Классный час на тему Я в мире людей

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему «Я В МИРЕ ЛЮДЕЙ,ИЛИ ЖИВИ В СОГЛАСИИ С ДРУГИМИ»

Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать крас­ками...Скоро вы заметите, что люди оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бег­ло и торопливо.

КГ. Паустовский

Приветствие

Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.

Здравствуйте те, кто сегодня получил хорошие оценки.

Здравствуйте те, кто совсем не получил никаких оценок.

Здравствуйте те, кому сегодня делали замечание.

Здравствуйте те, кто рад наступлению зимы.

Здравствуйте те, кто тоскует по лету.

Здравствуйте те, кто готов работать.

Мы с вами общаемся в круге, предлагаю разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» улюлюкают.

Тема нашего занятия: «Я в мире людей, или живи в согласии с другими»

и его мы начнем со стихотворения Е. Евтушенко.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой неинтересностью своей.

У каждого свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой...

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры:

Не люди умирают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных,

А что мы знаем, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,

Что знаем о единственной своей?

И про отца родного своего мы,

Зная все, не знаем ничего.

Уходят люди. Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.

П. Слово учителя

Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребя­та, понятна его основная мысль: поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу.

В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на ок­ружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. «Счастье - это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедельника».

Что нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни друж­бы, ни творческого содружества, ни просто нормального об­щения.

Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние человека.

Взаимопонимание во многом зависит от того, насколь­ко правильно мы оцениваем своих товарищей, насколько хорошо знаем их. Попробуем выяснить, владеем ли мы умением правильно оценивать людей.

Анализ рисунков

Инструкция. Все работы вывешиваются на стенд. Участники пытаются угадать принадлежность рисунков, делятся впечатлениями. По желанию дети отве­чают на вопросы:

- Что можно сказать о внутреннем состоянии человека, нарисовавшего этот рисунок?

- Попытайтесь охарактеризовать его духовный мир, род за­нятий, интеллектуальный уровень. Определите кто это?

- Почему ты именно так изобразил себя?

- Почему все рисунки разные?

Характер - (греч. - отличительная черта, признак), индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности, совокупность психических и духовных свойств человека.

Говорят, что поступками человека управляет ум, воля и характер. Об одних людях говорят, что у них сильный характер, про других - что у них слабый характер. Характер одного человека называют вредным, а другого - покладистым. Встречаются люди с добрым или злым характе­ром. Палитра красок человеческих характеров не имеет границ. Есть лю­ди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалекие, веселые и угрюмые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые. Получается, что характер человека - это что-то самое главное в нем. Он определяет все его действия. Ученые считают, что характер - это различные качества, которые слились воедино и создали неповторимое сочетание.

Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то ти­хая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая... Каждый че­ловек носит в себе задатки всех свойств людских и иногда прояв­ляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохожим на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою. (Л.Н. Толстой)

Узелок на память

Никогда не допускай уступок,

Даже в малом будь самим собой,

Побеждает именно поступок,

Зорко управляющий судьбой.

Целеустремлен и беспокоен

Каждый продолжающийся день.

Разные слова, единый корень

Поступь.

Наступление.

Ступень.

Принимая всякое решенье,

С вечным риском сочетая труд

Помни:

Настоящее движенье

Люди поступательным зовут.

(Я. Хелемский)

Меняется ли человек с годами? Почему? Есть ли общее между детством и юностью, юностью и молодостью, молодостью и зрелостью?

Каждому возрасту присущи свои особенности. (Цицерон)

Особенности возраста

Детство: наивность, непосредственность, любопытство, любозна­тельность, отзывчивость, непредсказуемость, неопытность, шаловли­вость, талантливость.

Юность: оптимизм, самоуверенность, непрактичность, ранимость, наивность, своенравие, максимализм, самолюбие, эгоизм, доверчивость.

Молодость: вдумчивость, пытливость, ироничность, оптимизм, го­рячность, самоуглубленность, самоуверенность, нигилизм, упрямство, максимализм, самолюбие.

Зрелость: неторопливость, рассудительность, осторожность, воля, категоричность, авторитарность, практичность, взаимопонимание, нази­дательность, либерализм, опытность, чувствительность.

Ваш возраст - «пересаживание корней» - самоопределение. Возраст - когда вы должны выра­ботать собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к со­бытиям; собственные требования к себе и окружающим.

Каждый человек способен на многое, если вовремя сумеет заглянуть в себя и увидеть то зерно, которое даст разумные всходы. В подростковом возрасте нужно принимать решения, совершать самостоятельные поступки и нести за них ответственность

Поступок делает человека. Каждый человек индивидуальность. Подумайте над тем, какие особенности характерны только для вас. Любой ребенок интересен и талантлив. Как стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал?

Нужно прислушаться к тем советам, которые предлагают люди, имеющие

на то право:

1. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня.

2. Не бойтесь учиться у умных. У глупых тоже - они учат, чего не надо делать.

3. Не теряйте времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему-то учит, что-то создает.

4. Ничего не делайте против своей воли.

5. Ничего не предпринимайте во гневе, если рассердитесь, сосчитайте до десяти, если очень рассердитесь -до ста.

6. Систематически оглядывайтесь на пройденный путь: так ли сделал, все ли сделал, что намечал.

7. Никогда не отступайте перед трудностями.

8. Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.

9.Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.

10.Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.

11.Не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы.

12.Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.

13.Не упускайте мгновения удачи.

14.Не предъявляйте к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к покорению новых высот.

15.Прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к дви­жению вперед.

16.Четко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху. 17.Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать

из него уроки.

18.Любите людей, и они ответят вам тем же.

Работа по теме занятия

Упражнение «Клубочек»

Инструкция. Дети по очереди обращаются друг к другу со словами: «Я рад, что ты, Оля, рядом со мной...». Первый играющий наматывает на палец конец нити от клубка и отдает клубок тому, к кому обращается. Участник, который по­лучает клубок, обматывает нитку вокруг пальца, обращаемся к соседу и отда­ет ему клубок. Когда все будут соединены одной питью, поднимают руки вверх, затем опускают из на колени. Очень важно все делать одновременно, чтобы не разрушить общий круг. Затем клубок сматывается в обратном на­правлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок, обращаясь к другому соседу с теми же словами.

Анализ упражнения:

• Легко ли тебе говорить приятные вещи другим детям?

• Кто-то тебе сегодня уже говорил что-нибудь приятное?

• Как ты себя сейчас чувствуешь?

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово -

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

(М. Шехтер)

Мы часто говорим друг другу: «желаю вам всего доброго», «желаю вам добра и счастья» - это не просто выражение вежливости, в этих сло­вах мы выражаем свою человеческую сущность. По-настоящему хоро­шие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям.

- Ребята, скажите, может ли человек обойтись без общения с другими людьми?

- Может ли он всегда быть сам по себе и полагаться только на себя и свои силы? Почему?

- Что дают человеку окружающие люди?

Информационный блок

Человек не может существовать один. Он находится в системе взаимоотно­шений с другими людьми. Отношения членов коллектива, группы могут строиться ими на разных основах, носить характер взаимной поддержки или взаимного подавле­ния. Взаимоподдерживающая система отношений объединяет людей, дает им воз­можность эффективно развиваться.

Для этого важны:

• уважение членами группы друг друга;

• стремление понимать и сопереживать друг другу;

• возможность открыто высказывать несогласие с решением других членов коллектива на основе уважения, тактичности (не используя «инструмен­ты» подавления).

Упражнение «Доброе животное»

Инструкция. Ведущий предлагает представить, что вся группа превратилась в одно большое доброе животное. Все слушают, как оно дышит. Предлагается всем вме­сте подышать: вдох все делают шаг вперед, выдох шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. Затем предлагается послушать, как бьется его большое сердце. Стук шаг вперед. Стук шаг назад!, и т.д. Очень важно все делать одновременно.

Анализ упражнения:

• Все ли дети придерживались обозначенных правил:

• Понравилось ли тебе «животное», частью которого ты был?

• Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

А сейчас послушайте сказку В.Г. Капустина «Медвежонок и тот, кто живет в реч­ке»

Ясным солнечным днем шел по лесу медвежонок. Шел и пел веселую песенку. Удивлялись звери, спрашивали друг у друга, куда это идет Медвежонок один, без мамы? Никто не знал. А шел медвежонок далеко, за речку. Там на большой поляне росли красивые яркие цве­ты.

Сегодня у его мамы был день рожде­ния, и Медвежонок хотел нарвать ей большой букет.

Шел да шел Медвежонок, пока не встретил дедушку Ежа. Поздоровался.

- Куда ты идешь один, малыш? - спросил Еж.

Медвежонок рассказал Ежу все и по­шел дальше.

В тени под кустом лежал Заяц. Мед­вежонок не заметил его и нечаянно на­ступил на него. От неожиданности тот подскочил как ужаленный.

- Ты кого испугался? - спросил Заяц.

- Я не испугался, - схитрил Медве­жонок. - Я споткнулся. - И расска­зал Зайцу, куда и зачем идет.

- А ты не боишься того, кто в реч­ке живет? - удивился Заяц.

Медвежонок не знал, кто в речке жи­вет, но ответил храбро:

- Не-ет, не боюсь.

Пришел Медвежонок на берег реки, за­глянул в воду и увидел того, кто в реч­ке живет. Испугался, но виду не подал, а скорчил ему страшную рожу.

Тот, в свою очередь, тоже скорчил рожу. И она была такая страшная, что Медвежонок не выдержал и пустился наутек.

Он бежал быстро, не оглядывался. Снова наступил на Зайца.

- Ты возьми большую палку и пока­жи ему, что у тебя есть большая пал­ка, - посоветовал Заяц.

Медвежонок так и сделал.

Но у того, кто в речке живет, тоже была палка. Медвежонок замахнулся сво­ей палкой. Тот, кто в речке живет, погрозил ему своей. И маленькому Мед­вежонку стало так страшно, что он помчался в лес, не разбирая дороги.

Остановился он, увидев Ежа. Сел и заплакал:

- Я боюсь того, кто в речке живет, и не могу перейти через речку на поля­ну. Я не нарву цветов маме.

- А ты пойди и улыбнись тому, кто в речке живет. Только улыбнись и все, - сказал Еж.

И снова Медвежонок пошел к реке. Здесь он наклонился и робко, привет­ливо улыбнулся тому, кто живет в речке.

И тот улыбнулся Медвежонку приветливо и ласково.

- Ура! - закричал медвежонок. - Теперь мы будем с ним дружить! - и обрадованный перешел на другую сто­рону реки. Медвежонок возвращался домой с большим букетом цветов, пел веселую песенку.

- Он совсем не плохой, тот, кто в речке живет! - сказал Медвежонок Ежу. Помолчал немножко и спросил:

- Дедушка Еж, а кто живет в реч­ке? Еж рассмеялся.

- Ладно, я спрошу у мамы, - сказал Медвежонок.

Упражнение «Отражение в воде»

Упражнение выполняется в парах.

Учитель. Один из вас будет медвежон­ком, другой - тем, кто живет в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:

а) Медвежонок скорчил страшную рожу.

б) Медвежонок замахнулся своей палкой.

в) Медвежонок приветливо улыбнулся тому, кто живет в речке. Вопросы ученикам:

- Кого увидел медвежонок в речке?

- Что ты чувствовал, когда твой партнер скорчил тебе рожу (замахнулся на тебя палкой, улыбнулся)?

- Что тебе было приятнее делать: кор­чить рожу, замахиваться палкой, улыбать­ся?

- Как вы думаете, все ли из вас пра­вильно выполняли мои задания, ведь в реке все отражается так же, как и в зеркале?

Учитель: Вы знаете, что в каждой сказ­ке есть доля правды. И наша злая, страш­ная рожа может испугать не только друго­го человека, но и нас самих. Замахиваясь на другого палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.

Послушайте басню Эзопа и ответьте на вопросы.

Солнце и ветер

Поспорили солнце и ветер о том, кто сильнее.

- Я докажу, что я сильнее, - воскликнул ветер. - Видишь человека

в плаще. Бьюсь об заклад, что мне скорее удастся заставить его

снять плащ, чем тебе.

Солнце зашло за тучу, а ветер начал так дуть, пока не превратился в ураган.

Но чем сильнее дул ветер, тем плотнее старик запахивал на себе плащ. Наконец, ветер стих, а затем и совсем прекратился.

Тогда солнце выглянуло из-за тучи и добродушно улыбнулось стари­ку. Вскоре он стал вытирать пот со лба и снял плащ. Тут солнце и сказало ветру, что доброта и дружелюбие всегда пересилят ярость и принуждение.

Вопросы:

1. О чем говорится в басне? Каков ее смысл?

Доброжелательный и дружеский подход и по­нимание людей скорее принесут пользу, чем грубость, насилие, негодование.

2. Считаете ли вы себя добросердечным человеком? В чем проявляется

ваше добросердечие?

3. Как к вам относятся люди? Чем отвечают на вашу доброту? Чем отвечаете вы на добросердечность людей?

Добросердечность - душевная чуткость, отзывчивость души, располо­жение к людям, ласка, участие, доброжелательность - в их основе лежит желание добра другому.

4. Можно ли научиться добросердечности? Как это сделать?

Лев Николаевич Толстой в письме семилетнему мальчику Захару Шевцову писал:

«...Советую тебе, мой мальчик, всю жизнь с нынешнего дня и до са­мой смерти учиться изо всех сил тому, чтобы быть как можно добрее со все­ми: с няней, с папой, с мамой, братьями, дворником - со всеми, с кем только сходишься. Это не совсем легко, этому надо учиться так же, как учиться чи­тать, писать, играть на фортепиано или скрипке. Только тем всем наукам вы­учишься - и конец, а этой науке конца нет. И главное, ни от каких наук нет такой радости, сколько от этой; что дальше учишься, то самому веселее и ве­селее, и все вокруг тебя все больше и больше тебя любят. Пожалуйста, сде­лай так. Всякую минуту пойми, что тебе надо быть добрым».

Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или бе­ду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на нее. И добрым де­лом помочь.

Упражнение «Давайте жить дружно»

Инструкция. Участники делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний).

Если по команде ведущего стоящие в паре игроки (не договариваясь) одновремен­но выкидывают один палец, то смотрят друг другу в глаза; если два пальца, то по­жимают друг другу руки, а если три пальца, то обнимаются. Когда количество вы­кинутых пальцев в паре не совпадает, то выполняется команда, соответствующая меньшему количеству пальцев. После выполнения трех заданий участники, стоя­щие во внешнем круге передвигаются вправо, и все задания повторяются.

Релаксация. (Под музыку с закрытыми глазами).

Представьте себя семенем дерева, которое созревает и в конце лета падает на землю. Оно постепенно уходит все дальше в почву и, наконец, находит свое место под этим необычным одеялом. Еще тепло, греет солнце. Но вот небо начинает хмуриться, все чаще идут дожди … наступает осень с дующими пронизывающими ветрами.

Опадают последние листья с деревьев…Без них деревья стоят серые, голые, они спят. Так же спокойно спят семена в почве. Землю сковывает мороз, падает снег, бушует вьюга, а семена продолжают спать, им тепло. Идет время… Приближается весна. Солнышко пригревает все сильнее и сильнее. Тает снег, журчат ручьи.

Вода пропитывает землю и будит семена от долгого сна. Сначала появляется корешок, затем росток, который медленно движется и тянется к поверхности земли.

Проходит время… и вот уже стоит деревце, которое растет, крепнет. Его ветви - руки тянутся к свету, солнцу. Деревце прочно держится корнями за землю.

Оно продолжает расти и теперь ему нестрашны ни дождь, ни ветер".

- Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражаются на окру­жающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

Т Р. Киплинг (английский писатель):

Владей собой среди толпы смятенной. На карту все, что накопил с трудом,.

Тебя клянущей за смятенье всех. Все проиграть и нищим стать, как

Верь сам в себя наперекор Вселенной прежде,

И маловерным отпусти их грех. И никогда не пожалеть о том.

Пусть час не пробил, жди, не уставая, Умей принудить сердце, нервы, тело

Пусть лгут лжецы, не снисходи до Тебе служить, когда в твоей груди

них; Уже давно все пусто, все сгорело

Умей прощать и не кажись, прощая, И только воля говорит: «Иди!»

Великодушней и мудрей других. Останься прост, беседуя сцарями,

Умей мечтать, не став рабом меч- Останься честен, говоря с толпой,

танья, Будь прям и тверд с врагами и

И мыслить, мысли не обожествив друзьями,

Равно встречай успех и поруганье, Пусть все в свой час считаются с

Не забывая, что их голос лжив. тобой.

Останься тих, когда твое же слово Наполни смыслом каждое мгновенье,

Калечит плут, чтоб удавить глупцов. Часов и дней неумолимый бег,

Когда вся жизнь разрушена, и снова Тогда весь мир ты примешь во вла-

Ты должен все воссоздавать с основ. Денье,

Умей поставить в радостной надежде И только лишь тогда - ты будешь

Человек

Заключение:

Всякий человек - уникальная личность. И верить в свою исключительность необходимо каждому. У всех много возможностей, много того, что делает каждого уникальным, и того, что всех объединяет. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было веселее и радостнее жить.Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем эту речовку:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем, горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Подведение итогов

Давайте оценим нашу работу. На счет три покажите нужное количество пальцев:

1. Как вы оцениваете себя? - других? - занятие.

2. Кого труднее оценивать - себя или других?

3. Что понравилось?


© 2010-2022