- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Программа экологического клуба ЗУБРёнок
Программа экологического клуба ЗУБРёнок
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кнышова С.И. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ Николо- Березовская СОШ
Программа
экологического клуба
«ЗУБРёнок»
Бондарева Т.Н., учитель начальных классов
Кнышова С.И., учитель начальных классов
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению Утверждаю:
на заседании педагогического совета директор МБОУ Николо- Березовской СОШ
МБОУ Николо- Березовской СОШ ___________/Чернова Г.Н./
от 30.08.2013 № 01 приказ от 31.08.2013 № 81А
Программа экологического клуба
«ЗУБРёнок»,
реализуемая в МБОУ Николо- Березовской СОШ на I ступени НОО на 2013-2017 гг.
Паспорт программы
Заказчик
Педагогический коллектив МБОУ Николо- Березовской СОШ
Основные разработчики
Бондарева Т.Н.
Кнышова С.И.
Цели
-
Создание условий для формирования экологической грамотности личности.
-
Развитие экологической культуры у детей младшего школьного возраста.
-
Формирование у школьников ответственного отношения к окружающему миру.
-
Привлечение родителей к помощи укрепления экологической культуры своих детей.
Задачи
-
Создавать условия для формирования и развития экологической культуры у учащихся.
-
Осуществлять природоохранную деятельность.
-
Способствовать распространению экологических знаний среди детей разных возрастов.
-
Вести пропаганду здорового образа жизни.
Сроки реализации программы
2013-2017 гг.
Ответственный за реализацию программы
Бондарева Т.Н.
Кнышова С.И.
Источник финансирования
Бюджетные средства
Ожидаемые результаты реализации программы
-
Сформированность экологической культуры
-
Знание экологических преимуществ и недостатков родного края
-
Понимание необходимости изучения экологических проблем родного края и их решения
-
Понимание необходимости вести здоровый образ жизни
Актуальность программы
Экологическое воспитание - проблема актуальная. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Одна из причин такого положения - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. В нашей стране разнообразная флора и фауна. В руках человека красота и богатство родной земли. Стремление извлечь сиюминутную выгоду, не думая об ущербе, наносимом природе и обществу, крайняя заниженность направленных ценностей и многое другое указывает на низкую экологическую культуру взаимоотношения с окружающей средой.
Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст - этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры младших школьников выступает уровень, приобретённый ими в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя, воспитателя; выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира; эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.
Чтобы полностью осуществлять экологическое развитие детей система работы в начальной школе должна сочетаться с работой семьи в этом направлении. Ведь именно в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности в природе.
Ведущий тенденцией занятий является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины и др.). Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.
Цель программы:
-
формировать экологические знания у учащихся;
-
развивать экологическую культуру у детей младшего школьного возраста;
-
вовлекать детей в природоохранную деятельность;
-
пропаганда здорового образа жизни.
Задачи программы:
-
формирование у учащихся интереса к исследовательской деятельности, эффективному методу воспитания экологической культуры;
-
развитие экологического мышления у учащихся;
-
привитие интереса к проблемам окружающей среды;
-
воспитание чувства уважения, любви и гордости за природу своего родного края;
-
повышение эрудиции учащихся по экологическим проблемам;
-
вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды;
-
способствовать развитию у учащихся чувства ответственности за свое здоровье и окружающий мир.
Направления реализации программы
Программа направлена на познание окружающей среды, ведение активного здорового образа жизни, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности - очистка территории, пропаганда экологических знаний и знаний о здоровом образе жизни - листовки, газеты, презентации).
Ожидаемые результаты:
Посещая занятия клуба и участвуя в проводимых мероприятиях, учащиеся значительно повысят свои знания в области экологии и краеведения. Они активизируют свою интеллектуальную и познавательную деятельность, а также научатся самостоятельно оценивать экологическое состояние окружающей среды округа, в котором они живут, научатся принимать решения и не оставаться равнодушными по устранению экологических нарушений в поселке, крае, стране; любить, ценить и оберегать окружающую их природу. Сформируют в себе, личность, способную противостоять активному влиянию негативных процессов, происходящих в природе и обществе.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы
1-4 классы
№
п/п
Основные направления работы экологического клуба «ЗУБРёнок»
1.
Природа вокруг нас
2.
Экология - наука о нашем доме
3.
Человек и природа
4.
Экомониторинг
5.
Охранять и защищать
6.
Театр экологических знаний
7.
Здоровый образ жизни
-
Природа вокруг нас.
В данном направлении предполагается изучение природных комплексов, находящихся в Ростовской области; изучение характерных представителей живой природы для данной местности. Создание поделок, гербариев из природного материала, позволят развить творческие способности учащихся. Также данный раздел предполагает осмысление накопленного материала.
-
Экология - наука о нашем доме.
В связи с возрастающей важностью знаний об экологии в данном направлении будут освещены основные принципы данной науки, ее значимость в повседневной жизни людей. Большое внимание в данной теме уделено проблемам экологии местности. Учащиеся познакомятся с важнейшими экологическими терминами, словарями и справочниками о природе.
-
Человек и природа.
Данное направление рассматривает теоретическое и практическое знакомство с воздействием деятельности человека на окружающую среду. Занятия включают яркие примеры из жизни, природоохранные акции и мероприятия. Проводятся викторины и конкурсы. На территории родного посёлка раздаются информационные листовки об экологических проблемах и путях их решения.
-
Экомониторинг.
Занятия по данному направлению включают в себя практическое применение знаний о мониторинге окружающей среды, наблюдения за динамикой природных явлений, что способствует повышению интереса учащихся к изучению природы города, получить информацию о состоянии природных территорий Ростовской области. Результат мониторинга - это выставки, посвященные природе, проекты, изготовление эколого - информационных стендов.
-
Охранять и защищать.
Данное направление включает в себя природоохранные акции, направленные на осознание и понимание важности охраны и преобразования окружающей среды, знакомство ребят с основными законами РФ «Об охране окружающей среды», что поможет им повысить уровень экологически-правовых знаний. Данная тема познакомит учащихся с деятельностью общественных экологических организаций.
-
Театр экологических знаний.
Данное творческое направление поможет учащимся в наглядной форме запомнить необыкновенное разнообразие экологических терминов и понятий, раскрыть свой творческий потенциал.
-
Здоровый образ жизни.
Это занятия- практикумы. С помощью конкретных примеров учащиеся рассмотрят примеры из жизни, важность и значимость которых очень важны для сохранения здоровья человека и окружающей среды в целом.
Тематическое планирование
№
Мероприятия
Форма занятия
Дата
1 класс
1
Экологический светофор.
классный час
сентябрь
2
Берегите добрый лес - он источник всех чудес.
беседа
(презентация)
октябрь
3
В зоопарке.
устный журнал
ноябрь
4
Синичкин день.
классный час
декабрь
5
Человек - часть природы.
беседа
январь
6
Календарь природы.
классный час
февраль
7
Всё живое на Земле - родня!
беседа
март
8
Встречайте птиц.
классный час
апрель
9
Экологическая тропинка.
внеклассное мероприятие
май
2 класс
1
Чем богата Земля.
беседа
сентябрь
2
Мы - коллекционеры.
игра
октябрь
3
Вода - это жизнь.
внеклассное мероприятие
ноябрь
4
Сколько воды нам нужно?
классный час
декабрь
5
Жалобная книга природы.
беседа
январь
6
Мы хотим защитить.
беседа
февраль
7
Комнатные растения.
урок- исследование
март
8
Посадим дерево.
урок-исследование
апрель
9
Цветы.
беседа
май
3 класс
1
Экологическая акция: «Очистим планету от мусора».
сюжетно-ролевая игра
сентябрь
2
Загрязнение водоёмов. Что с рекой?
Экскурсия: «Золотая волшебная осень».
внеклассное мероприятие
октябрь
3
Большая беда - озоновые дыры (дать понятие об УФ лучах, их воздействии на живые организмы).
беседа
ноябрь
4
Птичья ёлка (о птицах, зимующих в нашей местности).
Практическая деятельность: «Развешивание кормушек».
игра
декабрь
5
Берегите всё живое.
классный час
январь
6
Вода - наш друг (знакомство с ролью воды на планете, с влиянием водной среды на живые организмы).
Конкурс рисунков: «Наша река Берёзовая».
беседа
февраль
7
Экскурсия «Где прячется весна?» (показать чудо пробуждающейся природы).
классный час
март
8
Первоцветы (особенности строения, последствия, к которым приводит сбор цветов и их вытаптывание.)
беседа
апрель
9
Беспокойство пчёлок.Решение экозадач (раскрыть особенности жизнедеятельности).
классный час
май
4 класс
1
Давайте вспомним лето.
Экологическая акция: «Очистим планету от мусора».
классный час
сентябрь
2
Сказка о том, как звери домами поменялись.
Практическая деятельность: «Изготовление кормушек для птиц из пластиковых бутылок».
урок - путешествие
октябрь
3
Распространение семян.
дидактическая игра
ноябрь
4
Птицы нашего села, давайте познакомимся.
Конкурс рисунков.
урок-конкурс
декабрь
5
Загадочный мир насекомых.
урок - путешествие
январь
6
Как устроена живая природа (дать понятие экосистемы).
Конкурс загадок о природе.
классный час
февраль
7
Сообщества растений и животных.
классный час
(презентация)
март
8
Обо всём в природе понемногу (калейдоскоп из жизни растений и животных).
Отгадывание загадок, решение кроссвордов.
беседа
апрель
9
Лесные тайны.
Экологический праздник-экскурсия «Природа - наш общий дом».
внеклассное мероприятие
май