаинского)
Библиотекарь: Мы начали с песни, потому что она помогла нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить своё доброе отношение к окружающим людям, улучшить настроение. Тема сегодняшнего библиотечного часа - «Мои права и обязанности» (слайд №1).
А что же означают слова «права» и «обязанности»?
Права - это правила, по которым могут жить и живут люди.( слайд №2)
Обязанности - это правила, которые обязательно нужно выполнять.
25 лет назад, 20 ноября 1989 года Ассамблея ООН (собрание делегатов всех государств) проголосовала единодушно за принятие Конвенции (договора) о правах ребёнка. Какие же права есть у ребёнка? (слайд №3)
Дети имеют право на жизнь. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребёнка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. Во французском городе Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим, обрекая на тяжёлую, голодную жизнь.
Вы родились в стране, которая называется …, т.е. вы - россияне, граждане России. И вы имеете много прав.
Вы имеете право на личную неприкосновенность, согласно которому никто не может обидеть или ударить другого, жестоко обращаться.
Вы имеете право на неприкосновенность жилища, никто не имеет право вторгаться без разрешения в ваш дом.
Каждый человек имеет право владеть имуществом. Никого нельзя насильно лишать его имущества, вещей.
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию, т.е. никто не имеет право посягать на вашу свободу.
Вы имеете право на образование, на медицинское обслуживание. Это самые главные права, которые вы имеете.
Права и обязанности не разделимы. (слайд №4)
Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться старших, трудиться в меру своих возможностей, беречь школьное имущество, содержать в порядке учебные и личные вещи, уметь вести себя в школе и других общественных местах и т. д.
Игра «Закончи предложение!»
Библиотекарь: В школе я должен…
Дети:…прилежно учиться, внимательно слушать учителя на уроках, выполнять домашние задания.
Библиотекарь: В школе я имею право…
Дети: …получать бесплатно знания на уроках, отдыхать на переменах.
Библиотекарь: Дома я должен…
Дети:…помогать родителям по хозяйству, уважать старших и слушаться их.
Библиотекарь: Дома я имею право…
Дети:…получать дополнительные знания (книги, телевизор, компьютер), отдыхать от учебных занятий.
Библиотекарь: На улице я должен…
Дети:…здороваться со старшими, уступать им в транспорте место, быть вежливым с окружающими людьми.
Библиотекарь: На улице я имею право…
Дети:…играть в различные игры, заниматься спортом, общаться с друзьями.
Физкультминутка:
Мы печём пшеничные
Пироги отличные!
Кто придёт к нам пробовать
Пироги пшеничные?
(Приглашающие движения руками)
Мама, папа, брат, сестра,
Пёс лохматый со двора.
(Указательный палец показывает на всех приглашённых)
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже!
(Приглашающие движения руками)
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы!
(Имитация замеса теста.)
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
(Движение обеими руками вперёд - «сажают» пироги в печь.)
Печка весело горит.
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся!
(Имитация кормления крошками птиц)
Библиотекарь: Чем занимались дети?
Дети: Помогали маме печь пироги.
Библиотекарь: Поговорим и мы о домашних обязанностях.
У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому делают ваши близкие: мама, папа, дедушка, бабушка, брат или сестра?
Дети: Мама занимается уборкой квартиры, стирает, гладит бельё. Бабушка готовит обед. Папа и дедушка делают ремонт в квартире, чинят сломанные вещи.
Библиотекарь: А у вас есть свои обязанности по дому?
Дети: Я помогаю родителям мыть пол, протирать пыль, выносить мусор, стирать свои носовые платки, носки.
Я навожу порядок в своей комнате: убираю игрушки, аккуратно складываю книжки на своём столе.
Я мою посуду; иногда помогаю готовить салат, делать бутерброды, наливаю чай к завтраку.
Библиотекарь: В школе у вас тоже свои обязанности. Они содержатся в правилах для учащихся.
Ученик обязан прилежно учиться, не нарушать дисциплину на уроках, выполнять все указания учителя, аккуратно вести записи в дневнике и тетрадях, содержать в порядке все школьные вещи.
Библиотекарь: Кто научился делать многое сам, тот никогда не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды домашнего труда за время учёбы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя. Тогда и жить будет весело.
Игра: «Если весело живётся…»
Библиотекарь: Ребята, вы любите сказки? Сказки любят все. Заверяю вас - нет ни одной сказки на свете, в которой так или иначе не затрагивались бы права человека! Сказочные герои или нарушают эти права, или воспользуются какими- либо из них. И сейчас мы с вами убедимся в этом. (слайды 5 -11)
-
Сказка «Колобок» - Какое право колобка хотел нарушить волк? (право на жизнь)
-
Сказка «Лиса и заяц» - право на жильё, на личную собственность.
-
«Золотой ключик или приключение Буратино» (кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино принадлежащего ему имущества)
-
«Айболит» - право на медицин. обслуживание.
-
«Волк и семеро козлят» - право на неприкосновенность жилища, на жизнь.
-
«Маша и медведь» - нарушение права на свободу.
-
«Морозко» - На какое право девочки посягала старуха? (право на жизнь, здоровье)
Библиотекарь: задания на сообразительность.
-
Почему нельзя давать товарищам кличку, прозвище? (Это очень обидно)
-
Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми? (Ты подвергаешь себя опасности, рискуешь жизнью)
-
Почему нельзя играть на заброшенных чердаках, подвалах? ( Могут напасть незнакомые агрессивные люди, искалечить)
-
Что ты будешь делать, если незнакомец попросил впустить его в квартиру? (Ни в коем случае не впускать, вызвать полицию)
-
Что ты будешь делать, если ты и родители потеряли друг друга? (Заранее договориться, чтобы встретиться в условном месте; спросить у прохожих, как пройти на нужную улицу, обратиться в полицию.)
-
Кто защищает ваши права? (родители, государство)
-
Как вы можете защищать свои права в общении со сверстниками?
( Конечно, не с помощью силы, кулаков. Нужно, наоборот, быть дружными.)
Библиотекарь: О чём мы сегодня говорили?
Какие права есть у вас?
Библиотекарь: Когда в коллективе все члены выполняют свои обязанности и не нарушают права других людей, в таком коллективе всем жить хорошо.
В школе так заведено -
Все мы вместе, заодно,
Все мы - дружная семья,
Хоть отдельно каждый - я!
«Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе!
Права и обязанности свои знайте,
Хорошими людьми вырастайте!» (слайд №12)
И в заключении нашего библиотечного часа пусть прозвучит песня «Когда мои друзья со мной» (сл. М.Танича, муз В.Шаинского)