- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Концепция воспитательной системы ученического коллектива Колесовой М. Р
Концепция воспитательной системы ученического коллектива Колесовой М. Р
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Колесова М.Р. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передает свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению.
А.С. Макаренко
Несмотря на то, что за последние годы в российской образовательной системе произошли значительные изменения и провозглашённая личностно-ориентированная модель в образовании как базовая в рамках гуманизации педагогического процесса приносит свои плоды, проблема воспитания подрастающего поколения стоит особенно остро, поскольку изменились требования к человеку со стороны общества.
Современное гуманистическое представление о человеке предполагает рассмотрение его как существа природного (биологического), и как социального (культурного), и как экзистенциального (независимого, самосущего, свободного). Человек должен обладать способностью самостоятельно, независимо строить свою свободу, свои отношения с миром, осуществляя свой собственный выбор. Поэтому назначение образования заключается именно в том, чтобы ввести ребёнка в мир взрослого общества, научить его жить по законам общества, в котором он родился и живёт, помочь ему занять в этом обществе свою активную жизненную позицию, то есть научить тому, что может быть обозначено как социолизация.
Воспитание в школе - это творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий для развития индивидуальных, неповторимых особенностей и самоактуализации личности. А позиция классного руководителя и вся его деятельность являются важным неотъемлемым звеном в этом процессе.
Взаимодействие педагога и воспитанника должно представлять собой субъект - субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество, в которых доминирует равный взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Классный руководитель должен помочь ребёнку определить его собственные интересы, возможности, пути преодоления препятствий. Ведь у каждого человека своя программа развития, свои цели и задачи. Каждый выбирает свой путь полёта, который ему по силам. Педагог должен научить его самостоятельно достигать желаемых результатов и успеха в обучении, самовоспитании, общении и образе жизни. Педагог помогает ребёнку приоткрыть дверь во взрослую жизнь, в которую он должен войти сам!
Поэтому в своей педагогической деятельности я придерживаюсь одной из современных концепций воспитательной системы, разработанной известным учёным В.А.Караковским «Системное построение процесса воспитания». Эта концепция предполагает создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Надо управлять не личностью, а процессом её развития. А это означает, что приоритет в работе классного руководителя отдаётся диалогическим методам общения, совместному поиску истины, развитию личности через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.
Придерживаясь данной концепции, я строю свою работу с детьми, ориентируясь на основные общечеловеческие ценности: «Человек», «Отечество», «Знания», «Труд», «Коллектив», «Здоровье» и «Семья». Ориентация на эти фундаментальные ценности и должна помогать в рождении настоящего человека: доброго, справедливого, правдивого и преданного. Быть таким - и значит быть счастливым!
Основными нормативными документами для создания воспитательной системы стали: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании»,
Конвенция о правах ребенка, «Декларация прав ребенка» от 20.11.1959, Устав гимназии, Семейный кодекс РФ, а также развернутые «Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях» (приложение к письму Минобразования России от 03.02.2006г. № 21. В данных рекомендациях четко определены цели и задачи классного руководителя, а также функции, которые позволили мне спроектировать программу воспитательной системы нашего коллектива.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА
Методологической основой воспитательной деятельности в ученическом коллективе является гуманистическое системное построение процесса воспитания. Авторами проекта являются известные учёные Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова и Наталья Леонидовна Селиванова.
Понятие «воспитание» в этой концепции рассматривается как «целенаправленное управление процессом развития личности». Главное в нём - это
создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Основные понятия данной концепции:
-совершенствование человека не средство благополучия общества, а цель общественной жизни;
- развитие личности предполагает выявление и совершенствование всех сущностных сил человека;
- самого индивида мыслят творцом самого себя, своих обстоятельств.
В соответствии с этой концепцией цель воспитательной системы класса заключается в создании условий для воспитания и развития личности, способной к духовно-нравственному, творческому и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Для реализации данной цели необходимо решать следующие задачи:
- совершенствовать условия для развития у учащихся потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе духовно-нравственных ценностей и ведущих жизненных ориентиров;
- формировать систему ценностных ориентаций учащихся как основы их воспитанности;
- продолжить работу по вовлечению учащихся в систему ученического самоуправления и общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимодействию и взаимовлиянию;
- активизировать работу по повышению родительской активности в воспитательном процессе классного сообщества и участия в его соуправлении;
Основные принципы организации воспитательного процесса:
Содержание и организационные формы воспитательной работы разработаны на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие всесторонне-развитой гармоничной личности, ориентированной на приобретение прочных основ духовно-нравственного, гражданско-патриотического и здорового образа жизни.
Принцип гуманистической направленности ориентирован на создание посредством уважительных, добрых и внимательных отношений между педагогом и воспитанником психологического комфорта, в котором растущая личность чувствует себя защищённой, нужной и значимой. Основная стратегия взаимодействия основана на «субъект - субъектных отношениях».
Принцип личностного подхода в воспитании строится на признании личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважении уникальности и своеобразия каждого ребёнка, признании его социальных прав и свобод.
Принцип природосообразности воспитания ориентирован на воспитание учащихся сообразно их полу, возрасту; формирование у них ответственности за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения; изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений; построении психолого-педагогической диагностики и коррекции поведения с учётом принятой в науке периодизации возрастов.
Принцип культуросообразности воспитания ориентирован на воспитание на общечеловеческих ценностях в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип дифференцированного подхода направлен на отбор содержания, методов и форм воспитательной работы в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально-психологическими условиями, ведущими институтами воспитания и с учётом уникальности и неповторимости участников воспитательного процесса.
Участники воспитательного процесса:
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
РОДИТЕЛИ
РЕБЕНОК
ПЕДАГОГИ
Содержание воспитательного процесса:
Основу воспитания согласно концепции «Системного построения процесса воспитания» составляют общечеловеческие ценности. В.А. Караковский полагает, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обращаться к ценностям фундаментальным, ориентация на которые и должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки. Поэтому свои усилия я считаю необходимо направлять на создание условий для освоения учащимися таких ценностей, как «Человек», «Знания», «Отечество», «Здоровье», «Культура» «Семья», «Коллектив». В соответствии с этими ценностями я в своей воспитательной деятельности выделяю следующие основные направления работы классного коллектива:
- «Ученик и его Знания», которое способствует повышению уровня успеваемости учащихся;
- «Ученик и его Отечество», направленное на воспитание гражданина и патриота своей Родины;
- «Ученик и его Здоровье», направленное на сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- «Ученик и его Творчество», направленное на раскрытие и реализацию творческих способностей учащихся;
- «Ученик и его Семья», которое помогает сделать родителей активными участниками педагогического процесса;
- программа изучения развития классного коллектива «Мой класс - мои друзья», направленная на изучение межличностных отношений и внутриколлективных связей учебного коллектива, а также на его формирование и сплочение.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются «индивидуальность», «самостоятельность», «доброта», «творчество», «активность», «коллектив», «общечеловеческие ценности», «сотрудничество».
«Индивидуальность»: воспитание должно основываться на природных свойствах и качествах тех, для кого оно предназначено.
«Самостоятельность»: научить учащегося самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, общении, самовоспитании и образе жизни.
«Доброта»: формирование доброжелательных отношений друг с другом помогает достичь положительных результатов.
«Творчество»: строить радостную и полезную повседневную творческую жизнь.
«Активность»: именно активная жизненная позиция поможет ребёнку познать процессы самопознания, самостроительства и самореализации.
«Коллектив»: вся деятельность направлена на сплочение коллектива, развитие его в целом и каждого члена коллектива в отдельности.
«Общечеловеческие ценности»: вся деятельность направлена на формирование фундаментальных ценностей, способствующих развитию полноценной личности.
«Сотрудничество»: научить учащихся работать в группе, принимать совместные решения, руководствуясь интересами каждого, для достижения поставленных целей и результатов.
Поэтому необходимо сделать так, чтобы эти направления и ключевые понятия «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем реализовались в ценностные ориентации личности каждого ребёнка.
Основные направления воспитательной системы:
Направление «Ученик и его Знания»
Девиз: «Знание - спутник человеку на пути его любом».
Д. Гурамишвили
Основная цель: формирование положительного отношения к учению, пониманию роли знаний в жизни, развитие познавательной активности и культуры умственного труда
Задачи воспитания:
-
организовать работу, направленную на повышение качества знаний учащихся;
-
создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей и познавательной активности учащихся средствами воспитательной работы;
-
разъяснять учащимся необходимость разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для гармоничного развития личности.
Содержание работы:
-
изучение интеллектуальных возможностей учащихся;
-
развитие творческой и познавательной активности учащихся в интеллектуальной деятельности;
-
поддержка и поощрение проявления таланта и незаурядности мышления учащихся в познавательной деятельности;
-
изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы и повышения качества знаний;
-
контроль за деятельностью учителей - предметников по вопросу создания благоприятных и комфортных условий для развития познавательного потенциала учащихся.
Формы воспитательной работы:
-
участие в предметных олимпиадах;
-
участие во Всероссийском олимпиадном движении;
-
участие в деятельности НОУ «Гимназист», научно-практических конференциях и научно-исследовательской работе;
-
творческие конкурсы;
-
общешкольный конкурс «Ученик года»;
-
слет «Умники и умницы»
-
познавательные классные часы.
Победители и призеры муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников
Основные направления воспитательной системы:
Направление «Ученик и его Отечество»
Девиз: «Самые большие подвиги добродетели были совершены из любви к Отечеству».
Ж.Ж.Руссо
Основная цель: формирование и развитие у учащихся мотивации к самореализации себя как патриота и гражданина своей Родины, воспитание у них системы ценностных отношений к окружающему миру.
Задачи воспитания:
-
воспитать у учащихся понимание Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
-
использовать все возможные средства для формирования у учащихся чувства гордости за свою гимназию, свою малую и большую Родину, свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, верности его духовным традициям;
-
формировать чувство личной ответственности к Родине, правосознания и уважения к ценностям демократического общества;
-
создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся и потребность в сохранении их психического и духовно-нравственного здоровья.
Содержание работы:
-
организация и проведение мероприятий, направленных на изучение учащимися правовых норм государства, законов, формирование ответственного к ним отношения, навыков и умений правового поведения;
-
организация и проведение мероприятий, направленных на изучение исторического прошлого страны, края, города и выдающихся граждан;
-
посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
-
активное сотрудничество с социумом и общественными организациями, участие в социальных акциях и проектах, способствующих развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся.
Формы воспитательной работы:
-
посещение краеведческих, военно-исторических музеев г. Хабаровска;
-
тематические классные часы, патриотической и духовно-нравственной направленности;
-
тематические беседы/15-ти минутки;
-
тематические встречи с ветеранами;
-
участие в коллективном творческом деле «Помним. Гордимся. Живем » ;
-
участие в мероприятиях военно-патриотической направленности;
-
уроки мужества;
-
социальные акции: «Посылка воину», «Поздравь ветерана»,
«Помоги собраться в школу», « Оранжевая акция», « Открытое сердце»
Основные направления воспитательной системы:
Направление «Ученик и его Здоровье»
Девиз: «Здоровье - мудрых гонорар...»
Беранже П. Ж.
Основная цель: формирование потребности в сохранении, укреплении здоровья и ведении здорового образа жизни для собственного самоутверждения.
Задачи воспитания:
-
знакомить учащихся с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
-
профилактика вредных привычек и поведенческих болезней, пропаганда ведения здорового образа жизни;
-
формировать у учащихся отношение к мужскому и женскому здоровью как бесценному дару природы.
Содержание работы:
-
изучение состояния здоровья учащихся и определение возможных путей преодоления физического нездоровья;
-
организация просветительской деятельности, направленной на профилактику инфекционных заболеваний;
-
организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек и поведенческих болезней;
-
разностороннее просвещение и активное привлечение учащихся к занятиям физической культуры и спортом;
-
расширение знаний учащихся о единстве и гармонии тела и духа, о развитии духовных и физических сил, о выработке личных гигиенических правил;
-
организация и проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Формы воспитательной работы:
-
тематические классные часы;
-
профилактические беседы с приглашением узких специалистов и врачей;
-
15-тиминутные профилактические беседы;
-
«День Здоровья»;
-
спортивно-оздоровительные мероприятия;
-
Малые Олимпийские игры;
-
выпуск плакатов и видеороликов «Мы за здоровый образ жизни!»;
-
анкетирование.
Основные направления воспитательной системы:
Направление «Ученик и его Творчество»
Девиз: «Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, - это всегда автопортрет»
С. Батлер
Основная цель: гармонизация и развитие творческих способностей учащихся, приобщение их к эстетическим ценностям.
Задачи воспитания:
-
создать благоприятные условия для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их творческих способностей;
-
активизировать работу по привлечению учащихся в организацию и проведение внеклассных мероприятий;
-
стимулировать инициативу, самостоятельность и активность учащихся во внеклассной и общешкольной жизнедеятельности;
Содержание работы:
-
организация культурного и содержательного досуга учащихся;
-
вовлечение учащихся в разнообразные виды коллективной творческой деятельности;
-
развивать художественно-эстетическое восприятие окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;
-
формирование этических норм культуры поведения и эстетических отношений, восприятий, чувств, вкуса и идеала;
-
раскрытие творческих способностей учащихся через вовлечение в систему дополнительного образования гимназии и социума.
Формы воспитательной работы:
-
тематические классные часы;
-
экскурсии, посещение художественных выставок, музеев и театров;
-
творческие конкурсы;
-
новогодний вечер;
-
внеклассные мероприятия;
-
концерты для родителей;
-
конкурсы плакатов, медиапрезентаций.
Основные направления воспитательной системы:
Направление «Ученик и его Семья»
Девиз: «Семья - один из шедевров природы».
Д. Сантаяна
Основная цель: осознание учащимися значимости семьи в жизни человека.
Задачи воспитания:
-
создать благоприятные условия для активного и полезного взаимодействия класса и семьи по вопросам воспитания учащихся и совместного проведения досуга;
-
создать условия для духовного общения детей и родителей;
-
создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей;
-
организовать работу по сближению интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности учащихся.
Содержание работы:
-
создание банка данных о семьях учащихся;
-
изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;
-
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель»;
-
разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
-
организация культурного совместного досуга детей и взрослых;
-
привлечение родителей к активному участию в жизни класса и гимназии.
Формы воспитательной работы совместно с учащимися:
-
тематические классные часы и беседы;
-
семейные выезды на природу;
-
экскурсии;
-
спортивные состязания;
-
празднование календарных праздников (День матери, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День семьи, День защиты детей).
Формы работы с родительской общественностью:
-
изучение семей учащихся;
-
индивидуальные беседы и консультации;
-
тематические родительские собрания;
-
лектории и беседы;
-
дни открытых дверей;
-
работа родительского комитета
Основные направления воспитательной системы:
Программа изучения развития ученического коллектива
«Мой класс - мои друзья»
Девиз: «Человек становится человеком только среди людей»
И. Бехер
Основная цель: изучение межличностных и внутриколлективных связей и социально-психологических характеристик ученического коллектива для оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Задачи программы:
-
изучить индивидуально-психологические особенности учащихся и социально-психологических характеристик ученического коллектива;
-
развивать у учащихся личностные качества, способствующие формированию оптимальных межличностных отношений;
-
создать условия для изучения и развития специфических качеств ученического коллектива.
Содержание программы:
-
проведение диагностических исследований, направленных на изучение психологической атмосферы ученического коллектива;
-
организация коррекционной работы по оптимизации межличностных и внутриколлективных связей;
Формы работы:
-
педагогическое наблюдение;
-
социологические опросы;
-
анкетирование;
-
экспресс - диагностика;
-
тесты;
-
изучение мнения и индивидуальных особенностей.
Механизм воспитания:
Он заключается в целенаправленном использовании системообразующих форм и способов деятельности, играющих первостепенную роль в построении воспитательной системы и формировании неповторимой индивидуальности общешкольного коллектива.
Действие такого механизма воспитания возможно лишь тогда, когда педагог успешно реализует систему воспитательных функций:
а) диагностическую (наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, социометрия);
б) целевой ориентации (отбор, ранжирование, дифференциация воспитательных задач);
в) планирования (моделирование деятельности, отбор форм и методов взаимодействия, структурирование);
г) организаторскую (организация коллектива и органов самоуправления, коллективной деятельности, распределение ролей, делегирование ответственности учащимся и её регулирование);
д) коммуникативную (выбор опорных позиций, ориентация на доверие и сотрудничество, адаптирование отношений и выработка их норм);
е) мобилизационно-побудительную (актуализация значимых целей, социального субъектного опыта, психических состояний, мотивация деятельности и поведения, психологическое подкрепление и внушение);
ж) формирующую (формирование сознания и опыта жизнедеятельности, методы стимулирования);
з) контрольно-аналитические и оценочные (проверка хода воспитательного процесса, систематизация, классификация, типизации, сравнительный анализ, обобщение, экспертная оценка, групповая и индивидуальная оценка);
и) корректирующую (выбор и выработка единых требований к учащимся, коррекция поведения, действий и усилий).
Процесс становления и функционирования воспитательной системы должен происходить в соответствии с основными направлениями управленческих действий:
- моделированию воспитательной системы;
- организации коллективной творческой деятельности;
- корректировку возникающих в воспитательном процессе отношений;
- рациональное использование воспитательного потенциала среды.
Главным системообразующим фактором является коллективно-творческая деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.
Основу этой деятельности составляет круг традиционных дел: «День знаний», «День Здоровья», «Малые Олимпийские игры», военно-патриотическая игра «Сыны Отечества», конкурс плакатов и видеороликов «Мы за здоровый образ жизни», конкурс военно-патриотической песни, новогодний вечер в классе, «Ученик года» и слет «Умники и умницы».
Развитию субъектности личности учащегося должно способствовать формирование органов самоуправления в жизни классного коллектива. Самоуправление развивается согласно «Положению о классном самоуправлении».
В развитии личности учащихся необходимо использовать социокультурный потенциал гимназии и города: посещение школьного музея, посещение театров, музеев, выставок, спортивные школы и секции, разнопрофильные кружки, музыкальные и лингвистические школы.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы классного коллектива направляется на то, чтобы учащиеся смогли развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учащимися и родителями образу выпускника гимназии. Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности: ценностный (нравственный); познавательный, творческий, коммуникативный, художественный и физический, а также выбора жизненных позиций и профессиональной ориентации.
Критериями эффективности воплощения воспитательной системы классного коллектива являются следующие:
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного и физического потенциала учащихся;
- развитость креативных способностей учащихся;
- проявление неповторимой индивидуальности каждого ученика и классного коллектива в целом;
- сформированность классного коллектива;
- сформированность уровней воспитанности учащихся класса;
- степень приближённости воспитательной системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы. Исследование эффективности программы осуществляется через:
-
психологическое тестирование;
-
анкетирование, социологические опросы;
-
педагогическое наблюдение;
-
индивидуальные беседы с учащимися, родителями, педагогами гимназии, психологом, социальным педагогом о проблемах отдельных детей.