Сущность работы школьного самоуправления в школе

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сущность работы школьного са­мо­управления в современной школе.

Шапран Татьяна Вадимовна

Педагог - организатор МБОУ СОШ №18

Процесс демократизации управления образованием предполагает посте­пенный переход на государственно-общественные формы управления обра­зо­вательным учреждением. В законодательстве России определены прин­ципы образования, среди которых основными являются гуманизация образо­вания, свободное развитие личности, приоритет общечеловеческих ценно­стей, жизни и здоровья человека, воспитание гражданственности, уважения к правам и сво­бодам человека, трудолюбия, любви к семье, Родине, окружаю­щей природе. Именно поэтому для современной школы серьезной проблемой является пре­вращение ее в место организации активной жизнедеятельности всех субъектов образовательного процесса: руководителя, педагогов, учени­ков и их родителей.

Создание воспитательных систем в общеобразовательных школах явля­ется одной из основных задач, поставленных программой развития воспита­ния в си­стеме образования, утвержденной Министерством образования Рос­сийской Фе­дерации. Для реализации этой задачи, в первую очередь, требу­ется привести в соответствие с требованиями сегодняшнего дня уровень ква­лификации кадров, играющих ключевые роли в организации воспитательной работы. Сегодня именно от школы в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базо­вый набор социальных компетенций» - станут ли они пол­ноценными гражда­нами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе. В современ­ной теоретической и методической литературе нет еди­ного мнения в определе­нии термина «школьное самоуправление». Речь идет о таких понятиях как «са­моуправление», «ученическое школьное самоуправ­ление», «соуправление» и др. Да и сам термин «самоуправление» трактуется по-разному [4].

В Педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б. М. Бим-Бада самоуправление рассматривается как «…участие детей в управле­нии и ру­ководстве делами своего коллектива» [1]. В состав школьного са­мо­управления входят учащиеся с задатками лидерских качеств.

Выясняя понятия школьного самоуправления, мы не можем не коснуться раскрытия сущности лидера самоуправления, так как «…лидер - это лич­ность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя ответ­ственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы» [3].

В нашей работе мы осуществляем попытку изучить и систематизировать теоретико-методологические подходы к руководству школьным самоуправ­ле­нием в условиях современной школы.

Объект исследования - теоретико-методологические подходы к руко­водства школьным самоуправлением в современных условиях средней об­ще­образовательной школы.

Предмет исследования - школьное самоуправление как отдельная зна­чи­мая часть воспитательной системы в средней общеобразовательной школе.

Цель исследования - изучить систему школьного самоуправления и опре­делить условия эффективного руководства ее развитием.

Гипотеза исследования - процесс развития школьного самоуправления будет эффективным, если он обеспечен методическим, психолого-педагоги­че­ским руководством, поддержкой и сопровождением.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научную литературу в аспекте развития идей школь­ного самоуправления в истории отечественной педагогики.

  2. Изучить сущность, правовые и структурные основы работы

школьного самоуправления.

В нашем будущем исследовании мы планируем определить меру влия­ния формального и неформального лидера на деятельность школьного само­управ­ления.

Важно понять, что учениче­ское самоуправление - это значимый компонент школьного самоуправления и составная часть целостного педагогического процесса, развиваемая и управля­емая на основе социальных, правовых и эти­ческих принципов.

Школьное же самоуправление - форма участия обучающихся в со­управ­ле­нии (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предпо­лагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспи­тательного процесса совместно с педагогическим коллективом и админи­страцией учре­ждения [2].

Можем констатировать, что современная социальная действительность с все большей отчетливостью требует развития у школьников качеств инициа­тив­ного и самостоятельного субъекта, способного активно и творчески реа­лизо­вать свой внутренний потенциал в различных сферах деятельности, а также умения прогнозировать и моделировать процесс развития собственной лич­ности.

Список использованных источников

  1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад; ред-кол.: М. М. Безруких, В. Л. Болотов, Л. С. Гребова и др. М. : Науч­ное изд-во Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.

  2. Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах / М. И. Рож­ков. М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. 158 с.

  3. Уманский Л. И. Опыт изучения организаторских способностей уча­щихся/ Л. И. Уманский. // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 17-20.

  4. Фельдштейн Д. И. Сущностные особенности современного детства и за­дачи теоретико-методологического обеспечения процесса образова­ния / Д. И. Фельдштейн // Педагогика. 2012. № 1. С. 8-14.



© 2010-2022