Выступление на родительском собрании: «Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные объединения»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на родительском собрании: « Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные объединения»

самостоятельные решения. Подвергается изменению речь: будущий сектант должен усвоить речь, которая "хорошо" звучит, кажется серьезной в научном или религиозном отношении, но которая имеет смысл только внутри группы. Эта лукавая техника серьезно затрудняет сообщение сектанта с миром (с родственниками и друзьями) и фактически обедняет до ничтожества его мысль.

Этап 3: упрочить связи с группой и стимулировать социальные разрывы.

Наконец, убираются декорации терпимости учения секты в отношении внешнего мира: общество представляется исключительно как место погибели, медицина - бесполезной, психиатрия - опасной, различные религии - как ложные или полностью преодоленные, политика - устарелой. Семья и государство объявляются помехой для спасения, и члены секты освобождаются от обязанностей по отношению к ним. Только группа, ведомая своим учителем, который объявляет себя спасителем человечества, может вести людей по дороге к счастью.

Усилия секты направляются на разрыв с семьей, с друзьями, с обществом. Вас побуждают бросить учебу (работу), сменить место жительства (другой город или даже отъезд за границу для продолжения сектантского образования). Любая исходящая извне информация объявляется подозрительной. Все, кто критикует секту, представляются негативно, как опасные, выступающие против прогресса человечества. Настойчиво советуется более не встречаться с ними, клеветать на них, или, если возможно, подавать на них в суд. Иногда семья объявляется ответственной за все трудности, с которыми сталкивается или сталкивался ранее член секты. Членам группы разъясняют, что "общество сопротивляется, у него есть свои привычки, свои интересы, вам не поверят, вас будут преследовать. И это доказательство, что вы - в истине. Не так ли было с большинством праведников?". Это ловкая аргументация - чем большее сопротивление встречает член секты, тем более глубоко он вовлекается в группу.

Этап 4: сделать возвращение в общество невозможным.

Вы становитесь целиком зависимы от секты. У вас нет личного дохода, социальной поддержки, существенного профессионального опыта. Частые перемены мест не позволяют устанавливать устойчивые связи с внешним по отношению к группе миром, которые могли бы облегчить возвращение. Старых друзей больше нет, семейные узы или оборваны или напряжены до конфликта. Часто используется тактика брака внутри группы - невозможно уйти одному, надо, чтобы одновременно этого захотели двое.

При помощи жесткой дисциплины, явных и завуалированных угроз, чередованием наказаний и наград, постоянного доносительства навязываются и постоянно поддерживаютсячувства вины и страха. Сформированные комплексы страха перед внешним миром и личной вины перед группой, чувство собственной беспомощности заставляют сектантов даже в случае разочарований решать, что легче остаться, плыть по течению.

Счастье, свобода, богатство личности или знание обещаются на каждом этапе, если член секты соглашается терпеть страдания еще большие, чем он уже перенес, поэтому каждый раз он говорит себе, что было бы глупо отступать, когда стоишь так близко к цели, что все его страдания (а часто и деньги) пропали впустую. Чем более член секты страдал, тем более он готов страдать еще больше.

Все четыре описанных этапа направлены на то, чтобы стремительно и нерасторжимо влить человека в группу и так искалечить его сознание, что всё это выражается в острой инфантилизации. Тогда члены оказываются полностью подчиненными своему учителю, слепо и безоговорочно ему повинуются и способны превратиться в опасных фанатиков. 

Признаки деструктивных объединений.

1. Маркетинг. Сектанты стараются привлечь как можно больше адептов, поэтому участники секты обычно активно занимаются пропагандой своего учения. Должны насторожить назойливые звонки, письма и сообщения с предложениями бесплатно посетить семинар по духовному росту или пробуждению. Благотворительные концерты, фестивали для детей, психологические тренинги тоже зачастую скрывают псевдорелигиозные течения.

КСТАТИ

Существует специальный психологический приём «бутерброд»: человека окружают особым вниманием и заботой, двое сектантов постоянно держат всестороннюю связь с вербуемым, чтобы не допустить его критических мыслей в отношении учения.

2. Иерархия и двойное учение. Обычно инициаторы секты маскируют своё учение под общепризнанные ценности. Всей правды об истинных идеалах сектантов новичкам никогда не рассказывают. Зачастую, чтобы стать «посвящённым» в дела общины, нужно занимать высокое место в иерархии. Иерархичность - одно из главных свойств построения религиозной секты. Такое устройство позволяет держать всю организацию под строгим контролем, а также стимулировать участников проявлять активность, чтобы добраться до следующей ступени.

3. Взносы. Большинство сект существует на средства её приверженцев. На каком-то определённом этапе от участника секты начинают требовать взносы, пожертвования и вклады в общее дело. Иногда секты с самого начала информируют о платности своих семинаров и тренингов, но зачастую о том, что придётся платить, новичок узнаёт уже после «посвящения» в свои ряды. Для того чтобы распоряжаться средствами и имуществом своих приверженцев, сектанты могут использовать различные методы подавления сознания, гипноза и психологического давления, вплоть до угроз жизни и здоровью.

4. Непогрешимый лидер. Сектантские учения обычно претендуют на уникальность и неоспоримость. Более того, у течения есть лидер, из биографии которого известны лишь те отдельные факты, которые подтверждают его «священность». Все знания, пришедшие к «верховному учителю», обычно получены сверхъестественным путём - через общение с духами, природой или инопланетным разумом. Его уровень «просветления» недостижим для последователей, а приказы не обсуждаются. Это своеобразный «диктатор», а подчинение ему по иерархическим ступеням носит тоталитарный характер. Даже если на начальных этапах новичкам кажется, что участие носит добровольный и демократичный характер, на самом деле в структуре всё строго регламентировано.

Читайте также:

5. Подавление рационального сознания. Так или иначе секты обращаются к эмоциональной (внерациональной) стороне мышления человека. Чтобы он не мог разумно обдумать предлагаемые ему постулаты, используется так называемый «эффект присутствия», когда человека стараются полностью и постоянно держать в поле зрения. Часто применяются различные способы программирования сознания, внушаются те или иные установки и убеждения. В рядах сектантов всегда есть хорошие психологи, которые умеют направить «учеников» по заданной траектории мышления. Некоторые секты не гнушаются применять даже наркотические вещества, преподносимые в качестве лекарств, снадобий или как часть ритуальных трапез.

6. Книги и собрания. Чтобы новичок проникся духом религиозного общества, его снабжают всевозможными информационными материалами, будь то книги, диски, фильмы, буклеты или прочее. Его приглашают на собрания сектантов, в ходе которых происходят «чудеса», доказывающие праведность их верований. Собрания и встречи участников секты - обязательная процедура для новеньких. В зависимости от характера секты, эти встречи могут быть как «камерными» (когда участников мало, или даже тет-а-тет), а могут быть и массовыми, чтобы адепт понял, как много людей осознали «правильность» данного учения.

7. Противопоставление миру. Участникам секты постоянно внушается некая «элитарность» их положения среди остальных людей. Как правило, они «будут спасены» или смогут достичь «невероятных высот сознания», или даже «спасти заблудшее человечество, когда придёт время». Главный подтекст - адепты секты являются «избранными людьми» среди всех остальных. Окружающих, по мнению сектантов, необходимо жалеть и всячески способствовать тому, чтобы они, так же как и члены секты, «обрели смысл жизни». Адептам предписывается противопоставлять себя всем остальным, «совершенствоваться» и отказаться от внешних ценностей в угоду внутренних. Под внутренними могут пониматься духовное развитие, телесное самосовершенствование или же внутриобщинные идеалы, которым нужно следовать.

ВАЖНО

.

8. Активность. Человек, пришедший в секту, не может появляться там время от времени. Свободное посещение означает непостоянный контроль, поэтому всё свободное время адептов должно быть занято. Человека должны вырвать из привычного круга общения, изменить его поведение и подстроить его под жизненный уклад секты. Его побуждают активно действовать на благо секты, искать новых участников или проходить какие-то курсы, ездить в «паломнические» поездки, заниматься с «учителями» или помогать другим «новичкам». Жертвуя своей старой жизнью, временем, средствами и здоровьем, адепты прочно привязываются к самой секте и не мыслят себя вне её.

9. Общая цель и обособление от внешнего мира. Не все, но многие, особенно радикальные, сектантские учения имеют конкретную конечную цель своего существования. Это может быть Апокалипсис и соответственно спасение своей души, может быть «точка просветления», завоевание власти или материальных ценностей или даже месть. В документах секты часто можно встретить чуть ли не поэтапный план достижения поставленной цели. Большинство проблем, существующих в мире, согласно учению, можно решить именно после достижения конечной цели т. н. братства или общины. Общая цель объединяет членов секты и отделяет её как структуру от остального внешнего мира.

10. Опознавательные символы, униформа, знаки отличия. Членам секты важно отличить «своих» и «чужих». Для этого придумываются специальные символы, которые могут наноситься в качестве татуировок в незаметных местах тела или в качестве амулетов прятаться под одеждой. Может использоваться специальный «язык», понятный лишь «посвящённым», невербальные знаки. Участники могут носить какую-то специфическую деталь одежды, особую причёску, украшение. Всё это направлено на то, чтобы человек, даже находясь вне стен секты, чувствовал свою связь с ней.

Что делать, если ваш знакомый попал в секту?

В секты обычно попадают люди с неустойчивой психикой и те, кто находится на жизненном перепутье. Жертвами становятся те, кто подсознательно чувствует себя одиноким и неуверенным в себе. На этом как раз и играют сектанты, навязывая человеку свою поддержку.

Распознать, что человек из вашего окружения попал в секту, можно как по косвенным, так и по прямым признакам. Иногда он может прямо признаться, что нашёл «замечательное место», где всем «помогают». Иногда человек становится сам на себя не похож - подолгу пропадает неизвестно где, находится в неестественно приподнятом настроении и заявляет, что он нашёл «смысл жизни», использует непонятные выражения и носит символическую атрибутику.

Помочь ему можно и нужно. Как?

1. Постарайтесь проверить, в какую именно секту попал человек. Разузнайте о ней, о том, чем занимаются сектанты, где и как именно.

2. Обратитесь в органы правопорядка, особенно, если налицо какие-либо противоправные действия среди участников секты (драки, кражи, незаконная аренда жилья), привлеките психотерапевта - специалиста по зависимостям от секты.

3. Найдите тех, кто пострадал от действий данной секты, соберите группу поддержки из тех, кто вызывает (или вызывал раньше) уважение у завербованного.

4. Не стоит критиковать политику секты, обходите резкие углы. Постепенно и мягко вытаскивайте его из окружения «собратьев».

5. Приверженность секте сродни наркотической зависимости. Будьте всегда рядом с человеком, оказывайте ему всестороннюю поддержку. При возможности стоит переехать, чтобы вырвать его из обыденной жизни.

6. Время от времени следует проверять, не обратился ли человек обратно к прежним учениям. Важно, чтобы у человека выработался иммунитет к подобным организациям, чтобы в будущем он мог сам распознать секту.





© 2010-2022