Концепция воспитательной системы ученического коллектива Колесовой М. Р

Раздел Воспитательная работа
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.

А.С. Макаренко

Несмотря на то, что за последние годы в российской образовательной системе произошли значительные изменения и провозглашённая личностно-ориентированная модель в образовании как базовая в рамках гуманизации педагогического процесса приносит свои плоды, проблема воспитания подрастающего поколения стоит особенно остро, поскольку изменились требования к человеку со стороны общества.

Современное гуманистическое представление о человеке предполагает рассмотрение его как существа природного (биологического), и как социального (культурного), и как экзистенциального (независимого, самосущего, свободного). Человек должен обладать способностью самостоятельно, независимо строить свою свободу, свои отношения с миром, осуществляя свой собственный выбор. Поэтому назначение образования заключается именно в том, чтобы ввести ребёнка в мир взрослого общества, научить его жить по законам общества, в котором он родился и живёт, помочь ему занять в этом обществе свою активную жизненную позицию, то есть научить тому, что может быть обозначено как социолизация.

Воспитание в школе - это творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий для развития индивидуальных, неповторимых особенностей и самоактуализации личности. А позиция классного руководителя и вся его деятельность являются важным неотъемлемым звеном в этом процессе.

Взаимодействие педагога и воспитанника должно представлять собой субъект - субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество, в которых доминирует равный взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Классный руководитель должен помочь ребёнку определить его собственные интересы, возможности, пути преодоления препятствий. Ведь у каждого человека своя программа развития, свои цели и задачи. Каждый выбирает свой путь полёта, который ему по силам. Педагог должен научить его самостоятельно достигать желаемых результатов и успеха в обучении, самовоспитании, общении и образе жизни. Педагог помогает ребёнку приоткрыть дверь во взрослую жизнь, в которую он должен войти сам!

Поэтому в своей педагогической деятельности я придерживаюсь одной из современных концепций воспитательной системы, разработанной известным учёным В.А.Караковским «Системное построение процесса воспитания». Эта концепция предполагает создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Надо управлять не личностью, а процессом её развития. А это означает, что приоритет в работе классного руководителя отдаётся диалогическим методам общения, совместному поиску истины, развитию личности через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Придерживаясь данной концепции, я строю свою работу с детьми, ориентируясь на основные общечеловеческие ценности: «Человек», «Отечество», «Знания», «Труд», «Коллектив», «Здоровье» и «Семья». Ориентация на эти фундаментальные ценности и должна помогать в рождении настоящего человека: доброго, справедливого, правдивого и преданного. Быть таким - и значит быть счастливым!

Основными нормативными документами для создания воспитательной системы стали: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании»,

Конвенция о правах ребенка, «Декларация прав ребенка» от 20.11.1959, Устав гимназии, Семейный кодекс РФ, а также развернутые «Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях» (приложение к письму Минобразования России от 03.02.2006г. № 21. В данных рекомендациях четко определены цели и задачи классного руководителя, а также функции, которые позволили мне спроектировать программу воспитательной системы нашего коллектива.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА

Методологической основой воспитательной деятельности в ученическом коллективе является гуманистическое системное построение процесса воспитания. Авторами проекта являются известные учёные Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова и Наталья Леонидовна Селиванова.

Понятие «воспитание» в этой концепции рассматривается как «целенаправленное управление процессом развития личности». Главное в нём - это

создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Основные понятия данной концепции:

-совершенствование человека не средство благополучия общества, а цель общественной жизни;

- развитие личности предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека;

- самого индивида мыслят творцом самого себя, своих обстоятельств.

В соответствии с этой концепцией цель воспитательной системы класса заключается в создании условий для воспитания и развития личности, способной к духовно-нравственному, творческому и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.


Для реализации данной цели необходимо решать следующие задачи:

- совершенствовать условия для развития у учащихся потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе духовно-нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;

- формировать систему ценностных ориентаций учащихся как основы их воспитанности;

- продолжить работу по вовлечению учащихся в систему ученического самоуправления и общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимодействию и взаимовлиянию;

- активизировать работу по повышению родительской активности в воспитательном процессе классного сообщества и участия в его соуправлении;

Основные принципы организации воспитательного процесса:

Содержание и организационные формы воспитательной работы разработаны на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие всесторонне-развитой гармоничной личности, ориентированной на приобретение прочных основ духовно-нравственного, гражданско-патриотического и здорового образа жизни.

Принцип гуманистической направленности ориентирован на создание посредством уважительных, добрых и внимательных отношений между педагогом и воспитанником психологического комфорта, в котором растущая личность чувствует себя защищённой, нужной и значимой. Основная стратегия взаимодействия основана на «субъект - субъектных отношениях».

Принцип личностного подхода в воспитании строится на признании личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважении уникальности и своеобразия каждого ребёнка, признании его социальных прав и свобод.

Принцип природосообразности воспитания ориентирован на воспитание учащихся сообразно их полу, возрасту; формирование у них ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения; изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений; построении психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учётом принятой в науке периодизации возрастов.

Принцип культуросообразности воспитания ориентирован на воспитание на общечеловеческих ценностях в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип дифференцированного подхода направлен на отбор содержания, методов и форм воспитательной работы в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, ведущими институтами воспитания и с учётом уникальности и неповторимости участников воспитательного процесса.

Участники воспитательного процесса:

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ



РОДИТЕЛИ


РЕБЕНОК



ПЕДАГОГИ


Содержание воспитательного процесса:

Основу воспитания согласно концепции «Системного построения процесса воспитания» составляют общечеловеческие ценности. В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обращаться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Поэтому свои усилия я считаю необходимо направлять на создание условий для освоения учащимися таких ценностей, как «Человек», «Знания», «Отечество», «Здоровье», «Культура» «Семья», «Коллектив». В соответствии с этими ценностями я в своей воспитательной деятельности выделяю следующие основные направления работы классного коллектива:

- «Ученик и его Знания», которое способствует повышению уровня успеваемости учащихся;

- «Ученик и его Отечество», направленное на воспитание гражданина и патриота своей Родины;

- «Ученик и его Здоровье», направленное на сохранение и укрепление здоровья учащихся;

- «Ученик и его Творчество», направленное на раскрытие и реализацию творческих способностей учащихся;

- «Ученик и его Семья», которое помогает сделать родителей активными участниками педагогического процесса;

- программа изучения развития классного коллектива «Мой класс - мои друзья», направленная на изучение межличностных отношений и внутриколлективных связей учебного коллектива, а также на его формирование и сплочение.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются «индивидуальность», «самостоятельность», «доброта», «творчество», «активность», «коллектив», «общечеловеческие ценности», «сотрудничество».

«Индивидуальность»: воспитание должно основываться на природных свойствах и качествах тех, для кого оно предназначено.

«Самостоятельность»: научить учащегося самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, общении, самовоспитании и образе жизни.

«Доброта»: формирование доброжелательных отношений друг с другом помогает достичь положительных результатов.

«Творчество»: строить радостную и полезную повседневную творческую жизнь.

«Активность»: именно активная жизненная позиция поможет ребёнку познать процессы самопознания, самостроительства и самореализации.

«Коллектив»: вся деятельность направлена на сплочение коллектива, развитие его в целом и каждого члена коллектива в отдельности.

«Общечеловеческие ценности»: вся деятельность направлена на формирование фундаментальных ценностей, способствующих развитию полноценной личности.

«Сотрудничество»: научить учащихся работать в группе, принимать совместные решения, руководствуясь интересами каждого, для достижения поставленных целей и результатов.

Поэтому необходимо сделать так, чтобы эти направления и ключевые понятия «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем реализовались в ценностные ориентации личности каждого ребёнка.

Основные направления воспитательной системы:

Направление «Ученик и его Знания»

Девиз: «Знание - спутник человеку на пути его любом».

Д. Гурамишвили

Основная цель: формирование положительного отношения к учению, пониманию роли знаний в жизни, развитие познавательной активности и культуры умственного труда

Задачи воспитания:

  • организовать работу, направленную на повышение качества знаний учащихся;

  • создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей и познавательной активности учащихся средствами воспитательной работы;

  • разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для гармоничного развития личности.

Содержание работы:

  • изучение интеллектуальных возможностей учащихся;

  • развитие творческой и познавательной активности учащихся в интеллектуальной деятельности;

  • поддержка и поощрение проявления таланта и незаурядности мышления учащихся в познавательной деятельности;

  • изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы и повышения качества знаний;

  • контроль за деятельностью учителей - предметников по вопросу создания благоприятных и комфортных условий для развития познавательного потенциала учащихся.

Формы воспитательной работы:

  • участие в предметных олимпиадах;

  • участие во Всероссийском олимпиадном движении;

  • участие в деятельности НОУ «Гимназист», научно-практических конференциях и научно-исследовательской работе;

  • творческие конкурсы;

  • общешкольный конкурс «Ученик года»;

  • слет «Умники и умницы»

  • познавательные классные часы.

Победители и призеры муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников


Основные направления воспитательной системы:

Направление «Ученик и его Отечество»

Девиз: «Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к Отечеству».

Ж.Ж.Руссо

Основная цель: формирование и развитие у учащихся мотивации к самореализации себя как патриота и гражданина своей Родины, воспитание у них системы ценностных отношений к окружающему миру.

Задачи воспитания:

  • воспитать у учащихся понимание Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;

  • использовать все возможные средства для формирования у учащихся чувства гордости за свою гимназию, свою малую и большую Родину, свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, верности его духовным традициям;

  • формировать чувство личной ответственности к Родине, правосознания и уважения к ценностям демократического общества;

  • создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся и потребность в сохранении их психического и духовно-нравственного здоровья.

Содержание работы:

  • организация и проведение мероприятий, направленных на изучение учащимися правовых норм государства, законов, формирование ответственного к ним отношения, навыков и умений правового поведения;

  • организация и проведение мероприятий, направленных на изучение исторического прошлого страны, края, города и выдающихся граждан;



  • посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;

  • активное сотрудничество с социумом и общественными организациями, участие в социальных акциях и проектах, способствующих развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся.

Формы воспитательной работы:

  • посещение краеведческих, военно-исторических музеев г. Хабаровска;

  • тематические классные часы, патриотической и духовно-нравственной направленности;

  • тематические беседы/15-ти минутки;

  • тематические встречи с ветеранами;

  • участие в коллективном творческом деле «Помним. Гордимся. Живем » ;

  • участие в мероприятиях военно-патриотической направленности;

  • уроки мужества;

  • социальные акции: «Посылка воину», «Поздравь ветерана»,

«Помоги собраться в школу», « Оранжевая акция», « Открытое сердце»

Основные направления воспитательной системы:

Направление «Ученик и его Здоровье»

Девиз: «Здоровье - мудрых гонорар...»

Беранже П. Ж.

Основная цель: формирование потребности в сохранении, укреплении здоровья и ведении здорового образа жизни для собственного самоутверждения.

Задачи воспитания:

  • знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;

  • профилактика вредных привычек и поведенческих болезней, пропаганда ведения здорового образа жизни;

  • формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы.

Содержание работы:

  • изучение состояния здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья;

  • организация просветительской деятельности, направленной на профилактику инфекционных заболеваний;

  • организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек и поведенческих болезней;

  • разностороннее просвещение и активное привлечение учащихся к занятиям физической культуры и спортом;

  • расширение знаний учащихся о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил, о выработке личных гигиенических правил;

  • организация и проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Формы воспитательной работы:


  • тематические классные часы;

  • профилактические беседы с приглашением узких специалистов и врачей;

  • 15-тиминутные профилактические беседы;

  • «День Здоровья»;

  • спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • Малые Олимпийские игры;

  • выпуск плакатов и видеороликов «Мы за здоровый образ жизни!»;

  • анкетирование.

Основные направления воспитательной системы:

Направление «Ученик и его Творчество»

Девиз: «Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, - это всегда автопортрет»

С. Батлер

Основная цель: гармонизация и развитие творческих способностей учащихся, приобщение их к эстетическим ценностям.

Задачи воспитания:

  • создать благоприятные условия для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их творческих способностей;

  • активизировать работу по привлечению учащихся в организацию и проведение внеклассных мероприятий;

  • стимулировать инициативу, самостоятельность и активность учащихся во внеклассной и общешкольной жизнедеятельности;

Содержание работы:

  • организация культурного и содержательного досуга учащихся;

  • вовлечение учащихся в разнообразные виды коллективной творческой деятельности;

  • развивать художественно-эстетическое восприятие окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;

  • формирование этических норм культуры поведения и эстетических отношений, восприятий, чувств, вкуса и идеала;

  • раскрытие творческих способностей учащихся через вовлечение в систему дополнительного образования гимназии и социума.

Формы воспитательной работы:


  • тематические классные часы;

  • экскурсии, посещение художественных выставок, музеев и театров;

  • творческие конкурсы;

  • новогодний вечер;

  • внеклассные мероприятия;

  • концерты для родителей;

  • конкурсы плакатов, медиапрезентаций.


Основные направления воспитательной системы:

Направление «Ученик и его Семья»

Девиз: «Семья - один из шедевров природы».

Д. Сантаяна

Основная цель: осознание учащимися значимости семьи в жизни человека.

Задачи воспитания:

  • создать благоприятные условия для активного и полезного взаимодействия класса и семьи по вопросам воспитания учащихся и совместного проведения досуга;

  • создать условия для духовного общения детей и родителей;

  • создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей;

  • организовать работу по сближению интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности учащихся.

Содержание работы:

  • создание банка данных о семьях учащихся;

  • изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

  • создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель»;

  • разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;

  • организация культурного совместного досуга детей и взрослых;

  • привлечение родителей к активному участию в жизни класса и гимназии.

Формы воспитательной работы совместно с учащимися:


  • тематические классные часы и беседы;

  • семейные выезды на природу;

  • экскурсии;

  • спортивные состязания;

  • празднование календарных праздников (День матери, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День семьи, День защиты детей).

Формы работы с родительской общественностью:

  • изучение семей учащихся;

  • индивидуальные беседы и консультации;

  • тематические родительские собрания;

  • лектории и беседы;

  • дни открытых дверей;

  • работа родительского комитета

Основные направления воспитательной системы:

Программа изучения развития ученического коллектива

«Мой класс - мои друзья»

Девиз: «Человек становится человеком только среди людей»

И. Бехер

Основная цель: изучение межличностных и внутриколлективных связей и социально-психологических характеристик ученического коллектива для оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Задачи программы:

  • изучить индивидуально-психологические особенности учащихся и социально-психологических характеристик ученического коллектива;

  • развивать у учащихся личностные качества, способствующие формированию оптимальных межличностных отношений;

  • создать условия для изучения и развития специфических качеств ученического коллектива.

Содержание программы:

  • проведение диагностических исследований, направленных на изучение психологической атмосферы ученического коллектива;

  • организация коррекционной работы по оптимизации межличностных и внутриколлективных связей;

Формы работы:

  • педагогическое наблюдение;

  • социологические опросы;

  • анкетирование;

  • экспресс - диагностика;

  • тесты;

  • изучение мнения и индивидуальных особенностей.

Механизм воспитания:

Он заключается в целенаправленном использовании системообразующих форм и способов деятельности, играющих первостепенную роль в построении воспитательной системы и формировании неповторимой индивидуальности общешкольного коллектива.

Действие такого механизма воспитания возможно лишь тогда, когда педагог успешно реализует систему воспитательных функций:

а) диагностическую (наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, социометрия);

б) целевой ориентации (отбор, ранжирование, дифференциация воспитательных задач);

в) планирования (моделирование деятельности, отбор форм и методов взаимодействия, структурирование);

г) организаторскую (организация коллектива и органов самоуправления, коллективной деятельности, распределение ролей, делегирование ответственности учащимся и её регулирование);

д) коммуникативную (выбор опорных позиций, ориентация на доверие и сотрудничество, адаптирование отношений и выработка их норм);

е) мобилизационно-побудительную (актуализация значимых целей, социального субъектного опыта, психических состояний, мотивация деятельности и поведения, психологическое подкрепление и внушение);

ж) формирующую (формирование сознания и опыта жизнедеятельности, методы стимулирования);

з) контрольно-аналитические и оценочные (проверка хода воспитательного процесса, систематизация, классификация, типизации, сравнительный анализ, обобщение, экспертная оценка, групповая и индивидуальная оценка);

и) корректирующую (выбор и выработка единых требований к учащимся, коррекция поведения, действий и усилий).

Процесс становления и функционирования воспитательной системы должен происходить в соответствии с основными направлениями управленческих действий:

- моделированию воспитательной системы;

- организации коллективной творческой деятельности;

- корректировку возникающих в воспитательном процессе отношений;

- рациональное использование воспитательного потенциала среды.

Главным системообразующим фактором является коллективно-творческая деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.

Основу этой деятельности составляет круг традиционных дел: «День знаний», «День Здоровья», «Малые Олимпийские игры», военно-патриотическая игра «Сыны Отечества», конкурс плакатов и видеороликов «Мы за здоровый образ жизни», конкурс военно-патриотической песни, новогодний вечер в классе, «Ученик года» и слет «Умники и умницы».

Развитию субъектности личности учащегося должно способствовать формирование органов самоуправления в жизни классного коллектива. Самоуправление развивается согласно «Положению о классном самоуправлении».

В развитии личности учащихся необходимо использовать социокультурный потенциал гимназии и города: посещение школьного музея, посещение театров, музеев, выставок, спортивные школы и секции, разнопрофильные кружки, музыкальные и лингвистические школы.

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы классного коллектива направляется на то, чтобы учащиеся смогли развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учащимися и родителями образу выпускника гимназии. Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности: ценностный (нравственный); познавательный, творческий, коммуникативный, художественный и физический, а также выбора жизненных позиций и профессиональной ориентации.

Критериями эффективности воплощения воспитательной системы классного коллектива являются следующие:

- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного и физического потенциала учащихся;

- развитость креативных способностей учащихся;

- проявление неповторимой индивидуальности каждого ученика и классного коллектива в целом;

- сформированность классного коллектива;

- сформированность уровней воспитанности учащихся класса;

- степень приближённости воспитательной системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы. Исследование эффективности программы осуществляется через:

  • психологическое тестирование;

  • анкетирование, социологические опросы;

  • педагогическое наблюдение;

  • индивидуальные беседы с учащимися, родителями, педагогами гимназии, психологом, социальным педагогом о проблемах отдельных детей.



© 2010-2022