Урок Казахское ханство (10 класс)

Раздел Воспитательная работа
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Успешность взаимодействия школы и социальных институтов в воспитании гражданина Республики Казахстан.


Олейник С.М.


КГУ "Кенаральская сш" отдела образования

акимата Федоровского района



Просматривая выступления Президента Казахстана Н. Назарбаева понимаешь один важный момент, который относится к каждому жителю нашего государства. "Каждый казахстанец, выезжая за границу, становится послом Казахстана. По нашему виду, потому как мы говорим, ходим, как ведем себя, судят о Казахстане. Очень важно воспитать детей так, чтобы судить о стране можно было по гражданину." Это важная задача всех социальных институтов. Обновление содержания образования - это прежде всего, пересмотр самой модели среднего образования, подходов и методов обучения, выработке концептуальных подходов на основе идей этнопедагогики.[1.]

Одним из составляющих современного образовательного процесса выступает элемент успешности взаимодействия школы, социальных институтов. Именно он является основой полиэтнокультурного воспитания школьников. Эффективность взаимодействия школы, социальных институтов в воспитании школьников может быть обеспечена, если:

- полиэтнокультурное воспитание выступает частью общей системы воспитания, базируется на требованиях государственно-общественного заказа к уровню выпускника школы, способного к межкультурному диалогу, национальному согласию, заложенных в традициях и культуре народов, проживающих в Казахстане, строится на основе тесного взаимодействия социальных региональных институтов и особенностей современных международно-интеграционных процессов;

- воспитание школьников осуществляется на основе средового, структурно-интеграционного, этнокультурного и диалогового подходов, комплексе принципов - уважения прав, свобод социальных институтов и добровольности участия, равенства, совместимости, актуализации функций.

- каждый социальный институт обеспечивает во взаимодействии со школами наиболее полную реализацию своего полиэтнокультурного воспитательного потенциала, основанного на традициях и культуре народа;

- школьники мотивированы и активны в процессе воспитания, что способствует повышению межкультурного взаимодействия; развитию навыков взаимопонимания в условиях активизации этнических предубеждений и групповой дискриминации;

- созданы необходимые социально-педагогические условия поэтапного воспитания во взаимодействии школы и социальных институтов. [2.]

Урок Казахское ханство (10 класс)

Полиэтнокультурное воспитание является частью общей системы воспитания, в основе которого лежит гармонизация отношений учащихся различных этносов и культур, нацеленное на необходимость защитить самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства. Полиэтнокультурное воспитание - это педагогический процесс, в котором репрезентированы две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку; предполагающий учет культурных и воспитательных интересов разных национальностей предусматривает: адаптацию школьника к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми разных традиций; ориентацию на диалог культур; отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов.

Показатель прогрессивной общественной жизни - это разнообразие культур. Однако столкновение в процессе глобализации различных социальных явлений, ценностных приоритетов, образов жизни, культур, с одной стороны, создает условия для их взаимодействия и развития, но с другой стороны - может стать источником негативного конфликта между различными народами. Это связано с тем, что человеку легче общаться с людьми, которые разделяют его точку зрения, имеют схожие ценности и убеждения, культуру поведения. Если культуры, ценности, идеалы людей не совпадают, это может выразиться в интолерантности, враждебности по отношению к другому, что является серьезным шагом к конфликту. Позитивное решение ситуации возможно, если культурные отличия рассматриваются в качестве одной из альтернатив человеческого бытия.

Процесс воспитания охватывает все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения и направлен на формирование, высоконравственной личности, способной к осуществлению собственной оценочной деятельности, активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, развитого чувства понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. [3]

В основе воспитания в школе лежит особая среда организации диалога школьников различных национальностей и культур в многообразных ситуациях общения учебные, внеучебные, досуговые, исследовательские, культурно-просветительские и др. В нашей школе данная среда необходима, так как в школе обучаются представители 18 национальностей.

Цель нашей работы - адаптация к культурным традициям, сохранение этнической культуры и традиций, создание условий для взаимопроникновения, объединение людей разных национальностей во имя мира на земле. Воспитательные задачи: воспитание толерантности, терпимости к культурным различиям, признание возможности отклонений от общепризнанных стандартов; понимание и принятие другой культуры, изучение и оказание поддержки этнических различий, с которыми дети приходят в школу; уважение культурных различий меду представителями разных национальностей.

Сейчас в качестве основной цели выдвигается многоязычие, владение иностранным языком каждым жителем. Формирование поликультурной личности на уроках способствует использованию интерактивных методов обучения, развивающие умение и навыки общения. Ведущее место на данных уроках занимает творческо-поисковая деятельность учащихся, дискуссии, групповая и индивидуальная работа, ролевые игры. Полиязычие способствует формированию открытого человека, открытого миру, людям, добру и готового к деятельности на благо других людей. Учителя должны иметь знания о воспитании подрастающего поколения, о педагогике быта, семьи, рода, племени, народности и нации. Только тогда они смогут воспитать настоящую личность, которая обладала бы развитой культурой толерантности.

Полиэтнокультурное воспитание старшеклассников во взаимодействии школы и социальных региональных институтов рассматривается с позиций подходов: структурно-интеграционного - объединение субъектов воспитательного процесса для усиления взаимодействия всех элементов системы управления институтами; этнокультурного - опора на поликультурные исторические ценности народа, сочетание рационального и эмоционального в диалоге этнических культур, ориентированного на их взаимодействие, на обогащение, благодаря взаимодействию; средового - средовая диагностика, проектирование и продуцирование воспитательного результата среды; диалогового - рассмотрение поликультурного образования как способа приобщения обучающихся к различным культурам с целью формирования общепланитарного сознания, позволяющего тесно взаимодействовать с представителями различных этносов и народов.

Полиэтнокультурность школьника - это интегрированное качество личности, стремящаяся к общению с людьми другой культуры, демонстрирующая понимание и уважение к иным народам, культурам, цивилизациям, осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп, понимание необходимости активной межнациональной солидарности и сотрудничества, основанные на понимании особенностей различных культур при достижении взаимодействия и культурного взаимообмена. Поликультурная воспитанность основывается на принципах:

Схема. Принципы полиэтнокультурной воспитанности личности:

Урок Казахское ханство (10 класс)

Компоненты воспитанности: когнитивный представление о культурах обычаи, ценности, нормы правила, распределение ролей; гностический желание и способность в освоении традиций, обычаев, языковой компетентности своей культуры и культуры представителей иных национальностей, применяемых в жизнедеятельности школы, семьи, внешкольной жизни; уверенность выпускника, надежность в своих знаниях, умениях, навыках; чувство цели, готовность к действию и в сфере межкультурной коммуникации; поведенческий умение адаптировать поведение к особенностям иной культуры; навыки, способствующие проявлению адекватных культуре невербальных реакций; способность контролировать эмоциональные переживания, связанные с различиями в культурах; способность регулировать уровень тревоги в межкультурном взаимодействии; мотивационный потребность в межкультурной коммуникации, желание следовать нормам и правилам поведения в иной культуре, готовность к осознанию и принятию ценностей иной культуры, проявлять эмпатию к представителям иной культуры, стремление и потребность в получении знаний о представителях иной культуры, высокий уровень аттракции к представителям иных культур, готовность вступать во взаимодействие исходя из позиции этнокультурного универсализма. [4]

Взаимодействие школы и социальных региональных институтов в воспитании школьников представляет собой процесс и результат принятия школьником новых для него ценностей, норм и правил поведения и повседневное руководство ими в условиях полиэтнического социума. Эффективность их деятельности связана с умением моделировать взаимодействующую систему на основе принципов: уважения прав, свобод социального института и добровольности участия совместная деятельность школы и социальных институтов строиться на уважении, соблюдении прав, свобод института и его добровольном участии в совместных мероприятиях; паритетности, равенства каждого из субъектов взаимодействия, системность и целенаправленность совместных действий, концентрация сил и средств на наиболее важных направлениях, контроль и учет проводимых мероприятий, обеспечение единства функционирования всех звеньев, принцип совместимости наличие относительного свойства совместимости, установление общности по каким-либо свойствам, параметрам или по существу и др.

Механизмы обоснования и разработки педагогических условий, способствующих воспитанию ярко прослеживаются в нормативно - правовых документах, рекомендованных Министерство образования и науки Республики Казахстан, Национальная академия образования им. И. Алтынсарина: Школа после уроков: организация занятости школьников во внеурочное время; Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в организациях общего среднего образования. [5]

Комплекс социально-педагогических условий, обеспечивающих поэтапность процесса поликультурного воспитания старшеклассников во взаимодействии школы и социальных региональных институтов, который включает: материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебного процесса, полиэтнокультурная подготовка педагогов, установление взаимодействия образования с учреждениями культуры и искусства; дидактические условия, реализация образовательных задач через создание многонациональной воспитательной среды на основе этнокультурного и деятельностного подходов, применения различных форм внеучебной работы факультативы, творческие кружки, национальные центры, конференции, концерты, конкурсы; тренинговые занятия и технологии; индивидуально-нравственные условия, развитие мотивации к изучению родной культуры, истории и искусства и инокультуры; обеспечение на основе межпредметных связей и организации внеучебных воспитательных мероприятий поэтапного формирования у школьников поликультурного сознания, убеждения, толерантного поведения, активности усвоение гражданских, надэтнических принципов, стремление к многокультурному познанию.

Сегодня воспитание имеет огромное значение в современном обществе, так как именно оно является фундаментом для формирования личности и играет важную роль в семье, школе, обществе. Но один из самых актуальных вопросов остается, как это сформировать остается открытым. В нашем случае формирование личности непосредственно ведется через решение определенных задач. Здесь ученик - творец, главное действующее лицо.

Литература:

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан - 2050: новый политический курс состоявшегося государства». - Астана, 2012. -14 декабря.

2. Бурганова Р.И., Оспанова Я.Н., Абдрашитова Т.А., Радионова К.В. Модель региональной программы развития досуговой деятельности школьников. - Астана. - 2009. - 87 с.

3. Школа после уроков: организация занятости школьников во внеурочное время. Методические рекомендации. Национальная академия образования им. И Алтынсарина, Астана 2015 г.

4.С.Ю. Мануйлов "Средовой подход в воспитании", Университет Российской академии образования, 2002 г.. Министерство образования

и науки Республики Казахстан,

5. Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в организациях общего среднего образования. Астана, 2015г.


© 2010-2022