Разработка урока по внеклассной работе на тему Профилактика табакокурения и алкоголизма

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Карагандинское Государственное учреждение специализированная школа - интернат «Мурагер»



Устный журнал

Профилактика табакокурения и алкоголизма

5 класс





Габдуллина Айсулу Темировна

Учитель биологии



2016 год

Устный журнал

Профилактика табакокурения и алкоголизма

Раздел: внеклассная работа, классное руководство

Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о табаке,о алкоголе, показать отрицательное воздействие их на организм, выявить проблемы влияние курения и алкоголя на организм человека, сформировать негативное отношение к курению и алкоголю.

  • Воспитать у учащихся ценностное отношения к своему здоровью, здоровью своих близких и человеческой жизни. Формировать у учащихся отрицательное отношение к табакокурению и алкоголизма.

  • Развивать познавательный интерес к проблеме влияния табакокурения и алкоголизма на организм и необходимость бережного отношения к своему здоровью.

Время реализации занятия: 40 - 45 минут

Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия

  • Компьютер.

  • Интерактивная доска.

  • Плакаты с высказываниями.

  • Мультимедийная презентация.

Содержание

Название страниц журнала:

  1. "Почему люди курят?"

  2. "Краткая история курения"

  3. Вред курения на организм

  4. Что такое алкоголизм?

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте. Тема нашего устного журнала -«Профилактика табакокурения и алкоголизма» и на его страницах мы поговорим с вами о том, как табак и алкоголь влияют на наше здоровье. Я хотел бы начать наш устный журнал с цитат великих людей

То, в чем мы больше всего нуждаемся для тела, оказывает и наибольшее влияние на здоровье: это главным образом вода и воздух. (Аристотель)

Пьяный человек - не человек, ибо он потерял то, что отличает человека от скотины, - разум.(Т. Пейн»)

Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные силы, способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомство. (Л.Н.Толстой)

Отравление никотином через курение подтачивает у человека и физику, и психику. Всякий курящий должен знать и понимать, что он отравляет не только себя, но и других.(Н. Семашко)

1 страница журнала: «Почему люди курят?»

Класс разбивается на 2 группы, каждая группа выдвигает свои взгляды.

Первая группа - аргументы "за" (курение успокаивает нервы; курят, чтобы выглядеть современным, независимым; курение помогает согреться в холодное время года; потому что это модно; и т. д.).

Вторая группа - аргументы "против" (курение причиняет вред здоровью; курение вызывает наркотическую зависимость; в табачном дыме содержаться вредные вещества; от табачного дыма страдают радом стоящие некурящие люди).

Обсуждение ответов.

2 страница журнала: «Краткая история курения»

1 ученик: А знаете ли вы?

Что горящая сигарета это химическая фабрика, продуцирующая 400 соединений, в их числе более 40 канцерогенов и 12 кокаканцерогенов

КАНЦЕРОГЕН - ракообразовывающий

КОКАКАНЦЕРОГЕН - вещество, усиливающее воздействие НИКОТИНА

2 ученик: А знаете ли вы, что содержится в сигарете?

В дыме одной сигареты весом 1г содержится:

6-8 мг никотина, 1,6 мг аммиака, 25 мг угарного газа, 0,03 мг синильной кислоты, 0,5 мг пиридина, формальдегид, радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут, стронций, смолы и деготь и др.

Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 минут жизни! 20 ежедневно выкуриваемых сигарет сокращают жизнь на 8-12 лет! В 100 сигаретах приблизительно 70 мл табачной смолы.

3 ученик: Радиоактивные элементы содержащиеся в сигарете:

Изотопы полония -210 являются первопричиной рака легких. Человек, выкуривающий в день пачку сигарет, получает дозу облучения в 3,5 разабольше дозы, принятой международным соглашением по защите от радиации.

Радиоактивный свинец и висмут:

расстройство сна и аппетита; нарушение деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность; плохая успеваемость; отставание в физическом развитии.

3 страница журнала: «Вред курения на организм»

1 ученик :А знаете ли вы? Что дыхательная система первая подвергается атаке никотина. Появляются хронические заболевания: бронхит, астма, гибель эпителия, усиленное выделение слизи, воспаление голосовых связок, рак губы, легких.

Туберкулез легких (из 100 случаев заболевания туберкулезом 95% - курильщики)

Рак гортани (в 6 - 10 раз больше).

  1. ученик: Нервная система

Как нервный яд, никотин в начале возбуждает нервную систему, а затем подавляет её. В первой короткой фазе расширяет сосуды мозга затем резко сужает их. Отравляет клетки мозга (ухудшается память, зрение, умственная работоспособность, появляется бессонница, головные боли). Курящие ученики отстают в учебе, становятся нервными, рассеянными, ленивыми, грубыми и недисциплинированными. Развиваются нервные заболевания - невралгии, невриты, плекситы.

3 ученик: Кровеносная система

Снижается количество эритроцитов и гемоглобина, появляется аритмия пульса. Стенокардия у курильщиков чаще в 13 раз; Инфаркт миокарда, гипертрофия сердечной мышцы чаще в 13 раз (особенно у лиц до 40лет); Острый инфаркт миокарда (у 80% курящих со школьной скамьи).

Курение способствует возникновению атеросклероза, гипертонической болезни, кровоизлияния в мозг

4 ученик: Курение и здоровье будущего ребенка

Самый большой вред курение наносит нерожденным детям. Весь никотин, угарный газ, безопорен и даже некоторые радиоактивные вещества из сигарет, попадая в организм беременной женщины, после первой же затяжки моментально проникают сквозь плаценту к ребенку. Немецкие ученые доказали, что для детей курящих матерей уже в раннем возрасте характерны невнимательность, импульсивность и бесполезная сверхактивность, даже уровень умственного развития у них ниже среднего. Большинство детей, рожденных курильщицами, появляются на свет с низким весом, часто болеют, развиваются медленнее, чем их сверстники, чаще умирают в детстве.

5 ученик: Пассивное курение несёт не меньший вред. Пассивный курильщик, находясь в одном помещении с активным курильщиком в течение часа, вдыхает такую дозу газообразных составных частей дыма, которая равносильна выкуриванию половины сигареты. Некурящие люди вынуждены вдыхать большое количество канцерогенных веществ, которые содержатся в табачном дыме, и которые, задерживаясь в лёгких, накапливаются до критических значений.

Медицинскими исследованиями установлено, что пассивное курение является причиной многих сердечнососудистых заболеваний, существует прямая зависимость возникновения рака лёгких и заболеваний органов дыхательной системы

4-страница журнала: «Что такое алкоголизм?»

Ведущий: Многие люди не видят ничего плохого в том, чтобы употреблять алкоголь вечером, в выходные дни или в праздники. Но мало у кого есть чувство меры и сила воли. И безобидное, на первый взгляд, увлечение превращается во вредную привычку. В данной странице приводится несколько причин отказа от алкоголя, рассматривается вред алкоголя и его влияние на организм человека.

Похититель рассудка - так именуют алкоголь с давних времен. С убийственным сарказмом перечисляет поводы для пьянства английский поэт Роберт Берне. Его слова сохраняют актуальность в наше время:

Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьбы и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье
Успех, награда, новый чин,
И просто пьянство - без причин.
(Перевод С. Я. Маршака)

Откуда же к нам пришла эта пагубная привычка? Обратимся к истории.

1 ученик: История изготовления спиртных напитков уходит в глубь тысячелетий. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до н. э.- с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда.

Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но уже знавших приемы приготовления хмельных напитков. В Древней Индии приготовляли напиток «сома», игравший большую роль в религии Ариев. В Греции вино считалось даром богов. Но уже тогда было замечено, что неумеренное употребление любых опьяняющих напитков опасно. Поэтому греки, как правило, пили виноградное вино, разбавленное водой, так оно лучше утоляло жажду, и человек не пьянел. Чистый спирт начали получать в VI - VII веках арабы и назвали его «аль коголь» ,что означает «одурманивающий». Первую бутылку водки изготовил араб Рабез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это и послужило поводом запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом. На протяжении 13 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники Корана жестоко карались.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей.

На Руси простым людям разрешалось варить пиво и мед только по большим праздникам, на свадьбы, крестины. Пьянство в будние дни считалось грехом и позором.

Ведущий: Очень часто даже те учащиеся, кто хорошо знает о вреде алкоголя, наркотиков и курения, часто не умеют сказать «нет», поддаются на уговоры. А теперь давайте проверим, умеете ли вы управлять своими желаниями?

Тест «Сможете ли вы устоять?»

Выберите один из двух ответов. Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете:

  1. Можно ли считать, что телевизор является Вашим развлечением? Да. Нет.

  2. Если бы у Вас была возможность смотреть «мультики» больше 3 часов ежедневно, то делали бы Вы это? Да. Нет.

  3. Хотели бы Вы попробовать закурить сигарету? Да. Нет.

  4. Можете ли Вы утром проваляться в постели, даже если Вам необходимо вставать и что-либо делать? Да. Нет.

  5. Пытались ли Вы попробовать алкогольные напитки? Да. Нет.

  6. Любите ли Вы уроки физкультуры? Да. Нет.

  7. Приходилось ли Вам принимать предложения друзей пропустить некоторые уроки или целые учебные дни? Да. Нет.

  8. Умеете ли Вы не повторять своих ошибок? Да. Нет.

  9. Если бы подвыпивший человек предложил Вам прямо на улице коробку конфет, взяли бы Вы её? Да. Нет.

  10. Сумели бы Вы отказаться от предложения поиграть в игровые автоматы из-за того, что не сделаны уроки? Да. Нет.

Теперь подсчитайте баллы с учетом таблицы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

Нет

5

0

5

0

5

0

5

0

5

0

0

5

5

0

0

5

5

0

0

5

ЕСЛИ У ВАС:

0-15 баллов

Вы умеете управлять своими желаниями. Вы любите получать удовольствия. Но в нужный момент Вы в состоянии ронять, что удовольствие ради удовольствия может принести вред, помешать Вашим планам, Вашим отношениям с родителями, учителями. У Вас впереди интересная жизнь, полная настоящих удовольствий.

(20- 40 баллов)

Ваша «зона удовольствий» нередко Вас подводит. Вы, быть может, и хотели бы лучше управлять своими желаниями, но это не всегда получается. Не хватает силы воли. Вы много времени теряете зря. Вы стремитесь к сиюминутным удовольствиям. Из-за этого Вы можете потерять много приятного в будущем. Рекомендуем быть настороже - слишком дорогой может оказаться цена сомнительного удовольствия.

45 и более баллов

ВНИМАНИЕ!

Вы буквально заражены на получение всяческих удовольствий. Вы не в состоянии правильно оценивать свои действия.

Пожалуйста, просуммируйте полученные баллы и задумайтесь над своими результатами.

Ведущий: Так что же такое алкоголизм? Чем он опасен? Теперь несколько причин отказа от алкоголя

1 ученик: Трудно найти большее зло, чем алкоголь, которое бы так упорно и безжалостно расстраивало здоровье миллионов людей, так резко разрушало бы все ткани и органы человека (в особенности кору головного мозга), ум и личность человека, приводя его в конце концов к ранней смерти. Коварство этого яда заключается в том, что тяжелые последствия от вреда алкоголя наступают не сразу, постепенно, незаметно.

2 ученик: О влиянии алкоголя на жизнь человека говорят такие факты: 50 процентов аварий, 1/3 самоубийств, 80 процентов смертей от рака полости рта и пищевода происходит из-за злоупотребления алкоголем.

3 ученик: В результате исследований, проведенных с использованием новейшей технологии, австралийские ученые пришли к выводу, что и среди алкоголиков и среди умеренно употребляющих наблюдается постепенное уменьшение и усыхание мозга. Стакан спиртных напитков губит в нашем мозге 1000-2000 клеток. Эти данные подтвердились у 95% алкоголиков и 85% умеренно употребляющих.

4 ученик: Исследования доказали, что вероятность родить здорового человека у пьющих в 15 раз меньше, чем у непьющих, смертность у их детей в 5 раз выше, а болезненность выше в 3,5 раза (обратите внимание речь идет всего-навсего о пьющих, а не об алкоголиках). Алкоголь поражает детей еще до их рождения. Даже в семьях, умеренно пьющих спиртное, дети рождаются с замедленным развитием, умственно недоразвитыми, даже мертвыми. Из-за пристрастия к спиртным напиткам и наркотикам женщины в одной Америке каждый день рождают тысячи недоношенных детей. Пьющие родители - самые страшные воры, крадущие у своих же детей счастье будущих открытий, счастье жить полноценной жизнью (по Ф.Г. Углову).

5 ученик: После употребления алкоголя увеличивается количество выделяемой мочи (диурез), то есть происходит потеря воды и солей. После опьянения бывает сильная жажда, "тянет" на рассол и минеральные воды. Краткий систематизированный обзор реальных эффектов алкоголя на все виды обмена веществ в живом организме приводит к одному выводу: все виды обмена нарушаются. Именно эта совокупность "убойных" эффектов обусловливает антисептическое действие этилового спирта и должна быть препятствием для его употребления в качестве напитков.

Ведущии: Алкоголизм - тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддается разумным доводам прекратить пить. Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличие денег в семье, необходимость выхода на работу и т. п.). Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства. Как правило, алкоголики не закусывают, у них утрачивается рвотный рефлекс и поэтому любое количество выпитого остается в организме. В связи с этим говорят о повышенной переносимости алкоголя. Но на самом деле это патологическое состояние, когда организм утратил способность борьбы с алкогольной интоксикацией путем рвоты и других механизмов защиты. У пьяницы ослаблена воля - и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим, деловым сторонам повседневной жизни.

Алкоголь вызывает беспричинные изменения настроения, взрывы радости и злобы иногда по самым незначительным поводам и в то же время безразличие к действительно волнующим событиям. У пьющего меняется круг знакомых, круг интересов. Как правило, происходит концентрация внимания на бутылке. И какая бы тема ни затрагивалась в компании пьющих, рано или поздно она будет переведена на тему о вине и водке. Невозможность избавиться от мыслей о бутылке спиртного, внять голосу разума и отличает личность алкоголика от просто выпивающих людей.

Помните: У людей всегда имеются проблемы, и обращение к алкоголю и другим наркотикам их не разрешает, а скорее порождает новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди!



9



© 2010-2022