Родительское собрание Воспитание желания трудиться

Раздел Воспитательная работа
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание в 3 классе


«Воспитание желания трудиться»


Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности люди пришли давно. С его помощью можно сформировать у детей как положи­тельные, так и отрицательные качества личности. Дело не столько в труде как таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности вос­питанников и в условиях, в которых он осуществляется.

В труде проявляются особенности поведения ребенка - активность, стремление к самостоятельности, утверждение своей позиции и др. Роди­телям важно учитывать отличительные особенности трудовой деятельно­сти: в ней происходит преобразование предметов и объектов окружающего мира, с которыми ребенок вступает в активное взаимодействие. Данная деятельность имеет практический характер, требует напряжения физиче­ских и умственных усилий; по направленности это общественно полезная деятельность.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предпо­лагает проявление заботы о себе, об окружающих.

Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой дея­тельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладе­ние умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать по­следовательность действий, производить корректировку пели и т.д.).

Основная задача семьи в области трудового воспитания - организовать деятельность ребенка, чтобы она оказывала на него максимальное воспита­тельное воздействие.

Педагоги выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей:

• приобщение к труду через самообслуживание;

• постепенный переход от самообслуживания к труду для других;

• постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;

• тактичный и постоянный контроль качества выполнение поручений;

• организация обучения выполнению трудовых операций;

• формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

• учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;

• поощрение прилежного выполнения поручений, самостоятельности и инициативы;

• чередование труда и отдыха, а также различные виды деятельности в режиме дня младшего школьника.

Необходимо помочь ему ощутить пользу от выполненной работы, научить испытывать радость от того, что его деятельность нужна окружающим.

Воспитательное значение труда обусловлено в значительной степени возрастными особенностями младших школьников. Подражание, свойст­венное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих его к активной деятельности. Присущие детям младшего школьного возраста подвижность, готовность к действию, познавательная активность также способствуют привлечению детей к труду.

Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Главная причина этого кроется в том, что именно в труде дети могут целенаправленно изме­нять предметы, преобразовывать окружение по собственному плану и тем самым изменять положение среди окружающих предметов, людей.

Дети младшего школьного возраста с удовольствием берутся за любые дела, выполняют поручения взрослых, помогают в домашней работе, но при этом их больше привлекает процессуальная сторона дела, а не резуль­тат; их трудовая активность нередко зависит от внимания окружающих и их позитивной реакции. В связи с этим необходимо предлагать ребятам раз­нообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремле­ние к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатам деятельности. Вот почему родители должны стремиться не просто привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует по­требность в труде.

Важно умело реализовать воспитательный потенциал труда, который заключается в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новой или новых потребностей. Следовательно, мотивом труда (в отличие от мотивов других видов деятельности) является получение более отдаленного продукта, а не сам процесс деятельности. «Отодвинутость» мотива от деятельности требу­ет волевых усилий, предполагает ее целенаправленное планирование ре­зультатов, самоконтроль за ходом процесса. Именно в этом проявляется существенное отличие труда от игры, учения.

Существуют следующие виды положительной мотивации труда: пример, интерес и долг. Побудительными мотивами детей младшего школьного воз­раста являются пример и интерес. Мотив долга в этом возрасте остается в качестве производного от мотивов примера и интереса и носит ярко выра­женный эмоциональный характер. Мотив долга, побуждающий ребенка к самоконтролю и выполнению нелюбимых трудовых заданий, формируется на основе чувства ответственности.

Каковы же основные педагогические требования к организации труда детей в семье?

Родителям не следует приписывать процессу труда только «инструмен­тальный» смысл, т.е. видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели («Вот подметешь пол, уберешь со стола, тогда пойдешь гулять»). Конечно, такие мотивировки иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют при­менением в воспитании прямолинейных схем типа: «хороший поступок (потрудился) - награда», «плохой поступок (отказался) - наказание». В ре­зультате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда рассуждают следующим образом: «Чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребенка награда, тем сильнее разовьется у него по­требность в труде». Но потребность как раз и не развивается; напротив, труд все больше лишается для ребенка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.

Совсем другое дело, когда воспитатель сумеет сделать мотивом труда для малыша поиск различных способов решений какой-то задачи и выбор его личного способа действия такого, который приводил бы к наилучшим результатам. Важно дать ребенку возможность проявить себя в труде, пока­зать смекалку, ловкость, терпение, волю, настойчивость.

Очень полезным для ребенка станет удовольствие, если оно сопряжено с трудом, с мускульным напряжением или с работой мысли. Удовольствие достигнутое трудовым усилием, формирует потребность. Если ребенок получил удовольствие от того, что он проснулся вовремя (это его волевое усилие), то надо сделать так, чтобы от этого удовольствия был перекинут мостик к другому усилию, ранее не практиковавшемуся.

Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку; свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя зани­маться не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

Однако ребенку интересно узнать, как добиться того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрос­лым кажутся незначительными, отражает знаменитое «Я сам», но мы его постепенно заглушаем.

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей при­влечение детей к труду, является длительная опека. От поиска брошенной, где попало игрушки взрослые переходят к укладыванию ранца.

Таким образом, при воспитании трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: терпеливо приучать ребенка умываться, пользоваться полотенцем, застегивать пуговицы, складывать игрушки и т.д.; помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрас­том сфера самообслуживания расширяется. Кроме того, необходимо при­учать сына (дочь) выполнять любую домашнюю работу, а также к мысли, что любой труд, направленный на пользу, - благороден. Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку тру­диться, заботиться о близких. У ребенка непременно должны быть посто­янные обязанности - только при таком условии труд станет воспитатель­ным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

Особого внимания заслуживает проблема приобщения мальчиков к до­машнему труду. Участие в домашнем труде способствует их подготовке к самостоятельной жизни.

В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, весь вечер проводит на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Трудолюбие активизирует способность детей к творческому решению самых разных жизненных задач. Как формируется эта способность?

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Как это сделать? Предъявите сыну или дочери ус­ловное требование: «Не будешь смотреть телевизор, пока не наведешь по рядок в своей комнате». Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребенка к слову «нельзя» - значит приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.

Следовательно, трудолюбие, положительное отношение к труду взаи­мосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать соб­ранно, ритмично. Хороший работник обладает способностью к организа­ции своей деятельности. Основным принципом развития способности к организации деятельности является предоставление ребенку самому, путем преодоления ошибок, осваивать всю систему организации работы.

Целесообразно определить компоненты организованности. Прежде всего ребенок должен иметь четкое представление о цели деятельности первый компонент. Следующим является выбор способа деятельности, предполагающий наличие представления о ее условиях. Составление про­граммы действий -третий компонент. После реализации обязательны кон­троль, оценка и коррекция, т.е. проверка качества сделанного и исправление ошибок, если они допущены.

В воспитании организованности важно привлекать детей к планирова­нию деятельности, которая совершается вокруг, раскрывать ее внутренний смысл: зачем что-то делают, какие задачи при этом решают, как выбирает­ся или впервые создается способ их решения, зачем нужен контроль за ка­чеством исполнения. Ребенку необходимо ощутить себя в мире, где каждое дело не само собой совершается, а специально организуется, требует труда. Этот аспект воспитания начинается с обсуждения с ребенком домашних (позже и рабочих) дел, с чтения книг о разных видах работы и др.

Хорошо, когда у детей с раннего возраста накапливается собственный опыт организации деятельности. Прежде всего, это мнение выполнить тре­бования взрослого, простейшее его поручение. При этом важно соединить в жизни ребенка свободу его активности (уважая его требовательное «Я сам»), значимость правил, ограничивающих эту активность, и обязатель­ность выполнения поручений взрослого.

Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.

Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрос­лых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела ни­кто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собствен­ной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей - помогать, обучать их тру­ду, учитывая личные склонности.



Дискуссия по предложенным ситуациям:


Ситуация 1. Третьеклассница Надя взялась подметать дома пол. Но у нее нет сноровки: метет медленно, оставляет местами сор. Мать начинает нервничать, делает дочери бесконечные замечания повышенным тоном. Нервозность передается Наде. Она начинает мести еще хуже. Мать отбира­ет у дочери веник и заканчивает уборку, ворча: «Лучше самой сделать, чем от тебя ждать помощи».

- В чем состоял педагогический просчет матери?

- Как вы поступаете в подобных обстоятельствах?

Ситуация 2. Сын часто помогал маме на кухне: мыл посуду, нарезал хлеб. Однажды отец увидел, как сын моет посуду, и сказал: «Что это ты за­нимаешься женской работой?» С тех пор сын перестал помогать маме.

- Как вы оцениваете действия отца?

- Следует ли мальчиков приобщать к «женскому» труду?

Советы родителям:

  • Как можно раньше приобщать детей к труду, самостоятельной деятельности, самостоятельному мышлению.

  • Реализовывать воспитательную функцию труда, стремиться сде­лать труд детей осмысленным и одухотворенным заботой о людях, наполнять его экономическим смыслом.

  • Использовать игру-труд как средство развития активности детей, стимулирования их свободной инициативной деятельности.

  • Учитывать возможности и желания детей.

  • Обучать ребенка выполнению трудового задания (определить, что должно быть сделано; ознакомить с заданием; обозначить, каким должен быть результат; объяснить, почему ребенку необходимо этому научиться; совместно с ним обсудить, какими будут послед­ствия в случае невыполнения задания).

  • Практиковать в семье совместный труд детей и взрослых.

  • Усиливать содержательный аспект труда. Для этого следует отби­рать содержание, отражающее новые, перспективные воспита­тельные задачи; реализовывать познавательный и творческий по­тенциал труда, раскрывать практическую значимость труда; обос­новывать творческие и достаточно сложные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них любо­знательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.-

  • При организации труда детей учитывать три уровня помощи, со­ответствующие трем уровням ответственности. Первый уровень - ребенку нужно помогать в выполнении работы или делать ее вме­сте с ним; второй - есть необходимость в контроле или напоми­нании; третий - ребенок выполняет работу без посторонней по­мощи или напоминания.



© 2010-2022