Методическая разработка тренинга Мое здоровье!

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 37 г.Томска

Центр гражданского образования «Школа навигаторов»

[email protected]

school37tomsk.ucoz.ru/












Методическая разработка тренинга Мое здоровье!



Методическая разработка тренинга Мое здоровье!



Автор-составитель: Яковенко В.Н.,

заместитель директора по

воспитательной работе





г.Томск-2013



Тренинг «Мое здоровье!»

Яковенко В.Н.



«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым».

Ж.-Ж. Руссо


Цели:

Формирование устойчивой мотивации и поведенческих навыков, соответствующих здоровому образу жизни.

Задачи:

Познакомить подростков с понятиями здоровье, здоровый образ жизни.

Сформировать представления о себе, своём здоровье как о самой важной ценности.

Помочь школьникам понять, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека.

Оборудование: ватман, фломастеры, маркеры, стикеры в форме листочков, карточки с распечатанными заданиями и фотографиями продуктов питания, проектор и экран для слайдовой презентации.

Целевая группа: обучающиеся основной школы.

Введение. Сказка о Здоровье.

Ведущий:

«В одной маленькой стране жило-было большое Здоровье. Все жители этой страны - и люди, и звери, и птицы, и рыбы, и даже насекомые, были здоровы и жили очень-очень долго, а профессии врач у них не было вообще.

Каждое утро Здоровье, просыпаясь, вставало и открывало окна настеж, чтобы сделать зарядку на свежем воздухе. Затем радостно шло завтракать и после этого - на улицу, дарить радость всем, кто встретится по пути.

Но одним ясным солнечным днем в город приехал хмурый, хромой и горбатый человек. Все, кто его видел, отшатывался и задумывался, ему становилось очень не хорошо. Странный человек ходил по всей стране, старался встретиться с каждым человеком, чтобы понять, чему они так все радуются, и при этом портил им настроение. И вот чужестранец увидел Здоровье - пышущее добротой, бодростью и радостью, и понял, что именно оно, Здоровье, и излучает то, что он ищет.

Странный человек обратился к Здоровью:

- Извините, пожалуйста, скажите, как мне стать таким же счастливым человеком, как и вы?

- Просто будьте им, - ответило Здоровье.

- Нет, здесь точно есть какой-то секрет, потому что я всю жизнь хотел быть счастливым и здоровым, но почему-то так и не стал им до сих пор.

- Здесь нет ни какого секрета, нужно просто быть добрым, отзывчивым, повышать себе и другим настроение, не обращать внимание на неприятности и радоваться жизни!

- Это слишком сложно и не понятно, сказал странный человек, и, задумавшись, пошел из страны вон, потому что так и не стал здоровым и не нашел счастья в жизни.

А вы знаете, как быть здоровым и счастливым?»

Ответьте на вопросы:

- О чем эта сказка?

- Почему чужестранец так и не узнал, как быть здоровым и счастливым? В чем его ошибка?

- Как понять секрет Здоровья?

Ведущий:

Что такое здоровье? Здоровье - это богатство, которое мы получаем один раз в жизни, а тратим - всю жизнь. Каждый знаком с этим понятием, но не каждый задумывается о том, из чего складывается наше здоровье. «Счастье как здоровье, когда оно есть - его не замечаешь». Эти слова принадлежат русскому писателю Тургеневу. Сегодня мы попробуем найти «формулу здоровья», задуматься, ответить на вопрос, а из чего оно состоит.

1. Упражнение "Дерево здоровья "

Необходимо продолжить фразу "Здоровье-это…". У каждого из вас есть три маленьких стикера-листочка, напишите в них по одной ассоциации на слово "здоровье" (анонимно). После этого передайте листочки мне.

Ведущий наклеивает стикеры-листочки на ватман, на котором нарисовано большое дерево. Ватман располагается перед участниками в центре доски. Листочки просмотреть, зачитать и обобщить.

На экране определение понятия здоровье:

Словарь:

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Физическое здоровье - это сильное, крепкое тело человека.

Умственное здоровье - это ум и сила духа человека.

Социальное здоровье - это благополучие человека и умение ладить с окружающими.

2. Вставь пропущенные слова в предложения (Приложение №1):

Здоровье - это когда ты чувствуешь себя_________________________________, а не только когда ты не болеешь.

Здоровье зависит от многого, а также от принимаемых тобой решений и твоих ____________________________________________________________________________ .

Чтобы расти и учиться, тебе надо заботиться о своем ________________________ .

Полезные привычки и увлечения укрепляют ________________________________ .

Каждый из участников получает листочек, на котором вписывает пропущенные слова. Листочки ведущий собирает и обобщает.

3. Упражнение "Здоровье-богатство?"

К сожалению, в нашей стране здоровье далеко не каждый ставит на первое место среди человеческих ценностей. Однако правильное отношение к своему здоровью, умение сохранять его вопреки жизненным трудностям и неблагоприятным обстоятельствам совершенно необходимо. Понимание ценности здоровья, умение поддерживать хорошее настроение и работоспособность, нетерпимое отношение к разрушающим здоровье привычкам, надо в себе воспитывать.

Участники делятся на четыре группы. Вопросы для групп: один из учащихся записывает общее мнение группы по данному вопросу на листе ватмана. Затем представитель группы высказывает общее мнение, представленное на ватмане. Ответ на вопрос можно не только написать, но и изобразить в виде рисунка, схемы.

1. Какое значение имеет для вас здоровье? Что значит быть здоровым?

2. Что значит, для вас быть больным? Дайте определение понятия "болезнь".

3. Перечисли факторы, мешающие современному человеку сохранить здоровье. Почему? (Обоснуйте свой ответ.)

4. Кто несет ответственность за сохранение здоровья в обществе? Почему? (Обоснуйте свой ответ.)

4. Упражнение "Ассоциации"

На экране написана фраза "Здоровый образ жизни - это…", а слева - "Вредные привычки - это …". У каждого из вас есть шесть маленьких листочков, на первых трех напишите по одной ассоциации на словосочетание "Здоровый образ жизни", а на оставшихся трех - по одной ассоциации на словосочетании "Вредные привычки" (анонимно).

Листочки просмотреть, зачитать, обобщить.

На экране определение «ЗОЖ», «Вредные привычки»:

ЗОЖ - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Вредные привычки:

  • Курение

  • Алкоголь

  • Наркотики и т.д.

5. Упражнение "Анализ вредных привычек"

Дайте определение понятию «вредные привычки» и опишите симптомы их проявления.

Участники работают в группах. Один из учеников записывает на листе ватмана общее мнение группы по данному вопросу. Запись проводит маркерами, фломастерами разного цвета (для каждой группы свой цвет).

Вопросы для групп.

1. Курение - одна из самых распространенных вредных привычек. Дайте определение термину курение и перечислите основные признаки.

2. Алкоголизм - тоже вредная привычка. Какова его природа (почему человек начинает пить)? Какой вред для человека приносит увлечение алкогольными напитками?

3. Наркомания - дайте определение термину наркомания и перечислите основные признаки.

4. Компьютерная зависимость - вредная привычка или норма? (Обоснуйте свой ответ)

Психологический комментарий: упражнение позволяет обучающимся осознать опасность вредных привычек. Например,

"КУРЕНИЕ"

- Влияние на здоровье.

- Помощь при никотиновой зависимости.

"АЛКОГОЛИЗМ"

- Факторы риска.

- Влияние на здоровье.

- Симптомы алкогольной зависимости.

"НАРКОМАНИЯ"

- Факторы риска.

- Влияние на здоровье.

- Видимые признаки наркомании.

- Признаки абстиненции.

- Поведенческие признаки наркомании.

Просмотреть листочки, зачитать и обобщить.

Просмотреть фрагмент фильма «Я выбираю жизнь». Электронные ресурсы: wikibit.net/v/я-выбираю-жизнь

Каждый человек на земле имеет свое предназначение. И всю жизнь мы стремимся к нему ежедневно, ежеминутно, выбирая свою дорогу, по которой пойдем. Быть ли нам счастливыми, любимыми или всю жизнь потратить на вредные привычки, стать их рабом, зависит только от нас. Но, иногда определяя дальнейший путь, жизнь очень жестко ставит условия «или - или» и тогда все зависит только от силы твоего духа от твоей способности противостоять…

«Свое здоровье надо беречь собственными усилиями. Если ты не готов изменить свою жизнь, тебе невозможно помочь» - Гиппократ.

6. Веселая физкультминутка.

Основным показателем ЗОЖ является спорт. В «Википедии» дана следующая формулировка: «Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности».

Основные элементы физической культуры - это физические упражнения, их комплексы, соревнования, закаливание организма, гигиена труда и быта, активно-двигательные виды туризма, физический труд как форма активного отдыха для лиц умственного труда.

Главным средством физической культуры являются сознательные занятия физическими упражнениями. Доказано, что физическая культура дает возможность не только правильно развивать человеческий организм, но и делать его более здоровым.

Включаем видеофильм «Физкультминутка» и выполняем под музыку упражнения. Предлагаем любую из физкультминуток, например танцевальную. Электронные ресурсы:

ppt4web.ru/detskie-prezentacii/fizkultminutka-tancevalnaja-povtorjajj-za-nami.html

7. Напиши, какие у тебя цели, закончив предложения. Если хочешь, нарисуй свои цели (Приложение № 2):

Здоровье. Моя цель__________________________________________________________ .

Лекарства. Моя цель _________________________________________________________ .

Сигареты. Моя цель __________________________________________________________ .

Алкогольные напитки. Моя цель ________________________________________________ .

8. Нарисуй себя через 5 и 10 лет.

Каждому выдается заготовленный лист с заданием и местом для портрета. Приложение № 3.

Данное упражнение позволит прогнозировать каждому свое будущее без вредных привычек. Каждый сможет увидеть себя не только красивым, успешным, но и здоровым!

9. Упражнение «Здоровое питание»

Притча о здоровье «Чем жил?»

Однажды спросили старца:

- Как тебе удалось до самой старости крепко держаться в теле?

И он сказал:

- Потому что жил я весной цветом, летом - ягодой, осенью - овощем, а зимой - холодом.

Быть здоровым - это значит еще и правильно питаться. Ведь известно, что «мы есть то, что мы едим»! На доске размещены при помощи магнитиков фотографии различных продуктов питания. Я предлагаю выйти к доске одному из вас и разделить эти фотографии на две группы: слева разместить те продукты, которые вы считаете полезными, а справа те, которые, по вашему мнению, вредны.

Приложение № 4 (на фото: сникерс, хлеб, чипсы, рыба, куриное мясо, торт, капуста, морковь, конфеты, яблоки, груши, геркулес, фанта, кефир, пепси, растительное масло и т.д.)

10. Упражнение «Формула здоровья»

Сейчас мы все вместе оформим лист ватмана, который назовём «Мое здоровье», и повесим на стене. На этом листе методом мозгового штурма мы напишем составляющие здоровья, то, из чего оно, по вашему мнению, складывается.

Упражнение позволяет учащимся осознать и обобщить опыт, который они получили в ходе занятия.

11. Упражнение «СМС-ка».

Ведущий: Нет ничего дороже здоровья, будете ли вы здоровы, зависит от каждого из вас. Здоровье - это, несомненно, ценность важная для человека. Давайте сейчас отправим друг другу СМС - сообщение с пожеланием «Будь здоров!». Встаньте каждый в свой круг, возьмитесь за руки, выберите того, кто пошлёт первым сообщение и, как импульс, пустите его по кругу, пожав руку. Когда отправляющий получит своё сообщение, то объявляет «Сообщение доставлено».

12. Рефлексия

Ведущий: Я выбираю здоровый образ жизни! Кто со мной? Поднимите руку!

Литература:


  1. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2002 г.

  2. Рахматуллина Р. Коррекционно-развивающие игры и психогимнастика. //Школьный психолог, 1999, №26, с.10.

  3. Сказка о здоровье. Электронный ресурс: newskazki.com/skazka-o-zdorove/

  4. Танцевальная физкультминутка. Электронные ресурсы: ppt4web.ru/detskie-prezentacii/fizkultminutka-tancevalnaja-povtorjajj-za-nami.html

  5. Учебное пособие для 5-7 классов средней школы по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Рабочая тетрадь для 5 класса. Москва, 2001-ООО «Момент».

  6. Фильм «Я выбираю жизнь». Электронные ресурсы: wikibit.net/v/я-выбираю-жизнь

  7. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие/пер. с нем.. - М., Генезис, 2004 г.


















ПМетодическая разработка тренинга Мое здоровье!РИЛОЖЕНИЕ № 1


2. Вставь пропущенные слова в предложения:

Здоровье - это когда ты чувствуешь себя ______________________________, а не только когда ты не болеешь.

Здоровье зависит от многого, а также от принимаемых тобой решений и твоих _________________________________________________________________________________.


ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Напиши, какие у тебя цели, закончив предложения. Если хочешь, нарисуй свои цели.

Методическая разработка тренинга Мое здоровье!

Здоровье. Моя цель_______________________________________________________ .

Лекарства. Моя цель ______________________________________________________.

Сигареты. Моя цель ______________________________________________________.

Алкогольные напитки. Моя цель ____________________________________________ .


ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Нарисуй себя через 5 и 10 лет:

Методическая разработка тренинга Мое здоровье!Методическая разработка тренинга Мое здоровье!

Методическая разработка тренинга Мое здоровье!

Методическая разработка тренинга Мое здоровье!


© 2010-2022