Доклад на тему Воспитание гражданственности и патриотизма в условиях поликультурной среды

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Протасовская ООШ Дубенского района Тульской области








VIII районные

Рождественские чтения



Воспитание гражданственности и патриотизма в условиях поликультурной среды

(Из опыта работы МКОУ Протасовской ООШ)




Выполнила: Абрамова Н.В.-

учитель математики









2016 г

Воспитание гражданственности и патриотизма в условиях поликультурной среды

Особенностью современного общества, поликультурного в своей основе, является ярко выраженный процесс интеграции. Изменения произошли и в школьном образовании, которому предстоит решить сложную задачу подготовки школьников к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды.

В работе нашей школы мы уделяем большое внимание духовно-нравственному образованию и воспитанию подрастающего поколения, формированию его гражданского и патриотического сознания на основе межнациональной и межконфессиональной толерантности. Это особенно актуально для нас, так как в русскоязычной школе из 63 учащихся 28 - дети турецкой национальности. Поликультурное образовательное пространство предполагает формирование системы ценностных ориентаций, гражданственности, патриотизма, чувства собственного достоинства, умения понимать другого и самого себя.

Вот уже 26 лет проблема совместного обучения и воспитания детей турок - месхетинцев и русскоговорящих в русскоязычной школе решается и обсуждается на разных уровнях. В последние три года школа представляла опыт работы в поликультурной среде на базе школы, в ИПК ППРО ТО как базовая площадка по духовно-нравственному воспитанию.

Формирование межличностных отношений мы рассматриваем как отношения между обучающимися, родителями и педагогами. Данные отношения осуществляются посредством последовательной интеграции личности школьника в культуры русского и турецкого народов, в православные и исламские духовные традиции. Мы понимаем, что нельзя стать россиянами, не будучи укоренёнными в этих этнических традициях. Знакомя детей с духовными традициями народов РФ, мы воспитываем их на основе христианской культуры и взаимоуважению к другим культурным и нравственным ценностям.

В школе разработана программа гражданско-патриотического воспитания «Растим патриотов России», реализуются программы «Профилактика экстремизма», «Семья», Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программа «Школьное лесничество Орехово».

Сегодняшний школьник сильнее осознает свою национальную самобытность, поэтому проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. Действительно, в настоящее время все сильнее и сильнее проявляются националистические тенденции, объясняющиеся стремлением этносов возродить, сохранить и развивать свои культурные традиции и язык, утвердить современную культуру. Диалог, культура межэтнического общения в поликультурной среде возможны лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценность и самодостаточность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в общении.

В нашей школе проводятся мероприятия, на которых школьники знакомятся с народными традициями, праздниками обоих народов, тем самым мы сохраняем самобытность русского и турецкого народов.

В школе стали традиционными праздники «Пасха», «Курбан-Байрам», Крещение, Рождество, дни Православной книги и Славянской письменности, Масленица, встречи и беседы с настоятелем храма Иоанна Богослова отцом Ростиславом, участие учащихся в днях православной молодёжи, которые дополняют практическим и наглядным содержанием изучение таких предметов, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5 класс) и ОРКСЭ (4 класс).

В воспитании россиянина-гражданина и патриота особо важная роль принадлежит школе.

Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. Прежде всего, гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Наши ученики являются призёрами и даже лауреатами районных и областных конкурсов чтецов на русском и родном языках: «Золотая лира», «Живая классика»; Вейсалова Илмира - ученица 9 класса, победитель конкурса сочинений к 70 - летию Победы, рассказавшая о нелёгкой доле прадеда Алейдина и сложной трагической судьбе турецкого народа. Мельников Даниил - призёр конкурса сочинений, написавший о прабабушке, в годы войны 5-летним ребёнком, оказавшейся в оккупации под Смоленском. 7 призовых мест получили наши школьники за участие в фестивале «Виват, Победа!»

Как отмечал Б.М.Лихачев, «любить свою Родину, свое Отечество - это, значит, гордиться тем, что достигнуто народом в создании материальных и духовных ценностей… В школе надо знакомить детей с тем, чем могут гордиться и русский народ, и другие народы и в прошлом, и в настоящем, и в области …культуры, науки, искусства».

На таких уроках как история, обществознание, краеведение мы объясняем, что Россия представляет собой единое государство, единый народ, скреплённый общими ценностями, общностью исторической судьбы. Материалы, изучаемые на этих уроках, находят практическое отражение во внеклассных мероприятиях по темам «День народного единства», праздники Дружбы и гостеприимства, «История Тульского оружейного завода», делах, посвящённых Дням Памяти и Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне над фашизмом сплотил взрослых и детей общими делами, объединёнными ценностями: любовь к Родине, уважение и почитание старшего поколения, гордость за нашу Армию, трудолюбие. На празднике «С добротою в сердце» для пожилых людей дети с удовольствием выступают в сельском Доме культуры с русскими танцами «Барыня», «Калинка», турецкая «Лизгинка». В школе совместно с ДК провели праздник «Нам года - не беда!». К слову сказать, учащиеся школы любят и ждут с нетерпением русских танцев.

Забота о здоровье учащихся, их общение с природой не остаются без внимания школы. Прежде всего, это интересный, активный летний отдых, а также участие в работе школьного лесничества под руководством мастера леса Карпенко Светланы Владимировны.

Наши школьники совершают экскурсии, походы на автобусе на дальние расстояния.

Всестороннему развитию личности способствуют экскурсии в музеи: музей самоваров, Тульские древности, музей оружия, музей Л.Н.Толстого «Ясная поляна», музей Куликово поле, областной музей мото-техники, краеведческий музей; участие в фестивале, посвященном народным промыслам - «Филимоновская игрушка», фестивале в Крапивне «Поляна», международном фольклорном фестивале «12 ключей», поездки в музеи Чирикова, космонавтики в Калуге и др..

Русский язык - язык межнационального общения. Для наших учеников это имеет особое значение. Дети с удовольствием участвуют в неделе русского языка, днях знаменательных дат, посвящённым нашим писателям, художникам, музыкантам. Очень насыщенной и познавательной стала встреча с замечательным человеком, мастером составления родословных, председателем Тульского историко-краеведческого общества Т.В. Георгиевской, которая вызвала интерес и научила составлять свою родословную.

Изучая историю своего села, ребята выполняют творческие работы по Православному краеведению. В них они рассказывают о судьбах священников, истории храмов и современной жизни нашего прихода.

Воспитательная система нашей школы называется «Школа-наш дом», а значит единая многонациональная семья педагогов, родителей и учащихся. Семья невидимой нитью связывает поколения и передает отечественные культурные, духовные и национальные традиции. С семьи для ребенка начинается Родина. В кризисных ситуациях истории России русского человека спасали твердая духовная опора, вера, надежда и любовь. Эти высочайшие ценности всегда концентрировались именно в семье. Поэтому в формировании гражданина России, мы неразрывно взаимодействуем с семьями.

Объединение семьи и школы в деле воспитания создаёт благоприятные возможности для укрепления гражданственности. Это праздники: Дня матери, «Папа, мама, я - спортивная семья», Новый год и др., которые демонстрируют любовь к матери, уважение и почитание старших, тепло семейных отношений.

В спортивных конкурсах - соревнованиях участвуют наравне с детьми и педагоги; каждое лето мы совершаем 3 похода по родному краю, все дети школы последние годы отдыхают в школьном летнем оздоровительном лагере, ЛТО, в профильном туристическом, спортивном лагере.

Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе - это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, своё государство и его законы, уважительно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона. В то же время каждый ребёнок нуждается в защите, так как в современном мире много насилия.

Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее России.

Россия устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скреплённый общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы.

Учитель МКОУ Протасовской ООШ Н.В.Абрамова.

7

© 2010-2022