Программа здоровье 7 класс

Раздел Воспитательная работа
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МБОУ «Новонадеждинская СШ»









Программа здоровье



7 класс

Учитель I квалификационной категории

Кучевская Галина Алексеевна



2016 г.















Пояснительная записка

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и учителей.

Основные задачи педагога, нацеленного на овладение способами сбережения и укрепления собственного здоровья и здоровья учащихся:

 осознать проблему неблагоприятного воздействия образовательного учреждения на собственное здоровье и здоровье учащихся, сформировать убежденность, что привычное отношение к здоровью необходимо менять;

 определить свое отношение к собственному здоровью (как к долгу или как к своему личному делу);

 уяснить смысл понятий «здоровьесберегающая технология», «здоровьесберегающая образовательная технология», «здоровьесберегающая педагогика», «здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения»

 рассмотреть здоровьесберегающие образовательные технологии как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики;

 определить факторы воздействия педагога на состояние и здоровье учащихся и, как следствие, свое собственное;

 уяснить роль психолого-педагогических технологий как основного вида здоровьесберегающих образовательных технологий и как наиболее важных по степени влияния на здоровье участников образовательного процесса;

 рассмотреть психолого-педагогические подходы и способы сбережения и укрепления здоровья;

 рассмотреть способы выработки у школьников умений продуктивного усвоения учебного материала и организации собственной учебно-познавательной деятельности;

 выделить основные причины возникновения стрессов и уяснить рекомендации по профилактике и преодолению стрессов;

 изучить способы выражения эмоций;

 освоить некоторые методы решения проблем, обучиться философскому подходу к решению проблем, выработать умения позитивного мышления;

 усвоить «формулы» успеха;

 ознакомиться со многими доступными методами улучшения здоровья;

Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья нами учитывались психологические и психофизиологические характеристики возраста, мы опирались на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни - необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы гимназии, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни в МОУ «Гимназия «Планета Детства», включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно_оздоровительной работы, рационального питания.

1. Цели и задачи программы

Цель программы - формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствующие успешной социальной адаптации, помочь сделать осознанный выбор здорового стиля жизни.

Задачи программы:

1. Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

2. Научить, обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

3. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

4. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

5. Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;

6. Научить составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

7. Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска собственному здоровью (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

8. Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

9. Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

10. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

11. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

12. Сформировать потребность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Участники программы:

 Учащиеся

 Родители

 Классные руководители

 Учителя-предметники

 Фельдшер, закрепленный за школой

 Педагоги дополнительного образования

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам гимназии необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого нами создана прогнозируемый портрет личности ученика:

 Физически, нравственно, духовно здоровая личность.

 Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.

 Осознание себя как биологического, психического и социального существа.

 Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.

 Правильная организация своей жизнедеятельности.

 Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.

 Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.

 Потребность в самостоятельной двигательной активности.

 Самоконтроль, личностное саморазвитие.

 Творческая продуктивность.

Ожидаемые конечные результаты программы:

 Повышение функциональных возможностей организма воспитанников и учащихся. Развитие физического потенциала детей и подростков.

 Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.

 Повышение приоритета здорового образа жизни.

 Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

 Повышение уровня самостоятельности и активности школьников.

 Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.

 Участие в спартакиадах, командных соревнованиях, личных первенствах по различным видам спорта.

Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

 культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

 культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);

 культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

 культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

 формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

 формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

 формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

 формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Данная программа конкретизируется в виде плана работы, в течение которого решаются следующие вопросы:

 четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния гимназии;

 гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня;

 планомерная организация питания учащихся;

 совершенствование деятельности психолого -медико - педагогической службы гимназии для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния воспитанников и учащихся, и совершенствованию здоровьесберегающих технологий обучения;

 привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни .

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

o создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;

o подготовка педагогов по вопросам охраны здоровья детей;

o обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;

o введение в содержание воспитания и образования детей занятий о своём здоровье и навыков ценностного отношения к нему;

o обеспечение двигательной активности детей;

o организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи детям;

o пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, агитбригады, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры);

o широкое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

o развитие школьной здоровьесберегающей инфраструктуры.

Программа предполагает разработку и внедрение в практику комплекса здоровьесберегающих технологий в гимназии:

Здоровьесберегающие образовательные технологии;

Здоровьесберегающие медицинские технологии;

Здоровьесберегающие технологии административной работы в школе;

Здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;

Здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

В рамках данных направлений мы должны осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:

1. Убеждать учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

2. Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, подвижные игры.

3. Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.

4. Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

5. Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.

6. Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений (обтирать плафоны, мыть парты и стулья моющими средствами).

7. Обеспечивать каждого учащегося двух разовым горячим питанием в столовой.

8. Следить за условиями теплового режима, освещённости классных помещений.

9. Привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в гимназии и вне гимназии.

10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учётом возрастных особенностей детей.

11. Способствовать созданию комфортной атмосферы в гимназии и классных коллективах.

12.Применять разнообразные формы работы:
1) Учет состояния детей:

Анализ медицинских карт учащихся.

Определения группы здоровья.

Учет посещаемости занятий.

Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2)Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

Организация работы спортивных секций, кружков, клубов.

Динамические паузы.

Индивидуальные занятия.

Дни здоровья.

Физкультминутки для учащихся

3)Урочная и внеурочная работа.

Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.

Спортивные развлечения

Спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис, легкая атлетика.

Базовая модель организации работы

Класса по формированию

культуры здорового и безопасного образа жизни

Первый этап - анализ состояния и планирование работы класса по данному направлению, в том числе по:

 организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

 организации просветительской работы классного руководителя с учащимися и родителями (законными представителями);

 выделению приоритетов в работе с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся

Второй этап - организация просветительской работы коллектива

1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

 внедрение в систему работы класса дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни,

 лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

 проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

 проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

 приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

 привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

1.2. Структура системной работы

по формированию культуры здорового

и безопасного образа жизни

Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

 по созданию здоровьесберагающей инфраструктуры;

 рациональной организации учебной деятельности;

 рациональной организации внеучебной деятельности обучающихся;

 эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы;

 реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями).

Работа направлена на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

 соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

 здоровьесберегающая инфраструктура;

 рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;

 эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;

 реализация дополнительных образовательных программ;

 просветительская работа с родителями (законными представителями);

 использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию)

 введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

 строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

 индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности);

Формы организации занятий:

 проведение часов здоровья;

 факультативные занятия;

 проведение классных часов;

 занятия в кружках;

 проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;

 организацию дней здоровья;

 семейные праздники.

Просветительская работа с родителями

Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

• лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

• приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

• организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Циклограмма работы классного руководителя

по внедрению здоровьесберегающих технологий

п\п

Ежедневно

1

2

3

4

5

6

Физминутки

Дыхательная гимнастика

Коррегирующая гимнастика для глаз

Организация горячего питания

Влажная уборка кабинета

Соблюдение режима проветривания

Еженедельно

Классный час по формированию ЗОЖ согласно плану работы

Ежемесячно

Ежегодно

1

2

3

Конкурс рисунков по профилактике вредных привычек

Участие в общешкольном Дне

Сотрудничество с ДК



«Здоровье - это победа над собой!»

(план работы)

Не стремись победить других,

все победы начинаются

с победы над самим собой

п/п

Сотрудничество

Учебные четверти

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1

Классный руководитель

Диаграмма «Мои жизненные ценности» (2 этап)

Диспут «Что значит быть здоровым?»

Практикум «Как бороться с конфликтами»

Беседа «Что для меня ценно?»

2

Классный руководитель и педагог-психолог

Беседа с элементами анкетирования «Как я отношусь к себе и как ко мне относятся другие»

Психологическая игра «На пути к образованному человеку»

Классный час «Конфликты и пути их разрешения»

Тренинг «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье?»

3

Классный руководитель и учителя-предметники (в том числе ОБЖ, биологии)

ОБЖ. Урок «Наше питание. Что и как мы едим»

ОБЖ. Урок-игра «Как перехитрить грипп», 7 класс.

Биология. Урок «Профилактика нервных и психических заболеваний. Наркотики. Алкоголизм»

Изготовление памяток о правильном употреблении витаминов, 1- 11кл.

4

Классный руководитель и медицинские работники

Проведение профилактических прививок.

Сбор данных о состоянии здоровья обучающихся. Мини - исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?»

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся.

.

Мониторинг показателей здоровья обучающихся Анкетирование «Оценка обучающимися собственного здоровья»

Регулярное проведение профилактических медицинских осмот­ров обучающихся.

5

Классный руководитель и родители

Дискуссия «Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности ребенка»

Собрание «Экология души ребенка. Ответственность родителей за нравственное и физическое здоровье детей»

Лекторий «Подготовка к взрослости»

Собрание «Положительные эмоции в жизни человека» (психолог)

6

Классный руководитель и педагог-организатор, ПДО

Беседа «Алкоголь и его влияние на организм подростка»

Беседа инспектора ОДН «Шалость. Злонамеренный проступок. Вандализм»

Беседа «Токсикомания».

Беседа «Навыки сохранения зрения и его коррекция»

7

Классный руководитель и учитель физической культуры

День здоровья

Игра «Снайпер»

Туристическая эстафета

3. Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление:

 динамики сезонных заболеваний;

 динамики школьного травматизма;

 утомляемости учащихся и т.п.

 уровень адаптации

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

На основе анкетирования и тестирования можно делать выводы о том, как выполнены следующие задачи:

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

 ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

 элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;

 первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

 первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

 знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.


© 2010-2022