Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей Дети Земли (с экологической направленностью)

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Фоминская основная общеобразовательная школа




Программа пришкольного оздоровительного летнего лагеря

с дневным пребыванием детей «Дети Земли»

(с экологическим уклоном)













Составитель: Ваулина Е.А.,

старшая вожатая школы




д. Фомина,

2013г.

Пояснительная записка


Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Эпоха НТП привела к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются.

Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой.

А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.

Один из основных принципов нашего лагеря - уважительное отношение к природе. Сегодня среда обитания живой природы постепенно исчезает. В наше время остро встали вопросы сохранения окружающей среды. И необходимо это не столько для природы, сколько для выживания человека.

Наша программа поможет ребятам оценить значение природы в жизни каждого и понять, что мы и каждый из нас в состоянии сделать, чтобы защитить и сохранить окружающий мир.

Эта программа поможет оживить понимание окружающей природы. Узнать, как загрязнения воздействуют на нашу окружающую среду обитания, и как мы можем помочь остановить его.

В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре. Возрождение народных традиций и проведение праздников народного календаря в школе - примета нашего времени (праздник "Березки: девичьи хороводы, ритуальные игры, песни, загадки; праздник "Купалы": значение воды, огня, земли в это время; детские игры, связанные с этим праздником, например "Гори, гори ясно" и др.)

Обращение к фольклорным песням и играм дает простор для детской фантазии. Лепка птиц и животных из пластилина, создание аппликаций из природного материала, рисование под музыку помогает детям соединить с образами природы собственные эмоции и переживания, одухотворить, оживить их в своем сознании.

Природа, отраженная в сознании ребенка в живых поэтических образах, - это первый значимый шаг в воспитании гуманного отношения к ней в будущем.

Приобщение детей к вековым традициям своего народа - естественный путь их экологического воспитания.

Большое внимание в этой программе уделяется здоровью. Среди элементов, важных для здоровья, - правильное питание, физические упражнения и забота о теле.

Ребята узнают, как правильно питаться, как разработать комплекс собственных гимнастических упражнений, знакомятся с проблемами наркомании и т.д. Постепенно ребята осознают свою обязанность помогать другим людям.

Составление программы пришкольного летнего лагеря позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности пришкольного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка.

Программа, по которой мы работаем, по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

С целью организации летнего отдыха детей на базе Фоминской школы организуется детская оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену принять порядка 60 учащихся. Возраст детей от 6,5 до 16 лет. Продолжительность смены 18 дней.

Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

* Продолжение учебного процесса в условиях лета;

* Проблема летней занятости детей;

* Укрепление здоровья учащимися.

Цель программы:

Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период; укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей; развитие творческих способностей детей.

Задачи:

- воспитывать у школьников понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей;

- дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой;

- воспитывать экологическую культуру учащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным, содействовать процветанию флоры и фауны в микросреде;

- укрепление здоровья;

- создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей,

При написании программы мы руководствовались следующими принципами, заложенными в воспитательной системе школы:

* Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;

* Принцип творческого отношения к делу;

* Принцип добровольности участия в делах;

* Принцип учета возрастных особенностей детей;

* Принцип доступности выбранных форм работы.

Сроки и условия пребывания

По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены, 18 дней, с 3 по 24 июня.

Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 6,5 до 16 лет. Оптимальное количество детей в отряде - 20 человек.

Механизм реализации программы

Программа реализуется в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря при МКОУ Фоминской ООШ Ирбитского МО.

Работа оздоровительного лагеря направлена на развитие бережного отношения к природе, на привитие любви к своей Родине, на развитие потребности в здоровом образе жизни на основе экологического воспитания, духовной, познавательной, игровой и художественной деятельности.

Предполагаемые результаты программы

- При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

- Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

- При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

- Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине. Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить.

- Предполагается, что летняя занятость детей в условиях неполного контроля со стороны родителей способствует профилактики правонарушений несовершеннолетними.

- Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1.Чёткое представление целей и постановка задач.

2.Конкретное планирование деятельности.

3.Кадровое обеспечение программы.

4.Методическое обеспечение программы.

5.Педагогические условия.

6.Материально-техническое обеспечение.

Педагогические условия

1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2. Организация различных видов деятельности.

3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4. Создание ситуации успеха.

5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6. Организация различных видов стимулирования.

Методическое обеспечение

1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

2. Должностные инструкции всех участников процесса.

3. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

4. Проведение ежедневных планёрок.

5. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Материально-техническое обеспечение

1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

2. Материалы для оформления и творчества детей.

3. Наличие канцелярских принадлежностей.

4. Аудиоматериалы и видеотехника.

5. Призы и награды для стимулирования.

Содержание деятельности

В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за планету в целом.

Мир сегодня - это совокупность всех межгосударственных и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое единение в решении глобальных проблем должно рассматриваться как выход их из кризисной ситуации во всем мире, связанной с экологическими и социальными проблемами.

В программе "Дети Земли" главное внимание уделено двум направлениям:

- закрепление знаний о природе и формирование навыков бережного отношения к ней;

- укрепление здоровья детей через активную физическую деятельность.

Программой предусмотрено:

- изучение мира комнатных растений и садовых растений;

- экскурсии в музеи, с целью изучения традиция родного края;

- практическая работа на пришкольном участке (уход за цветниками).

Ребята примут активное участие в операциях "Лекарственные растения", "Чистый двор", "Забота" и т.д.

В программе уделено большое внимание пропаганде здорового образа жизни, девиз этого направления "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!". Цель занятий: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться укрепить свое здоровье, применяя навыки и умения в согласии с законами природы.

Каждый день смены будет иметь свое название, которое отразить направления работ ребят.

Каждый отряд создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает отрядный журнал, где отражает жизнь оряда каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс отрядных журналов.

Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнил в виде дерева, так называемого символа лагеря в виде Березы. Совершая добрые дела для природы ребята получают лист березы и тем самым дают возможность символу лагеря оживать. Рядом символом планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди лагеря, режим работы, план работы лагеря.

Педагогом-организатором разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый ребенок может ежедневно получать "листок Березы" за активное участие в жизни отряда и в целом лагеря. Также особо отличившихся ребят награждают медалями. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество листочков отряда. По итогам победители получают призы и награды.

В реализации программы участвуют:

* Педагог-организатор;

* Педагоги дополнительного образования (сотрудники Фоминского ДК);

* Библиотекарь;

* Учителя Фоминской школы;

* Вожатые (учащиеся старших классов);

Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает один учитель и два вожатых. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел. Вожатые занимаются организацией отрядной жизни.

План мероприятий лагеря «Дети Земли»


Дата

День

Мероприятия

03.06.13

1 день

"Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето"

Встреча детей, создание отрядов, распределение обязанностей. Операция "Уют". "Ярмарка идей"(обсуждение плана работы лагерной смены, предложения и пожелания). Игра "расскажи мне о себе". Минутки здоровья "Мой вес и мой рост". Знакомство с техникой безопасности (дорога, лес, водоем, территория лагеря). Игра по ПДД «У светофора нет Каникул».

04.06.13

2 день

"В здоровом теле, здоровый дух»

Веселые старты - спортивное мероприятие. Игры на свежем воздухе. Минутки здоровья "Друзья Мойдодыра и наше здоровье". Подготовка к открытию смены.

05.06.13

3 день

"Здравствуй, лагерь!"

Праздник "Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!" - открытие смены. Праздничная свечка "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!". Час добрых дел: уборка мусора опреация «Чистый двор», полив цветов, высаживание саженцев в цветники и др.

06.06.13

4 день

«В гостях у Пушкина».

Игра «Путешествие в Лукоморье» по творчеству А.С. Пушкина. Театральные представления по сказкам Пушкина. Минутки здоровья "Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге".

07.06.13

5 день

«Парад загадок, викторин, шарад»

Интеллектуальный экологический эрудит - марафон. Конкурс поделок из природного материала "Природа и фантазия". 15 минут безопасности по ПДД «Вспомним почему гибнут дети на дорогах» и «Опасность езды на велосипедах».

08.06.13

6 день

"Зеленая планета"

Беседа " Учиться у природы, беречь природу". Туристическая игра "Топ-топ, топает турист". Минутки здоровья "Солнечный удар. Первая помощь".

10.06.13

7 день

"Экологический светофор"

Викторина "Экологический светофор". Конкурс рисунков "Природа кричит SOS!". Минутки здоровья - акция «Откажись от табака».

11.06.13

8 день

День России
Концертная программа с элементами викторины «У моей России». Минутка здоровья - конкурс агитбригад на тему «Скажем наркотикам нет!»

13.06.13

9 день

«Будь осторожен с огнём»

Игра по ППБ «Огнеборец»

Конкурс рисунков «Спички-детям не игрушка»

Минутки здоровья "Береги глаза".

14.06.13

10 день

"День Нептуна"

Беседа "Чистая вода - основа жизни на Земле". « Праздник Нептуна.» Миф о Нептуне. Спортивно-игровая программа с водой.

Минутки здоровья "Красивая осанка".

15.06.13

11 день

"Мы с тобой одной крови..."

Викторина о животных "Правда ли это?". Красная книга свердловской области (животные). Веселые старты "Зоологические забеги".

Занятия по интересам.

17.06.13

12 день

«День здоровья»

«Молодецкие забавы».! Беседа "Если хочешь быть здоров - закаляйся". Экскурсия на Ирбитскую страусиную ферму.

18.06.13

13 день

«Березкин праздник»

Страничка народного календаря.

Березкин праздник "Троицыно утро". Игры наших бабушек и дедушек. Занятия по интересам. Экскурсия на Ирбитскую страусиную ферму.

19.06.13

14 день

"Лесные Робинзоны".

Беседа "Съедобные и ядовитые растения, ягоды и грибы Свердловской области". Игра- путешествие «Лесные Робинзоны» Конкурс фантастических рисунков "Моя планета через...". Подвижные игры на свежем воздухе. " Экскурсия на Ирбитскую страусиную ферму.

20.06.13

15 день

«Банный день»

Игра «Банные сражения». " Беседа "Полезные и вредные жвачки, конфеты и шоколадки". Подвижные игры с мячом. Занятия по интересам.

21.06.13

16 день

«День Ивана Купалы»

Страничка народного календаря.

Праздник Купала. Рассказы Водяного. Рыбацкая викторина. Народная игра "Лапта".

22.06.13

17 день

«День памяти»

«Живи и помни!» - мероприятие, посвящённое началу ВОВ. Конкурс рисунков на асфальте «Нет -войне!». Минутка здоровья «Как избежать отравлений». Подготовка к закрытию лагерной смены.

24.06.13

18 день

"До свидания, лагерь!".

Минутки здоровья "Мой вес и мой рост". Праздничный концерт закрытия лагерной смены. Прощальная свечка"Споемте, друзья!". Письмо в 2013 год (пожелания для детей следующей лагерной смены).









Режим дня лагеря


8.30 - 9.00

Сбор детей. Зарядка.

Солнышко встает - спать ребятам не дает.

Чтобы день твой был в порядке, ты начни его с зарядки!

9.00 - 9.15

Организационная линейка.


Пора - пора на линейку, детвора!

9.15 - 10.00

Завтрак

Даже пасмурное утро не испортит завтрак нам,

Любим мы молочный супчик, и "спасибо" поварам!

10.00 - 12.00 Спортивно-оздоровительный час.

Солнце светит ярко-ярко,

Нам от солнца жарко-жарко!

Лето, воздух и вода-

Наши лучшие друзья!

12.00 - 13.00

"Вместе мы одна семья" (общелагерное дело).

Вместе всем нам весело,

Правда, детвора?

Настроенье бодрое,

Крикнем мы "УРА"!

13.00 - 14. 00

Обед.


Подкрепиться всем нам нужно!

На обед идем мы дружно!

Нас покормят, повара,

Прокричим мы им: "Ура!"

14.00 - 14.30

Час в отряде.


Лучше отряда нет на свете,

Знают воспитатели, знают дети.

Если ты час посвятишь сей отряду,

Будет всем весело, будут все рады.

14.30

Уход домой


Вот и кончилась игра,

Расставаться нам пора!

Дома мы поспим чуть-чуть,

Утром снова в лагерь! В путь!



Атрибутика лагеря «Дети Земли»

Наш девиз: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!»

Наш гимн:

"Ты да я, да мы с тобой"

1
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Хорошо, когда на свете есть друзья!
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.

2
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Землю обойдем, потом махнем на Марс,
Может, у оранжевой речки
Там уже грустят человечки,
Потому что слишком долго нету нас.

3
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаемся,
Дружба все равно остается,
Остается с нами навсегда.

Наша эмблема Наш символ

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей Дети Земли (с экологической направленностью)Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей Дети Земли (с экологической направленностью)



Литература

1. Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база планирование, программирование работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольном и загородном лагере. Волгоград. Учитель, 2005.

2. Поляков С.Д., Петренко Е.Л., Мамонова Л.А. Программирование воспитательного процесса.- Ульяновск: УИПКПРО, 2003.

3. Поляков С.Д., Петренко Е.Л., Мамонова Л.А.Советы бывалых вожатых.- Ульяновск: УИПКПРО, 2003.

4. Шпоркина Е.М. Тематический день. Серия "Вожатый", выпуск 5.Ульяновск 2006.

5. Шпоркина Е.М. Игротека вожатого. Серия "Вожатый", выпуск 4.Ульяновск 2006.

6.summercamp.ru/index.php5/Категория:Лагерь_от_А_до_Я

7. vozhatyj.ru




12


© 2010-2022