Программа экологического клуба ЗУБРёнок

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Николо- Березовская СОШ




Программа

экологического клуба

«ЗУБРёнок»


Бондарева Т.Н., учитель начальных классов

Кнышова С.И., учитель начальных классов


Рассмотрено и рекомендовано к утверждению Утверждаю:

на заседании педагогического совета директор МБОУ Николо- Березовской СОШ

МБОУ Николо- Березовской СОШ ___________/Чернова Г.Н./

от 30.08.2013 № 01 приказ от 31.08.2013 № 81А

Программа экологического клуба

«ЗУБРёнок»,

реализуемая в МБОУ Николо- Березовской СОШ на I ступени НОО на 2013-2017 гг.


Паспорт программы


Заказчик

Педагогический коллектив МБОУ Николо- Березовской СОШ

Основные разработчики

Бондарева Т.Н.

Кнышова С.И.

Цели

  • Создание условий для формирования экологической грамотности личности.

  • Развитие экологической культуры у детей младшего школьного возраста.

  • Формирование у школьников ответственного отношения к окружающему миру.

  • Привлечение родителей к помощи укрепления экологической культуры своих детей.

Задачи

  • Создавать условия для формирования и развития экологической культуры у учащихся.

  • Осуществлять природоохранную деятельность.

  • Способствовать распространению экологических знаний среди детей разных возрастов.

  • Вести пропаганду здорового образа жизни.

Сроки реализации программы

2013-2017 гг.

Ответственный за реализацию программы

Бондарева Т.Н.

Кнышова С.И.

Источник финансирования

Бюджетные средства

Ожидаемые результаты реализации программы

  • Сформированность экологической культуры

  • Знание экологических преимуществ и недостатков родного края

  • Понимание необходимости изучения экологических проблем родного края и их решения

  • Понимание необходимости вести здоровый образ жизни





Актуальность программы


Экологическое воспитание - проблема актуальная. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В нашей стране разнообразная флора и фауна. В руках человека красота и богатство родной земли. Стремление извлечь сиюминутную выгоду, не думая об ущербе, наносимом природе и обществу, крайняя заниженность направленных ценностей и многое другое указывает на низкую экологическую культуру взаимоотношения с окружающей средой.

Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст - этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры младших школьников выступает уровень, приобретённый ими в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Чтобы полностью осуществлять экологическое развитие детей система работы в начальной школе должна сочетаться с работой семьи в этом направлении. Ведь именно в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе.

Ведущий тенденцией занятий является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины и др.). Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

Цель программы:

  • формировать экологические знания у учащихся;

  • развивать экологическую культуру у детей младшего школьного возраста;

  • вовлекать детей в природоохранную деятельность;

  • пропаганда здорового образа жизни.

Задачи программы:

  • формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;

  • развитие экологического мышления у учащихся;

  • привитие интереса к проблемам окружающей среды;

  • воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего родного края;

  • повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам;

  • вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды;

  • способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за свое здоровье и окружающий мир.


Направления реализации программы

Программа направлена на познание окружающей среды, ведение активного здорового образа жизни, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности - очистка территории, пропаганда экологических знаний и знаний о здоровом образе жизни - листовки, газеты, презентации).


Ожидаемые результаты:

Посещая занятия клуба и участвуя в проводимых мероприятиях, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в поселке, крае, стране; любить, ценить и оберегать окружающую их природу. Сформируют в себе, личность, способную противостоять активному влиянию негативных процессов, происходящих в природе и обществе.

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.




Содержание программы

1-4 классы

п/п

Основные направления работы экологического клуба «ЗУБРёнок»

1.

Природа вокруг нас

2.

Экология - наука о нашем доме

3.

Человек и природа

4.

Экомониторинг

5.

Охранять и защищать

6.

Театр экологических знаний

7.

Здоровый образ жизни


  1. Природа вокруг нас.

В данном направлении предполагается изучение природных комплексов, находящихся в Ростовской области; изучение характерных представителей живой природы для данной местности. Создание поделок, гербариев из природного материала, позволят развить творческие способности учащихся. Также данный раздел предполагает осмысление накопленного материала.

  1. Экология - наука о нашем доме.

В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном направлении будут освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии местности. Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе.

  1. Человек и природа.

Данное направление рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием деятельности человека на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия. Проводятся викторины и конкурсы. На территории родного посёлка раздаются информационные листовки об экологических проблемах и путях их решения.

  1. Экомониторинг.

Занятия по данному направлению включают в себя практическое применение знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса учащихся к изучению природы города, получить информацию о состоянии природных территорий Ростовской области. Результат мониторинга - это выставки, посвященные природе, проекты, изготовление эколого - информационных стендов.

  1. Охранять и защищать.

Данное направление включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Данная тема познакомит учащихся с деятельностью общественных экологических организаций.

  1. Театр экологических знаний.

Данное творческое направление поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий, раскрыть свой творческий потенциал.

  1. Здоровый образ жизни.

Это занятия- практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность и значимость которых очень важны для сохранения здоровья человека и окружающей среды в целом.


Тематическое планирование

Мероприятия


Форма занятия

Дата

1 класс

1

Экологический светофор.

классный час

сентябрь

2

Берегите добрый лес - он источник всех чудес.

беседа

(презентация)

октябрь

3

В зоопарке.

устный журнал


ноябрь

4

Синичкин день.

классный час

декабрь

5

Человек - часть природы.

беседа


январь

6

Календарь природы.

классный час


февраль

7

Всё живое на Земле - родня!

беседа


март

8

Встречайте птиц.

классный час

апрель


9

Экологическая тропинка.

внеклассное мероприятие

май

2 класс

1

Чем богата Земля.

беседа


сентябрь

2

Мы - коллекционеры.

игра

октябрь

3

Вода - это жизнь.

внеклассное мероприятие

ноябрь

4

Сколько воды нам нужно?

классный час

декабрь

5

Жалобная книга природы.

беседа


январь

6

Мы хотим защитить.

беседа

февраль

7

Комнатные растения.

урок- исследование

март

8

Посадим дерево.

урок-исследование

апрель


9

Цветы.

беседа


май

3 класс

1

Экологическая акция: «Очистим планету от мусора».

сюжетно-ролевая игра

сентябрь

2

Загрязнение водоёмов. Что с рекой?

Экскурсия: «Золотая волшебная осень».

внеклассное мероприятие

октябрь

3

Большая беда - озоновые дыры (дать понятие об УФ лучах, их воздействии на живые организмы).

беседа


ноябрь

4

Птичья ёлка (о птицах, зимующих в нашей местности).

Практическая деятельность: «Развешивание кормушек».

игра


декабрь

5

Берегите всё живое.

классный час


январь

6

Вода - наш друг (знакомство с ролью воды на планете, с влиянием водной среды на живые организмы).

Конкурс рисунков: «Наша река Берёзовая».

беседа


февраль

7

Экскурсия «Где прячется весна?» (показать чудо пробуждающейся природы).

классный час


март

8

Первоцветы (особенности строения, последствия, к которым приводит сбор цветов и их вытаптывание.)

беседа

апрель


9

Беспокойство пчёлок.Решение экозадач (раскрыть особенности жизнедеятельности).

классный час


май

4 класс

1

Давайте вспомним лето.

Экологическая акция: «Очистим планету от мусора».

классный час


сентябрь

2

Сказка о том, как звери домами поменялись.

Практическая деятельность: «Изготовление кормушек для птиц из пластиковых бутылок».

урок - путешествие


октябрь

3

Распространение семян.

дидактическая игра


ноябрь

4

Птицы нашего села, давайте познакомимся.

Конкурс рисунков.

урок-конкурс

декабрь

5

Загадочный мир насекомых.

урок - путешествие


январь

6

Как устроена живая природа (дать понятие экосистемы).

Конкурс загадок о природе.

классный час


февраль

7

Сообщества растений и животных.

классный час

(презентация)


март

8

Обо всём в природе понемногу (калейдоскоп из жизни растений и животных).

Отгадывание загадок, решение кроссвордов.

беседа

апрель


9

Лесные тайны.

Экологический праздник-экскурсия «Природа - наш общий дом».

внеклассное мероприятие


май






© 2010-2022