Рабочая программа внеурочной деятельности Литературная гостиная

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» с. Малые Ягуры


Утверждено

приказом директора

___________Кравцовой М.В

от «___»____________№ ____









Рабочая программа внеурочной деятельности


«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»


педагога-библиотекаря

Адоньевой Дины Николаевны


5 класс




Общеинтеллектуальное направление

Рабочая программа внеурочной деятельности Литературная гостиная











2015 год



Пояснительная записка

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности школьника.

Данная программа является актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных, общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Воспитание художественной культуры и развития литературных способностей помогают детям осознать единство мира и своё место в этом мире.

«Литературная гостиная» предусматривает развитие творческих и практических способностей детей.

Творческие и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют, а вторые направляют к конкретным, практическим действиям - созданию своих произведений, умению анализировать свои работы, применяя полученные знания. Занятия предназначены для детей среднего школьного возраста (5 класс).

В программе работы поднята важнейшая проблема духовно - нравственного развития на примерах русской литературы: от истоков устного народного творчества до современной литературы,- всё это оказывает влияние на воспитание мира чувств ребёнка, его эмоциональной чуткости, активной действенной отзывчивости на добро и зло, воспитывает активную жизненную позицию.

Основные принципы организации :

- принцип добровольности;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии;

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

Цель:

развитие абстрактного мышления, необходимой компонентой которого является логическое мышление - как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное - эвристическое и алгоритмическое мышление, развитие литературных, творческих способностей школьников.

Задачи:

  • Сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;

  • Сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

  • Развивать образное мышление;

  • Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;

  • Развивать творческие способности;

  • Увеличить концентрацию внимания и объема памяти;

  • Содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.

  • Приобщение к чтению - как основе выработки творческих способностей;

  • Развитие сочинительства;

  • Воспитание литературной грамотности.

Формы проведения занятий:

  • беседы;

  • диспуты;

  • практические занятия «Творение слова»;

  • олимпиады;

  • конкурсы;

  • викторины;

  • игры;

  • защита проектов.

Перечень упражнений, используемых на занятиях, включает в себя индивидуальные, парные и коллективные творческие задания.

Методы и приёмы:

  • активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером

  • пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация

  • объяснительно-иллюстративный

  • репродуктивный

  • эвристический

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся:

В ходе занятий кружка учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:

  • уметь работать со словарями, справочной литературой, художественной и научной литературой

  • уметь находить необходимые сведения в Интернете

  • уметь создавать кроссворд, тест

Описание места занятий на кружке в учебном плане:

В содержание предмета входят эстетическое восприятие литературы как искусства, практическая словесная деятельность учащихся. Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа в год, 1 раз в неделю, 25 минут занятие для учащихся 5 класса.

Описание ценностных ориентиров содержания кружка

Изучение кружкового курса обеспечивает:

- формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, осознание системы общечеловеческих ценностей;

- развитие литературного вкуса;

- осваивание эмоционально-ценностного отношения к искусству и к жизни, духовно-нравственного потенциала;

- способность ориентироваться в системе моральных норм и ценностей

Ожидаемые результаты:

занятия должны помочь ученикам разобраться в многожанровости литературы, понимать и применять литературоведческие термины, анализировать литературное произведение. (Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь).

  • создавать и совершенствовать собственные творческие работы.

Положительные результаты сформированности УУД на занятиях кружка проявляются:

  • в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;

  • в развитии фантазии, воображения, общего интеллектуального уровня, памяти;

  • в формировании критического мышления;

  • в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:
• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
• выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


Предметные результаты:

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • Моделировать ситуацию.

  • Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).

  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

  • Воспроизводить способ решения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

  • Оценивать предъявленное готовое решение.

  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.

  • Конструировать несложные задачи.


Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Материально-техническое обеспечение:

  • материалы для оформления и творчества детей,

  • наличие канцелярских принадлежностей,

  • аудиоматериалы и видеотехника,

  • компьютер,

  • проектор,

  • экран.






Тематическое планирование занятий «Литературная гостиная»


Тема занятий

Кол-во часов

УУД

1

Вводное занятие «Сказочный указ».

О книге и библиотеке.

1

Регулятивные УУД

•Проговаривать последовательность действий на занятии.

•Учиться работать по предложенному учителем плану.

•Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на кружке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

•Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации.

•Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, источники Интернет ресурсов и информацию, полученную на кружке.

•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

•Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

•Уметь пользоваться навыками литературного языка:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной форме.

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

•Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на кружке литературы и следовать им.

• Учиться согласовано работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками;

в) понимать общую задачу и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2

Страницы старины седой. Былины.

1

3

Викторина «Былинные богатыри».

1

4

Библейские предания. Библия для детей.

1

5

«Страна березового ситца». Тема родины в творчестве С. Есенина

1

6

«Сердцу милая сторонка». К 175 - летнему юбилею села Малые Ягуры.

1

7

Мифы народов мира.

1

8

Герои мифов и легенд

1

9

Викторина «Олимпийские боги»

1

10

Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

1

11

Сбор информации о героях России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.

2

12

Инсценировка сказки к новогоднему

представлению. (Выбор сценария, распределение ролей, репетиции, изготовление декораций и костюмов).

4

13

Крупицы народной мудрости. Лото пословиц и загадок.

1

14

По дорогам сказок. Сказки народные.

2

15

Литературная викторина «В некотором царстве, в некотором государстве…»

1

16

Книги о детях войны. Л. Харченко «Шел ребятам в ту пору…»

1

17

Конкурс чтецов Стихотворений о войне.

1

18

По дорогам сказок. Сказки литературные.

2

19

Интеллектуальная игра по творчеству А. С. Пушкина

1

20

Эрудит - лото по сказке Х.-К. Андерсона «Снежная королева»

1

21

Брейн - Ринг «Басни И. А. Крылова»

1

22

Конкурс на самого грамотного, находчивого юного сказочника.

1

23

Сказочный кроссворд.

1

24

Кто они - дети войны. Творческая работа «Дети войнырядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).

2

25

Занимательное литературоведение

1

26

Литературное казино

1

27

Библиотечная мозаика

1

Итого

34

Согласовано Рассмотрено:

Зам. директора по ВР заседании МО кл.рук.

___________ Варданян Н.О. протокол №_____

протокол № ____ «____»________________ «____»_____________

Литература:

1.. О. Г. Черных Игровые уроки по литературе: 5 класс. - М.:ВАКО, 2008.

2.Маранцман В. Г. Изучение литературы.Методические рекомендации. Санкт-Петербург, «Специальная литература» 1997

3.Интернет-ресурсы

4. О. А. Еремина. «Литературный кружок в школе. 5-6 классы».М., Просвещение 2011г

5. Р. И. Альбеткова. Русская словесность. От слова к словесности. М., Дрофа, 2008

6. Е. И. Никитина. Уроки развития речи. М., Дрофа, 2008

7. В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты. М., Просвещение.1982г

8. Т. В. Матвеева. От звука до текста. М., У - Фактория. 2003г

9. Л. Е. Тумина. - Москва : Перспектива, 1995.

10. Аникин В.П. Русская народная сказка. - М.: Просвещение, 2010







Паспорт проекта


Тема проекта

Рабочая программа «Литературная гостиная». 5 класс

Автор проекта

Адоньева Дина Николаевна

Учебный предмет

литература

Тип проекта

Краткосрочный, практико-ориентированный

Заказчик проекта

МКОУ СОШ № 4

Задачи проекта

1) формирование литературно-художественного мышления и эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру

2) приобщение к чтению как основе выработки творческих способностей

3) развитие сочинительства

4) воспитание литературной грамотности

Вопросы проекта

1) В чем уникальность литературы как искусства словесного образа? Каковы ее особенности и задачи?

2) Почему литературу называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни»?

3) Владение анализом литературного произведения; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка

Необходимое оборудование

ТСН, словари, репродукции картин, музыкальные отрывки произведений, тексты статей, раздаточный материал

Предполагаемый продукт

Создание и реализация программы проведения кружковой работы по литературе в 5 классе.





Календарно - тематическое планирование занятий

«Литературная гостиная»


п/п

Дата

по плану

Дата по факту

Тема занятия

1

08.09.

Вводное занятие «Сказочный указ».

О книге и библиотеке.

2

15.09.

Страницы старины седой. Былины.

3

22.09.

Викторина «Былинные богатыри».

4

29.09.

Библейские предания. Библия для детей.

5

06.10.

«Страна березового ситца». Тема родины в творчестве С. Есенина

6

13.10.

«Сердцу милая сторонка». К 175 - летнему юбилею села Малые Ягуры.

7

20.10.

Мифы народов мира.

8

27.10

Герои мифов и легенд

9

10.11.

Викторина «Олимпийские боги»

10

17.11.

Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».

11

24.11.

Сбор информации о героях России, оформление по-стера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.

12

01.12.

Сбор информации о героях России, оформление по-стера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.

13

08.12.

Инсценировка сказки к новогоднему

представлению. (Выбор сценария, распределение ролей, репетиции, изготовление декораций и костюмов).

14

15.12.

Инсценировка сказки к новогоднему

представлению. (Выбор сценария, распределение ролей, репетиции, изготовление декораций и костюмов).

15

22.12.

Инсценировка сказки к новогоднему

представлению. (Выбор сценария, распределение ролей, репетиции, изготовление декораций и костюмов).

16

29.12.

Инсценировка сказки к новогоднему

представлению. (Выбор сценария, распределение ролей, репетиции, изготовление декораций и костюмов).

17

12.01.

Крупицы народной мудрости. Лото пословиц и загадок.

18

19.01.

По дорогам сказок. Сказки народные.

19

26.01.

По дорогам сказок. Сказки народные.

20

02.02

Литературная викторина «В некотором царстве, в некотором государстве…»

21

09.02.

Книги о детях войны. Л. Харченко «Шел ребятам в ту пору…»

22

16.02.

Конкурс чтецов Стихотворений о войне.

23

01.03.

По дорогам сказок. Сказки литературные.

24

15.03

По дорогам сказок. Сказки литературные.

25

22.03.

Интеллектуальная игра по творчеству А. С. Пушкина

26

05.04

Эрудит - лото по сказке Х.-К. Андерсона «Снежная королева»

27

12.04.

Брейн - Ринг «Басни И. А. Крылова»

28

19.04.

Конкурс на самого грамотного, находчивого юного сказочника.

29

26.04.

Сказочный кроссворд.

30

03.05.

Кто они - дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).

31

10.05.

Кто они - дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).

32

17.05.

Занимательное литературоведение

33

24.05.

Литературное казино

34

30.05.

Библиотечная мозаика




© 2010-2022