- Преподавателю
- Воспитательная работа
- «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях»
«Правила поведения в чрезвычайных ситуациях»
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Терёшина З.Н. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
23.03.11
Тема: «Правила поведения в чрезвычайных ситуациях»
Цель: ознакомить учащихся с правилами поведения в экстремальных ситуациях.
Задачи:
-
Способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей.
-
Побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте;
-
Развивать уверенность в себе, желание прийти на помощь людям.
План занятия
1) Вступительное слово.
2)Конкурс «Экстремальная ситуация»:
а) тур 1 - экстремальные ситуации дома;
б) тур 2 - экстремальные ситуации на улице;
в) тур 3 - первая помощь пострадавшим;
г) тур 4 - правила дорожного движения.
3. Подведение итогов (рефлексия).
Оформление класса:
На перемене перед классным часом написать мелом на доске номера телефонов служб:
01 - пожарная охрана;
02-милиция;
03- «Скорая помощь»;
04- газовая служба;
Ход занятия
I. Вступительное слово
Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти все что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим актом. Эти неприятности получили название экстремальных ситуаций. Экстремальный - значит трудный, сложный. Экстремальные ситуации - значит сложные, трудные, неприятные ситуации, в которых может оказаться человек.
Как же выживать в этом мире, как быстро и правильно принимать решения, куда обращаться за помощью? (Показывает на доску, где записаны телефоны служб.) Сейчас в России появилась еще одна организация, которая всегда придет на помощь. Это Служба спасения! Служба спасения - это организация, которая всегда готова бесплатно прийти на помощь любому человеку. В Службе спасения работают смелые, благородные, сильные люди - спасатели.
Но впервые минуты после происшествия, каждый человек может сам стать для себя службой спасения, а если он сможет спасти себя, он сможет оказать помощь и другим людям. А значит, сможет стать спасателем.
П. Конкурс «Экстремальная ситуация»
Мы решили провести конкурс «Экстремальная ситуация».
В соревновании принимают участие 2 команды спасателей: (названия, выбранные детьми). Каждая команда получает задание - какую-либо экстремальную ситуацию. Задача команды - найти выход из этой ситуации и оказать помощь самим себе.
Тур 1. Экстремальные ситуации дома
Экстремальные ситуации, которые подстерегают нас дома. Приглашаю капитанов команд к доске для получения заданий.
Капитаны выходят к доске, вытягивают из коробки листочки с текстом заданий. Получив задания, капитаны называют их номера ведущему. Первой будет выступать команда, которая вытянула первое задание, второй - второе и т. д.
Итак, первой будет отвечать команда (название), второй - команда (название).
Задания получены. На подготовку ответа вам дается 1 минута.
Включается метроном или спокойная музыка. Команды обдумывают ответы.
Минута истекла. Команда (название), слушаем ваш ответ. Представитель команды зачитывает вопрос и дает ответ, ему помогают другие члены команды.
Теперь слушаем «хитрые» вопросы.
В дальнейшем ведущий дает слово другим командам, представители команд зачитывают вопросы и перечисляют свои действия в той или иной экстремальной ситуации.
Задания для первого тура
№ 1. Вы находитесь в своей квартире на 7 этаже. Родители на работе. Внезапно вы чувствуете резкий запах дыма и гари. Открыв входную дверь, вы видите, что весь подъезд объят пламенем, в дыму ни лифта, ни лестницы не видно. Ваши действия.
Ответы:
-
Позвонить по телефону 01, вызвать пожарных.
-
Плотно закрыть входную дверь, забить тряпками все щели
и вентиляционные отверстия.
-
Набрать воды в ванную.
-
Перейти в самую дальнюю от входной двери комнату.
-
Приготовить фонарик или кусок цветной ткани, чтобы подавать
сигналы. -
Если есть балкон, можно выйти на балкон и там ждать пожарных.
«Хитрые» вопросы:
-
Можно ли пользоваться лифтом? (Нет.)
-
Можно ли спускаться по водосточной трубе, связывать тряпки,
веревки, чтобы выбраться с балкона? (Нельзя) -
Как нужно передвигаться по задымленному помещению? (Ползком или согнувшись.)
№ 2. Вы смотрите телевизор в своей квартире на 7 этаже. Бабушка дремлет в соседней комнате. Внезапно телевизор взрывается и начинает сильно дымиться. Комната заполняется дымом. Ваши действия.
Ответы:
-
Выключить шнур телевизора из розетки.
-
Набросить на телевизор плотное одеяло.
-
Намочить платок и дышать через него.
-
Плотно закрыть окна
-
Забрать бабушку и немедленно выйти из помещения, плотно
прикрыв за собой дверь.
6.Позвонить по телефону 01, вызвать пожарных.
«Хитрые» вопросы:
-
Может быть, сначала нужно было вылить на горящий телевизор ведро воды?
(Нельзя тушить включенные электроприборы водой - будет удар тока.)
-
А если телевизор будет сразу охвачен сильным пламенем, нужно его закрывать одеялом и пытаться тушить пожар? (Нет, нужно немедленно выйти и позвонить по телефону О1)
-
Если глаза разъедает дым, что делать? (Закрыть глаза, передвигаться, держась за стены.)
№ 3. Декабрьский вечер. Вы пришли из школы домой и с порога почувствовали сильный запах газа. Родителей дома нет. Ваши действия.
Ответы:
-
Не зажигать спичек, свечей, зажигалок.
-
Выключить газовые конфорки.
-
Немедленно перекрыть газ.
-
Выключить электроприборы.
-
Открыть форточки.
-
Если газ продолжает поступать, звонить от соседей в газовую
службу по телефону 04.
«Хитрые» вопросы:
-
Можно ли самому пытаться ремонтировать газовую плиту: выкручивать конфорки,
горелки и т. п.? (Нельзя.)
-
Можно ли проверить утечку газа, поднося спичку к конфорке?
(Нельзя, может прогреметь взрыв.) -
Нужно ли пить какие-нибудь лекарства от отравления газом'
(Нет, только по назначению врача.)
№ 4. Войдя в одну из комнат квартиры, вы увидели, что в ней много пара, а пол залит водой. Из одной батареи отопления бьет струн горячей воды. Дома больше никого лет. Родители придут с работы примерно через 3 часа. Ваши действия.
Ответы:
-
Сообщить об аварии взрослым или родителям.
-
Позвонить в ремонтно-эксплуатационное управление и попросить прислать слесаря-водопроводчика.
-
Отключить электричество.
-
Перекрыть воду.
-
Обмотать места протечки тканью.
6.Поставить в местах протечки ведра, тазы, убирать воду.
«Хитрые» вопросы:
-
Нужно ли отключать газ? (Не обязательно.)
-
Если не знаешь телефона, куда звонить, что делать? (Спросить у соседей.)
-
Как будешь убирать воду с пола? (Тряпками и отжимать их в ведро.)
Тур 2. Экстремальные ситуации на улице
Экстремальные ситуации на улице.
Итак, первой будет отвечать команда (название), второй - команда (название). Минута на обсуждение и нужно действовать!
Включается метроном или музыка. Дети обсуждают задание.
Вызываем на экстремальную ситуацию команду спасателей (название).
Представитель команды зачитывает задание, перечисляет действия в заданной ситуации.
Задания для второго тура
№ 1. Вы с родителями пришли на футбольный матч. По окончании на выходе возникли давка и суматоха, к тому же отключилось освещение. Началась паника. Вас оттеснили от родителей, и вы потеряли их из виду. У вас упала на землю сумка. Ваши действия.
Ответы:
-
Держаться в середине толпы и после прохода узких мест постараться выбраться из нее.
-
Искать своих родителей после окончания сутолоки.
-
Забыть о сумке, собраться, застегнуть одежду.
-
Позвонить домой, сообщить, что все в порядке.
5.Обратиться в милицию и заявить о том, что вы потерялись.
«Хитрые» вопросы:
-
Можно ли кричать, звать родителей? (Нет, так вы только усиливаете панику.)
-
Нужно ли пытаться поднять сумку? (Нельзя, могут затоптать.)
-
Можно ли использовать столб, тумбу, памятник, чтобы выбраться из толпы? (Нет, могут раздавить.)
№ 2. Во время прогулки по лесу в пожароопасный период (сухая погода и ветер) вы уловили запах дыма, и определили, что попали в зону лесного пожара. Ваши действия.
Ответы:
-
Определить направление ветра и распространения огня.
-
Быстро выходить из зоны пожара навстречу ветру по возможности параллельно фронту распространения огня.
-
Идти, пригибаясь к земле, и не стараться обогнать пожар.
-
Если поблизости есть водоем, окунуться в него или, смочив одежду, накрыть ею голову и верхнюю часть тела.
-
Выйдя из опасной зоны, сообщить о пожаре по телефону 01.
№ 3. Во время отдыха на природе вас застала гроза. Ваши действия.
Ответы:
1.Отойти подальше от высоких предметов (отдельно стоящих деревьев, вышек, опор).
-
Находясь на возвышении (холм, сопка, скала), спуститься вниз.
-
Не укрываться в камнях и скалах.
-
Постараться разместиться на сухом месте (колода, пень) и убрать ноги с земли.
5.Отойти подальше от воды (река, озеро, пруд).
«Хитрые» вопросы:
-
Можно ли спрятаться от молнии под деревом? (Нет.)
-
Можно укрыться в машине? (Да, ее металлический корпус защитит вас.)
-
Можно ли бегать, двигаться во время грозы? (Нет.)
№ 4. Во время прогулки по улице на вас напала собака. У вас в руках клюшка и сумка с коньками. Ваши действия.
Ответы:
-
Развернуться к собаке боком и громко отдать несколько команд
(«фу!», «Нельзя!», «Сидеть!», «Лежать!»). -
Не делая резких движений, позвать хозяина (если он находится
недалеко). -
Если рядом никого нет, медленно уходить от собаки, не ускоряя
движение. -
Нельзя кричать, махать руками, бросать палки и камни, смотреть собаке в глаза.
-
Если собака готовится к прыжку (приседает), надо прижать подбородок к груди и выставить вперед локти.
-
В случае укуса необходимо обратиться в травмпункт.
«Хитрые» вопросы:
-
Можно ли замахнуться клюшкой и отогнать собаку? (Нет.)
-
Можно ли убежать от собаки? (Нет.)
-
Можно ли закричать на собаку, отгоняя ее клюшкой, бросить
в нее сумкой? (Нет.)
Тур 3. Первая помощь пострадавшим
Начинаем последний тур наших состязаний. Первая помощь пострадавшим.
Итак, первой будет отвечать команда (название), второй - команда (название). Минута в вашем распоряжении!
Включается метроном или музыка. Дети обсуждают задание. Минута истекла.
Задания для третьего тура
№ 1. Ваш друг во время игры в футбол упал и рассек ногу стеклом. Никаких медикаментов под рукой нет. Ваши действия.
Ответы:
-
Крепко прижать пальцем сосуд выше раны.
-
Наложить жгут на 3-5 см выше раны.
-
Наложить давящую повязки на место кровотечения.
-
Максимально согнуть ногу.
-
Поднять ногу выше грудной клетки.
«Хитрые» вопросы:
-
Можно ли накладывать жгут на голую кожу? (Нет.)
-
Какая трава останавливает кровотечение? (Подорожник.)
-
А как узнать, из вены или из артерии идет кровь? (Из вены кровь
темная, а из артерии - алая.)
№ 2. Вы лежали на диване, смотрели телевизор. И вдруг у вас пошла носом кровь. Ваши действия. Ответы:
-
Сесть, наклонив туловище вперед.
-
Положить на нос лед.
-
Если не помогает, прижать крылья носа к перегородке на 5-10 минут.
4. Если не помогает, вложить кусочек ваты, смоченный в растворе соли (1 чайная ложка на стакан воды).
5. Если не помогает, обратиться к врачу.
«Хитрые» вопросы:
1. Можно ли ложиться на спину, чтобы кровь стекала в горло? (Нет.)
-
Можно ли остановить кровотечение перекисью водорода? (Да.)
-
Можно ли после носового кровотечения пить горячий чай, кофе? (Нет.)
№ 3. В саду вас укусила оса или пчела. Ваши действия.
Ответы:
-
Удалить жало пчелы из кожи, прижав его ногтями больших пальцев и стараясь не касаться сумочки с ядом, чтобы не выдавить его еще больше.
-
Приложить к ране холодный компресс.
-
Лечь на спину так, чтобы его ноги были выше головы.
-
Облегчить себе дыхание (расстегнуть пояс, ворот).
-
Укрыться одеялом.
-
Не пить, не есть.
«Хитрые» вопросы:
-
А жало осы нужно удалять? (Нет, оса не оставляет жало.)
-
А если пчела укусила за язык - это смешно? (Нет, это очень опасно, можно задохнуться.)
-
Может быть, потеря сознания от укуса пчелы или осы? (Да, может быть и смертельный исход.)
№ 4. Вы решили развести костер и сварить уху, но котелок с кипящей водой перевернулся и ваш друг обжег руку. Ваши действия.
Ответы:
-
Положить на место ожога пакеты со льдом или холодной водой на 5-10 минут.
-
Кожу вокруг ожога смазать спиртом, зеленкой или марганцовкой.
-
Наложить стерильную повязку.
-
Можно дать пострадавшему обезболивающее лекарство.
5.Доставить пострадавшего в больницу.
«Хитрые» вопросы:
-
Можно удалять с места ожога поврежденную кожу, остатки одежды, грязи? (Нет.)
-
Можно мазать место ожога спиртом, зеленкой, йодом, жиром, мазями, порошками? (Нет.)
-
Можно ли накладывать на место ожога тугую повязку? (Нет.)
Тур 4. Правила дорожные знать каждому положено.
У дорог и улиц есть свои строгие законы, своя азбука - это правила дорожного движения, которые необходимо выполнять водителям и пешеходам. Незнание языка дорог может привести к беде, к дорожно-транспортным происшествиям. А для того, чтобы с вами такого не случилось, мы вспомним правила дорожного движения.
Задания для 4 тура.
конкурс. «Пешеходы»
Выбрать правильный ответ, поднять карточку с номером ответа.
1. Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
-
Мостовая.
-
Тротуар. (+)
-
Велосипедная дорожка.
2. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
-
По правой стороне обочины.
-
По правому краю дороги.
-
По левой обочине, навстречу движению транспорта. (+)
3. Как пешеход должен ходить по тротуару?
-
Придерживаясь левой стороны.
-
Придерживаясь правой стороны. (+)
-
Придерживаясь середины.
-
Как должны поступать пешеходы, если во время перехода перекрестка зеленый сигнал
светофора изменился на желтый, а вы не успели перейти дорогу?
-
Быстро перебежать улицу.
-
Вернуться на тротуар.
-
Остановиться на осевой линии и дождаться зеленого сигнала. (+)
5. Автобус остановился на остановке, вы вышли из него. Как правильно переходить дорогу при выходе из транспорта?
-
Только после отправления автобуса (троллейбуса). (+)
-
Сзади автобуса.
-
Впереди автобуса.
6. Кому подчиняются пешеходы, если перекресток регулируется светофором и
регулировщиком?
-
Сигналам светофора
-
Сигналам регулировщика. (+)
Итак, сегодня у нас был трудный час - час экстремальных ситуаций, но лучше в такие ситуации не попадать совсем.
III. Подведение итогов (рефлексия)
Понравился ли вам наш сегодняшний классный час? Какие моменты соревнования вызвали у вас положительные чувства, какие не понравились?
Студент:
Методист:
Учитель:
Оценка