- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Рабочая программа внеурочной деятельности Литературная гостиная
Рабочая программа внеурочной деятельности Литературная гостиная
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Адоньева Д.Н. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» с. Малые Ягуры
Утверждено
приказом директора
___________Кравцовой М.В
от «___»____________№ ____
Рабочая программа внеурочной деятельности
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»
педагога-библиотекаря
Адоньевой Дины Николаевны
5 класс
Общеинтеллектуальное направление
2015 год
Пояснительная записка
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности школьника.
Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных, общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Воспитание художественной культуры и развития литературных способностей помогают детям осознать единство мира и своё место в этом мире.
«Литературная гостиная» предусматривает развитие творческих и практических способностей детей.
Творческие и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют, а вторые направляют к конкретным, практическим действиям - созданию своих произведений, умению анализировать свои работы, применяя полученные знания. Занятия предназначены для детей среднего школьного возраста (5 класс).
В программе работы поднята важнейшая проблема духовно - нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы,- всё это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию.
Основные принципы организации :
- принцип добровольности;
- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Цель:
развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление - как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное - эвристическое и алгоритмическое мышление, развитие литературных, творческих способностей школьников.
Задачи:
-
Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
-
Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
-
Развивать образное мышление;
-
Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
-
Развивать творческие способности;
-
Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
-
Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
-
Приобщение к чтению - как основе выработки творческих способностей;
-
Развитие сочинительства;
-
Воспитание литературной грамотности.
Формы проведения занятий:
-
беседы;
-
диспуты;
-
практические занятия «Творение слова»;
-
олимпиады;
-
конкурсы;
-
викторины;
-
игры;
-
защита проектов.
Перечень упражнений, используемых на занятиях, включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания.
Методы и приёмы:
-
активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером
-
пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация
-
объяснительно-иллюстративный
-
репродуктивный
-
эвристический
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся:
В ходе занятий кружка учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
-
уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой
-
уметь находить необходимые сведения в Интернете
-
уметь создавать кроссворд, тест
Описание места занятий на кружке в учебном плане:
В содержание предмета входят эстетическое восприятие литературы как искусства, практическая словесная деятельность учащихся. Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю, 25 минут занятие для учащихся 5 класса.
Описание ценностных ориентиров содержания кружка
Изучение кружкового курса обеспечивает:
- формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, осознание системы общечеловеческих ценностей;
- развитие литературного вкуса;
- осваивание эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, духовно-нравственного потенциала;
- способность ориентироваться в системе моральных норм и ценностей
Ожидаемые результаты:
занятия должны помочь ученикам разобраться в многожанровости литературы, понимать и применять литературоведческие термины, анализировать литературное произведение. (Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь).
-
создавать и совершенствовать собственные творческие работы.
Положительные результаты сформированности УУД на занятиях кружка проявляются:
-
в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
-
в развитии фантазии, воображения, общего интеллектуального уровня, памяти;
-
в формировании критического мышления;
-
в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты:
-
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
-
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
-
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
-
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
-
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
-
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
-
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
-
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
-
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
-
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
-
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
-
Моделировать ситуацию.
-
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
-
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
-
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
-
Воспроизводить способ решения.
-
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
-
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
-
Оценивать предъявленное готовое решение.
-
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
-
Конструировать несложные задачи.
Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Материально-техническое обеспечение:
-
материалы для оформления и творчества детей,
-
наличие канцелярских принадлежностей,
-
аудиоматериалы и видеотехника,
-
компьютер,
-
проектор,
-
экран.
Тематическое планирование занятий «Литературная гостиная»
№
Тема занятий
Кол-во часов
УУД
1
Вводное занятие «Сказочный указ».
О книге и библиотеке.
1
Регулятивные УУД
•Проговаривать последовательность действий на занятии.
•Учиться работать по предложенному учителем плану.
•Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на кружке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
•Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации.
•Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, источники Интернет ресурсов и информацию, полученную на кружке.
•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
•Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
•Уметь пользоваться навыками литературного языка:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной форме.
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
•Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на кружке литературы и следовать им.
• Учиться согласовано работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками;
в) понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2
Страницы старины седой. Былины.
1
3
Викторина «Былинные богатыри».
1
4
Библейские предания. Библия для детей.
1
5
«Страна березового ситца». Тема родины в творчестве С. Есенина
1
6
«Сердцу милая сторонка». К 175 - летнему юбилею села Малые Ягуры.
1
7
Мифы народов мира.
1
8
Герои мифов и легенд
1
9
Викторина «Олимпийские боги»
1
10
Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
1
11
Сбор информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
2
12
Инсценировка сказки к новогоднему
представлению. (Выбор сценария, распределение ролей, репетиции, изготовление декораций и костюмов).
4
13
Крупицы народной мудрости. Лото пословиц и загадок.
1
14
По дорогам сказок. Сказки народные.
2
15
Литературная викторина «В некотором царстве, в некотором государстве…»
1
16
Книги о детях войны. Л. Харченко «Шел ребятам в ту пору…»
1
17
Конкурс чтецов Стихотворений о войне.
1
18
По дорогам сказок. Сказки литературные.
2
19
Интеллектуальная игра по творчеству А. С. Пушкина
1
20
Эрудит - лото по сказке Х.-К. Андерсона «Снежная королева»
1
21
Брейн - Ринг «Басни И. А. Крылова»
1
22
Конкурс на самого грамотного, находчивого юного сказочника.
1
23
Сказочный кроссворд.
1
24
Кто они - дети войны. Творческая работа «Дети войнырядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).
2
25
Занимательное литературоведение
1
26
Литературное казино
1
27
Библиотечная мозаика
1
Итого
34
Согласовано Рассмотрено:
Зам. директора по ВР заседании МО кл.рук.
___________ Варданян Н.О. протокол №_____
протокол № ____ «____»________________ «____»_____________
Литература:
1.. О. Г. Черных Игровые уроки по литературе: 5 класс. - М.:ВАКО, 2008.
2.Маранцман В. Г. Изучение литературы.Методические рекомендации. Санкт-Петербург, «Специальная литература» 1997
3.Интернет-ресурсы
4. О. А. Еремина. «Литературный кружок в школе. 5-6 классы».М., Просвещение 2011г
5. Р. И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности. М., Дрофа, 2008
6. Е. И. Никитина. Уроки развития речи. М., Дрофа, 2008
7. В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты. М., Просвещение.1982г
8. Т. В. Матвеева. От звука до текста. М., У - Фактория. 2003г
9. Л. Е. Тумина. - Москва : Перспектива, 1995.
10. Аникин В.П. Русская народная сказка. - М.: Просвещение, 2010
Паспорт проекта
Тема проекта
Рабочая программа «Литературная гостиная». 5 класс
Автор проекта
Адоньева Дина Николаевна
Учебный предмет
литература
Тип проекта
Краткосрочный, практико-ориентированный
Заказчик проекта
МКОУ СОШ № 4
Задачи проекта
1) формирование литературно-художественного мышления и эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру
2) приобщение к чтению как основе выработки творческих способностей
3) развитие сочинительства
4) воспитание литературной грамотности
Вопросы проекта
1) В чем уникальность литературы как искусства словесного образа? Каковы ее особенности и задачи?
2) Почему литературу называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни»?
3) Владение анализом литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка
Необходимое оборудование
ТСН, словари, репродукции картин, музыкальные отрывки произведений, тексты статей, раздаточный материал
Предполагаемый продукт
Создание и реализация программы проведения кружковой работы по литературе в 5 классе.
Календарно - тематическое планирование занятий
«Литературная гостиная»
№
п/п
Дата
по плану
Дата по факту
Тема занятия
1
08.09.
Вводное занятие «Сказочный указ».
О книге и библиотеке.
2
15.09.
Страницы старины седой. Былины.
3
22.09.
Викторина «Былинные богатыри».
4
29.09.
Библейские предания. Библия для детей.
5
06.10.
«Страна березового ситца». Тема родины в творчестве С. Есенина
6
13.10.
«Сердцу милая сторонка». К 175 - летнему юбилею села Малые Ягуры.
7
20.10.
Мифы народов мира.
8
27.10
Герои мифов и легенд
9
10.11.
Викторина «Олимпийские боги»
10
17.11.
Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
11
24.11.
Сбор информации о героях России, оформление по-стера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
12
01.12.
Сбор информации о героях России, оформление по-стера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
13
08.12.
Инсценировка сказки к новогоднему
представлению. (Выбор сценария, распределение ролей, репетиции, изготовление декораций и костюмов).
14
15.12.
Инсценировка сказки к новогоднему
представлению. (Выбор сценария, распределение ролей, репетиции, изготовление декораций и костюмов).
15
22.12.
Инсценировка сказки к новогоднему
представлению. (Выбор сценария, распределение ролей, репетиции, изготовление декораций и костюмов).
16
29.12.
Инсценировка сказки к новогоднему
представлению. (Выбор сценария, распределение ролей, репетиции, изготовление декораций и костюмов).
17
12.01.
Крупицы народной мудрости. Лото пословиц и загадок.
18
19.01.
По дорогам сказок. Сказки народные.
19
26.01.
По дорогам сказок. Сказки народные.
20
02.02
Литературная викторина «В некотором царстве, в некотором государстве…»
21
09.02.
Книги о детях войны. Л. Харченко «Шел ребятам в ту пору…»
22
16.02.
Конкурс чтецов Стихотворений о войне.
23
01.03.
По дорогам сказок. Сказки литературные.
24
15.03
По дорогам сказок. Сказки литературные.
25
22.03.
Интеллектуальная игра по творчеству А. С. Пушкина
26
05.04
Эрудит - лото по сказке Х.-К. Андерсона «Снежная королева»
27
12.04.
Брейн - Ринг «Басни И. А. Крылова»
28
19.04.
Конкурс на самого грамотного, находчивого юного сказочника.
29
26.04.
Сказочный кроссворд.
30
03.05.
Кто они - дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).
31
10.05.
Кто они - дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).
32
17.05.
Занимательное литературоведение
33
24.05.
Литературное казино
34
30.05.
Библиотечная мозаика