Научная статья Информационно-регулятивный механизм воспитательного процесса

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4

Библиографическое описание статьи: Фокина Н.Н. Информационно-регулятивный механизм воспитательного процесса // Человек в мире культуры: история и культура повседневности. VII Международный философско-культурологический симпозиум. Рязань, 2011. С. 223-226


Н.Н. Фокина


ИНФОРМАЦИОННО-РЕГУЛЯТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Педагогическая система исходя из целеполагания - является важнейшим средством видоизменения общественного явления. Основным фактором изменения является цель - как дефиниция педагогической системы, цель воспитательного воздействия. Педагогическая система вбирает в себя ряд компонентов взаимосвязанных. Субъект педагогической системы разрешает проблемы корреляции задач, средств, методов. Средства педагогической системы - полифункциональные.

Предметом нашего рассмотрения является одна из важнейших функций системы - информационно-регулятивный механизм процесса и его императивные качества в различных проявлениях. В чем же содержательный аспект информационно-регулятивной системы?

Воспитательное воздействие - это не обособленный элемент системы воспитания, а её регулирующий (управляющий) механизм, без которого она не могла бы выполнять свои специфические функции. Всякое воспитание - политическое, нравственное, эстетическое и пр. - это целенаправленное идеологическое и психологическое воздействие на сознание и поведение человека с позиций и в интересах определенного класса, определенных общественных сил. Поэтому отдельные структурные звенья воспитательного процесса являются компонентами и воспитательного воздействия.

В широком смысле слова субъектом формирующего воздействия может быть любой фактор социализирующего воздействия, т. е. всякое лицо, коллектив, общественное явление (труд, общественное управление, искусство, мораль и

пр.) и общественные отношения (экономические, политические, нравственные, эстетические и пр.). В нашей модели под субъектом воспитательного воздействия понимается всякое лицо (работник культуры и искусства, руководитель трудового коллектива) и всякий (педагогический, трудовой, служебный, семейный, общественная организация и пр.), которые наделены обществом соответствующими воспитательными функциями. Субъект организованного и целенаправленного воспитательного воздействия подчинен требованиям общества, определяющим способом воздействия на объект и предмет воспитания. Он воспринимает и передает информацию, осуществляя это через механизмы воспитательного воздействия.

Объект воспитательного воздействия - это человеческая личность и человеческий коллектив. В сложном процессе воспитания необходимо разграничить личность как объект воспитательного воздействия и предмет этого воздействия - свойства и качества сознания и поведения. Воспитываемая личность оказывается здесь субъектом воздействия по отношению к предмету воспитания, в чем проявляется одна из наиболее специфических особенностей механизма нравственного воспитания. Нравственное формирование человека есть единый процесс воспитания и самовоспитания, где личность одновременно и объект и субъект воспитательного воздействия.

Организованное воспитательное воздействие осуществляется по определенной программе. Всякая программа имеет соответствующую цель, определяющую её направленность. Нравственная цель охватывает формирование, изменение и усовершенствование нравственных качеств, формирование целостной нравственной личности; воспитательная программа затрагивает еще и пути достижения желаемого результата.

Система воспитания функционирует в определенной социальной среде, которая складывается из совокупности экономических, политических, классовых и других социальных отношений, идеологии и её учреждений, системы культурных ценностей и пр. общественная среда является источником социальной информации, которая используется субъектом воспитания для регулирования поведенческих актов людей. В то же время она и объект преобразующей деятельности человека. При рассмотрении вне и независимо от конкретной общественной среды воспитательное воздействие, объективные критерии которого вытекают из потребностей общественного организма, теряет свои объективные характеристики.

Отрицание возможности и необходимости научного управления воспитательным процессом означает отказ от всякой организованной, целенаправленной и эффективной воспитательной деятельности в нашем обществе. Разработка специфических методов и форм управления воспитательным процессом необходима для того, чтобы не допустить упрощения и механицизма. В этой области субъективизм, невежество и формализм приводят к тяжелым последствиям.

Рассматривая нравственное воспитание с точки зрения теории социального управления, необходимо выделить несколько типов регулятивных и управленческих процессов.

Воспитание - это специфический регулятивный процесс, целью которого является приведение поведения человека в соответствие с требованиями общества, вид управления формированием и развитием психических процесс-

сов и свойств личности. Не всякое социальное регулирование есть воспитание, но всякое воспитание (политическое, нравственное, эстетическое и пр.) - это особый регулятивный процесс. Специфика этой формы регулирования состоит в том, что она создает внутренние механизмы саморегулирования. Воспитательная работа - это управление изменениями в личности путем регулирования ее деятельности. Мораль не может функционировать как регулятивная система общества вне процесса нравственного воспитания, формирующего у личности механизмы регулирования индивидуальных форм поведения. Эта внутренняя регуляция не является механическим результатом общественных регулятивных воздействий. Воспитательный механизм трансформирует эти воздействия в персональные феномены, осуществляя при этом соответствующие изменения (обогащения, усовершенствования) являются специфическим результатом опосредованных воспитательным механизмом общественных воздействий.

Нравственное воспитание - это не только регулирующий и управляющий механизм, но и регулируемый и управляемый объект. Именно этим и отличается организованное и целенаправленное воспитание от стихийного социализирующего воздействия среды на личность. Для процесса регулирования и управления нравственным воспитанием применимы общая схема управления социальными процессами и общий механизм функционирования социальной информации.

Необходимость сознательного регулирования и управления этими явлениями выдвигает на передний план их информационные аспекты. Без информационного анализа системы нравственного воспитания невозможно было бы объяснить действенный и целенаправленный характер воспитательного воздействия. В области нравственно-психологических связей и отношений совершается интенсивный обмен информацией. Социальная информация (политическая, нравственная, художественная и пр.) воздействует на человека, социализируя и регулируя его сознание и поведение.

Для управления воспитательным процессом необходима, однако, информация и о самом процессе - его прошлом, настоящем и будущем, о потребностях и тенденциях его развития. Именно связанные с технологией использования этой информации проблемы являются наиболее сложными. Каким способом «приводится в движение» прикладная теоретическая информация и полученная эмпирическим путем информация о нравственной практике с целью получения желаемых воспитательных результатов? Без овладения механизмами, лежащими в основе информационного взаимодействия личности и среды, невозможно построить рациональную и эффективную систему управления воспитательным процессом. А эти механизмы, как правильно отмечают некоторые ученые, очень сложны.

Информацию мы рассматриваем в её широком значении - не только как обозначение сведений, передаваемых людьми при их общении, но, прежде всего как одно из основных свойств объективного мира, которое связано с наличием в нем особого рода процессов, называемых информационными. С таких широких позиций и способы деятельности, и поведение людей точно так же содержат и передают определенную информацию¹. Человеческая личность - это открытая система, которая при взаимодействии со средой постоянно получает что-то от мира и что-то ему дает, осуществляя такую транс-

формацию социальной информации, которая, в конце концов, принимает форму целесообразного воздействия на объект².

Информационно-регулятивный механизм нравственного воспитания может быть раскрыт на основе различных информационных потоков, функционирующих в единой и целостной системе морали. Моральная система общества не может функционировать оптимально, если ею не принимается, не обрабатывается и не передается социальная информация, посредством которой нравственные явления и отношения познаются, оцениваются, регулируются и преобразуются.

Содержательный анализ разнообразной информации о нравственной жизни и о практике нравственного воспитания имеет решающее значение для построения всей системы нравственной регуляции и воспитания. Дескриптивная (описывающая, индикативная, фактическая) информация дает сведения о состоянии практической морали, о нравственных потребностях общества, описывает поведение людей, мотивы и результаты их действий, указывает на противоречия в нравственной жизни и моральные пороки общества. Дескриптивную информацию, поступающую к человеку в процессе его взаимодействия с другими людьми, можно условно разделить на три группы:

а). общеосведомительная информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях человека, накапливающаяся в течение продолжительного времени. Она определяет общий подход к этому человеку;

б). более ограниченная осведомительная информация, характеризующая человека в условиях его деятельности;

в). текущая оперативно-регулятивная информация о состоянии, возможностях и поведении человека в конкретных условиях и в конкретный момент.

Нравственное поведение и нравственные отношения людей как главный объект дескриптивного рассмотрения - это два аспекта одного и того же реального процесса - моральной практики. Последняя является совокупностью поведенческих актов людей, реализующихся в определенной системе нравственных отношений.

В изучении и целенаправленном изменении нравственной воспитательной практики соприкасаются и взаимодействуют дескриптивная и прикладная стадии этико-педагогической теории. Полученная на дескриптивной стадии информация может быть, однако, использована для управления нравственным воспитанием только после соответствующей концептуальной обработки, т. е. после объяснения и оценки.

Цель воспитания - внедрять и утверждать определенные положительные нравственные качества человека, а также предотвращать, ограничивать или устранять те или другие отрицательные явления.

1 Известный немецкий ученый Г. Клаус отмечает, что даже и учитель гимнастики через показательные упражнения передает учекникам соответствующую информацию. (См. Клаус Г. Кибернетика и философия. М., «Иностранная литература», 1963, с. 98.).

2 См. Анциферова Л.И. Психология личности как «открытой системы». «Вопросы психологии», 1970, №5, с. 168; Ошанин Д.А. Предметное действие как информационный процесс. «Вопросы психологии», 1970, №3, с. 40.


© 2010-2022