Музыкальная культура хакасского народа. «Под говор струн чатхана»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музыкальная культура хакасского народа.

«Под говор струн чатхана»


Подготовила: Топоева Зинаида Геннадьевна,

учитель начальных классов

ГБ ОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями зрения»


Цель: знакомство с народными музыкальными инструментами народов тюркской группы - чатханом.

Задачи:

- продолжить знакомство с музыкальной культурой хакасского народа;

- прививать интерес к народному фольклору и желание попробовать себя в устном народном творчестве;

- коррекция звуковой памяти, внимания через распознавание музыкальных инструментов;

- коррекция тактильного восприятия через обследование предметов;

- развитие воображения через словесные изображения картин природы;

- развитие обоняния через ароматерапию.

Ход занятия

- Добрый день, уважаемые гости и учащиеся! Я рада приветствовать всех вас! Желаю вам добра и счастья, успеха, здоровья и мира!

Звучит музыкальное произведение.

- Интересное звучание, не правда ли? Но для того, чтобы хорошо звучал любой инструмент, нужны сильные, чувствительные, гибкие пальцы. А чтобы донести до нас звуки инструментов, музыканты работают над тем, чтобы пальцы у них были сильные, гибкие и чувствительные. Я предлагаю вам немного поработать с камушками, потренировать пальцы.

(Воспитатель раздаёт каждому ученику пиалы с разными камушками, предлагает их рассмотреть и обследовать)

- Возьмите камушки двумя пальцами, тремя, в четыре пальца, используйте пять пальцев; выберите из предложенного самый большой камушек, самый маленький; погладьте камушки пальчиками, ладонью.

- Расскажите о том, какие у вас камушки в руках?

- Все камушки разные, как и люди и у каждого свои достоинства. Хотя все люди разные, но всех объединяет одно - они живут в одной стране. Каждый человек живёт в какой-то стране, республике. Много народов проживает на территории нашей республике. Давайте обратимся к нашему плакату. В Республике Хакасия проживают более ста национальностей (перечислить). И в нашей школе учатся дети разных национальностей и это не мешает жить нам в мире, дружбе и согласии. У каждого народа свой язык, свои обычаи, своя культура. Но каждый проживающий в Хакасии или в любой другой республике, стране должен знать исконную культуру того народа, на территории которого он проживает.

На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомство с музыкальной культурой хакасского народа. Как вы видите, тема занятия не выведена и я её не озвучиваю, в конце нашего занятия вы сами предложите название нашего занятия.

- Я хочу, чтобы вы вспомнили и назвали известные вам хакасские музыкальные инструменты (чатхан, хомыс, ыых, хобырах, тюр).

- Для знакомства с музыкальной культурой хакасского народа я пригласила будущих музыкантов - студентов музыкального колледжа Орешкова Сергея, Чочиеву Наталью.

Сообщения детей:

  1. «Древнейший музыкальный инструмент человека - пастушья дудка. - писал В. С. Виноградов, - известен у кыргизов, хакасов и алтайцев под общим названием «чоор» или «шоор». Этот термин ни у одного из соседних народов не встречается». Правда надо оговориться, что в хакасском языке дудка называется хобырах.

  2. Самым популярным инструментом, принадлежащим только хакасам является чатхан. В 1934 г. по всей Хакасии насчитывалось 126 самодельных чатханов, 28 хомысов и 1 бубен.

  3. Второй инструмент - хомыс, напоминающий большой половник. Верхнюю его дугу закрывали сыромятиной, вторую затягивали кожаными ремешками. Две или три струны скручивали из конского волоса. По народным преданиям, хомыс был изобретён фольклорным героем Тасха Батыром, дабы совершить поминки над убиенным Кульбезеком. Отсюда происходит представление хакасов о том, что чатхан создан для веселья, а хомыс - для утешения горя.

  4. Смычковый инструмент ыых почти не отличается от хомыса. Делается он и кедра с длинным грифом, а резонансная полость вытягивалась и вынималась. Две струны, сделанные из конского волоса, смазывали нагретой лиственничной серой. Ыых при игре держали вертикально на колене. Аккомпанировали на нём при исполнении песен.

(Живое звучание инструментов)

- Понравилось ли вам звучание инструментов?

- Звуки какого инструмента вам ближе? И на каком инструменте вы хотели бы научиться играть?

- Дима, а звучание какого инструмента понравилось тебе?

- Ребята, подойдите каждый к тому инструменту, который вам понравился.

(Обследование инструментов)

- Если кто-то заинтересовался другими инструментами, после занятий вы можете ещё раз подойти к нашим музыкантам.

- Сегодня я хочу продолжить знакомство с музыкальными инструментами хакасского народа.

(Прослушивание музыкального произведения «Мелодия Шира» в обработке С. П. Кадышева).

- Какой вы представляете местность, куда нас привела музыка?

- Мы в лесу? В горах? В тайге? В степи?

- Да, в основном местности Хакасии свойственна степь - приволье, раздолье, широта души. Так, как называется этот прекрасный инструмент, при звучании которого мы побывали за пределами городской суеты - в степи. (Ответы детей).

- Чатхан - один из древнейших музыкальных инструментов известный в быту тюркских монгольских и других народов под разными названиями: ятаг, шадыган, чадаган, чатхан.

Чатхан имеет форму продолговатого ящика, прямого или расширенного к основанию. Корпус чатхана составляют: дека (усту - верх), две длинные боковые стенки (хабыргалары - бока), две короткие торцовые стенки (пастары - концы). Струны у современных чатханов, как правило, стальные, не редко разной толщины.

(Обследование чатхана учащимися)

Живое звучание чатхана.

Природу можно ощутить не только через звуки, но и через запахи, даже сейчас, зимой, когда степь покрыта снежным покрывалом, мы можем ощутить, услышать запах степи.

- Какой же этот запах?

(В пиалах - ирбен от (богородская трава).

- Почувствовали дыхание степи? А какие картины возникли перед вами?

«Шуршат травинки, что-то лепеча,

И вся цветами степь моя одета,

Как будто драгоценная парча -

Она красива на исходе лета…»

(И. Котюшев)

«Уйбатская степь!

Весною

Вся в бархат одета ты.

Цветами,

Дымясь от зноя, киваешь всё лето ты.

А осенью… - в море хлеба

Комбайны пускаешь ты.

Просторы твои -

До неба….»

«Гуляет ветер,

Ласкает травы

Да камни древних могил торчат.

Степь разметалась

До гор зелёных, подпёрших синие облака…»

(Н. Тинников)

- Да, степь красива в любое время года и сутки дня.

- В степи хакасы не только трудились, но проводили и проводят народные праздники, которые не обходятся без игр.

Игра «Маки (мактар)» - под муз. Сопровождение

Участники встают в круг и выбирают ведущего, который будет исполнять роль «мака».

Все становятся в круг. «Мак» заходит в центр круга. Остальные участник поют:

Под горою так, так,

На горе мак, мак.

Маки, маки, маковки.

Золотоголовые цветочки.

Погодите вы, ребята.

Можно ль кушать, мак, мак?

«Мак» отвечает:

Нет. Не поспел ещё.

Остальные поют этот же куплет сначала. «Мак» опять отвечает:

Козы поели!

В третий раз поют куплет. Играющие показывают, что едят мак.

- Игры хакасского народа всегда сопровождаются пениями или стихами, движениями, показывающими любовь и уважение друг другу, к окружающему миру, к своей родине.

На любом празднике желанный гость - чатхан.

Главная причина «живучести» чатхана у хакасов заключается в его неразрывной связи с хаем (гортанным пением) - феноменом хакасского традиционного вокального искусства. Без хая немыслимо исполнение, а значит и существование крупнейшего, по сути ведущего, жанра хакасского фольклора - алптых нымаха. Без чатхана, хая, алыптых нымаха не может формироваться хайджи - нымахчи (сказитель, владеющий хаем исполнитель алыптых нымаха) - ключевая фигура в хакасском народном музыкально-поэтическом творчестве.

Алыптых нымах исполняется речитативным хаем на одном повторяющимся звуке. При этом мелодия звучит на сопровождающем чатхане. Без чатхана хайя не будет.

Словарная работа:

чатхан - музыкальный инструмент

хай - горловое пение

алыптых нымах - героическое сказание

хайджи - сказитель, владеющий хаем, исполнитель алыптых нымаха.

Издавна чатхан играет важную роль в духовной жизни хакасов. В народе чатхану относятся с трепетной любовью и почитанием. Не случайно он наделён чудодейственными свойствами в произведениях фольклора.

- Вот как опоэтизировал чатхан в алыптых нымахе (героическом сказании) «О богатыре Айдолае, имеющим сильного бело-буланного коня». На этом инструменте хайджи-богатырь Айманыс настолько искусно играет и поёт, что приводит в восторг даже своего соперника - главного персонажа алыптых нымаха - Айдолая:

«Когда Айдолай взглянул на него:

Какой-то человек - богатырь

На своём бело-сером коне

Верх лицом лежит

На лбу седла (переднем облучке)

Этот человек положил сорокострунный чадыган

Он одной ногой ударяет по струнам,

А другой перевирает струны,

Сорокострунный чадыган, заставляя издавать

Сорок разных голосов, поёт в 60-70 голосов,

Всякие разные тахпахи поёт.

От его песен, от его мелодий

На чёрной земле густые зелёные травы вырастают,

Не удивляющийся Айдолай - удивляется,

Не поражавшийся - поражается…»


Работа с камушками

- Давайте сегодня мы сами себя дивим, а сделаем это, сочинив необычный тахпах - каждый камушек мы превратим в звук.

Из своих пиал выберите самый красивый на ваш взгляд, необычный, тёплый звук, т.е. камушек. Положите каждый свой звук в нашу общую большую пиалу. Её мы предоставим нашим музыкантам. Пусть они озвучат наш удивительный, необычный тахпах.

Прослушивание живого звука.

Сегодня чатхан широко используют в исполнительской практике как сольный, ансамблевый и аккомпанирующий инструмент. Он является ведущим народным музыкальным инструментом у хакасов.

Заметный вклад в развитие чатханного искусства Хакасии в XX веке внесли: хайджи А. Ф. Добров, С. П. Кадышев, П. В. Курбижеков, А. С. Бутанаев, М. Е. Кильчичаков, ырчы А. В. Курбижекова, композиторы А. А. Кенель, Г. И. Челбораков.

В наши дни чатхан активно пропагандируют молодые исполнители: Евгений Улугбашев, Сергей Чарков, Вячеслав Кученов, Александр Саможиков, Вениамин Боргояков, Сергей Майнагашев.

Начиная с 30-х годов нашего столетия чтахан звучал и за пределами Хакасии, особенно в Москве, а также за рубежом: Бельгии, Монголии, Голландии, Швеции, Финляндии, Франции, Турции и в других странах мира во время гастролей лучших хакасских исполнителей.

Чатханные наигрыши имеются и на грампластинках, аудиокассетах, на дисках (обратить внимание на выставку).

В нашей республике ведётся работа по улучшению музыкально-акустических и технико-исполнительских качеств чатхана, созданию репертуара, учебных пособий, совершенствованию методики обучения игре на этом инструменте, подготовке квалифицированных специалистов - чатханистов. В нашем городе таких специалистов, в частности, готовят в музыкальном колледже (класс народные музыкальные инструменты).

- В начале нашего занятия тема была не озвучена. Давайте сейчас озвучим её. Как бы вы назвали тему сегодняшнего занятия? (Ответы детей).

- Давайте из предложенного вами тем выберем самую звучную и красивую.

Всё, что вы сегодня увидели, услышали наверняка оставила кокой-то след в душе каждого из вас помогло нам всем понять, что у музыки нет границ, национальных различий, музыка любима и понимаема всеми.

Хайджи берёт чатхан свой в руки

И вздрагивает медленно струна

Звени струна, крутой судьба согрета!

Звени ты, как хайджи тебе велит!

Нет нации у доброты, у счастья и любви!

Пусть нашу дружбу воспоёт

Хайджи моей страны!

Игра на чатхане

- Я благодарю всех за вашу сегодняшнюю работу. Желаю добра, любви терпения, успехов и мира.



© 2010-2022