О патриотическом воспитании студентов колледжа физической культуры

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О патриотическом воспитании

студентов колледжа физической культуры

Тарасенко Г.Р.- заместитель директора

по воспитательной работе

ГАПОУ «Альметьевский колледж

физической культуры»

В 20 веке человечество столкнулось с глобальным безумием: едва ли не беспрерывные бесчеловечные войны столетия. Так появилась жесточайшая формула и любое достижение не может не стать человечеству враждебным, если оно попадает в нечистые, скорее всего, в политические руки. В Международном Олимпийском комитете вновь избранный представитель дает клятву, в которой есть такие слова: « Обязуюсь… оставаться свободным от всякого политического и коммерческого влияния, как и от всех соображений расового и религиозного порядка, бороться с любыми формами дискриминации и защищать при всех обстоятельствах интересы МОК и Олимпийского движения». [2]

Сегодня очень часто приходится слышать о том, что поступки, совершаемые отдельными молодыми людьми, девушками удивляют и огорчают своей безнравственностью и бесчестностью, что негативное поведение молодёжи становится нормой, что молодежь и юношество не имеют определенной позитивной системы ценностей.

Актуальность. По данным Минздравсоцразвития России свыше 40% допризывной молодежи не соответствует требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части выполнения минимальных нормативов физической подготовки. Остальные освобождены по состоянию здоровья или имеют отсрочку. Современное реформирование российского общества сопровождается рядом негативных явлений, одним из которых является падение гражданских и морально-нравственных ориентиров среди старшеклассников и студенческой молодежи. К таким явлениям относятся, в частности, деятельность неофашистских и неонацистских молодёжных организаций, скинхедов и т.д. Не во всех учебных заведениях, где обучаются школьники и студенты, на должном уровне осуществляется патриотическое воспитание.

Цель исследования: определение уровня духовно-политического самосознания студентов Альметьевского колледжа физической культуры.

Задачи исследования:

1). Изучить состояние вопроса в учебно-методической и научно-популярной литературе.

2). Обобщить опыт патриотического воспитания студенческой молодёжи в истории Альметьевского техникума (колледжа) физической культуры.

3). Оценить и проанализировать духовно-политический уровень самосознания студентов 1-2 курсов колледжа.

Объект исследования: учебный процесс студентов Альметьевского колледжа физической культуры.

Предмет исследования: социально-политические знания студентов среднего профессионально физкультурно-педагогического учебного заведения - ГАПОУ «Альметьевский колледж физической культуры»

Методы исследования:

  1. Контент-анализ литературы по теме исследования.

  2. Беседа с преподавателем БЖ и ОВС колледжа

  3. Социологический опрос (анонимное анкетирование) студентов 1-2 курсов Альметьевского колледжа физической культуры.

Гипотеза исследования: предполагается, что половина опрошенных студентов физкультурного колледжа имеют достаточно высокий уровень духовно-политического самосознания.

Практическая и теоретическая значимость: результаты исследования будут полезны не только для преподавателей БЖ и ОВС, тренеров, учителей физкультуры, но и для работников военкоматов, редакций газет и журналов, управлений по делам молодёжи, органов МВД и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение:

1.Контент-анализ имеющихся литературных источников дал краткую характеристику четырёх основных понятий, необходимых для проведения социологического опроса студентов: патриотизма, неонацизма, неофашизма, скинхедов.

а). Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.[3]

б). Неонацизм - (новый нацизм) - общее название идеологии политических или общественных движений, возникших после Второй мировой войны, исповедующих национал-социалистические и близкие к ним взгляды. Неонацизм заимствует элементы нацистской доктрины, в том числе шовинизм, фашизм, расизм, ксенофобию, гомофобию и антисемитизм.[1]

в). Неофашизм-термин, который применяют для обозначения некоторых праворадикальных организаций движений в ряде государств мира, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций, распущенных после 2-й мировой войны. Неофашисты проявляют склонность к политическому экстремизму, используют террористические формы деятельности.[1]

г). Скинхеды - молодёжная ультраправая организация, представители которой придерживаются иной, национал-социалистической идеологии, одной из направлений субкультуры представителей скинхедов. Деятельность скинхедов, как правило, носит националистический, экстремистский характер.[4]

2. В результате беседы с преподавателем БЖ - ОВС Альметьевского колледжа физической культуры была получена краткая историческая справка, обобщающая опыт патриотического воспитания студентов. Наш основной контингент - юноши, будущие солдаты, будущие учителя и тренеры, преподаватели ОБЖ и ОВС. Наши выпускники в рядах Вооруженных Сил выгодно отличаются от остальных хорошей физической подготовкой, исполнительской дисциплиной и организаторскими способностями. Администрация колледжа систематически получала и получает благодарственные письма из воинских частей за воспитание наших выпускников. Афганская война не обошла стороной и студентов АТФК (АКФК). В боевых действиях участвовали десятки наших выпускников и студентов.

Чеченская война оказалась более трагичной для коллектива колледжа. Десятки наших студентов участвовали в этой войне, получали ранения, а двое наших выпускников погибли в боевых действиях. Пашунин Михаил Юрьевич (1975-1995) - выпускник 1994 года - был досрочно призван в ряды действующей армии и погиб 28 марта 1995 года, исполняя свой воинский долг. Через 7 лет погиб выпускник 2001 года Александр Виссарионов. Коллектив колледжа запомнил Михаила как совестливого, очень воспитанного студента-романтика, большого любителя родной природы, а Александра - как одаренного спортсмена, непременного участника всех проводимых в техникуме, городе и республике соревнований, любознательного юношу с открытой душой. В колледже созданы памятные уголки, посвященные этим выпускникам. С 1998 года ежегодно проводятся традиционные классные часы, посвященные памяти М. Пашунина и А. Виссарионова. Ежегодно 15 февраля - в день вывода советских войск из Афганистана студенты колледжа участвуют в митинге, посвященном этой дате, и в соревнованиях по военно-прикладному многоборью среди вузов и техникумов города и республике. Команда колледжа в течение последних 15 лет всегда была победителем и призёром различных республиканских военно-спортивных соревнований. Так, в этом году, в этих состязаниях, посвященных годовщине вывода советских войск из Афганистана, команда колледжа стала победителем из 13 команд юго-востока Татарстана.

3. Для определения отношения 100 студентов 1-2 курсов к понятиям «неонацизм», «неофашизм», «скинхеды», «патриотизм» было проведено анонимное анкетирование среди них по 5 вопросам, которые обнаружили уровень духовно-политического самосознания будущих спортивных педагогов.

На 1-ый вопрос - что такое неонацизм и неофашизм - почти правильный ответ дали 40% опрошенных студентов. На 2-ой вопрос - кто же такие скинхеды-правильно ответили 56% респондентов. На 3-й вопрос - почему в России до сих пор живуч фашизм среди молодежи-были разнообразные версии, и только 29% опрошенных студентов высказались правильно, показав свой достаточно развитый духовно-политический уровень.

Среди ответов на этот вопрос были очень самокритичные мысли: а)

неправильное воспитание молодежи; б) молодежь не уважает свою Родину должным образом, равнодушно относится к своей Родине, не знает свое прошлое; в) у молодежи есть свои интересы, молодёжь больше всего предпочитает власть и разнообразие в жизни, не прислушивается к мнению старшего поколения; г) в наше время очень агрессивная и жестокая молодёжь; д) взрослые учат молодёжь тому, чему сами не захотели и не смогли научиться в своё время.

Ответы на четвертый вопрос выявлял не только общегражданскую позицию студентов, их отношение к патриотизму и к патриотам, но и их духовно-политическое самосознание. Ровно 58% опрошенных точно знают, что такое патриотизм, дают довольно верное определение и чувствуют себя патриотами. Однако 42% респондентов ответили, что не знают ничего о патриотизме. В ответах некоторых студентов есть очень интересные и оригинальные мысли о патриотах и патриотизме: «Патриот - это фанат своей страны, преданный своему Отечеству, готовый ради него пожертвовать собой», «патриот - это человек, который приятен своей Родине и народу». Некоторые студенты ответили, что «патриот - это тот, кто подражает своей стране, живёт жизнью страны», « главное для патриота - остаться человеком и сделать что-нибудь хорошее в этой жизни». Меньшее количество респондентов утверждают, что « патриот всё отдаст за свою Родину, всё для нее сделает», « патриот - это тот, кто знает Конституцию страны, уважает окружающих, уважает свою страну, а каждый человек должен быть патриотом своей страны». Профессиональный ответ отдельных студентов был следующий: « Патриоты знают историю своей страны и считают, что она всегда и везде будет первой в мире!». Почти философские и профессиональные определения понятия «патриотизм» даны в трёх ответах первокурсников: « Патриотизм - это высшее духовное отношение души к родному государству: человек, который родился в этой стране, жил и умер здесь - это истинный патриот»; «патриотизм - это воспитание в детях стойкости, спортивного духа, интереса к армии, морально-волевая и военно-спортивная подготовка юношей к армии, а девиз истинных патриотов России- патриот никогда не предаст и не продаст Родину».

В ответах на последний вопрос, требующий конкретного ответа на вопрос об их желании служить в рядах Вооруженных Сил, обнаружилась реальная позиция юношей 16-17 лет. Хотят и будут служить в рядах Вооруженных Сил 75% юношей; не хотят - 10% респондентов. 15% опрошенных не знают ещё, хотят ли они служить, будут ли они служить. Один из ответов был очень уверенным: « Я останусь служить по контракту!»

Выводы. В деле физического и военно-патриотического воспитания студенческой молодежи одно из первых мест может и должен занимать спорт. Именно регулярные занятия спортом, физической культурой и туризмом позволяют развивать у студентов лучшие черты характера. Создание современной системы военно-патриотического воспитания студенческой молодежи к военной службе с использованием разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма должно стать приоритетной задачей руководителей учебных заведений и специалистов сфере физической культуры и спорта.

Студенты Альметьевского колледжа физической культуры в целом являются патриотами своей страны, своей республики. Однако в результате исследования определился уровень духовно-политического самосознания ниже среднего- 42% (по гипотезе- 50%). Это недостаточно для будущих специалистов физкультурно-спортивной сферы Татарстана, так как воспитание подрастающего поколения в духе любви и уважения к Родине - обязанность, долг всех педагогов. Это очень актуально, особенно в ближайшие годы: так, например, в июле 2013года триумфально прошла в Казани 27-я летняя Универсиада, а в феврале - марте 2014года российские спортсмены также блестяще выступили на Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи, заняв первые места в неофициальном командном зачете. В 2015 году в Татарстане прошел чемпионат мира по водным видам спорта, а матчи Чемпионата мира по футболу пройдут в Казани в 2018году.

Литература

  1. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов: ок. 5000 слов/И.А. Васюкова. - М.:Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005 - с.651

  2. Ожегов С.И. Толковый словарь: Ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений/С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцова. - 27-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО »Издательство «Мир и образование», 2010.-с.328

  3. Олимпийский учебник студента: учеб.пособие для олимпийского образования в высших учебных заведениях / В.С. Родиченко и др. ; Олимпийский комитет России. -10-е изд., перераб. и доп. - М.: Советский спорт,2012.-136 с.:ил.

  4. ru/wikipedia/org/wiki/%CD%E5%EE%ED%E0%F6%E8%E7%EC





© 2010-2022