СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ КАДЕТСКОГО КОРПУСА

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

ЛИЧНОСТИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ КАДЕТСКОГО КОРПУСА


Ковалев Савва Михайлович

ФГКОУ «Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус» МО РФ

Ростовская область, Аксайский район, п. Рассвет


«Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению».

Ключевые слова: Воспитательные технологии в области духовно-нравственного развития личности.

«Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать

тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,

что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся

и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».

(В.А. Сухомлинский)



Размышляя над словами великого педагога, понимаешь, что ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм».

Об актуальности духовно-нравственного воспитания в учебных заведениях свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др. Из этого вытекает необходимость выделения духовно-нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Следовательно, вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым из нас: родителями, воспитателями, учителями, обществом, государством. Ведутся активные поиски путей решения их, эффективности, как в теории воспитания, так и в педагогической практике образовательных учреждений.

Грядущие перемены в системе российского образования обязывают нас, воспитателей и учителей, быть готовыми к ним. Мы, зачастую, являемся первопроходцами в перестройке образования - с них начинается путь в Новую школу. Сегодня в учебных заведениях идёт работа по созданию условий для успешного перехода на новый стандарт. Подготовка заключается в анализе наработанного педагогического опыта, методической базы, материального и кадрового обеспечения, выявлении проблем.

Основными сферами жизни растущего человека, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь и система образования. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. В педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в каждой из названных сфер жизнедеятельности. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер. Противоречия, часто приводящие к конфликтам, связаны с постановками целей образовательного процесса, его содержания, используемых методов и так далее.

Необходима такая система образования, которая позволила бы в полной мере передавать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, ценности, присущие народу, опыт духовной жизни. Если мы попытаемся создать такую школу, то неминуемо придем к школе, основанной на православных традициях.

В Федеральном государственном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие и воспитание, и социализация учащихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании» (ст. 9, п. 6). Воспитание и социализация должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внешкольную, семейную, общественную.

Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без чего невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Современная ситуация ещё больше усложняется. Трудно провести черту между традициями, духовно-нравственным наследием прошлого и современностью. Происходит так называемая «музеефикация» культуры - многие навыки и умения, ценности и мировоззренческие установки можно, сдать в архив или положить на музейную полку как неактуальные. Подростки очень избирательно относятся к опыту старшего поколения и ориентированы на своих более продвинутых сверстников. Это делает разрыв поколений ещё более выраженным, а межпоколенную передачу ценностей - проблематичной.

Но вместе с тем возникает потребность в опыте очень далёких предков, который в условиях этно-религиозных ренессансов оказывается современным и актуальным. Именно этим можно объяснить возрождение религиозности, а также интерес к своим этническим корням. В современном обществе молодёжь и подростки испытывают влияние новых авторитетов - этно-конфессиональным сообществам разного толка.

Смена типов культурно-исторического наследования стала важнейшей причиной кризиса не только семейного воспитания в его традиционном понимании, но и системы образования и воспитания в целом. Ведь они также нацелены на трансляцию знаний, умений, навыков, систем ценностей, культурных образцов, стремящихся закрепить опыт предшествующих поколений.

В эпоху смены культурных форм передачи коллективного опыта поколений. Люди старшего поколения, педагоги, воспитатели и родители, формировались как личности в условиях господства книжно-письменной культуры, воспитывались на классическом романе XIX века на его этических принципах и рефлексивных началах. Представители старшего поколения разделяли убеждение в том, что человек, не прочитавший произведения Толстого, Чехова, Тургенева, Шекспира, не может считать себя и быть культурным человеком. Они помнят фразу Ленина о необходимости овладеть всем культурным наследием человечества. Взрослые формировались также на традиционном учебнике, в котором автор ведёт повествование, а читатель пассивно следует за ходом его мысли, и не способен изменить что-либо в сюжете или подаче материала.

Люди книжно-письменной культуры мыслят категориями повествовательности, плавной и связанной речи, последовательного, назидательного и логичного изложения, выстраивают единую линию урока и воспитательного процесса, тщательно стараются предвидеть все нюансы и исключить случайности, ведут детей по заранее разработанному плану, чётко, поэтапно, ставя и достигая определённые воспитательные и образовательные цели.

Современные дети - представители иной, экранно-клиповой культуры, которая проникает в их сознание благодаря работе с персональным компьютером, с современной аудио- и видеотехникой, с сотовой системой связи и современными коммуникациями. Они знакомились с содержанием произведений через краткие аннотации и пересказы, в лучшем случае - через экранизации и небольшие хрестоматии. Мир эмоциональных переживаний подростка в значительной мере обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой.

Разные поколения становятся мало интересными друг для друга, намечается прерывность связи между ними, что отражается как на семье, так и на учебном заведении. Следовательно, они теряют интерес и к традиционному обучению, линейному учебно-воспитательному процессу по утверждённым программам, к традиционному учебнику. Они предпочитают обучаться и действовать самостоятельно, по индивидуальным образовательным программам, на основе принципов интерактивности, используя современные информационные технологии.

В худшем случае у них пропадает интерес к обучению и воспитанию в принципе. Растёт поколение малообразованных, малограмотных и неграмотных детей и подростков, которые проводят время у телевизора, в интернете и т.д. и т.п. Дети читают преимущественно остросюжетные детективы, в которых отсутствуют чувства, переживания, самопознание, не выражаются эмоции. Но стремительно развивающийся сюжет, чистое действие, закрученная интрига и т.п.

Контакты со старшими в данных условиях довольно ограничены, зачастую имеют прагматическую направленность, касающуюся финансовых вопросов или обслуживания их потребностей. Концепция связана с поддержанием семейной атмосферы, с участием в семейных праздниках и торжествах, с укреплением традиций семьи, с заботой о её членах. У них имеется гораздо больше возможностей иметь собственный легальный, а зачастую и нелегальный заработок, что делает их практически автономными по отношению к старшим членам семьи.

Для решения этой проблемы взрослые должны овладевать информационно-коммуникационными процессами. Человек, который не владеет компьютером будет чувствовать себя так, неграмотным в индустриальном обществе. Если старшее поколение сможет говорить с подростками на языке информационно-коммуникативных технологий, то оно сможет более эффективно направлять интеллектуальные поиски и творческую энергию молодежи, способствовать развитию интереса к учебным программам на электронных носителях, расширяя тем самым и собственный кругозор. Только преодолевая конфликт поколений, корпус и семья могут осуществлять воспитание вообще, в том числе и воспитание на определённых духовно-нравственных ценностей.

Эффективность кадетского корпуса и семьи как силы, противостоящей негативным тенденциям нарастания ксенофобских, националистических, а то и фашистских настроений, имеет положительный результат.

За основу стратегических целей в концепции стандарта второго поколения были взяты основные положения, содержащиеся в посланиях Президента РФ Федеральному собранию. Это установка на построение открытого гражданского общества, определяющего основные ценностные идеалы этого общества:

- социальная справедливость;

- равенство возможностей, в т.ч. и на получение образования;

- рост благосостояния народа;

- безопасность личности, общества, государства.

Социальные и моральные угрозы школьному образованию:

- морально-нравственная дезинтеграция общества;

- низкий уровень доверия и социальной солидарности;

- нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта;

- недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения;

- рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций;

- снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования;

- усиление миграционных процессов;

- недостаточный уровень воспроизводства населения;

- снижение физического, социального и психического здоровья населения.

Методологические основания стандарта включают в себя лучшие традиции российской и советской системы образования, а также лучший зарубежный опыт. В нём рассматриваются вопросы: существование образованных, умных людей в современных условиях; ориентация семьи на личную успешность, общества - на безопасность, сохранение здоровья, социальную справедливость и рост благосостояния. Стандарт является основой национального согласия, его собственной вариативности. Вариативная система образования формируется и на основании вариативности требований семьи, общества, государства.

Ценностные ориентиры в государственных стандартах второго поколения выглядят следующим образом:

  • равноправие и социальная справедливость;

  • демократические и гражданские ценности;

  • патриотизм на основе гражданской ответственности и диалога культур, особенно в условиях миграционных процессов и нарастания этнического, конфессионального и культурного многообразия;

  • ценности безопасности и человеческой жизни;

  • гражданская идентичность;

  • семейные ценности.

В стандартах второго поколения воспитание становилось предметом специального проектирования, а в корпусе предусмотрена программа воспитания и социализации кадет. Идеальная краткая характеристика будущего выпускника корпуса, гражданина России в соответствии с концепцией стандартов второго поколения:

  • защитник отечества;

  • патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий свою причастность развитию России;

  • человек, уважающий ценности иных культур, конфессий, мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности и свою роль в решении этих вопросов.

  • креативный и мотивированный к познанию и творчеству, к обучению на протяжении всей жизни;

  • уважающий других людей, готовый к сотрудничеству с ними для достижения совместного результата;

  • человек, осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России записано: «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению».

Принципы и особенности организации воспитания и социализации учеников младших классов

Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, кадетского коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в национальных культурных и религиозных традициях народов России и служат для новых поколений основными ориентирами человеческой жизни, духовно нравственного и социального развития личности. В содержании программы духовно нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся актуализированы определенные идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада жизни корпуса, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно нравственного развития, воспитания и социализации личности кадетов младших классов.

Принцип амплификации - признание уникальности и качественного своеобразия уровней возрастного развития и их самостоятельной ценности для психического и личностного развития ребенка, утверждение непреходящего, абсолютного значения психологических новообразований, возникающих на определенной возрастной стадии детства для всего последующего развития личности. Организация воспитания и социализации в соответствии с принципом амплификации проявляется в предоставлении возможности для свободной, спонтанной активности, свободного общения, творчества и игры.

Принцип следования нравственному примеру. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеурочной и внекорпусной деятельности наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни. Особое значение для духовно нравственного развития, обучающегося имеет пример учителя и воспитателя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. У кадет в младшем возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младших кадет со сверстниками, родителями (законными представителями), воспитателем, учителем и другими значимыми взрослыми. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права кадета свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную, предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомернодеятельностный характер. Кадет включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Деятельность различных субъектов духовно нравственного развития, воспитания и социализации согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно нравственного развития, воспитания и социализации, обучающихся на уровне начального и среднего общего образования. Согласование цели, задач и ценностей программы осуществляется воспитателями и учителями.

Принцип системно деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом жизни в корпусе, включает в себя организацию учебной, внеурочной, общественно значимой деятельности младших кадет. Интеграция содержания различных видов деятельности, обучающихся в рамках программы их воспитания и социализации осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с воспитателями, педагогами и родителями (законными представителями), иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

- общеобразовательных дисциплин;

- дисциплин с военной направленностью;

- произведений искусства;

- периодической литературы, публикаций, радио и телепередач, отражающих современную жизнь;

- духовной культуры и фольклора народов России;

- истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

- жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

- общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

- других источников информации и научного знания.

Решение этих задач предполагает, что при разработке содержания образования в нем гармонично сочетаются специальные и культурологические знания, отражающие многонациональный характер российского народа.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной, общественно значимой деятельности интегрируется вокруг системы идеалов и ценностей, которая создает смысловую основу пространства духовно нравственного развития личности. Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада жизни. Основа уклада образовательной организации - традиция, в свою очередь, опирающаяся на значимые события, привычные отношения в коллективе.

Роль воспитателя, учителя в духовно-нравственном воспитании

В корпусе центральной фигурой, осуществляющей воспитательный процесс, является воспитатель и учитель, на которых фактически возложены все воспитательные функции. Воспитатель - это посредник между обществом и ребенком, он организует систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создает условия для индивидуального выражения каждого ребенка и помогает осуществлять развитие личности. Большинство учебных заведений имеет проблемы теоретического осмысления и практической подготовки воспитателя и классного руководителя. На некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее.

Сегодня к воспитателям и учителям предъявляют высокие требования, поэтому им просто необходимо пересмотреть отношение к своим обязанностям - учиться новым методикам, технологиям работы с детьми, больше общаться с родителями, проводить диагностику, а это огромная затрата моральных, физических сил.

Остановимся более подробно на характеристике основных источников нравственного опыта детей. Прежде всего, это учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на воспитанников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие кадета в кадетском корпусе в процессе обучения оказывает личность воспитателя. Нравственный облик воспитателя раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе воспитания и обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения воспитателя к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон.

Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к воспитателю, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если воспитатель провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.

Воспитатель, учитель - посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты педагога, его оценки.

Психологи подтверждают: отношение к требованиям у детей зависит от отношения к требующему. Если требования исходят от уважаемого, духовно близкого кадетам воспитателя (учителя), они воспринимают эти требования как целесообразные и лично значимые. В противном случае дети подчиняются требованию под нажимом педагога, но это требование вызывает внутреннее сопротивление подростков.

Другим важным источником нравственного опыта кадет является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т.д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.

Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;

укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;

укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

укреплению национальной безопасности.

Духовно-нравственные приобретения, которые получает обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности:

  • Приобрёл знание

  • Приобрёл опыт самостоятельного действия

  • Пережил и прочувствовал нечто как ценность

Уровни воспитательных результатов:

I уровень - приобретение социальных знаний.

Педагогические условия - взаимодействие с воспитателями и учителями как носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Первый уровень - приобретение кадетом социального знания (знания: об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

Достигается во взаимодействии с педагогом.

II уровень - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Педагогические условия - взаимодействие обучающихся в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает подтверждение социальных знаний.

Второй уровень - получение кадетом опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Достигается в дружественной кадетской среде (коллективе).

III уровень - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

Педагогические условия - взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами ОУ.

Третий уровень - получение кадетом опыта самостоятельного общественного действия.

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации.

Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

семейной жизни;

культурно-регионального сообщества;

культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии;

российской гражданской нации;

мирового сообщества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье.

Использованная литература:

1. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпициной. - С-Пб.: КАРО, 2006.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

3. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.

4. Современные воспитательные системы. "Классный руководитель» № 3,5,6

5. Справочник классного руководителя (5-9 классы) / Под ре. И.С. Артюховой. -М.: ВАКО, 2006.

Интернет-ресурсы

kpip.kbsu.ru/pd/index.html

orenipk.ru/rmo_2009/rmo-pred-2008/1blok/12vosp.html

do.gendocs.ru/docs/index-87690.html

openclass.ru


© 2010-2022