КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ «ШКОЛА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

«ШКОЛА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ»


Заместитель директора МАОУ «СОШ №17»

Т.А.Астахова


Воспитательная система «Школа духовно-нравственного становления личности» разработана с учетом программ школы: «Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших школьников», «Воспитания и социализации обучающихся».

Обуславливает потребность в создании и развитии воспитательной системы духовно-нравственного становления личности через создание единого воспитательного пространства в социуме в условиях реализации ФГОС.

Истоки духовного возрождения России, и прежде всего родного края

начинаются в школе, а значит, и система образования должна быть национально сориентирована. Самым надёжным стержнем учебно-воспитательного процесса может и должна стать идея воспитания учащихся на духовно-нравственных ценностях.

Целесообразность обращения к ценностям народной педагогики обусловлена следующими причинами:

• наличием контингента учащихся, лишенных в большинстве своем

возможности получить в рамках семьи традиционное воспитание и приобщение к ценностям народной культуры;

•наличием заинтересованного данной проблемой педагогического коллектива;

• согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленной проблемы;

• заинтересованностью учащихся этой проблемой;

• наличием связей школы с внешкольными учреждениями;

• наличием положительных результатов деятельности, заложивших основу дальнейшей работы по освоению национальной православной культуры.

II. Проектируемое состояние воспитательной системы

Теоретико-методологические основы воспитательной системы

Создание воспитательной системы в школе - непрерывный процесс совместного творческого поиска всех педагогов, благодаря которому школа приобретает свое лицо. Воспитательная система разработана в соответствии:

  • с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты;

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»;

  • с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 2 декабря 2013 года)

  • с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • «Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей»;

  • Письмо Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;

  • «Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях»;

  • Научные труды Л.И.Новиковой, В.А.Караковского, В.П.Сергеевой, Н.Л.Селивановой, В.М.Лизинского, П.В.Степанова, Д.В.Григорьева.

Цель создания воспитательной системы школы - создание условий по духовно-нравственному становлению личности обучающегося через свободный выбор какого-либо вида деятельности, исходя из его индивидуальности.

Методическую основу моделирования и построения воспитательной системы духовно-нравственного становления личности составляют:

-научные положения о сущности, становлении и развитии воспитательной системы школы (Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов, В А. Караковский и другие);

-культурологический подход к целостному образовательному процессу

(Бондаревская Е.А, Шуркова Н.Е, Исаев И.Ф, Ядо В.Я. и другие);

-теория системного подхода (Выготский Л.С, Зинченко В.П, Караковский В.А. и другие);

-гуманистический подход, разработанный в научных исследованиях

К.Д.Ушинского, Д.С.Лихачёва, В.А.Сухомлинского, К.Роджерса.

Ключевыми понятиями нашей воспитательной системы являются:

ЛИЧНОСТЬ - социально-психологические качества человека, составляющие его индивидуальность и определяющие его поступки и поведение среди людей.

ФОРМИРОВАНИЕ - процесс и результат социального становления

личности, происходящий под воздействием воспитания, среды, наследственности и её собственной активности.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - закономерный процесс качественных изменений в сознании личности, её деятельности и отношении к миру.

ОТЕЧЕСТВО - любовь к РОДИНЕ, осознанное восприятие себя, как её частицу, понятие ответственности за её судьбу, деятельное участие в приумножении её богатств.

СОТРУДНИЧЕСТВО - взаимодействие взрослых и детей, при котором удовлетворяются обоюдные интересы, при соблюдении примерного паритета.

СОТВОРЧЕСТВО - способ выражения результатов совместной деятельности и отдачи, как сила и стимул для поиска гармонии жизни человека, как источник радости и вдохновения.

СОДРУЖЕСТВО - межличностные отношения людей, построенное на

общности интересов и потребностей, кодексе дружбы.

КУЛЬТУРА - система ценностей, совокупность лучших образцов

человеческой деятельности, а также её результатов.

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.

Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. (Новикова Л.И.)

Коллектив - группа людей высокого уровня развития, отличающаяся сплочённостью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. (Л.И.Уманский)

Методы воспитания - способы профессионального воздействия педагога и учащихся с целью решения образовательных и воспитательных задач

Цель и задачи воспитания в школе.

Цель: воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:


- формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);

- формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

- формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

- формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

- формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Ценностно-ориентированное ядро воспитательной системы.

Концепция воспитательной системы школы построена как открытая система для реально действующих и потенциально возможных участников реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы» (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р).

Принципы:

Определение принципов (требований) воспитательной системы школы и степени их реализации было осуществлено педагогическим коллективом в результате проектирования на основе понимания ценностей, цели и задач процесса воспитания в условиях школы.

Выделенные принципы определяют стратегию отношений учителя с учениками, утверждают гуманистические ценности образования, выявляют требования к организации среды и жизнедеятельности школьников. Их содержание полностью соответствует принципам личностно-ориентированного образования, изложенные Е.В.Бондаревской.

ПРИНЦИП ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ означает отношение к ребёнку, как к части природы, что предполагает его воспитание с учётом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей, особенностей психофизической организации и задатков, сосредоточение внимания воспитателей на создании адаптационного, реабилитационного образовательного пространства для каждого ребёнка, воспитание

у школьников потребности в здоровье, формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки у них индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.

ПРИНЦИП КУЛЬТУРОСООБРАЗНОСТИ ориентирует воспитателей на обучение, воспитание и организацию жизни детей в контексте культуры, т.е. на побуждение культурного саморазвития ребёнка и помощь ему в этом процессе. Этот принцип основывается на идее ценности саморазвития ребёнка как творческой личности. Школа реализует этот принцип на основе создания целостного культурно-образовательного пространства, где представлены культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.

ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА определяет общий характер отношений учителя и учеников и состоит в смягчении социальной напряжённости, восстановлении душевного равновесия, смысла жизни, обретения духовности на основе закладывания в личность механизмов самореализации, самозащиты, саморегуляции и выживания в изменяющемся обществе.

ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОДХОДА предполагает отношение к ребёнку, как к личности, индивидуальности, нуждающийся в педагогической поддержке с целью удовлетворения его интересов и потребностей в разнообразных видах творческой деятельности. Принцип ориентирует педагогов на учёт незавершённости, открытости личности к постоянным изменениям, неисчерпаемости её сущностных

характеристик, а значит на всестороннее изучение личности, создание педагогических условий для проявления субъективности.

ПРИНЦИП ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ПОДХОДА предполагает создание условий для обретения ребёнком смысла (значение, опосредованное мотивом) своего учения и жизни. Посредством обретения смыслов-целей, смыслов-интересов, смыслов-переживаний, смыслов-отношений происходит процесс становления, саморазвития личности. Роль воспитательной системы состоит в том, чтобы открыть учащимся мир ценностей, из которых они могут выбирать смыслы для решения своих жизненных проблем. Это достигается путём активного включения учащихся в поиск ценностей, в решение проблем, в творчество, в нравственные переживания в условиях

доброй поддержки педагогов.

ПРИНЦИП ВЕРЫ В РЕБЕНКА реализуется в неиссякаемой вере учителя в доброе начало ученика, оказание помощи в осознании себя личностью, развитие уверенности в том, что его уважают окружающие, в собственной значимости и положительной оценке в их глазах.

ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

предусматривает взаимодействие с учениками в продвижении к определённым целям, совпадающими со средствами и вызывающее у них радостное чувство успеха, движения вперёд, развития.

ПРИНЦИП ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗНАЧИМУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ лежит в организации значимых видов деятельности, в которых осуществляется её саморазвитие.

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ - данный принцип позволяет рассматривать школу не только как самостоятельную систему, все элементы которой находятся во взаимодействии, но и как часть городской системы, во многом влияющей на функционирование школьной. Городская система является составной частью краевой и т.д. Данный принцип позволяет обеспечить целостность становления личности воспитанника, которая сама по себе также является системой, но не существующей вне отношений с другими подобными системами. Взаимодействие всегда комплексно и оказывает влияние на всю систему.

ПРИНЦИП ДИАЛОГИЧНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ. Толерантность - это терпимое, терпеливое, уважительное отношение к человеку и к людям, априори признающее право каждого человека на ошибку и особенное поведение в рамках законов, принятых человеческим сообществом. Культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои воззрения, свое отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. В основу подобных рассуждений ложится суждение о том, что всякий человек по сути своей прекрасен, хотя его поведение, его отношение к себе и окружающим может быть ошибочным. И задача педагога видится не в том, чтобы бороться с учеником, как это обычно делается, а в том, чтобы изучать его особенности, ошибки, отклонения в поведении и помогать человеку исправить их. Диалогичность (сотрудничество, сотворчество воспитателей и воспитанников). Человек по своей сути диалогичен, он может проявить себя и быть понят только через диалог и только в совместном творчестве равных партнеров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимного влияния, обеспечивающего успешность воспитания.

ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ УСПЕХОМ. Успешность - суть этого принципа заключается в том, что педагог, работая с личностью ребенка, стремится как можно глубже понять его, осмыслить особенности ученика, и, главное, выделить его достоинства, умения, стремления, ценность социально-значимые отношения, мечты, цели, созидательные потребности и постараться, используя психолого-педагогические методы, развить любые, самые малые ростки успеха. Работать в культуре успеха - это не только изучать детей и помогать им, это прежде всего готовность педагогов создавать среду возможной успешности, когда каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы.

ПРИНЦИП ТВОРЧЕСКОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ и стимулирование деятельности детей, самоорганизации и развития интересов. Практическое овладение воспитанниками, соответствующими видами учебной работы, физического труда, спорта, искусства и реализация полученных знаний, умений и навыков в многоплановой деятельности.

ПРИНЦИП АДАПТИВНОСТИ становится ведущим принципом управления. В условиях демократизации и децентрализации на первый план выходят мягкие методы управления (через создание условий и мотивацию).

Траектория движения личности учащегося в воспитательном пространстве и есть путь становления его как личности.

Этапы построения воспитательной системы школы.

Данная программа развития воспитательной системы школы рассчитана на 5 лет.

В процессе построения воспитательной системы школы можно выделить следующие этапы:

1 этап - становление системы / проектный/ - 2012 (сентябрь) - 2013 (январь) гг.

-в качестве важной составляющей этого этапа выделяется прогностическая стадия;

-разработка моделей воспитательной системы, ее теоретической концепции;

-формирование коллектива единомышленников;

-отбор ведущих педагогических идей;

-формирование стиля отношений между всеми участниками образовательного процесса;

-решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения.

2 этап - отработка системы /практический/ - 2013 (январь)-2016 (май) гг.

-развитие школьного коллектива;

-развитие органов самоуправления;

-определение ведущих видов деятельности;

-определение приоритетных направлений функционирования системы;

-отработка наиболее эффективных педагогических технологий;

-согласование темпов развития ученического и педагогического коллективов, когда последний становится инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива;

-количественное и качественное закрепление достигнутых результатов;

-повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания всех категорий;

-создание условий для разработки школьных программ развития воспитания;

-оформление воспитательных систем классов.

3 этап - итоговый, проведение диагностики - 2016 (май)-2017 гг.

- формирование школьного коллектива: ученического, педагогического, родительского (детей и взрослых, объединенных общей деятельностью, отношениями сотрудничества и творчества);

-принятие основных духовно-нравственных ценностей обучающимися;

-воспитание социально компетентной личности: выявление владения обучающимися (более 80%) социальными компетентностями;

- установление уровня развития стиля руководства и отношений;

-определение уровня удовлетворенности всех участников образовательного процесса.

4 этап - развитие через обновление воспитательной системы - с 2018г.

- обобщение опыта работы администрации, педагогов, родителей и учащихся школы по моделированию и построению воспитательной системы и определение перспектив и путей дальнейшего развития школы;

- проведение школьной научно-практической конференции по реализации воспитательной системы школы;

- выпуск сборника материалов из опыта построения и реализации воспитательной системы школы;

-корректировка отдельных компонентов воспитательной системы, изменений социального заказа, условий развития воспитательной системы, обновление содержания.

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ.

Традиции школы

1.День Знаний. Праздник «Учение с увлечением»

2. Операция «Внимание! Дети!»

3. Выставка цветов, конкурс рисунков, посвященные Дню города

4. День здоровья.

5.День учителя

6. День пожилых людей - операция «Забота»

7. Осенний бал

8.Неделя «Интернет-безопасность»

9. Акция «Мир без наркотиков»

10. Операция «Каникулы»

11. День народного Единства и согласия

12. День матери

13. Мастерская Деда Мороза

14. Выставка-конкурс «Зимняя фантазия»

15. Новогодний маскарад

16. Акция «Живи, елка!»

17. Экологическая акция «Птичья столовая»

18. Вечер встречи с выпускниками

19. Конкурс «А ну-ка, мальчики!». День защитника Отечества

20. Масленица

21. Конкурс «А ну-ка, девушки!». Международный женский день

22. Неделя детской книги

23.День космонавтики

24.Праздник Птиц

25. День ГО и ЧС. День Защиты детей

26 Неделя памяти, бессмертия, подвига

27. Туристический слет

28. День славянской письменности

29. Праздник Последнего Звонка

Требования к содержанию воспитания обусловлены требованиями ребёнка, связанными с его развитием и становлением как личности, требованиями освоения общечеловеческих ценностей культуры и требованиями, связанными с закономерностями формирования нравственных основ поведения. Этот базовый компонент представлен Е.В.Бондаревской в виде следующих компонентов:

1. Освоение детьми универсальных общечеловеческих ценностей.

2. Овладение детьми сферами жизнедеятельности современного человека,

гуманизирующими личность и отношения между людьми.

3. Освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой

и национальной культуры.

4. Формирование опыта гражданского поведения.

5. Овладение детьми ситуациями реальной ответственности,

самостоятельности.

6. Самовоспитание и самооценка.


Основные направления и реализация содержания воспитательного процесса.

Содержание воспитательного процесса определено как системообразующие виды и формы деятельности на основе сформулированной цели.

«Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся»

Цель: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе образовательной деятельности.

«Программа воспитания и социализации обучающихся»

Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России, знающего и утверждающего права и свободы человека, готового к осознанному профессиональному выбору.

«Организация физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы и олимпийского образования»

Цель: приобщать учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом посредством формирования физической культуры личности.

«Воспитание социально-компетентной личности»

Цель: воспитание социально компетентной личности, способной к самореализации и активной адаптации в современных жизненных условиях.

« Воспитание гражданина»

Цель: формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.


« Военно-патриотическое воспитание»

Цель: создание системы патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

« Программа деятельности по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах»

Цель: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.


« Культура»

Цель: совершенствование работы школы по созданию развивающей среды, эмоциональному насыщению жизнедеятельности детей и подростков.

« Одаренные дети»

Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития способных и одаренных детей.

« Здоровый ребенок»

Цель: Охрана и укрепление здоровья учащихся, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.


« Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Цель: организация единого воспитательного пространства, в рамках которого должна работать единая образовательная система предупреждения и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.



« Семья и школа - социальные партнеры»

Цель: Обеспечение взаимодействия школы с родительской общественностью, активное приобщение родителей к воспитанию детей.


« Программа по воспитанию младших школьников через игру-путешествие «Солнышко»»

Цель: приобщение младших школьников к социальной культуре через удовлетворение потребностей, реализацию возможностей и развитие склонностей детей.

« Программа детского объединения «Журавлики»»

Цель:

- формирование гражданско-патриотического сознания,

-развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственных позиций;

- развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности;

- привлечение членов объединения к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей;

- привлекать детей и подростков к защите и возрождению природы родного края.

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной работы

Для определения уровня сформированности воспитательной системы возможно использование двух групп оценок: критериев факта и критериев качества:

- Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в школе воспитательная система;

- Вторая даёт представление об уровне её сформированности и эффективности.

Критерии факта представлены следующими показателями:


  • Упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объёма и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям школы).

  • Наличие сложившегося единого школьного коллектива.

  • Интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.

Критерии качества складываются из таких показателей, как:


  • Реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы.

  • Общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищённость, внутренний контроль.

  • Удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью в школе.

  • Уровень воспитанности учащихся.

  • Репутация (имидж) школы как качественная оценка его окружающим социумом.

Для изучения эффективности воспитательной системы используются следующие методики:

-анкетирование;

-методика оценки психологического климата в коллективе;

-тест «Определение творческих наклонностей у школьников»;

-рабочие диагностики Н.Е.Щурковой;

-социологические исследования;

-педагогическое наблюдение;

7. Модель личности выпускника школы.

Работа над концепцией подвела нас к определению образа выпускника школы как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Содержательно наполняя данный образ, мы определили такие его составляющие, как компетенции и качества личности.

Компетенции выпускника


Предметно-информационные

Деятельностно-коммуникативные

Ценностно-ориентированные

-умение работать с учебной информацией; -критическое ее восприятие;

-преобразование ее из виртуальной в вербальную и наоборот.

-способность субъектов образовательного процесса к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач;

-умение управлять собой, анализировать и организовывать деятельность;

-принимать рациональные решения.

  • -знание норм, ценностей, традиций культуры;

  • -система отношений к миру, к себе, к обществу, основанная на потребностях, мотивах, эмоционально- ценностных ориентациях личности.

Показателем сформированности выделенных компетенций являются следующие качества личности:

  • духовность, гуманистическая направленность, толерантность;

  • мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору

  • коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;

  • креативность, созидательность и конструктивность мышления.


Модель выпускника школы

Выпускник школы - это:

  • личность, устойчивая в сложных социально-экономических условиях;

  • личность, готовая к социальному, гражданскому и профессиональному самоопределению;

  • личность, отличающаяся высоким самосознанием, ориентированным на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами;

  • личность, отличающаяся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем;

  • личность, отличающаяся широкой образованностью, способная к самостоятельному освоению знаний, проявляющемуся в виде непрерывного самообразования, ставшего потребностью, привычкой жизни;

  • личность, отличающаяся гражданской активностью, инициативностью и ответственностью.

Поэтапное формирование модели выпускника школы достигается благодаря созданию в образовательном учреждении условий для развития составляющих образа выпускника каждой ступени обучения.

Образ выпускника начальной школы

Нравственный потенциал

Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах.

Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществление индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.

Познавательный потенциал

Овладение навыками учебной деятельности: чтением, письмом, счетом, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий в рамках освоения общеобразовательных программ по предметам школьного учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования.

Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.

Коммуникативный потенциал

Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умениями говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Освоение достаточного уровня культуры поведения и речи. Сформированность первичных навыков саморегуляции.

Эстетический потенциал

Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к произведениям искусства.

Физиологический потенциал

Овладение основами личной гигиены и здорового образа жизни. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Образ выпускника основной школы

Нравственный потенциал

Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.

Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.

Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.п.

Познавательный потенциал

Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности, способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.

Коммуникативный потенциал

Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.

Эстетический потенциал

Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.

Физический потенциал

Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.

Образ выпускника средней школы

Нравственный потенциал

Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация» и «субъектность».

Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.

Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость.

Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

Познавательный потенциал

Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.

Коммуникативный потенциал

Сформированность индивидуального стиля общения; овладение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.

Эстетический потенциал

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающими; проявление индивидуального своеобразия, восприятии и созидании красоты.

Физический потенциал

Стремление к физическому совершенству; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.


Механизм реализации концепции воспитательной системы

Управление воспитательной системой

Управление школой и образовательным процессом осуществляется на основе Устава школы, штатного расписания, должностных обязанностей администрации, учителей, обслуживающего персонала, правил внутреннего распорядка. Управленческая деятельность имеет следующие направления:

1.Работа с ученическим коллективом.

• Организация работы школьных органов самоуправления;

• Организация КТД;

• Индивидуальная

2.Сотрудничество и координация деятельности с родителями

работа с учащимися.

3.Работа с педагогическими кадрами.

• Организация работы классных руководителей;

• Обмен опытом работы;

• Открытые воспитательные мероприятия;

• Педагогические советы;

• Координация работы предметных МО.

Для эффективного использования воспитательного потенциала школа взаимодействует с учреждениями социума:



СТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИУМОМ








В воспитательной деятельности приоритетным направлением является развитие системообразующей деятельности - интеграция познавательной деятельности в учебной и во внеурочной работе.

  • Развитие форм и методов познавательной деятельности.

  • Расширение интеграции в воспитательное пространство города: образовательные учреждения, библиотеки, «Политехнический техникум», «Технологический техникум», Горный колледж, филиал БГТУ им. Шухова, МГОУ.

  • Совершенствование предметных недель, олимпиад и научно-практических конференций.

  • Расширение воспитательных возможностей программ «Солнышко», «Журавлики», «Наследники Александра Невского».

  • Продолжить совершенствование тематических классных часов.

  • Создание школьного этнографического музея.

Развитие содержания образования.

  • Интеграция внутри - и межпредметная.

  • Широкое использование в урочной и внеурочной деятельности различных форм:

- парная, групповая, коллективная деятельность;

- игровая деятельность;

-нетрадиционные формы уроков, занятий (театр, дискуссии, конференции, общественные смотры знаний, соревнования, ролевые игры, классные часы, акции и т.д.);

-исследовательская и проектная деятельность;

-туристско-краеведческая деятельность.

  • Использование потенциала родителей.

  • Совершенствование воспитательных систем классов.

В воспитательной работе с обучающимися широко используются личностно-ориентированый и системно-деятельностный подходы.

Педагогические технологии.

  • Интеграция познавательной деятельности в урочной и внеклассной работе.

  • Модульное обучение.

  • Здоровьесберегающие технологии.

  • Информационные технологии.

  • Технологии создания ситуации успеха .

  • Дистанционные образовательные проекты с использованием Internet.

  • Проектная технология.

Педагогическая система.

  • Методический совет.

  • МО педагогов-предметников.

  • МО классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

  • Творческие группы учителей.

  • Мастерская классных руководителей.

  • Школа педагогического мастерства.

Функционирование воспитательной системы

Функционированием системы являются воспитательные центры:

  • школьный краеведческий музей, музей А.Невского;

  • вокальный ансамбль учащихся «Новое поколение»;

  • театр моды «Гармония»;

  • летний оздоровительный лагерь «Солнышко»;

  • студия технического творчества, студия декоративно- прикладного искусства, изостудия;

  • фольклорный ансамбль «Соловушка»;

  • школьный пресс-центр «Журавлик»;

  • научное общество учащихся «Школа исследователей»;

  • филиал детской музыкальной школы;

  • филиал детской художественной школы;

  • спортивные секции;

  • детские организации.

Воспитательная система выполняет следующие функции:

  • развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процессов развития способностей детей и взрослых, обеспечения развития коллектива школы;

  • интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;

  • регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, коллектива школы;

  • защитную, направленную на повышение уровня социальной защищенности, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;

  • компенсирующую, предполагающую создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;

  • корректирующую, заключающуюся в осуществлении в педагогически целесообразной коррекции поведения и общения школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности;

Педагогический коллектив использует следующие методы воспитания:


  • методы формирования сознания личности: рассказ, беседа, лекция, диспут;

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности: приучение, методического создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование , инструктаж;

  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др./

  • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В школе создаются условия для реализации и развития учащихся в познавательной, коммуникативной, игровой, творческой, трудовой деятельности, занятиях физической культурой и спортом. Деятельность строится в соответствии с психологическими возрастными особенностями учащихся. В основе построения лежит принцип деятельности в параллели, что обосновано большим количеством классов-комплектов. Такая организация обеспечивает взаимовлияние воспитательных структур школы и класса, а также расширяет круг педагогов, включенных в процесс воспитания.

К доминирующим направлениям деятельности относятся:

  • духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание через систему получения знаний на уроках гуманитарного цикла, обществознания, ОБЖ, классные часы «Символы Родины»; через систему взаимодействия с Губкинским краеведческим музеем, школьными музеями, способствующее осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и за окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека; через программы «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на ступени начального общего образования», «Воспитание гражданина», «Военно-патриотическое воспитание»;

  • художественно-эстетическое развитие через систему фестивалей, конкурсов, способствующее развитию чувства прекрасного, любви и интереса к культуре Отечества и к мировой культуре, умению найти свое место в творчестве, массовому участию детей в культурном досуге; через программу «Культура»;

  • сохранение и расширение сложившегося воспитательного пространства, способствующего полному удовлетворению интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании, обеспечению интересного досуга и возможности самоопределения и самореализации; через программу «Воспитание социально-компетентной личности»

  • приобщение семьи к процессу воспитания детей и подростков, способствующее укреплению связи семьи и школы в интересах развития ребенка; развития системы возможности получения родителями профессиональной помощи в деле воспитания детей; через программу «Семья и школа - социальные партнеры»;

  • физкультурно-оздоровительное направление через программу «Здоровый ребенок»;

  • кадровое обеспечение воспитательного процесса; создание определенной системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания, через работу классных руководителей, педагогические советы, школы педагогического мастерства;

  • методическое обеспечение воспитательного процесса. Создание системы аналитико-диагностического программирования воспитательного процесса; внедрение в практическую деятельность передовой педагогической науки; способствование инновационной деятельности;

  • развитие системы самоуправления через реализацию и совершенствование программ «Солнышко», «Журавлики», «Наследники Александра Невского»;

  • сохранение и развитие традиций, способствующих воспитанию чувства гордости за свою школу, повышению ответственности за свои поступки и достижения в различных сферах деятельности, обеспечивающих высокую мотивационную готовность участия в деятельности школы учащихся, родителей, педагогов;

  • психолого-педагогическая поддержка процесса развития личности ребенка, координация и анализ педагогической деятельности по содействию учащимся самореализации и самовыражении способностей, развитии и проявлении индивидуальных особенностей.

Педагоги школы успешно применяют:

- педагогические технологии Н.Е. Щурковой;

-технологию саморазвития личности - Г.К.Селевко;

-педагогика сотрудничества;

-технологию личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию;

-технологию коллективной творческой деятельности.

При выборе технологий, методов обучения и воспитания педагоги особое внимание обращают на следующие составляющие личностно-ориентированного воспитания:

-обучение способам рефлексивной деятельности;

-изучение узловых событий жизни ребёнка;

-педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей;

-совместное с учеником проектирование этапов его дальнейшего развития;

-адаптация воспитательных средств по отношению к характеру ребёнка;

-вовлечение его в педагогические и жизненные события, активную исследовательскую деятельность;

-раскрепощение участников образовательного процесса для диалога, творчества, саморазвития.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

№ п/п

Ресурс

Направление деятельности

1.

Кадровый

1.Использование высококвалифицированных ресурсов социальных партнёров (работников вузов, культурно-просветительских учреждений, учреждений дополнительного образования и др.)

2.Разработка программ.

3.Совершенствование учебных программ.

4.Использование информационных технологий.

5.Изучение педагогических технологий организации воспитательного процесса.

6.Публикации материалов из опыта работы.

2.

Научно-

методический

1 .Содействие профессиональному росту педагога.

2.Организация работы творческих, проблемных групп.

3.Включение педагогов в освоение новых подходов и технологий

организации воспитательного процесса.

3.

Социально-

психологический

1 .Создание психологического, позитивного климата, климата

взаимной заботы.

2.Стимулирование деятельности, углубление

мотивации деятельности.

3.Регулярное обновление: библиотечного

фонда, объёма медио-информации.

4.

Материально-

технический

1. Обеспечение воспитательного процесса необходимым оборудованием и ТСО.

2.Поиск возможностей по улучшению

материально-технической базы школы.

Критерии эффективности реализации концепции воспитания.

Основная цель изучения эффективности реализации концепции воспитания в выявлении способности школы содействовать процессам духовно-нравственного становления личности, саморазвития и социализации школьника. В качестве частных задач изучения мы выделяем следующее:

• Определить критерии и показатели, которые в большей или меньшей степени влияют на процессы духовно - нравственно становления личности;

• Выяснить сформированность отдельных качеств личности школьника,

соответствующих образу выпускника;

• Выявить уровень сформированности школьного коллектива;

• Определить уровень удовлетворенности членов школьного сообщества процессам воспитания в школе.

Согласно задачам, представленным в концепции воспитания, безусловными показателями эффективности воспитательной системы является максимальное приближение, развитие школьников к идеальному образу выпускника.

В качестве этих критериев мы рассматриваем следующую совокупность:

Критерии

эффективности

Показатели эффективности

1.Целенаправленность

деятельности

образовательного

учреждения по

духовно

нравственному

воспитанию детей и подростков.

1.Ориентация на ценности: здоровье, человек, красота, истина, знание, толерантность, семья, отечество, культура.

2.Степень соотношения реального результата духовно-нравственного воспитания поставленным целям.

3.Интеграция взаимодействия со всеми субъектами

жизнедеятельности (школа, семья, собор, учреждения дополнительного образования и культуры.)

2.Духовно-

нравственное

содержание

жизнедеятельности

образовательного

учреждения.

1.Соответствие содержания деятельности по духовно-нравственному воспитанию поставленной цели.

2.Уровень преподавания курса основ православной культуры.

3.Принятие педагогами, учащимися и родителями ценностей, норм и традиций образовательного учреждения.

4.Программно-методическое обеспечение поставленной цели, анализ соответствия концепций, программ, планов воспитания образовательного учреждения поставленной цели, Образу выпускника.

5.Системность и преемственность в подготовке и проведении общешкольных дел духовной нравственности.

3.Организационно-

деятельностный

критерий.

1 .Предметный уровень организации взаимодействия (мероприятийный, формотворческий и т.д.).

2.Духовно-ценностный уровень (уровень отношений в коллективе, нравственно-психологический климат, комфортность в коллективе всех субъектов жизнедеятельности, творческая атмосфера, авторитет и степень привлекательности образовательного учреждения).

3.Профессиональная позиция педагога (изучение профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания, профессиональная позиция педагога как воспитателя). Базовые

ценности педагога. Адекватность избираемых форм, методов и средств воспитательной работы ценностям.

4.Научно-методическое сопровождение воспитательного процесса.

4. Оценочно-

результативный

критерий.

1.Уровень воспитанности учащихся (система отношений: к окружающему миру: семье, отечеству, культуре, знаниям; отношение к другим людям и себе, наличие положительной «Я-концепции»).

2.Динамичность, целостность, результативность системы, управляемость процессами, влияющими на духовно-нравственное становление участников образовательного процесса.

3.Наличие системы контроля за ходом реализации программы духовно-нравственного становления личности.

4.Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в учебном заведении.

5. Аналитико-

рефлексивный

критерий

1.Диагностика и мониторинг процесса воспитания, духовно-нравственного становления личности.

2.Уровень владения рефлексивными методиками.

3.Коррекция деятельности и прогнозирование результатов деятельности








Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 2 декабря 2013 года)

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  4. «Всеобщая декларация прав человека»,

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, на основании Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

  6. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 года»,

  7. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг.

  8. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1995

  9. Добротина И.Г, Заграничная Н.А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Издательство Интеллект Центр, 2013

  10. Сыромятникова Л.М.. Мастер- класс заместителя директора по воспитательной работе в общеобразовательном учреждении. Издательство Глобус, 2010

  11. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М.: Педагогическое общество России, 1999

  12. Еремкина О.В. Воспитательные технологии // Классный руководитель. - 1998. - №5

  13. Караковский В.А. и др. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения. Педагогическое сообщество России. Москва. 1999 г.

  14. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Педагогический поиск, 2001

  15. Макаренко А.С. Книга для родителей. Педагогические сочинения: в 8т., Т.5. - М., 1985

  16. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М.: Владос, 2002

  17. Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников». - М. 1999

Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. - Псков, 1998

  1. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр. Москва 2002 г.

  2. Сухомлинский В.А.Мудрость родительской любви. - М., 1988.

  3. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников // Классный руководитель. - 2000. - №6

  4. Щуркова Н.Е. Программа воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2001

  5. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики - М, 2000

16

© 2010-2022