Воспитательное пространство образовательного учреждения. : теоретические аспекты

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БПОУ ОО

«ОРЛОВСКИЙ РЕСТАВРАЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»



Воспитательное пространство образовательного учреждения.: теоретические аспекты.

Воспитательное пространство образовательного учреждения: теоретические аспекты.

( материалы к выступлению на

заседании методической комиссии классных руководителей)

Преподаватель Бабкина Т.А.





Воспитательное пространство образовательного учреждения: теоретические аспекты.

Ключевые слова: воспитание, среда, образовательная и воспитывающая среда (ОВС), воспитательное пространство (ВП), воспитательная система, взаимодействие.

Понятие «пространство» существует в науке с давних времен. Оно используется тогда, когда хотят подчеркнуть необходимость объединения усилий представителей разных сфер деятельности человека. Введение понятия «воспитательное пространство» (ВП) в категориальное поле педагогики вызывает немало споров. Действительно, существуют такие понятия как «среда», «педагогизация среды». Исследования последних лет, проводимые институтом теории образования и педагогики РАО и его научным центром современных проблем воспитания, убеждают в необходимости, актуальности введения данного понятия. Сегодня на различных территориях страны есть конкретный опыт функционирования ВП.

Термин «воспитательное пространство» введен в категориальный аппарат отечественной педагогики с подачи Л. И. Новиковой. Воспитательное пространство рассматривалось как определенный продукт интеграционной педагогической деятельности, направляющий на личностное развитие детей «систему взаимосвязанных образовательных и воспитательных учреждений, детских и юношеских организаций, функционирующих на его территории, социальных педагогов, психологов, профориентаторов предприятий, которые по своему замыслу реализуют определенные воспитательные функции по отношению к детям, средства массовой информации, общественные организации» [7, с.202].

Это определение содержит в себе определенный потенциал для проявления индивидуальности и субъектных качеств ребенка, связанных с самоорганизацией собственного жизненного пространства.

Это позволяет использовать термин «воспитательное пространство» для обозначения составляющей образовательного учреждения, связанной с проявлением обучающимися своей свободы и самостоятельности.

Анализ специфики воспитательного пространства позволяет определить ее сущность следующим образом: воспитательное пространство образовательного учреждения есть самоорганизующаяся относительно целей воспитания система условий, способствующих становлению свободоспособности и саморазвитию учащихся в процессе педагогической поддержки самостоятельных усилий обучающихся.

Воспитательное пространство образовательного учреждения можно соотнести и сравнить с воспитателем, который осуществляет педагогическую поддержку воспитанника и создает условия для его саморазвития.

В создании ВП решающую роль играет образовательное учреждение.

ВП - результат деятельности всех заинтересованных в его создании: педагогов, работников культуры и спорта, медицинских и социальных работников.

Сегодня с наличием множества негативных явлений в среде проблема создания ВП значительно усложнилась. Сложность при создании ВП в том, что не всегда удается его сделать пространством воспитания, а не просто функционированием отдельных образовательных учреждений (ОУ) и социальных институтов. Обучающийся находится в данном пространстве. Но не осваивает его и не присваивает его. Главная идея - усиление социально - педагогических интегрирующих функций ОУ. Это особенно важно, т.к. семья (речь идет о социально - педагогических нормативных семьях, а их всего 8 % по данным социологических исследований) не может на сегодняшнем этапе развития общества по различным причинам нести ответственность за воспитание детей.

Согласно рассмотренной выше точки зрения под ВП понимается педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или определенное множество детей (класса, группы, школы, лицея) (Л.И.Новикова). Среда - это все то, что окружает ребенка. Как не всякий урок, не всякое ОУ, не всякая семья целенаправленно воспитывают ребенка, так и окружающая среда может благотворно влиять, а может быть и разрушающей. Конечно, в какой-то мере возможности среды используются при организации жизни ОУ.

Среда в основе своей данность, а не результат конструктивной деятельности. ВП - результат деятельности, причем не только созидательной, но и интегрирующей. Чтобы получить воспитательное пространство, мы должны определить основные его компоненты то, что должно их связывать, установить моделируемые связи, вписать в эту деятельность обучающихся. Только в этом случае ВП станет фактором личностного развития.

При таком понимании структурной единицей ВП становится ОУ, принимающее участие в создании этого пространства ( точнее не само ОУ, а его педагогический коллектив). В этом случае основным механизмом создания ВП является взаимодействие коллективов, объединенных единым пониманием педагогических задач, едиными принципами и подходами в воспитании.

Истинная цель воспитания - «Максимальное развитие личности ребенка в разумно организованном обществе, которое будет служить ему и, которому он сам будет служить». Эти слова великого французского просветителя С.Френе по праву можно считать педагогическим компасом взаимодействия в воспитательном пространстве ОУ.

Педагогический коллектив образовательного учреждения способен корректировать складывающийся уклад (образ жизни, культуру ОУ) посредством организации ряда значимых событий, создания и культивирования традиций жизни обучающихся. В качестве составляющей воспитывающей среды можно выделить виды деятельности, в которые включены обучающиеся, способы решения возникающих проблем, комплекс достигаемых результатов. В процессе регулирования содержания и характера деятельности, обучающихся в образовательном учреждении возможно решение широкого круга воспитательных задач. Это позволяет рассматривать образовательное учреждение как определенный субъект деятельности.

В качестве еще одной составляющей воспитывающей среды выделим ее реакцию на действия обучающихся. Воспитывающая среда образовательного учреждения не оставляет незамеченными любые действия обучающихся. Явная или скрытая оценка действий, одобрение или неодобрение этих действий сказывается на их поведении. Анализ основных составляющих воспитывающей среды позволяет определить ее сущность следующим образом: воспитывающая среда образовательного учреждения есть самоорганизующаяся, относительно целей воспитания, система внешних воздействий на обучащиюхся, задающая организационный порядок, образ жизни, виды деятельности, в которые включаются обу- чающиеся, оценку их действий.

Рассмотрение воспитательного процесса как межсубъектного взаимодействия позволяет выделить еще один образ ОУ как воспитателя.

Отметим, что Л.И.Новикова выделяла такие интегративные характеристики воспитательной системы как «образ жизни коллектива, его психологический климат». Воспитательная система образовательного учреждения может быть рассмотрена как устойчивая социально-педагогическая целостность, определяющая характер отношений педагогов, обучающихся, их родителей и объединяющая все виды их совместной деятельности вокруг общих смыслов, ценностей, целей воспитания. Основным объектом внимания становится образовательное учреждение и его жизнедеятельность, которые педагоги, обучающиеся и родители пытаются совершенствовать в процессе взаимодействия.

Обучение и воспитание через особое устройство и организацию окружения тех, кто, взаимодействуя с этим окружением, получает образование. Это взаимодействие, не что иное, как один из наиболее эффективных принципов педагогики.

Б.М. Бим - Бад писал, что, обучающая и воспитывающая среда (ОВС) - состоит в надлежащем воздействии не на детей, а на окружающую их обстановку, среду их жизнедеятельности. Т.е. надо создать условия, при которых наша цель воспитания станет реальной.

Как организовать взаимодействие растущего человека со средой, в которую заранее заложена необходимость правильного мышления - вот путь к прочному и глубокому образованию, т.е. речь идет о создании обучающей и воспитывающей среды (ВОС), путем цепочки различного уровня взаимодействия субъектов процесса образования.

Мы говорим сегодня о воспитательном пространстве, как результате

взаимодействия целью, которого является педагогически целесообразное развитие личности обучающегося.

В данной ситуации (по Новиковой Л.И.) ВП является и объектом изучения, моделирования (процесс его создания), а также и инструментом воспитания. /Обучение и воспитание через непосредственную среду: теория и практика. Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии Университета РАО 2001 г.,№3./

Предлагаем 3 подхода (Селиванова Н.М.) к определению ВП:

  • как педагогически целесообразно организованной среды,

окружающей отдельного ребенка или множества детей /Л.И.Новикова/

  • как динамической сети взаимосвязанных педагогических

событий (взаимодействие), которая создается усилиями социальных субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных) и выступает интегрированным условие личностного развития человека (Д.В. Григорьев)

  • как части среды, в которой господствует определенной педагогически сформированный образ жизни ( Ю.С. Мануйлов).

(Селиванова Н.Л.Современные представления о воспитательном пространстве. // Педагогика 2000г № 6 с.35,36,38).

Наиболее эффективными условиями для функционирования ВП мы считаем: (по Н.Л. Селивановой)

  • наличие цели, разделяемой всеми участниками процесса его создания;

  • единая педагогическая идеология, ориентированная на приоритеты гуманистических ценностей,

  • мягкая структура управления, диалоговый режим взаимодействий,

  • разветвленная система отношений между различными, компонентами, субъектами.

Л.И.Новикова На сегодняшний день теоретики на основе обобщения

Н.Л.Селиванова исследований ВП выделяют следующие характеристики

Н.Д.Демакова этого феномена:

1. В П - это освоенная природная, культурная, социальная,

информационная среда, приспособленная для решения

педагогических задач.

2. Понятие «пространство» не равно - понятию «среда».

Среда - это данность, а ВП - результат педагогического

освоения этой данности.

3. ВП не складывается само по себе или приказом сверху.

Оно должно родиться внутри педагогической действитель-

ности, благодаря специально организуемой деятельности.

  1. ВП может стать фактором гуманизации жизни детей,

если оно будет наполнено реальным и значимыми для детей делами.

  1. Создание ВП включает внутренние процессы,

связанные с выбором приоритетов педагогической

деятельности и внешние, которые включают освоение сообществом детей и взрослых окружающей среды.

6. В П - специально смоделированное место и условия для обеспечения оптимальной траектории развития и взросления личности ребенка ( В.М. Степанов).

Оно позволяет обучающимся самоопределяться в различных видах деятельности и во взаимодействии с различными сообществами. Образовательная среда (ОС) или ВП образовательного учреждения - локальные. МЫ определяем ее как функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные, разноплановые взаимодействия, устойчивые групповые контакты.

Каково же качество ВП, из чего оно складывается:

1.Качество пространственно-предметного содержания среды.

2.Качество социальных отношений.

3.Качество связей между пространственно-предметными и социальными компонентами среды.

Общим, интегративным критерием качества ВП является способность этой СРЕДЫ обеспечить всем субъектам систему возможностей для эффективного личностного саморазвития (В.А. Ясвин).

Попросту это то, что среда представляет, чем обеспечивает и что предлагает, а уже активность субъекта (обучающегося) по использованию возможностей ОС зависит от того, насколько эти возможности адекватны (отвечают) или комплементарны его потребностям.

ОС может содержать в себе следующие возможности:

- удовлетворение физиологических потребностей;

- удовлетворение потребности в безопасности;

- усвоение групповых норм и идеалов;

- возможности удовлетворения социальных потребностей (в любви, уважении, признании, общественном одобрении);

- усвоение потребности в труде, в значимой деятельности;

- усвоение потребности в сохранении и повышении самооценки;

- усвоение потребности и развитии познавательной потребности; (интересы)

- усвоение потребности и развитии в преобразующей деятельности (склонности);

- усвоение в самостоятельном упорядочении картины мира;

- усвоение в овладении все более высоким уровнем мастерства в своем деле;

- усвоение потребности и развитии в само актуализации личности.

Параметры экспертизы ОС - это те критерии, которые можно использовать для внешней экспертизы деятельности при создании ВП ОУ.

А именно:

  • широта, как структурно-содержательная характеристика

( какие субъекты, объекты, процессы, явления, связи)

  • интенсивность (степень насыщения условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления)

  • осознаваемость - показатель сознательной включенности в ВП всех субъектов

  • обобщенность - показатель степени координации всех субъектов данного ВП

  • эмоциональность- - показатель соотношения эмоционального и рационального компонентов ОС

  • доминантность - показатель значимости в системе ценностей субъектов ОС

  • согласованность (конкретность) - показатель степени согласованности влияния на личность данного ВП с влиянием других факторов среды

  • социальная активность - показатель социально ориентированного созидательного потенциала внедрения данной ОС в среду обитания ребенка

  • мобильность - показатель способности ОС к органичным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания

  • устойчивость как показатель стабильности ОС во времени.

Экспертная оценка ОС должна осуществляться в единстве всех перечисленных параметров с учетом специфики ОС

К понятию « взаимодействие».

Данное понятие является предметом рассмотрения философов, социологов, психологов, педагогов.

Педагогические основы проблемы взаимодействия воспитывающих сил заложены в трудах Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С.Макаренко, С.Т. Шацкого.

Методологические подходы к ней определены в рабочих философов: А.П. Аверьянова, Л.М. Архангельского, В.П. Афанасьева, Л.П. Буевой, В.П. Фофанова и др.

Взаимодействие - отражает взаимообусловленность содержания, форм и методов деятельности различных институтов воспитания, взаимозависимость получаемых ими в воспитании результатов.

Взаимодействие- это эффективная технология социально педагогического и психологического сопровождения процесса образования.

Это такая технология, такое построение деятельности, где все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности и выполнение которых (действий) предполагает достижение необходимого результата.

В основе понимания педагогической значимости взаимодействия лежит связь развития личности и деятельности. Именно через взаимодействие раскрывается вся сложная система способностей.

Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития и само актуализации обучающегося.

В авторитарной педагогике взаимодействие рассматривается как педагогическое воздействие педагога на обучающегося, т.е. командное взаимодействие, одностороннее воздействия

Гуманистическая педагогика строится на принципе совместной ценностной деятельности, что предполагает более тонкие педагогические ситуации развития.

Важно помнить, что взаимодействие всегда демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов партнера.

Уровни взаимодействия.

Нам приемлем личностно-ориентированный уровень взаимодействия, который осуществляется в гармоничном сочетании непосредственного (между взрослыми) и опосредованного (через обучающегося) взаимного влияния партнеров.

Характер этих взаимоотношений - сотрудничество, основанное на разделении труда, обязанностей, функций.

Во взаимодействии решаются как общие, так и специфические задачи.

К первым мы относим - выявление интересов обучающихся, обеспечение базы их развития, предоставление ситуации выбора в позиции самоопределения в том числе и профессионального, создание условий для реализации творческого потенциала обучающихся.

Ко 2-ым, специфическим - углубленное изучение предмета, ранняя специализация, формирование специальных профессиональных умений, помощь в преодоление трудностей, развитие сферы дополнительного образования, возрождение семейных традиций и т.п.

Как, каким путем?

Эффективность взаимодействия проявляется в том, как развивается личность обучающегося, комфортность пребывания его в ОУ (ежегодные мониторинги), как он организует свою деятельность, относится к окружающим, как формируется его коммуникативная культура, обогащается его жизненный опыт.

Партнерство - П.- понятие, обозначающее систему взаимодействий и взаимоотношений, организованных на принципах равенства, добровольности, равнозначности и дополнительности участников.

Выстраивание отношений в данном партнерстве. Это содержание образования в целях личностного роста обучающегося.

«…формирование ребенка будет зависеть не столько от наших уроков, сколько от того, насколько мы сумеем обеспечить ему возможность самостоятельно принимать свои решения и действовать на их основе».

С. Френе

Список источников:

  1. Бабкина Т.А. Социально-педагогический комплекс как модель педагогического взаимодействия // Образование и общество, - 2001. - №1. - с. 83-84.

  2. Бабкина Т.А., Котькова Г.Е. Моделирование школьной воспитательной системы (из опыта работы экспериментальной педагогической площадки) // Образование и общество. - 2001. - №4. - с. 49-56.

  3. Единое образовательное пространство (из опыта работы городской экспериментальной площадки «социально-педагогический комплекс микрорайона»). Часть 1 / Составители: Бабкина Т.А., Котькова Г.Е., Савченко Л.В. - Орёл, 2001. - 110 с.

  4. Единое образовательное пространство (из опыта работы городской экспериментальной площадки «социально-педагогический комплекс микрорайона»). Часть 2 / Составители: Бабкина Т.А., Котькова Г.Е., Савченко Л.В. - Орёл,2001. - 70 с.

  5. Иванов А.В Культурная педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условие развития личности ребенка: Монография.-М,:АПК и ППРО,2005.-152 с.

  6. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании.-2-е изд., перераб. -М.;Н.Новгород: Изд-во Волго-вятской академии государственной службы, 2002.-157с.

  7. Новикова Л.И., Кулешова И.В. Воспитательное пространство опыт и размышления//Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается /Под ред. Л.И.Новиковой, Р.Б.Вендровской, В.А. Караковского.-М.:НИИ Теории образования и педагогики РАО,1996.-С.195-202

  8. Попова И.Н. Целенаправленное формирование культуры школы как педагогическая проблема//Воспитание успешно, если оно системно: Материалы первых всероссийских педагогических чтений, посвященных творческому наследию Л.И.Новиковой (г. Владимир, 23-25 января 2006г.) /Под ред. А.В.Гаврилина и Н.Л.Селивановой. - Владимир-М., 2006-С.172-174.

  9. Развивающее пространство социально - педагогического комплекса микрорайона. Методический сборник - Орел, ГОУ ВПО «ОГУ», 2008. - 307с.

  10. Сидоркин А.М. К вопросу о развитии понятия воспитательная система школы //Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается/Под ред. Л.И.Новиковой, Р.Б. Вендровской, В.А. Караковского.-М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО,1996.-С.28-33

  11. Щуркова Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога. - М,: АРКТИ, 2007.-152 с.

12


© 2010-2022