Конспект урока на тему Конфликт. Его позитивные и негативные стороны. Возможность его разрешения ненасильственным путем

Раздел Воспитательная работа
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Что такое конфликт? Его позитивные и негативные стороны. Возможность разрешения ненасильственным путем

Цель: Дать понятие «конфликта», выяснить его положительные и отрицательные стороны; понятие «этапы конфликта»; выработать шаги - способы решения конфликтных ситуаций на разных этапах.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Анализ анкет.

На предыдущем уроке детям были предложены следующие вопросы:

1. Что такое ссора?

2. Я боюсь ссориться, так как …

3. Я не боюсь ссориться, так как …

4. Почему люди ссорятся?

5. Как можно помириться?

6. Что значит простить?

7. Что значит «обидеться»?

8. Нужно ли говорить «извини»?

9. Легко ли ты прощаешь?

10. Что тебя обижает больше всего?

III. Введение в тему.

Учитель читает или представляет вниманию детей подготовленную демонстрацию рассказа Л.Н. Толстого «Мой конь».

Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь? Стали они коня друг у друга рвать.

- Дай мне, мой конь!

- Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой.

Пришла мама, взяла коня, и стал конь ничей.

Учитель:

-Как можно назвать произошедшее между мальчиками? (Ссора, конфликт)

Сегодня мы узнаем 1) Что такое конфликт?

2) Какие + и - конфликта?

3) Как разрешать мирно ссоры ? (Слайд 1)

IV. Изложение материала.

Конфликт- это наиболее острый способ разрешения разногласий.(Слайд 2)

Какие могут быть конфликты? С кем? Где? (Слайды 3-9)

( С родителями, братьями и сестрами, с одноклассниками, ровесниками, соперниками, учителями, в общественном транспорте и т.д.)

- Заметили ли вы , что означает слово «конфликт» в переводе с латинского?

Ответ: столкновение.

-Оказывается, любое столкновение может привести к разным результатам.

-Как вы думаете, какие негативные стороны может иметь конфликт? (Слайд 10)

1. Лишён выбора, стоит на позиции «Прав только я», не принимает другую точку зрения.

2. Вредит здоровью и лишает сил.

3. Проявляются плохие качества.( Например: грубость, упрямство, эгоизм, гордость, неуступчивость)

4. Портятся отношения с другими.

Такой конфликт подобен извержению вулкана. Перед извержением содрогается земля, из жерла вулкана выбрасываются тонны вулканического пепла, и наконец, извергается лава, которая губит все живое вокруг.

(Желательно показать короткое видео)

- Какие положительные стороны имеет конфликт? (Слайд 11)

1. Выявляет разнообразие точек зрения.

(по принципу: одна голова хорошо-две лучше)

2. Дает стимул для достижения цели.

3. Проявляются хорошие качества.( Терпение,смирение, доброта, умение ладить с другими,уступчивость, сдержанность, самообладание)

4. Улучшаются отношения с другими, появляется опыт сотрудничества.

Пример: зажечь спичку (демонстрация)

Такое столкновение приводит к положительным результатам. Можно разжечь костер, чтобы согреться, приготовить пищу. При этом огонь можно контролировать. Спичку легко затушить.

Итог: каждый из вас сам будет решать, как будет работать конфликт.

-Но что, если нам кажется, что вина лежит на ком-то другом, «он первый начал», « нас заставили обстоятельства»?

-Посмотрим следующий видеоролик. ( «Ветер и флюгер»)

-Что такое флюгер?

-Как он работает? (Ветер дует куда хочет, флюгер лишь подчиняется)

Вывод: мы склонны оправдывать свой всплеск негативных эмоций, считая, что другие вывели нас из равновесия. У нас не было другого выбора. В таком случае мы прячемся за маску «флюгера». Так удобно.

Занимаем внутреннюю позицию: (Слайд 13)

Я несу личную ответственность за происходящее. Если Я есть, значит, я могу решать, как поступить. У меня есть возможность выбора действий.

Этапы: а) возникновение причин- различие во мнениях;

б) развивающийся конфликт;

в) прямая борьба в виде ссоры, его разрешение. (Слайд 14)

- Нравится ли вам ссориться?

-Как вы думаете, на каком этапе лучше среагировать? ( Вначале)

-По каким признакам можно определить, что конфликт зарождается?

-возбужденный тон

-быстрая речь

-покраснение лица

-спор

Что делать? Словив этот момент, воспользуйся цепочкой слова- эмоции-мышление.

Так можно не допустить переход к спору, раздражению.

Как? (Слайд 16) Следуем принципу: Понимание сдерживает гнев.

Понять человека, его мышление, что задело и почему.

Пример: мама ругает, что ты поздно пришел домой. Как ты думаешь, что ею движет?

Чтобы лучше понять другого, надо 1)поставить себя на его место, 2)спросить 3) слушать.

Дополнительный материал. Притча об орле. (слайд 17)

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
- Мама, что это за птицы? - спросил он.
- Наши друзья, - ответила орлица сыну. - Орёл живёт в одиночестве - такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, - наши верные друзья.
Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
Ай-ай, они украли у нас еду!
- Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам.

Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

Учитель: Но что, если нас провоцируют? Если в свой адрес мы слышим обидное слово: «слабак», «трус», «пампушка», «что, самая умная?» (слайд 18)

- Что нам хочется ответить? (Тем же)

- Что будет происходить дальше?

- Хороший результат? Можно ли лучше?

Позиция: я могу быть сильным - не ответить обидно. Сказать с достоинством. Это не так. Просто это неправильно. Я не хочу драться. Не хочу расстраивать родителей. Это неуважение к учителю.

В некоторых случаях можно просто промолчать.

Если все - таки обидно, что предпринять:

1. Цитата из библии Экклезиаст 7 : 21 «Не на каждое слово обращай внимание, … так как твое сердце знает немало случаев, когда ты сам злословил других.»

(Хотел ли я обидеть другого? Или просто высказывал своё мнение?)

2. Благодарность поможет простить.

Задание: напишите, что хорошего сделал для вас сосед по парте (листочки прикрепим на доске).

3. Еще один способ справиться с обидой. Попробуйте угадать …

( Это стихотворение читаю как дополнительный материал )

ОБИДА

автор: Эмма Мошковская

Я ушёл в свою обиду

И сказал, что я не выйду.

Вот не выйду никогда!

Буду жить в ней все года!

И в обиде

я не видел

ни цветочка, ни куста...

И в обиде я обидел

и щеночка, и кота...

Я в обиде

Съел пирог

и в обиде

я прилёг,

и проспал в ней два часа.

Открываю я глаза...

А она куда-то делась!

Но искать

не захотелось.

Вывод: сон и еда.

- Но если уже ссора. Свести к минимуму вред

Не говорить оскорбительно. Не кричать. Говорить о своих чувствах, конкретной ситуации, внести предложение.

«Мне обидно, что ты забираешь коня себе, ведь я тоже этого хочу. Давай договоримся, как мы могли бы играть им вместе».

Вывод: решение проблемы важнее победы в споре.

V. Обобщение (слайд 19)

Что нового узнали? Как развить благодарность? Что можно применить при провокациях?

VI. Итог урока.

Составить синквейн. Например:

1. Конфликт

Ненужный, неприятный.

Спорит, унижает, разрушает.

Только сильный человек не допустит

2. Конфликт

Неизбежный, полезный.

Учит, выявляет, дает сил.

Нужно учиться правильно разрешать.

Рост.



© 2010-2022