Конспект урока гражданственности Заповедные места Донецкого края

Раздел Воспитательная работа
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7 класс. Урок гражданственности.

ТЕМА. Заповедные места Донецкого края.

Цель урока: - напомнить учащимся об основных природных особенностях Донбасса; указать на ценность природы для человека, ее роли в развитии нашего края, бережного отношения к природным богатствам; воспитывать интерес, любовь и уважение к историческому прошлому Донбасса,

к истории родного края, приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности.

Оборудование: иллюстрации о донецком крае, рисунки учеников, выставка книг о Донбассе, мультимедийная доска.

ХОД УРОКА

  1. Начало урока

    1. Организационный момент.

    2. Чтение цитат и самостоятельная постановка цели урока учащимися, вызов интереса.

Край донецкий, смуглолицый,
С золотинкою в глазах.
Нелегко в тебя влюбиться,
Разлюбить тебя нельзя
Н.Рыбалко

Конечно, нет здесь ярких красок,
Как на Кавказе и в Крыму,
И над заводами Донбасса
Порою небо все в дыму,
Но есть краса иного рода…
Всмотритесь в эту красоту
А.Кравченко

- Итак, о чем пойдет речь на уроке?

II. Актуализация знаний учащихся

Учитель: - Речь пойдет о природе Донбасса, его геологическом прошлом, характерном рельефе, климате, водоемах, специфическом растительном и животном мире, о принципах рационального использования природных богатств в нашем крае и о людях, которые на ней живут.

(Звучит любая песня о шахтёрском крае, выходят учащиеся)

III. Основная часть

3.1. Выступления учащихся об историко-географическом положении Донбасса

1 ученик

Земля, вольно разметнувшаяся, между Днепром и Доном от Северского Донца до Азовского моря, некогда называлась Диким Полем.

2 ученик

Поле это давно уже не дикое, оно усеяно заводами и шахтами, размежевано на огромные и крохотные угодья, обрамленное рукотворными лесозащитными полосами и лесами, по нему живительными артериями вьются водные каналы, голубыми глазами светятся на нем искусственные озера и моря.

3 ученик

Но среди новой природы, созданной и взлелеянной человеком, хранятся уголки где и по ныне царит древняя первозданность и веет былинностью.

1 ученик

Любая пядь Донецкого кряжа с его дальними отрогами таит в себе глубокие корни славного прошлого, тех незапамятных дней, когда зарождалась история этой неповторимой окраины.

2 ученик

Донецкий край воспет в думах и былинах, щедр на придания, сказки, легенды, стародавние и современные были. Ими увиты седые вершины Саур-Могилы и Каменных Могил, они таятся в Золотом Колодязе Великоанадольском лесу, бродят по Хомутовской степи и Кривой Косе, живут в Святогорском монастыре и витают над Северским Донцом.

3 ученик

Перемешались и укоренились на донецкой земле славянские и тюркские названия. И в мелодиях этих слов чудится отзвук древности, эхо ветра, странствовавшего в далекую, сивую старину по Дикому Полю, которое досталось нам в наследство от Бога и предков.

Учитель: Дикое поле! Каким ты с виду только не было с незапамятных времен.

Но каким бы ни было в прошлом место нашего нынешнего обитания, оно для каждого из нас - искони нашенское, родное, как колыбель матери.

Дикое поле, как же только не называли тебя в старую старину.

  • И Киммерийской, и Скифской землей.

  • И Сарматской

  • И Кипчакской

  • Или Куманской

  • Или Половецкой

  • Золотоордынской или Ногайской

Но это земля наших предков, которую издавна нарекли по-своему, по-нашему Дикой степью. Оттого и зовем мы тебя неизменно ласково - родной.

Отчий край, сторона родная, земля нареченная Донбассом, из самой глубокой глубины сердца добываю самые сокровенные слова признания в любви к тебе. Но какой бы магической силой не обладало слово с прадавних ветхозаветных библейских времен, каких красок, звуков и энергии не несло бы оно в себе на протяжении многих и многих тысячелетий человеческой истории, все равно, боюсь, не способно в полной мере выразить всю проникновенность сыновнего чувства. Ведь образ Донбасса настолько многолик, многомерен и многокрасочен, настолько величествен, что и впрямь не просто воздать ему должное обыденными словами.

3.2. Его величество Донбасс. Промыслы родного края.

(Звучит мелодия скрипки. На экране кадры о современном Донбассе.)

1, 2, 3, 4, 5 ученики читают стихотворение

Его величество Донбасс.

Донбасс - не просто уголь и металл,

Не просто от копров степная даль -

Глубинней, шире и значимей он,

Поскольку солнцелик его огонь.

Металл, пролившись, мрак полночный губит.

Метан, взгремев, сжимает страхом губы…

Здесь уголек замешан на крови,

А человек известно - на любви.

В краю отцов, в пространствах Дикополья

Я хлеб и долю отыщу, как долю.

Саур-Могила, Бахмут и Азовье

Откликнутся во мне былинным зовом.

Я с ним печалюсь, радуюсь, живу.

Беда - не прячу голову в траву.

Донбасс, что дышит явью и веками,

Во мне - и солью, и горячим камнем.

Я не боюсь риторики пред Ликом,

Как Эверест, как сотни звезд, великим:

Стою ль у шахт, у Гор Святых стою -

Он в душу не вмещается мою.

Донбасс не территория - о, нет!

И это не молва, не просто гомон,

Что он, Донбасс, порожняки не гонит.

Не делится на запад и восток,

И в этой одноликости высокой

Любой парад не будет одиноким…

Донбасс - и наши помыслы, и суть,

Его не обмануть, не обмануть.

Он - наша боль, как в поднебесье смог,

И берег наш у солнечных дорог.

Он - монолит, и потому велик,

И нам не лжесынами быть велит,

Которые подобны фарисеям,

Что в руслах родословных смуту сеют.

Но верность и любовь - одна тропа,

Но Кальмиус и Днепр - одна судьба.

Насколько хватит сердца, духа, глаз, -

Встает его величество Донбасс!

Учитель: Из всех известных на земле промыслов Донбассу достались самые трудные. Они определяют собирательный характер и облик донбассовца, благодаря им каждому жителю нашего края авансом уже уготовлено уважение.

Топливо… В этом слове скрыто столько тепла и надежды, сколько огня спрятано в самом куске угля. Кто-то назвал уголь настоящим хлебом промышленности, как бы поставив в один ряд эти два продукта, с которых начинается благополучие.

Донбасс самоотверженно добывает стране тепло и свет. Впрочем, уголь - это не только важнейшее энергетическое топливо. Кокс, без которого не выплавишь металл, сырье для химической промышленности, пластмассы, технические масла, кислоты, лекарства - вот лишь некоторые из трех тысяч видов продукции, которую получают из донецкого угля путем химической переработки.

Наш край-это не только уголь. Это и центр развития черной и цветной металлургии, машиностроения, коксохимии, энергетики,

(Учащийся читает стихотворение на фоне кадров о природе под музыкальное сопровождение.)

Ученики читают стихотворение. Пчелы.

В степи донецкой,

Такой цветистой,

Такой просторной,

Такой веселой,

Дождем сквозь солнце,

Сверкают искры,

Снуют, кружатся,

Ликуют пчелы.

Над вольной степью,

Плывут сирени,

Донец с улыбкой

Камыш колышет,

К « Надежде»-шахте

Шагают смены,

Шахтеры жадно

Цветами дышат.

И медом, медом

Повеял ветер,

Таким цветистым,

Таким духмяным,

Спешат составы,

Взлетают клети,

Кружатся пчелы

От счастья пьяны.

Не только углем

Питаем домны,

Катаем рельсы,

Бурим породы.

Донбасс - обильный,

Донбасс - огромный,

В Донбассе столько

Цветов и меда.

В степи донецкой,

Такой цветистой,

Такой просторной,

Такой веселой,

Дождем сквозь солнце

Сверкают искры,

То над заводом,

«Мартенов», пчелы.

И хотя сегодня ведущие отрасли страны переживают экономический кризис, люди стальных профессий смогут вывести страну на новые рубежи.

3.3. Города родного края. Малая Родина.

Ученики читают стихотворение. Донбассу жить!

Пока в груди шахтерской сердце живо

И в сердце кровь сыновняя тепла,

Хочу, чтоб песня с врубовкой дружила,

Варила сталь и вглубь стволы вела.

Клепала клети, и вздымала зданья,

И на лесах большого созиданья

Примером высшей доблести была.

Донбассу жить! Сирена шлет сирене

Горняцкой дружбе благовест стальной

Донбасс никто не ставил на колени,

И никому поставить не дано!

И нет земли прекрасней, вдохновенней,

Где все творцом-народом создано,

Донбасс никто не ставил на колени,

И никому поставить не дано!

Учитель: Донбасс - царство индустриального труда, гордится своими городами. Угадайте, о каких городах идет речь:

  • Столица шахтерского края - Донецк.

  • Морские ворота Донбасса - город Мариуполь.

  • Индустриальная - Макеевка.

  • Город химиков - Горловка.

  • Жемчужина православия Донбасса - город Святогорск.

  • Город соляных шахт и шампанских вин - Артемовск.

  • Славянск - город-курорт.

И среди всего этого разнообразия наш родной город Торез

(Фрагмент фильма о городе)

Донбасс - древний богатырь! Он укрепил свою землю прочным металлом и обогрел ее своим теплом, осветил от края до края своим светом, высеченным из подземного, шахтерского солнца, добытого и выданного на гора неутомимыми, отважными солнцерубами.

И подал Донбасс к столу хозяйскому и гостевому, к ее пышному караваю соль своей земли с приветным поклоном

«Хлеб да соль».

От Донбасса веет уютом обжитого отчего дома, - добротно сработанного и просторного, многоголосого и хлебосольного.

3.4. Подведение итога работы.

Подобно тому, как существуют правила поведения в гостях, на улицах и дорогах, существуют и правила поведения человека в природе. Давайте вместе их составим и запишем, чтобы обязательно их знать, помнить и главное выполнять. (Вместе ребята группами составляют правила поведения в природе).

Приблизительный вариант

  1. Берегите и охраняйте растительный и животный мир своего родного края.

  2. Собираясь в поход, на экскурсию или просто на отдых в природную зону, заранее побеспокойтесь о костровых принадлежностях. Не губите молодые зеленные растения, собирайте для костра только сушняк.

  3. Строго соблюдайте правила противопожарной безопасности в лесу. Не бросайте зажженные спички, не разводите костры в пожароопасных местах.

  4. Уходя, обязательно залейте водой или засыпьте землей костер.

  5. Не рвите дикорастущие цветы, иначе они исчезнут с лугов, болот, лесов и водоемов.

  6. Придерживайтесь мудрого изречения: в вазе должно быть только то, что выращено руками человека, а то, что создано природой, должно остаться в ней.

  7. Бережно относитесь к животным. Не ловите диких животных и птиц. Помните, что содержание в неволе диких животных в большинстве случаев приводит к их гибели.

  8. Не разрушайте птичьих гнезд, не разоряйте муравейники, не раскапывайте норы животных.

  9. Не шумите на природе. Шум распугивает зверей и птиц. Чем тише вы ведете себя на природе, тем больше услышите и увидите.

  10. Не загрязняйте природу. В походе, на стоянке и в лагере все ненужные предметы и отходы соберите в целлофановый кулек и отнесите в ближайшей мусорный ящик, урну или закопайте в землю.

  11. Берегите родники, колодцы и водоемы: не бросайте в них мусор, не сливайте нечистоты. Помните, что 1 л бензина в состоянии испортить 10 тысяч литров питьевой воды.

  12. Не мойте машины и мотоциклы в водоемах. Оставляйте места ваших маршрутов такими, чтобы вам снова захотелось побывать в них.

4. Итог урока. Закрепление материала

Как и любой отчий дом, он имеет свои неповторимые звуки, запахи, житейский уклад и распорядок.

Жильцы этого дома издавна плавят, куют, штампуют, гнут, формуют, режут металл. Они первыми из людей берут в руки кусок угля, пролежавшего под землей десятки миллионов лет.

И сегодня, мы вспомнили о тех, которые пробудили к жизни Дикое поле, построили наш дом, отстояли его в битвах с врагами и трудятся ныне во имя будущего.

И пусть это будущее будет радостно и прекрасно!

5. Домашнее задание

Изучить полученный материал, подготовить сообщение о других природных памятниках Донецкого края. Ботанический сад в Донецке, река Северский Донец, река Кальмиус, Донецкие озера, Донецкие курортные зоны.


© 2010-2022