Конспект занятия «Экологическое воспитание школьников через театр экологических миниатюр-2

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Трубачёва Л.П.,учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 932

«Экологическое воспитание школьников через театр экологических миниатюр - из опыта работы учителя истории ГБОУ СОШ №932 Трубачёвой Л.П.»

Старая сказка на новый лад.


Сказка о попе и работнике его Балде.

(по мотивам сказки А.С.Пушкина)

Балда Старый Бес

Поп Бесята

Попадья Скоморохи

Поповна Торговцы

Попята

Выбегают скоморохи.

1-ый скоморох

Ярмарка, ярмарка,

2-ой скоморох

Весёлая ярмарка

1-ый скоморох

Здесь народ торгует,

Гуляет и танцует.

2-ой скоморох

Этот покупает,

А вон тот зевает.


Песня скоморохов:

Ах, вы, сени.

1.Ах, вы, сени, мои сени,

Сени новые мои.

Сени новые, кленовые,

Решетчатые.

2.Сказку Пушкина поставим

Мы на новый лад, друзья.

Веселиться вас заставим,

Но и призадуматься.

1-ый скоморох:

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел Поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

1-ый торговец:

Бублики, горячие бублики!

Покупайте бублики!

Платите рублики!

2-ой торговец:

А вот деревянные ложки,

Миски и плошки.

2-ой скоморох:

Навстречу попу Балда

Идет, сам не зная куда.

Балда:

Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?

Поп:

Нужен мне работник,

Повар, конюх и плотник.

А где мне найти такого

Служителя не очень дорогого?

Балда: Буду я служить славно,

Усердно и очень исправно.

В год за 3 щелчка тебе по лбу.

Есть же давай мне

варёную полбу.

1-ый скоморох:

Призадумался поп,

Стал почесывать лоб.

Поп:

Ну, ладно.

Это не будет накладно.

Поживи на моём подворье,

Окажи усердие и поворье.

2-ой скоморох:

Живёт Балда в поповом доме.

Спит себе на соломе.

Ест за четверых,

Работает за семерых.

Попадья Балдой не нахвалится:

Попадья:

Какой трудолюбивый!

2-ой скоморох:

Поповна о Балде лишь печалится:

Поповна:

Ах, какой красивый!

2-ой скоморох:

Попята зовут его тятей.

1-ый попёнок:

Кашку свари,

2-ой попёнок:

Поиграй с дитятей.

1-ый скоморох:

Только поп один Балду не любит,

Никогда его не приголубит.

Он ни ест, ни пьёт,

ночи не спит,

Лоб у него заранее трещит.

Поп:

Что мне делать, попадья?

Как быть?

Попадья:

Знаю я, как тебе пособить.

Закажи Балде службу,

Чтоб стало ему не в мочь.

А требуй, чтоб он её

Исполнил точь-в-точь.

Тем ты и лоб от расправы избавишь,И Балду без расплаты отправишь.

Поп:

Эй, поди-ка сюда,

Верный мой работник Балда.

Слушай, платить обязались черти Мне оброк до самой моей смерти.

Как наешься ты своей полбы,

Собери с чертей оброк полный.

2-ой скоморох:

Балда, с попом не споря,

Пошел, сел у берега моря.

Там он стал верёвку крутить,

Да конец её в море мочить.

Вот из моря вылез старый Бес.

Старый Бес:

Зачем ты, Балда, к нам залез?

Балда:

Да вот верёвкой хочу море морщить,

Вас, проклятое

племя, корчить.

Почему не платите оброка?

Не помните положенного срока?

Старый Бес:

Об оброке век мы не слыхали.

Не было чертям

такой печали.

Да и нечем нам платить его.

В море нет уж ничего.

Ведь у нас большое горе.

Загрязнили люди море.

Водоросли все сгнили,

Рыбу нефтью отравили.

Балда:

Быстренько неси оброк,

Уж кончается твой срок.

Старый Бес:

Погоди, пришлю к тебе внуков.

Балда:

Ну этих провести не штука!

Танец бесят.

1-ый бесёнок:

Не сердись, мужичок,

Вышлем тебе весь оброк.

Только слушай.

2-ой бесёнок:

Видишь ты палку эту?

Выбери себе любую мету-

Кто дальше палку бросит,

Тот пусть оброк уносит.

3-ий бесёнок:

Что ж? боишься вывихнуть ручки?Чего ты ждешь?

Балда:

Да жду вон той тучки;

Зашвырну туда вашу палку

Да начну с вами, чертями, свалку.

2-ой скоморох:

Испугались бесята, да к деду-

Рассказывать про Балдову победу.

Черти стали в кружок,

Собрали полный оброк

Да на Балду взвалили мешок.

Идет Балда покрякивает.

1-ый скоморох:

А поп, завидя Балду, вскакивает.

За попадью прячется

Со страху корячится.

Балда:

Вот оброк тебе, поп,

Подставляй теперь лоб.

1-ый скоморох:

С первого щелчка (бум)

Прыгнул поп до потолка.

2-ой скоморох:

Со второго щелчка (бум)

Лишился поп языка.

1-ый скоморох:

А с третьего щелчка (бум)

Вышибло ум у старика.

2-ой скоморох:

А Балда говорил с укоризной:

Балда:

Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!

Все:

Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной?


Песня.

1.Ах вы, сени, мои сени,

Сени новые мои.

Сени новые, кленовые,

Решетчатые.

2.Мы сыграли эту сказку

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали


Сказка о рыбаке и рыбке

( по мотивам сказки А.С. Пушкина)

отрывок

Оформление:

на сцене вывешивается рисунок землянки, с другой стороны - море; у старухи в руках прялка, у старика - рыболовная сеть, рядом разбитое корыто, в море разный мусор - рваные пакеты, бутылки, ржавые банки.

Действующие лица:

Четыре рассказчика, старик, старуха, рыбка.

1 рассказчик:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу

Старуха пряла свою пряжу.

2 рассказчик:

Раз он в море закинул невод.

Пришёл невод не с одною тиной,

А ещё и с рваными пакетами.

Он в другой раз закинул невод -

Пришёл невод с травою морскою,

С бутылками и ржавыми банками.

В третий раз закинул он невод.

Попалась старику рыбка.

Не простая рыбка - золотая.

3 рассказчик:

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

Рыбка:

«Не пускай ты, старче, меня в море.

Поищи-ка для меня чистую воду.

Отслужу тебе за это любую службу.

Не хочу я сделаться рыбкой нефтяною,

А хочу остаться рыбкою золотою».

4 рассказчик:

Удивился старик, испугался.

Он рыбачил тридцать лет и три года.

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Пожалел он золотую рыбку

И пошёл искать ей чистую воду.

А когда воротился к старухе

Рассказал ей великое чудо.

Старик:

Я сегодня поймал было рыбку.

Золотую рыбку, не простую.

По-нашему говорила рыбка,

Но домой она в море не желала.

Не хотела стать рыбкой нефтяною,

Дорогою ценою откупалась,

Откупалась, чем только пожелаю.

Не посмел я взять с неё откуп.

Мы ведь море совсем засорили.

Я пустил её в чистую речку

И домой к тебе бабка вернулся».

3 рассказчик:

Старика старуха забранила.

Старуха:

«Дурачина ты, простофиля!

Не сумел ты взять выкупа с рыбки,

Хоть бы взял с неё корыто.

Наше-то совсем раскололось».

Сказка о золотом петушке

( по мотивам сказки А.С. Пушкина)

(Слова читают 5 рассказчиков, по ходу идёт инсценировка)


Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он,

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел,

И покой себе устроить.

Тут соседи беспокоить

Стали старого царя,

Страшный вред ему творя.

Чтоб концы своих владений

Охранять от загрязнений,

Должен был он содержать

Многочисленную рать.

Воеводы не дремали,

Но никак не успевали

Всюду мусор убирать,

И растения сажать.

Часто плакал царь Дадон,

Потерял покой и сон,

Долго думал как же быть,

Как природу защитить.

Что за жизнь в такой тревоге!

Вот он с просьбой о подмоге

Обратился к старику

Чародею-мудрецу.

Шлёт за ним гонца с поклоном.

Вот мудрец перед Дадоном

Стал, и вынул из мешка

Золотого петушка.

«Посади ты эту птицу, -

Молвил он царю, - на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой.

Коль кругом всё будет мирно,

Так сидеть он будет смирно.

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль мазут в реке прольётся,

Или засуха начнётся,

Вмиг тогда мой петушок

Приподнимет гребешок,

Закричит и встрепенётся

И в то место обернётся».

Царь его благодарит,

Горы саженцев сулит.

«За такое одолженье,-

Говорит он в восхищенье,-

Я на улицу твою

Пару дворников пришлю».

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы,

Если где увидит смок,

Или мусора мешок,

Если где-то во дворе

Не мели недели две,

Верный сторож встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку,

Царствуй, лёжа на боку».

Все соседи присмирели,

Мусорить уже не смели;

Пишет книгу царь Дадон

Как спасти Земной Озон.

Год, другой проходит мирно,

Петушок сидит всё смирно.

Вот однажды царь Дадон

Страшным шумом пробуждён.

Воевода говорит:

«Разрешите доложить.

Свалка за рекой горит!»

Сильно бьётся петушок

Повернувшись на восток.

Царь командует: «Скорей!

Эй! Пожарные, живей!

Чтобы было чем дышать,

Пламя надо заливать!»

Воду льют и день и ночь,

Чтоб несчастье превозмочь!

Застонала тяжким стоном

Глубь долин и сердце гор.

В голове и шум и звон,

Едкий дым в носу щекочет.

Больше уж никто не хочет

Мать-природу загрязнять,

И друг друга обижать.

Нужно вместе нам собраться,

Во дворах своих убраться.

Чтобы матушка-природа

Расцветала год от года.

В нашей сказке петушок

Старому царю помог,

Только в жизни, вот беда,

Не бывает волшебства!

Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок!


Экологическая сказка

(по мотивам сказок А.С. Пушкина)

Кукольный театр

1 сцена

Ведущий:

Три девицы под окном

Чай гоняли вечерком.

1 девица:

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир.

2 девица:

Нет у нас в царстве воды!

Ну, напечёшь пирогов, наготовишь еды,

А есть станем - посуду чем мыть?

Все вместе:

(пауза) - Ох!

2 девица:

«Кабы я была царица, -

Говорит её сестрица,-

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

1 девица:

Ну, наткёшь ты полотна,

Нашьёшь одежды, а стирать её как? А?

Все вместе:

(пауза) - Ох!

3 девица:

«Кабы я была царица,-

Третья молвила девица,-

Я б для батюшки царя,

Лишних слов не говоря,

Сочинила бы проект

Как вернуть нам воды рек,

Как очистить все моря,

Чтобы жили мы не зря».

Ведущий:

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела.

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Царь:

«Здравствуй, красная девица,

Говорит он, - будь царица!

Я и сам душой болею,

Как я сильно сожалею,

Что чистейшая вода

Пропадает без следа.

Правду говорит молва:

Ум - хорошо, а лучше - два!

Надо вместе сочинить

Как нам воду сохранить.

Вы ж, голубушки - сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы.

Поезжайте вслед за мной и за сестрой.

Мы всё будем сочинять,

Вы же это исполнять.

(На сцене только 1 и 2 сёстры)


1 сестра:

«Мы всё будем сочинять,

Вы же это исполнять»…

Я должна царицей быть.

Буду я тебе вредить.

2 сестра:

Нет, я должна царицей быть,

Будем вместе мы вредить!

2 сцена

Ведущий:

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны плещут.

Туча по небу идёт,

Мусор по морю плывёт.

Реки, лужи, океаны -

Всё полно воды поганой.

Всюду химии следы,

Ну а чистой нет воды.

Царь:

Осмотрели мы страну.

Вся страна идёт ко дну.

Ну, наследство у меня!..

Царица:

Милый! С завтрашнего дня

По-другому всё пойдёт!

(И проект царю несёт)

Мы позвали мудрецов,

Звездочётов и скопцов.

Дали нам они совет

Как спасти нам белый свет.

Выходят 2 глашатая, читают указ.

1. Строить при каждой фабрике очистные сооружения.

2. Не бросать в реки и моря мусор.

3. Не рубить лес по берегам рек.

4. Не мыть машины в реке.

5. Экономно использовать воду в каждом доме.

3 сцена

Ведущий:

Вот неделя, другая проходит.

Ничего у царя не выходит.

Очистные стоят заведенья,

Экономить хватает терпенья,

И охранников целые тыщи,

А вода всё не чище, не чище.

Пришёл царь к синему морю,

Решил спросить золотую рыбку.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

Рыбка:

«Чего тебе надобно, старче?

Ой, а ты совсем и не старче!

Царь:

Да и ты не совсем рыбка!

Рыбка:

Да я рыбка, только грязная!

Царь, ты знаешь, что у тебя в царстве делается?

Царь:

Да я вроде меры-то принял.

Рыбка:

Да, меры ты принял, только как они выполняются, сам не проследил.

А на самом-то деле…

Ведущий:

И рассказала рыбка царю:

Грязная вода с фабрик так в реки и сливается, очистные сооружения давно сломались.

Машины стали ночью потихоньку мыть.

Воду для виду экономят, а краны не чинят, так воды ещё больше тратят.

А мусор в воду как бросали, так и бросают.

Царь разгневался.

«А привести сюда сестёр-царевен, что должны были проследить.

Стража:

Царь, во всём они признались,

Повинились, разрыдались.

Царь:

Ошибки свои надо не только признавать, но и исправлять.

Идите и исправьте всё, что вы наделали.

Ведущий:

Прошло время.

Снова пошёл царь к синему морю.

Стал кликать золотую рыбку.

Царь:

Здравствуй, рыбка!

Я смотрю, ты снова золотая.

Рыбка:

Царь - государь!

Все реки в твоём государстве чистые.

Люди стали здоровы и веселы.

А о нас, водных жителях,

Говорить нечего.

Царь:

Ну, вот и хорошо!

Рыбка:

Нет!

Только в твоём царстве реки чистые,

только в той части моря, что в твоём царстве - порядок.

А вокруг!

И все люди на свете должны постараться, чтоб больше такое наследство никому не досталось.

Ведущий:

Тут и сказке конец!

А кто слушал и умные выводы делал - тот молодец!



Прогулка в лесу.


(Музыкальная инсценировка стихотворения на экологическую тему)

Цель: -прививать любовь к животным

-бережное отношение к природе

Действующие лица:

1. Хор

2. Мальчики

3. Чибис

4. Лягушки, бабочки

5. Олень

6. Цветы

7. Медведь, заяц

Действие 1

(Под фонограмму «Пение птиц» выходят мальчики и говорят друг за другом)

Мальчики

Мы приехали на речку воскресенье провести!

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят!

И там сидят: загорают и едят!

Отдыхают, как хотят сотни взрослых и ребят!

Мы по бережку пошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки!

И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели:

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли -

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…

- Эй, ребята! - крикнул Дима. -

Вот местечко хоть куда - родниковая вода!

Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай Багаж!

(Располагаются, играют, едят, пьют воду и разбрасывают мусор.)


Действие 2

(На сцене появляется чибис. Танец на полянке. Хор поёт о чибисе).

Чибис

У дороги чибис, у дороги чибис.

Он кричит, волнуется чудак.

- Ах, скажите, чьи вы, ах, скажите, чьи вы!

И зачем, зачем идёте вы сюда?

Мальчики (хором)

А, как известно мы народ горячий.

И не выносим нежностей телячьих.

Но любим мы, зато телячьи души.

Любим, бить зверей, любим, бить зверей

И бить баклуши!

Действие 3

(На сцене появляются лягушки и бабочки. Танец на полянке. Хор поёт песню о лете.)

Лягушки и бабочки

На зелёной солнечной опушке

Прыгают зелёные лягушки,

И танцуют бабочки0подружки,

Расцветает всё кругом!

Мальчики (хором)

Расплясалась тут с утра,

Расплясалась мошкара!

(Мальчики прогоняют бабочек и лягушек).

Действие 4

(На сцене появляется олень. Танец. Хор поёт песню об олене).

Олень

Осенью в дождливый серый день

Проскакал по мусору олень.

Он бежал, и длинные рога

Задевали тучи, облака.

(Мальчики прогоняют оленя ).

Мальчики(хором)

Эй, рогатый, уходи

Нам с тобой не попути.

(Прогоняют оленя)

Действие 5

(На сцене появляются цветы. Танец цветов. Хор поёт песню о цветочке).

Цветы

Пляшут капельки- горошинки.

Инна мартовской проталинке

Протянул ладошки к солнышку

Голубой цветочек маленький.

Мальчики (хором)

Развели тут огород!

Видишь, здесь сидит народ!

(Топчут цветы).

Действие 6

(Мальчики говорят друг за другом).

Мы купались,

Загорали,

Жгли костёр,

В футбол играли-

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели…

Отдохнули? Ну пошли…

(Мальчики уходят, оставив мусор на полянке).

Действие 7

(Выходят все животные)

Животные (хором)

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых ими склянки,

Три размокшие баранки -

Словом, мусора гора!

Медведь

Хулиганов мы найдём

И порядок наведём!

Действие 8

(Выбегают мальчики и говорят хором)

Мальчики

Ой, ребятки!

Ой, зверятки!

Вы простите нас сейчас.

Мы весь мусор уберём

И порядок наведём!

(Убирают мусор).

(Заключительную песню поют все вместе.)

Спроси у жизни строгой:

«Какой идти дорогой,

Куда по свету белому отправится с утра?»

«Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь не ведом.

Иди мой друг, всегда иди дорогою добра!»

«Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь не ведом.

Иди мой друг, всегда иди дорогою добра!»

Список используемой литературы:

1. Место игры в экологическом воспитании школьников. С.Н. Николаева. Москва. Новая школа 1999 год.

2. Воспитание экологической культуры в школе. С.Н. Николаева. Москва. Новая школа. 2000 год.

3. Край родной. Как составить сценарий о живой природе. Л.В. Сорокина. Москва.2003 год.


© 2010-2022