- Преподавателю
- Воспитательная работа
- Доклад на тему: Проблемы организации трудового воспитания в сельской школе
Доклад на тему: Проблемы организации трудового воспитания в сельской школе
Раздел | Воспитательная работа |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тырылгин Н.В. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проблемы организации трудового воспитания в сельской школе, расположенных в Арктической зоне
«Различные трудовые качества не
даются человеку от природы, они
воспитываются в нём в течение
его жизни и, в особенности,
в молодости»
Макаренка А.С.
Школа на селе является центром трудового, нравственного, эстетического, физического, экономического, экологического воспитания не только учащихся, но и всего населения. С другой стороны, особенности сел, расположенных в Арктической зоне в немалой степени влияют на постановку учебно-воспитательного процесса школы. Нужно учесть, что сельская школа во многом отличается от городских школ, а тем более, если она находится за Полярным кругом. И в связи с этим требования к стандартам в системе образования, считаю, должны быть разными. Разными в зависимости специфики жизни, культуры, традиций населенного пункта. Судя по всему, как пишут и показывают в СМИ, реформирование и реорганизация многих социально-экономических сторон Российского государства, постоянно меняющегося курса национальной валюты и конечно с западными санкциями, которые сильно бьют по экономике страны, в ближайшем будущем и система образования испытает потрясения. В таких условиях необходимо хотя бы сохранить социокультурный потенциал, основные функции образовательно-воспитательных учреждений села. В связи с этим необходимо осуществить поиск эффективных способов взаимодействия социальных институтов для гуманизации общественно-экономических отношений села, формирования позитивных нравственных и жизненных установок личности. И первый шаг к этому лежит к трудовому воспитанию учащихся сельских школ. Но, согласитесь, сегодняшний учебно-познавательный процесс зачастую говорит о том, что в деятельности школы недостаточно уделяется внимание, к обучение теории и практики трудового воспитания. Нехватка педагогов-мужчин в школах, отсутствие уроков «Трактороведение», «Кыыс Куо», «Урун Уолан», работы на производстве сильно сказывается в возможности решении этой проблемы.
А сейчас как? Сегодня мы обучаем детей по строгим стандартам, но это не плохо. Плохо то, что где наши выпускники, где наши птенцы? Мы всегда красиво говорим, о том, как мы вырастили птиц высокого полета. А вернутся ли они в свои родные края? Вернутся! Но только единицы. А интересно сколько недавних выпускников работают во благо родных сел? Очень мало. Например, в сельскохозяйственном секторе нашего села работают, люди с возрастом среднем 45-50 лет. Средний возраст трактористов 58 лет. Никакой продукции на рынок не выпускается. Крупнорогатый скот в наслеге держат только 17 хозяйств (частное подворье). Невольно приходим к вопросу: а где молодые кадры? Кто будет работать на селе лет через 5-10? Получается так, что, сегодняшнее село живет за счет государства.
Поэтому необходимо раскрыть функции трудового воспитания в развитии личности и ее нравственном формировании в наших школах, учитывая потребности уклада жизни наслега. Учебный труд школьника должна включать в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряжённым, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках. В процессе физического труда создаются условия для проявления детьми нравственных качеств, коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности. Общественно-полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребёнка в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома, летнюю работу на сенокосе во время школьных каникул. Производственный труд школьников предполагает их участие в создании материальных ценностей. В процессе этого труда учащиеся вступают в производственные отношения, познают смысл экологических понятий и категорий, у них развиваются профессиональные интересы, склонности, потребности в труде. Кроме этого необходимо ввести в учебный процесс дополнительное образование для формирования трудовых способностей растущего подростка. Иными словами мы должны готовить поколение готовых жить и работать, прежде всего, на селе. Поколение, способный самостоятельно развиваться в условиях Крайнего Севера.
Учитывая, что наши школы расположены в сельскохозяйственном районе, где основными промыслами является охота и рыбалка, необходимо составлять элективные курсы на основе федерального государственного компонента, государственного стандарта и авторских программ для обучения в общеобразовательной школе. Отдаленность от центра района и республики, сложная транспортная схема, безработица, отсутствие жизненной практики учащихся должны быть еще одним обоснованием внедрения таких курсов в наших школах. Их реализация в жизнь даст учащимся возможность приобретать и совершенствовать практические умения и навыки, применять знания основ наук в практической деятельности по выбранному направлению предпрофильной подготовки.
Считаю, что курсы «Охота и рыбалка», «Трактороведение», «Производственная работа» должны быть внедрены в школьный курс. Не надо забывать, что любовь к труду прививается, прежде всего, в семье. Тесное сотрудничество с родителями приведет к высоким результатам. Надо ставить родителей в пример, привлекать их в учебно-воспитательный процесс. Их опыт воспитания детей будет являться бесценным богатством.
И в заключении, К.Д. Ушинский подчёркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Слова великого педагога говорят о ценностях и значении школьника как гражданина, которые будут зависеть от его умения трудиться и приносить пользу себе и людям.
Из опыта работы предлагаю социальный проект класса, успешно реализующийся второй год.
Тема социального проекта «В дружбе - сила».
Актуальность проекта:
-
Особенностью нашего проекта является вовлечение учащихся в его реализацию через организацию деятельности общешкольного сообщества.
-
Основной курс проекта направлен на подготовку подростков к последующей гражданской жизнедеятельности, планировать и реализовать запланированное, нести ответственность за свои действия, сотрудничать со сверстниками и взрослыми через различные виды социальные деятельности.
Цель проекта: вовлечение учащихся в разнообразные виды активной здоровьеформирующей деятельности через организацию комплекса творческих, трудовых, спортивных и познавательных мероприятий, призванных показать как здорово, престижно и интересно вести здоровый образ жизни.
Организаторы проекта - учащиеся 9 - 10 класса Сватайской СОШ им. Г.Г.Колесова.
Мероприятия проекта проводятся по принципу «Один за всех и все за одного». Все мероприятия носят позитивный оптимистичный характер с целью сплочения коллектива класса.
Направления проекта:
-
Трудовое воспитание: формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности; организация реальной помощи населению поселка Сватай; применение умений и навыков на охоте и рыбалке; ввести финансово-экономическую отчетность бюджета класса.
-
Творческое воспитание: формирование и развитие вокальных и хореографических способностей учащихся, а также национального фольклора
-
Спортивное воспитание: повышение желания заниматься активной спортивной деятельностью, пропаганда престижа ЗОЖ.