Беседа Закон! Ты нам необходим

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Беседа «Закон! Ты нам необходим»

Цель: продолжать знакомить детей с главным законом страны - Конституцией;

Задачи:

  • формировать умение учащихся пользоваться своими правами;

  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки

  • пополнять словарный запас детей.

Оборудование:

таблички с надписью: «Всеобщая декларация прав человека», «Конституция»;

карточки с надписью черт характера, аналогическая запись на закрытой доске;

стихи С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы», карточки ситуаций.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово "здравствуйте"? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Раскрытие темы.

- Как видите в руках у меня две нити. (нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать? (Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

- Представьте себе, что жизнь любого Человека - это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Ребята вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь!

- И сегодняшний наш разговор - это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

3. Основная часть:

-Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять человека - пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

- Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности? (- Жители стали жить по законам.)

- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН - нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Так что такое закон? (- Важное правило, которое все обязаны знать и соблюдать.)

Если кто-то без законов

Хочет жизнь свою прожить,

То его, конечно надо

И лелеять и хвалить.

Фотографию в газету

Поместить и подписать:

«Он советует законы

Никогда не выполнять».

- Вы согласны с таким жизненным девизом?

- Почему важно соблюдать законы?

- Как называется основной закон страны? - (Конституция).

Прикрепить на доску табличку с соответствующей записью.

- В Конституции, основном, главном законе государства, записаны многие статьи, где сказано, как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с государством. Здесь записаны основные права граждан и их обязанности.

- Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

- Когда мы отмечаем День Конституции? - (15 марта).

- Только закон и исполнение закона может обеспечить нам порядок. Вот почему, защищая права граждан, государство предусматривает наказание за несоблюдение закона.

- В каком случае можно обойтись без наказаний в государстве? - (Если все будут выполнять, соблюдать закон).

- Закон должен быть внутри нас! Совесть человека должна подсказывать, как ему следует поступить.

4. Практическая часть.

- Подумайте, какие черты характера помогают быть законопослушным, а какие мешают. (Раздать детям карточки с записью черт характера. Значение слов обсуждается по необходимости. Дети высказывают своё мнение, приводят примеры и т. п.)

Черты характера:

  • Вспыльчивость (-);

  • Торопливость (-);

  • Осмотрительность (+);

  • Аккуратность (+);

  • Честность (+);

  • Лживость (-);

  • Уважение к людям (+);

  • Безразличие (-).

Упражнение «Познай себя».

- Важно помнить, что законы есть не только в государстве, но и в каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким законам жить. По законам правды или лжи, добра или зла, чести или бесчестия…

Это происходит в момент, когда каждому из нас приходится делать выбор, как поступить:

  • Помочь маме или пойти погулять?

  • Делать уроки или побездельничать?

  • Обозвать друга, ударить или решить спор по-дружески?

  • Сказать правду или промолчать?

- Согласитесь, чтобы принять решение, нужны и сила воли, и смелость, и уважение к себе! Да-да, прежде всего, к себе, чтобы не уронить своего достоинства. Эти качества можно воспитать подобным образом:

Я уважаю себя, и поэтому не буду обижать младших …

Я уважаю себя, и поэтому не буду мусорить…

Я уважаю себя, и поэтому не буду грубить старшим…

Я уважаю себя…

- Кто у вас пользуется авторитетом (то есть, кого вы уважаете, цените)? За что?

- Кто, какой бы жизненный девиз выбрал для себя?

1. Работа не волк, в лес не убежит.

2. Хочу всё знать.

3. Без труда не вытянешь и рыбки из пруда.

4. Моя хата с краю - ничего не знаю.

5. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

- Поработаем с уголовным кодексом и рассмотри какие наказания предусмотрены законом.

Ситуация 1 (Ложный звонок): В класс вбегает ученик:

- Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей-наказывается штрафом, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

- Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание! Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных, скорой помощи, милиции.

Ситуация 2 (Нанесение побоев): К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

- Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом или арестом до трех месяцев.

- Обычная драка вполне может быть рассмотрена как - побои.

- Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик

- В этом случае действует Гражданский кодекс он гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада.

Ситуация 3 (Порча чужого имущества): На перемене:

- Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

- Не дам, он новый, только вчера купили.

- Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Статья УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.

Ситуация 4 (Угроза «болтовней»): В классе идет спор двух учащихся:

- ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться - и тебе не жить.

- Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Ситуация 5 (Оскорбление): Две девочки в классе ссорятся:

- А ты дылда!!!

- А ты сама Гадина!!!

Статья УК - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 - 12 месяцев.

- Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РБ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

5. Подведение итогов.

-Как вы понимаете выражения «закон для нас», «закон внутри нас»?

- Какова роль закона в обществе, в отношениях между людьми?

- Что значит уважать себя?

-Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы - Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.


© 2010-2022