Родительское собрание Право на защиту и помощь

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Габитова Елена Валиулловна

г. Мелеуз Республика Башкортостан, МОБУ СОШ № 1

социальный педагог


Родительское собрание

на тему «Право на защиту и помощь»


Цели:

1. Предоставить родителям информацию о причинах, формах, признаках жестокого обращении с детьми.

2.Дать рекомендации родителям о способах конструктивного взаимодействия со своими детьми

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей, от мира на земле, от действий других людей. Не всегда мир повернут к нему лучшей стороной. К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей - в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

Согласно требованиям Конвенции о правах ребенка и нормативно-правовым документам РФ, ребенок имеет право на защиту от всех форм не только физического, но и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение.

В комментарии к Закону РФ «Об образовании» указано, что к формам психического насилия относятся угрозы в адрес обучающегося, преднамеренная изоляция, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих возрасту и возможностям ребенка, систематическая необоснованная критика и т. д.

В настоящее время назрела необходимость использования правовых и педагогических возможностей образовательного учреждения для защиты прав ребенка в семье.

Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, которые, безусловно, отражаются на детско-родительских отношениях. Частые перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени приводят к ухудшению физического и психического состояний родителей, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Негативные эмоции родители часто выплескивают на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций, физического состояния родителей, что сказывается на его психологическом здоровье. Один из основных факторов, провоцирующих жестокое отношение к детям, - пьянство одного или обоих родителей.

Большое влияние на взаимоотношения в семье оказывает та жестокость, которая нередко проявляется в жизни общества. Согласно исследованиям психолога Н.Ю. Синягиной, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45-49% семей. А если учитывать все угрозы, запугивания, шлепки и т.п., то практически каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления и насилия со стороны взрослых. Наблюдения психологов и педагогов (Н.Ю. Синягиной и др.) показали, что для многих современных родителей характерна эмоционально-негативная оценка себя как родителя (отмечают 80% обследованных мам и 60% пап). В ответах на вопрос: "Что вы испытываете, попадая в ситуацию необходимости провести воспитательное воздействие на ребенка?" - 18% родителей ответили: "растерянность", "страх", "желание переложить ответственность на супруга, супругу", а на просьбу описать себя как родителя, более 65% отцов и 43% матерей ответили, что часто бывают грубыми, несдержанными и крикливыми. Почти половина опрошенных отцов считают себя неподготовленными к роли главы семьи и рады, что эту роль берет на себя жена или прародители ребенка. Лишь 32% отцов ответили, что они являются "главой семьи", "кормильцем", "старшим наставником" и т.д.

В воспитании детей родители руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются стихийными источниками информации -советами друзей, соседей, родителей. Поэтому они не в состоянии справиться с многими трудностями, связанными с поведением ребенка. У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка. Не зная, как себя вести в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, угрожают детям, запугивают их и проявляют чрезмерную строгость. Лишь незначительная часть родителей испытывает раскаяние, а большинство из них не придают значения переживаниям детей, считая их беспредметными и немотивированными. Они не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви со стороны близких, что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение детей формируются, прежде всего, в семье.

Подобная ситуация очень опасна как для ребенка, так и для развития его личности. Врачи- психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, испытывавшие хронический недостаток любви, особенно в детстве. По данным сотрудников ВНИИ МВД, при изучении большой группы лиц, осужденных за тяжкие преступления, выяснилось, что 80-85% преступников не имели нормальных отношений со своими родителями.

Таким образом, жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают и ведут себя.

Семейный кодекс РФ предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление.

Исследования психологической грамотности родителей показали, что 85,7% родителей понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу.

Между тем было установлено, что 51% родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% из оставшихся считают их допустимыми в отдельных случаях. Только 10% родителей твердо и уверенно заявили, что считают телесные иные унижающие ребенка наказания неприемлемыми ни при каких обстоятельствах. Они продемонстрировали ориентацию на ведение разъяснительной работы с детьми на основе любви и понимания.

Виды родительских наказаний поражают разнообразием и жестокостью.

Следы побоев у детей родители тщательно скрывают. Удивительным фактом является то, что при наличии ярко выраженных следов побоев и даже гематом дети не обращаются за помощью и защитой к педагогам. Несмотря на жестокость родителей, дети заявляют, что любят их. Из 150 детей только 1 ребенок (5 лет и 10 месяцев) выразил желание «убить своего папку», который, будучи пьяным, бьет его ремнем. Из 150 родителей, подвергающих детей различного рода наказаниям, только одна мать заявила, что ненавидит собственного ребенка и считает его «исчадием ада», а остальные выражали любовь и привязанность к детям.

Ученые спрашивали, какие наказания применялись в детстве к ним самим. Выяснилось, что почти все они подвергались наказаниям в жестокой форме. Несмотря на это, родители с теплотой воспринимают своих родных и считают их поведение, даже в самых крайних ситуациях (выбили 2 передних зуба), оправданным, так как эти действия, по их мнению, осуществлялись во благо ребенка.

Таким образом, даже в обычной российской семье, в которой ни один из родителей не является явным отклонением от нормы, и социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав детей, унижение их достоинства -вполне распространенной явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воспитательных воздействий на детей.

Однозначного определения жестокости в отечественных психологических исследованиях нет. Это понятие чаще используют юристы, медики, философы, социологи и педагоги. Если свести вместе все характеристики, то жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному существу страданий, вреда, ущерба, выражающихся в действии или бездействии, словах, психологическом воздействии и т.д. При этом проявления жестокости могут быть преднамеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными.

В психологии чаще применяются синонимы термина "жестокость" - "агрессия" и "деспотизм". В русском языке есть и другие синонимы этого слова: немилосердный, безжалостный, немилостивый, не знающий сожаления и сочувствия, безмерно строгий, суровый, мучительный, невыносимый, неодолимо грозный, неумолимый и др.

Жестокое обращение с детьми включает в себя формы плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, педагогами, представителями органов правопорядка.

Существует 4 основные формы жестокого обращения с детьми:

физическое;

сексуальное;

психическое;

пренебрежение основными нуждами ребенка.

  1. Физическое насилие -это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

  2. Сексуальное насилие -это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения и выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободной волей и не может предвидеть все негативные для себя следствия.

  3. Психическое (эмоциональное) насилие -это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психологической форме насилия относятся:

открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

угроза в адрес ребенка в словесной форме;

замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

преднамеренная физическая или социальная изоляция;

ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний и т. д.

  1. Пренебрежение основными нуждами ребенка -это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитии; отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Признаки жестокого обращения с детьми проявляются в их поведении.

1.Физическое насилие -боязнь физического контакта со взрослыми, стремление скрыть причину травм, суицидальные попытки и т.д.

2. Сексуальное насилие -ночные кошмары, страхи, стремление полностью закрыть свое тело, депрессия т.д.

3. Психическое (эмоциональное) насилие - постоянно печальный вид, беспокойство, тревожность, агрессивность, плохая успеваемость и т.д.

4. Пренебрежение основными нуждами ребенка - постоянный голод, кража пищи, требование ласки и внимания, утомленный, сонный вид, санитарно-гигиеническая запущенность и т.д.

К сожалению, обиженные, страдающие и несчастные дети постоянно будут сменять друг друга. Задача педагогических коллективов состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.

Основой доверительных отношений являются проявление уважения, открытое общение между педагогом и детьми. Благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну, например, расскажет о случае насилия или жестокого обращения.

В этом случае нужно иметь в виду следующее:

- ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать этот шаг и поделиться свое тайной, за это его надо похвалить. так он сможет и почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме.

- нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);

- воздерживайтесь обвинений в адрес совершившего проступок. Часто ребенок, несмотря ни на что к нему привязан;

- отнеситесь с пониманием к тому, что у ребенка могут быть чувства вины и стыда, но не укрепляйте в нем этих чувств;

- никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. Но проявите понимание, если он попросит сохранить тайну;

- объясните, что существует возможность прекратить случаи насилия и жестокости с помощью других людей и что это нужно сделать как в интересах самого ребенка, так и того взрослого, о котором идет речь.

Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что дальше ребенку в таком положении оставаться нельзя. В этом случае его надо поставить в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры. Имейте в виду, что вы являетесь единственным взрослым, который знает, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него, и если вы не в состоянии помочь ему сами, то должны обратиться за помощью к другим (медикам, психологам).

Какие действия должен предпринять педагог в случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых?

Ребенок может стать жертвой незнакомого взрослого. Тогда не только он, но и его родители нуждаются в помощи. Безусловно, оказание такой помощи требует (особенно если это сексуальное насилие) специальной подготовки, медицинской экспертизы.

Механизмы предотвращения и защиты детей от насилия и жестокого обращения в семье.

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне. Выявлением семей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.

Сведения о фактах жестокого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

  • состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);

  • особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);

  • низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);

  • отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);

  • задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;

  • заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

В заключении хочется сказать, что наши дети нуждаются в любви, заботе, внимании и они всегда должны ощущать поддержку близких людей, чтобы они могли также сказать о родителях, как известная актриса Марлен Дитрих о своей маме: «Тверже пола под ногами, когда я была маленькой. Тверже скалы, когда нужна поддержка, и много тверже скалы в тот момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову».

Литература:

1. Чтобы ребенок не вырос подранком. Родительский всеобуч. Министерство образования Российской Федерации, 2003

2. Н.Ю.Синягина. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001

© 2010-2022