Доклад «Реализация краеведческих направлений через вовлечение младших школьников в проектную деятельность»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Соколова Наталья Анатольевна

учитель начальных классов высшей категории

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 г. Березники



Реализация краеведческих направлений через вовлечение младших школьников в проектную деятельность

В настоящее время для современного человека стало актуальным укрепление культурно-исторических связей с родным краем. Начинать знакомство с малой Родиной надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, класса. Некоторые элементы краеведческой деятельности дети получают уже в детском саду. Закрепить и продолжить эту деятельность в начальной школе необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте. Поэтому, одно из важнейших направлений в работе современной начальной школы - это краеведение, цель которого- углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.

При правильном педагогическом построении краеведческой работы интегрируются на личность все основные стороны воспитания: патриотическое, трудовое, эстетическое, физическое и интеллектуальное. Краеведческая деятельность учащихся воздействует на формирование их личности, общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в нем, развивает основы правильных мировоззренческих взглядов, способствует становлению их активными участниками творческого обновления, преобразования и развития своей малой Родины.

Богатые возможности приобщения учащихся к краеведению открываются практически на всех уроках и во внеурочной деятельности, когда дети применяют на практике полученные знания. В своей работе я стремлюсь реализовать различные формы и методы краеведческой работы, в том числе активно использую метод проектов.

Метод проектов - это совместная деятельность учителя, как консультанта, и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Метод этот может быть ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Кроме того, младшие школьники в процессе реализации проекта получают большую творческую тренировку, что очень важно, так как основная цель проектов на современном этапе - это социализация детей. Полученный опыт, позволяет предположить, что при правильной организации учебного процесса проектная деятельность весьма успешна, и приносит - желаемые результаты.

Сегодня ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся. Проектная среда - это та среда, где каждый сможет себя проявить, самореализовать. Это среда, которая предоставляет учителю широкие возможности для решения развивающих задач, для формирования и развития универсальных учебных действий.

Строить проектную деятельность необходимо и с учетом психолого- возрастных особенностей детей, с помощью методов, соответствующих данному возрасту. Деятельность должна заинтересовать учащихся, усилить их природную любознательность и стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Я считаю, что обучение проектной деятельности будет эффективным, если использовать местные ресурсы, т. е различные формы и средства краеведческой работы. Ведь ребенку важно сначала изучить свою малую родину, потом уже получать более обширные знания о мире.

Я вовлекаю в проектную деятельность учеников уже в первом классе, когда у детей недостаточно развиты навыки письма. Это могут быть ролевые игры с выдуманными или литературными героями, имитирующие социальные или деловые отношения с придуманными участниками в различных бытовых ситуациях. Это могут быть спектакли, устные журналы, концерты, выставки рисунков, поделок или выставки поздравительных открыток.

В первом классе удобнее выбирать коллективную форму работы, где участниками проекта становится весь класс. Например, знакомство с русским народным праздником «Пасха» в краеведческом музее им. И.Коновалова или проект-игра «Хороводы на Руси» на кружке «Живая старина».

Со второго класса, когда у детей данного возраста сформирован ряд коммуникативных умений и умственных действий, я стараюсь выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно. Например, творческие проекты, которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развивать свои личные творческие возможности. После завершения работы над проектом детям предоставляется возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.

Очень важно привлечь в союзники родителей. В этих целях провожу консультации, родительские собрания, где уделяю особое внимание этапам работы над проектом. Привлечение родителей, как полноправных участников проекта, решает вопрос о необходимости взаимодействия и сотрудничества семьи и школы. Совместно с детьми они создают мини-проекты: «Родословная семьи», «Герб семьи», проводят опыты в домашних условиях, участвуют в школьных акциях, праздниках, организовывают экскурсии на место своей работы, где знакомят детей со своими профессиями.

С третьего класса большое внимание уделяю практико-ориентированным (социальным) проектам, которые позволяют ребенку почувствовать свою социальную значимость в общественно-полезной деятельности. Например, акции: «Чистый двор - чистая школа», «Берегите птиц!», «Театр-детям». Создание литературных композиций о прикамских писателях и поэтах, проектов к юбилею города, страны; показ открытых уроков, праздников, семинаров, спектаклей.

Также работа по краеведению дает возможность осуществлять межпредметные связи при написании рецензий по произведениям, сочинений по увиденному на экскурсиях, создании сказок, стихов о любимых героях.

На следующем этапе, в третьем-четвертом классе, я обращаюсь к индивидуальным, исследовательским проектам, которые предполагают максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Здесь очень важно организовать самостоятельную исследовательскую работу учащихся, не навязывая свою точку зрения, не подавляя инициативы учеников.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует: повышению уровня интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся, увеличению использования произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки, т.е. эмоционально-нравственному развитию младших школьников, развитию познавательных интересов и их стремлению к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время (на слайдах).

Подводя итог, следует сказать, что каждый проект должен быть доведён до успешного завершения и оставить у ребёнка ощущение гордости за полученный результат.

Своё выступление я хотела бы завершить словами выдающегося немецкого философа и драматурга Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, размышляйте, и хотя и криво, да сами!».

Желаю и Вам творческих идей! Благодарю за внимание!














Библиографический список:



  1. Бокарева Г. Кикоть Е. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся//Alma-mater. - 2002

  2. Буланов М.И. Этапы развития школьного краеведения.//Туристско-краеведческая деятельность - важнейшее средство образования, патриотического воспитания и оздоровления детей и учащейся молодёжи. Материалы конференции. М., 2003

  3. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности, 2002

  4. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3

  5. «Начальное образование» №1, 2012

  6. «Начальная школа» №4, 2007

  7. Савенков А. И. Учебное исследование в начальной школе, 2000


© 2010-2022