Программа Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними и формирование здорового образа жизни

В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Становится ясным, что без целенаправленной работы с подструктурой субъективного отношения к здоровью, все усилия педагогов по формированию у школьников представлений о здоровом образе жизни, а также обучению необходимым стратегиям и технологиям поведения могут оказаться мало эффективными. Исходя из вышеизложенного, программы по обучению школьников...
Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Чертовицкая основная общеобразовательная школа

Рамонского муниципального района Воронежской области













Программа по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними и формированию здорового образа жизни





























2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Современные школы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшее общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы носят общественный характер.

В России от 3 до 8 миллионов человек потребляют наркотики, почти 2/3 из них молодёжь в возрасте до 30 лет. Наркотизация в России сопровождается такими негативными тенденциями, как, например, неуклонное омоложение современной российской наркомании, средний возраст начала употребления наркотиков снизился до 14 лет. За последние 10 лет число смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей - в 42 раза.

Потребление ПАВ имеет негативные, социально-экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом.

Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально - психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровье-сберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ. С этой целью разработана программа «Мы за здоровый образ жизни». Программа предусматривает работу всего коллектива школы, родительской общественности, органов системы профилактики.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа по профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними и формированию здорового образа жизни

Цель программы

Содействие духовно- нравственному воспитанию подростков, формирование у них стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение обучающихся в работу по профилактике наркомании

Задачи программы

  1. Формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у обучающихся социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей ЗОЖ, действенной установки на отказ от курения, употребления алкоголя, токсикомании, наркомании.

  2. Формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у подростков законопослушного, ответственного поведения.

  3. Совершенствование форм антитабачной, антиалкогольной, антинаркотической пропаганды в школе.

  4. Повышение уровня подготовки педагогических работников и информированности родителей по вопросам профилактики наркомании и пропаганды ЗОЖ среди обучающихся.

Авторы программы

Социальный педагог Попова Н.М.

Срок реализации

программы

2014- 2017 г.г.

Исполнители программы

Администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники

Категория участников, на которую рассчитана данная программа

Обучающиеся 1-9 классов, родители, педагогические работники

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Осуществление программных мероприятий обеспечит создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ несовершеннолетними, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, суицидальных рисков среди несовершеннолетних, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе

Основные законодательные и нормативно-правовые акты

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный кодекс РФ, уголовный кодекс РФ, кодекс об административных правонарушения РФ;

- Законы Российской Федерации:

  • «Об образовании» с внесёнными изменениями и дополнениями;

  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ;

  • «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. №120-ФЗ;

«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 7.07.2003г. № 111-ФЗ

ЗАДАЧИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГ ЭТАПА


  1. Обучение педагогических работников.

  2. Диагностика употребления ПАВ среди уч-ся школы.


ЗАДАЧИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЭТАПА

  1. Совершенствование работы по профилактике ПАВ.

  2. Расширение методов и приемов профилактической работы:

- использование игровых элементов;
- создание банка презентаций по профилактике ПАВ;

  1. Формирование установок на здоровый образ жизни и личностное саморазвитие.

ЗАДАЧИ АНАЛИТИЧЕСКОГО ЭТАПА

  1. Анализ проделанной работы: выявление основных проблем, определение наиболее интересных форм профилактической работы.

  2. Создание методической базы по профилактике употребления ПАВ в школе.

  3. Выпуск методических рекомендаций.



ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



- программно-целевого и вариативного подходов, которые предполагают единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;

- личностно-ориентированного подхода к каждому участнику программы;

- включения в решение задач программы всех обучающихся школы, их родителей, всех педагогов.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



Деятельность по реализации программы предполагает:

- раннее выявление курения, употребления алкогольных напитков, токсических средств и причин, побудивших к этому;

- проведение мероприятий по разработке и внедрению новых форм профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних, в т.ч. развитие и поддержка волонтерского движения в подростковой среде; проведение общественных акций по профилактике наркомании, алкоголизма среди обучающихся; по раннему предупреждению и выявлению социального неблагополучия в семьях;

- усиление информационно-методического обеспечения деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних;

- пополнение фонда библиотеки по вопросам нравственного и духовного воспитания с использованием новых технологий.


Возрастные этапы профилактической работы

Этапы

Возраст

Характеристика

I

7-9 лет

9-11 лет

Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с наркотизацией окружающих); развитие навыков самоконтроля.
Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии ПАВ на организм человека; формирование устойчивости к негативному давлению среды.

II

11-13 лет

Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку "не делай, как другие" по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ).

III

14-16 лет

Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях, связанных с ПАВ умения найти выход в конфликтной ситуации; "Умей сказать - НЕТ!"




ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



Этапы

Класс

Формы работы


I

1 - 2





3- 4


Игровые ситуации, инсценирование, контекстное обучение (включение информации об опасности наркотизации в содержание базовых учебных курсов).

Ролевые игры, инсценирование, контекстное обучение, занятия с элементами тренинга "Правила доброты", "Я учусь владеть собой";

II

5 - 7

Занятия с элементами тренинга "Уроки общения", контекстное обучение, инсценирование, беседы с элементами рассуждения, тематические классные часы, тематические родительские собрания, просмотр видеоматериалов

III

8 - 9




контекстное обучение, беседы с элементами рассуждения;

дискуссии, деловые игры, презентации.



МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

по профилактике употребления

ПАВ в образовательном учреждении



Согласно положениям Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, утвержденной приказом Министерства образования России от 28.02.2000 № 619, основными направлениями работы в школе по профилактике употребления ПАВ являются следующие: профилактическая работа с родителями, педагогами и учащимися. В целом успех профилактических мер зависит от их координации и целостности.

Профилактическая работа с родителями, педагогами и учащимися



Учащиеся

Родители

Педагоги

Работа социально-психологической службы

Мониторинг и диагностика профилактической работы, обработка результатов.

Организация групповой и индивидуальной работы.

Работа с семьями «группы контроля»

Организация занятости учащихся во внеурочное время

Занятия в творческих объединениях

Проведение профилактических мероприятий

Участие в конкурсах.

Работа со школьным пресс-центром.

Приглашение специалистов.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1 год

Формирование негативного отношения обучающихся к употреблению ПАВ.

Пропаганда здорового образа жизни, здоровых гармоничных отношений со сверстниками.

Организация спортивных соревнований и иных эффективных форм досуга.

Коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ.

1.Психологическая поддержка подростка, 2.Формирование адекватной самооценки, 3.Формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать "нет", отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.

Проведение занятий в системе профилактики употребления ПАВ для подростков.

Помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения и т.д.

Формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.

Психологическое наблюдение.

2 год

Формирование негативного отношения обучающихся к употреблению ПАВ.

Пропаганда здорового образа жизни, здоровых гармоничных отношений со сверстниками.

Организация спортивных соревнований и иных эффективных форм досуга.

Сформировать понятие о причинах зависимого поведения.

Учить подростков справляться с тяжёлыми мыслями и чувствами; способствовать развитию навыков общения, решению конфликтов.

Проведение занятий в системе профилактики употребления ПАВ для обучающихся. Педагогическое наблюдение.

Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

Обучающиеся должны знать:

- болезни, связанные с применением ПАВ;

- причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);

- вредное влияние ПАВ на организм человека.

Обучающиеся должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- уметь говорить «Нет»;

- вести активный здоровый образ жизни.

Обучающиеся должны приобрести навык:

- работы в коллективе;

- высказывания своих мыслей;

- изучения научной литературы.

Диагностика, занятия, дискуссии.

3 год

Активная профилактическая деятельность в ОУ.

Формирование позитивного самосовершенствования к достижению достаточно высокого уровня культуры.

Профилактические мероприятия.

Сравнительное обобщение полученного опыта.

Мониторинг наркологической ситуации и эффективности внедрения профилактических мер.

Диагностика, тестирование, анкетирование, презентации.

Создание различных циклов бесед, адаптированных к различным видам ПАВ.

Разработка методов и приемов профилактики.

Работа творческих групп.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

на 2014 - 2015 уч.г.



Направления деятельности

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Организационная

Разработка Программы «Профилактика употребления ПАВ»;

Выявление обучающихся, употребляющих ПАВ

Сентябрь



В течение года

Социальный педагог

Педагог-психолог

2

Профилактическая

Тематические классные часы



День здоровья



Работа творческих объединений

Участие в Акции «Быть здоровым - модно!»



Исследование интересов и досуговой сферы обучающихся



Классный час на тему «Пивной алкоголизм» с использованием мультимедийной презентации

Диагностика взаимоотношений в семье обучающихся «группы контроля»

Просмотр и обсуждение учебного кинофильма по профилактике подростковой наркомании

День здоровья

Встреча обучающихся с инспектором ПДН

Международный день борьбы с наркоманией



Согласно плану воспитательной работы

октябрь



В течение года

ноябрь



ноябрь



январь



февраль

март

апрель

май

июнь

Классные руководители



Учитель физкультуры



руководители творческих объединений

Социальный педагог

Педагог-психолог

Педагог-психолог



Социальный педагог



Педагог-психолог

Педагог-психолог\Социальный педагог

Педагог-психолог

Учитель физкультуры

Администрация

Начальник пришкольного оздоровительного лагеря

3

Работа с родителями

Общешкольное

родительское собрание

Просмотр и обсуждение кинофильма «Алкоголь и преступления»

Выявление и работа с неблагополучными семьями, где родители систематически употребляют спиртные напитки

Общешкольное

родительское собрание

«Раннее выявление

вредных привычек

у подростков»

(рекомендации)

сентябрь



В течение года



май

Заместитель директора по ВР, родительский комитет школы



Социальный педагог, классные руководители



Заместитель директора по ВР, родительский комитет школы

4

Работа с педагогами

Консультации классным руководителям с целью профилактики наркозависимости, алкоголизма, табакокурения обучающихся

Совещание при директоре «Последовательность действий педагога и администрации ОУ при подозрении на употребление наркотиков несовершеннолетними»

Декабрь



март

Социальный педагог

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагог-психолог



КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

на 2015 - 2016 уч.г.



Направления деятельности

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Профилактическая

Выявление обучающихся, употребляющих ПАВ

Цикл классных часов:

«Скажем наркотикам «Нет!»; «Привычки. Их влияние на детский организм»;

«От вредной привычки к болезни всего один шаг»; «Алкоголь, табакокурение, наркотики и будущее поколение»;

«Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности (ответственность человека за поступки, совершенные в состоянии опьянения); «Влияние алкоголя на детский организм»; «Преимущества трезвого здорового образа жизни»


День здоровья



Работа творческих объединений

Участие в Акции «Быть здоровым - модно!»

Исследование интересов и досуговой сферы обучающихся



Классный час на тему «Курение и верзилу сведет в могилу» с использованием мультимедийной презентации

Проведения месячника патриотического воспитания

Просмотр и обсуждение учебного кинофильма по профилактике подростковой наркомании

День здоровья

Встреча обучающихся с инспектором ПДН, наркологом

Международный день борьбы с наркоманией



в течение года

согласно плану воспитательной работы







октябрь



в течение года

ноябрь



ноябрь



январь



февраль

март

апрель

май

июнь

Социальный педагог

Педагог-психолог

Классные руководители







Учитель физкультуры

руководители творческих объединений

Социальный педагог

Педагог-психолог

Педагог-психолог



Социальный педагог

Педагог-психолог

Классные руководители

Социальный педагог

Педагог-психолог

Учитель физкультуры

Администрация

Начальник пришкольного оздоровительного лагеря

3

Работа с родителями

Общешкольное

родительское собрание

Памятка для родителей на тему: «Преодоление вредных привычек»

Выявление и работа с неблагополучными семьями, где родители систематически употребляют спиртные напитки

Общешкольное

родительское собрание

«Негативное влияние на подростка СМИ»


сентябрь



в течение года



май

Заместитель директора по ВР, родительский комитет школы



Социальный педагог, классные руководители



Заместитель директора по ВР, родительский комитет школы

4

Работа с педагогами

Консультации классным руководителям с целью профилактики наркозависимости, алкоголизма, табакокурения обучающихся


декабрь



Социальный педагог

Педагог-психолог




КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

на 2016 - 2017 уч.г.



Направления деятельности

Название мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Профилактическая

Выявление обучающихся, употребляющих ПАВ

Цикл классных часов:

« Подросток и наркотики»

« Уголовный кодекс о наркотиках»

«Распространение наркомании и ее последствия»

«Дружба и наркотики» «Можно ли избавиться от наркомании»

«Безопасность - мой выбор»

День здоровья



Работа творческих объединений

Конкурс рисунков, плакатов, презентаций: «Антиреклама табакокурения, алкоголизм, наркоманию"

Проведения месячника патриотического воспитания

Просмотр и обсуждение учебного кинофильма по профилактике подростковой наркомании

День здоровья

Встреча обучающихся с инспектором ПДН, наркологом

Международный день борьбы с наркоманией



в течение года

согласно плану воспитательной работы





октябрь



в течение года

ноябрь



февраль

март

апрель

май

июнь

Социальный педагог

Педагог-психолог

Классные руководители





Учитель физкультуры



руководители творческих объединений

Социальный педагог

Педагог-психолог

Классные руководители

Социальный педагог

Педагог-психолог

Учитель физкультуры

Администрация

Начальник пришкольного оздоровительного лагеря

3

Работа с родителями

Общешкольное

родительское собрание

Памятка для родителей на тему: «Здоровые дети - будущее нации»


Выявление и работа с неблагополучными семьями, где родители систематически употребляют спиртные напитки

Общешкольное

родительское собрание

«Как семейные ценности помогают противостоять давлению на личность ученика»

сентябрь



в течение года



май

Заместитель директора по ВР, родительский комитет школы



Социальный педагог, классные руководители



Заместитель директора по ВР, родительский комитет школы

4

Работа с педагогами

Консультации классным руководителям с целью профилактики наркозависимости, алкоголизма, табакокурения обучающихся

декабрь



Социальный педагог

Педагог-психолог




Критерии оценки результативности программы по целевым группам



1. Целевая группа - учащиеся

- увеличение числа учащихся отрицательно относящихся к употреблению ПАВ;

- снижение степени вовлеченности в проблему злоупотребления ПАВ;

- динамика роста посещаемости учащимися творческих объединений, секций и клубов по интересам;

- разнообразие внеурочной деятельности, реализуемой в образовательном учреждении.

2. Целевая группа - педагоги и специалисты образовательного учреждения

- повышение уровня развития педагогического коллектива;

- положительная мотивация работников образовательного учреждения к антинаркотической профилактической деятельности

3. Целевая группа - родители

- сотрудничество образовательного учреждения с социальными институтами поддержки семьи;

- поддержка родителями антинаркотической деятельности образовательного учреждения.



Материально-техническая база для реализации программы

Программа реализуется на базе МКОУ Чертовицкой ООШ

1. Мультимедийное оборудование

2. Литература по профилактике употребления ПАВ

3. Презентации, видеоролики по профилактике употребления ПАВ





Литература





  1. М.М.Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова «Все цвета, кроме черного» для начальных классов

  2. «Мой выбор» под ред. П.Г.Половожец,

  3. «Педагогика здоровья» под ред. В.Н.Касаткиной,

  4. А.Л.Соловова «Навыки жизни» (программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет)

  5. «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе» под ред. В.Н.Касаткиной,

  6. «Программа профилактики курения в школе» под ред. В.Н.Касаткиной

  7. А.Г. Жиляев, Т.И. Палачёва «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся» 5-6,7-9 классов







© 2010-2022