Внеклассное занятие на экологическую тему «Мир вокруг нас» (4 класс)

Раздел Воспитательная работа
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие на экологическую тему «Мир вокруг нас»

Цель. Формирование нравственно-ценностного отношения к природе, осознание себя как части природы и бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование: ватман-схема: в центре изображение человека (для лица две маски - грустная и улыбающаяся). Далее расположено пять окружностей. В первом круге- фигурка человека; второй - светло-голубого цвета, изображены микробы разных конфигураций; третий - белый: прикреплены стрелки, спирали; четвертый - ярко-синего цвета, в нем фигурки неопределённых форм; пятый - зелёного цвета: приклеены животные и растения, которые находятся под охраной (под черными квадратами). Остальное пространство листа - светло-фиолетовый цвет. Слева вверху изображено солнце с лучами, по полю звезды.

Ход

Ведущий. Ребята, сегодня у нас интересное задание. Посмотрите на доску. То, что вы видите - газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета - живая. Каждый круг газеты - ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено?

- Грустный человек

- А почему он грустный? (ответы детей)

- У вас оказались разные мнения. Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человека. Тогда может быть и поймем, почему он грустный. (Роли корреспондентов распределены между учащимися).

Первый корреспондент.

Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чём пойдет речь.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

Правильно, речь идет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (Можно прикрепить на доске заранее написанное на листе бумаги слово). Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе?

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.

Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы - очень маленькие существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей).

Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой - убрали микробы с голубого поля! (Ученик убирает аппликации микробов).

Ещё хорошо очищает и освежает воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Ведущий. Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поле - нам человечек будет улыбаться!

Теперь следующая страничка нашей газеты - посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.

Второй корреспондент.

Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова:

Непременно каждым утром

Я включаю телевизор.

И, конечно, репродуктор,

И еще магнитофон.

- Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:

Эй, гражданка у окна,

Вы же в доме не одна.

Почему же целый дом

Должен слушать этот гром?

(Ответы детей).

- Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины - грузовики, самосвалы и т.д., издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть.

А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот ещё: некоторые ребята любят пошутить - громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно - резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнений и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) - звуки вокруг нас. Одни стрелки - резкие, громкие. Другие волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.

- Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (ответы детей).

- Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.

Ведущий. Ну, вот уже два поля чистые, а пойдем дальше, на синюю страничку.

Третий корреспондент.

Не умыться, не напиться

Без воды,

Листику не распуститься

Без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

- Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А где еще находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег - это вода и облака - это вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться, нужна вода пресная и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок?

- Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, её надо беречь. А как? (ответы детей).

Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна - это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а ещё много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся? Что надо сделать? (ответы детей).

- Надо экономить воду, не выбрасывать в реки, ручьи и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик. Уберем все грязные пятна. (Убирают).

- Посмотрите, дети, какое красивое, чистое поле стало - чистая вода! А теперь зеленая страничка нашей газеты.

Четвертый корреспондент.

Зеленая страничка нашей газеты - страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей).

- Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем существам.

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг.

Человек природе друг!

- Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей).

Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы сможем убрать эти круги и квадраты, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Вот эти круги закрыли красивые растения. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей).

- Не рвать цветы, не собирать в букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не рубить их.

- Мы запомним это правило и можем убрать черные круги (убирают круги, под ними яркие рисунки растений). Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения - природу. Но поле портят черные квадраты, под ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (Ответы детей).

Главное правило - не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное - не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жучков, паучков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы - орла или ястреба и лягушки или жабы).

Ведущий. Поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.

Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете человечек улыбается - ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающиеся лица).

Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровья человека - это тоже богатство природы и его надо беречь.

Любите родную природу -

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.


7

© 2010-2022