- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Классный час Вечная мудрость
Классный час Вечная мудрость
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Уфимская Л.С. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Классный час на тему «Вечная мудрость»
Цели:
-
формирование духовной культуры учащихся;
-
формирование нравственного поведения в различных жизненных ситуациях;
-
развитие бережного отношения к окружающему миру;
-
развитие моральных ценностей учащихся;
-
воспитание чувства любви и заботы об окружающих людях.
Содержание урока.
1. Организационный момент.
- Сегодня мы поговорим о нравственности и морали. Что же такое нравственность? О каком человеке можно сказать, что его поведение высоконравственное? Если мы обратимся к толковому словарю Ожегова, мы узнаем что:
«Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».
- Что же значит быть высоконравственным человеком?
(выслушиваю ответы учащихся)
- А кто из вас считает, что он является таким человеком, что его поступки всегда имеют только добрые побуждения, что его поведение отличается нравственностью?
- Люди веками строили свои отношения и вырабатывали правила поведения, до нас нередко доходят отголоски прошлого, которые помогают нам определить для себя, что хорошо, а что плохо, как будет правильно поступить в той или иной ситуации. Это и пословицы, и поговорки, и сказки, и былины. Сегодня мы обратимся к притчам и постараемся решить для себя, какую мораль они несут, чему учат нас. А может быть и задуматься над своими ошибками и исправить их.
2. Беседа с учащимися.
Сцена 1
Притча о гвоздях
Жил-был вспыльчивый и несдержанный юноша. И вот в один прекрасный день отец дал ему мешочек с гвоздями и приказал, чтобы каждый раз, когда он не сможет сдержать свой гнев вбивать один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом постепенно он научился сдерживать свой гнев, и каждый день число гвоздей, которые он забивал, становилось меньше. Молодой человек понял, что намного легче контролировать свой гнев, чем вбивать гвозди.
И вот пришёл тот день, когда он ни разу не потерял контроль над собой. Он рассказал об этом отцу. Тот посмотрел на него и сказал, что теперь, когда сыну удастся сдержать свой гнев, он может вытаскивать по одному гвоздю из столба.
Время шло, и наступил такой день, когда юноша пришёл к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец подвёл сына за руку к столбу и сказал:
- Как вы думаете, похвалил сын отца? Давайте послушаем конец притчи.
-Ты хорошо справился, но ты посмотри, сколько в столбе дыр? Он уже никогда в жизни не будет таким как раньше. Вот когда говоришь человеку что-нибудь злое или плохое, у него остаётся шрам, как эти дыры в столбе. И не важно сколько раз после этого ты извинишься, шрам всё-равно останется у человека.
Сцена 2
Зеркальная комната
Во дворце одного вельможи была необычная зала. Стены, потолок и пол в ней были зеркальными.
Как-то раз абсолютно случайно забежала в залу собака. Она растерялась, увидев вокруг целую свору подобных себе существ, и оскалила зубы. Псы, окружающие ее, ответили тем же. Тогда собака стала лаять. И псы все вместе тоже подали голос. Собака металась, но со всех сторон на нее набрасывались оскаленные, злые существа. Целую ночь провела бедняжка в окружении озверевшей своры. Наутро слуги вельможи нашли ее мертвой. У нее разорвалось сердце.
- Почему собака испугалась? А как могло быть?
А ведь все могло быть по-другому, если бы, войдя в комнату, вместо злого оскала собака вильнула хвостом и протянула тем, кто смотрел на нее из зеркала, лапу в знак дружбы.
Сцена 3
Чистый лист
Один старец призвал однажды своих учеников и показал им лист чистой бумаги, в середине которого стояла черная точка.
- Что вы здесь видите? - спросил старец.
- Точку - ответил один.
- Черную точку - подтвердил другой.
- Жирную черную точку, - уточнил третий.
И тогда их любимый учитель сел в угол и заплакал.
- Скажи нам, о чем ты так горько плачешь? - удивились ученики.
- Как вы думаете, о чем плакал старец?
- Я плачу о том, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку и никто из них не заметил чистого белого листа...
- Вот так и мы очень часто судим о человеке только по его маленьким недостаткам, забывая о достоинствах.
Сцена 4
Основное правило достижения цели
К Мастеру в стрельбе из лука пришли трое новичков:
- Ты самый ловкий стрелок во всём мире! Мы хотим стать такими же успешными и продолжить твоё дело, - сказали они.
- Я могу научить вас стрельбе из лука! - ответил Мастер. - Рассказать все тайны и премудрости этого дела. Но в свои ученики я возьму только одного! И он сможет стать самыми лучшим стрелком и по- настоящему успешным человеком.
Чтобы выбрать кого-то к себе в ученики, Мастер предложил пройти всем троим небольшое испытание. Он повесил на дерево мишень, и на расстоянии нескольких метров подвёл первого новичка.
- Что ты видишь перед собой? - спросил Мастер.
- Я вижу дерево, на котором висит мишень.
- Что ещё? - спросил Мастер
- Позади зелёная лужайка, на ней растут цветы.
- Хорошо, - сказал Мастер и подозвал следующего претендента в ученики. - А ты что видишь перед собой?
- Я вижу мишень, дерево, поляну, цветы, небо, - ответил второй новичок.
- Хорошо! - ответил Мастер и задал такой же вопрос третьему новичку. - А что видишь ты?
- Я вижу перед собой мишень! - ответил он.
- Хорошо, - сказал Мастер, - что ещё?
- Больше ничего! Самое главное - это мишень, я вижу только её!
- Молодец! - сказал Мастер. - Ты добьёшься в жизни больших успехов. Я возьму тебя в свои ученики.
- Когда есть цель, всё остальное не имеет значения.
Сцена 5
Обиды и Радости
Как-то, два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину". Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришел в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь". Первый спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
- Давайте и мы научимся писать обиды на песке и высекать радости на камне.
Сцена 6
Лягушки
Однажды Учитель спросил учеников:
- На бревне сидели три лягушки. Одна из них решила прыгнуть в воду.
Сколько лягушек осталось на бревне?
- А вы можете ответить на этот вопрос?
- Три… - неуверенно ответил один из них.
- Конечно же, три лягушки, - улыбнулся Учитель. - Поскольку лягушка только решила прыгнуть, но не предприняла для этого никаких действий. Никогда не путайте действие с принятием решения. Иногда вам кажется, что вы уже прыгнули, но на самом деле вы по-прежнему сидите на бревне.
Сцена 7
Два волка
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
3. Заключение.
- Сегодня мы познакомились только с некоторыми притчами, которые слагал народ веками. Каждая из них несет в себе мысль, мораль о которых не должны забывать люди, чтобы оставаться людьми. В любой жизненной ситуации, когда перед вами стоит сложный выбор, вспомните притчу, решите для себя какого волка кормите именно вы.
- Я надеюсь, что вы вырастите высоконравственными людьми, прежде всего добрыми, мудрыми, культурными и не забудете уроки, на которых мы с вами рассуждали о том, к чему надо стремиться и чему учиться. Ну а я, в свою очередь, верю, что придет время и я буду гордиться своими учениками!