Авторская воспитательная программа Первоцвет

Раздел Воспитательная работа
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 1 г.Новокуйбышевска





Авторская воспитательная программа «ПЕРВОЦВЕТ»


Автор учитель начальных классов

ГБОУ гимназии № 1

Склярова Наталья Анатольевна

Авторская воспитательная программа Первоцвет

Новокуйбышевск 2012г.


Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………3

1.1. Введение…………………………………………………………3

1.2. Актуальность создания Программы……………………………5

1.3. Цель и задачи Программы………………………………………7

1.4. Адресат Программы……………………………………………..7

1.5. Ожидаемые результаты………………………………………… 8

2. Содержание Программы……………………………………………...9

2.1. Пояснение Программы…………………………………………..9

2.2. План реализации Программы…………………………………..11

2.3. Мониторинг……………………………………………………...20

3. Обеспечение Программы…………………………………………….21

3.1. Кадровое обеспечение…………………………………………..21

3.2. Материально - техническое обеспечение……………………..21

3.3. Информационно- правовое обеспечение……………………....21

4. Приложение…………………………………………………………...23



1.Пояснительная записка.

В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство.

В. А. Сухомлинский

1.1. Введение

Воспитание детей - старейшее из человеческих дел. Каждый воспитатель мечтает вырастить хороших детей. У большинства это получается, хотя каждый воспитывает по-своему.

Изменения, пришедшие в школу в современном мире, имеют позитивное направление: повышенное внимание в воспитательном процессе к ребенку, его индивидуальности и самобытности, расширение границ свободы и жизнетворчества, развитие деловых качеств;но, к сожалению, наблюдается негативная часть: спад внимания к воспитанию нравственных качеств личности. Крутой поворот в сторону воспитания качеств, диктуемых временем и его прагматическим началом, может привести к печальным последствиям.

Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, готовые к сотрудничеству, мобильные, динамичные, а также обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Воспитание может собрать воедино гуманистические ценности и современные установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества. Младший школьный возраст - благодатная и ответственная пора в становлении личности ученика, человека, гражданина. Это время является первой ступенью в становлении индивидуальности и социальной адаптации в будущем.

Воспитательная программа «Первоцвет» учителя начальных классов государственного бюджетного образовательного учреждения гимназии № 1 городского округа Новокуйбышевск (далее именуется - Программа) построена на основе идей гуманистического воспитания и современных требованиях образовательного стандарта.

Направление деятельности по Программе личностно - ориентированное. Оно позволяет построить работу:

  • по формированию в ученике не только типичного, но и яркого индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме;

  • по вырабатыванию гуманистических общепринятых, проверенных принципов жизни, а также строить работу в соответствии с продиктованными веяниями современности.

Работа в Программе «Первоцвет» имеет 5 основных направленности:

  1. Нравственная составляющая, предусматривающая работу по становлению личности младшего школьника, помогающая ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор;

  2. Интеллектуальная- оказывать помощь ученикам в развитии способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

  3. Гражданская- вырабатывает у детей понимание социально - значимых гражданских смыслов жизни, национального самосознания человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим страны, способного стать на защиту государственных интересов.

  4. Здоровьесберегающая- формируетценностно- ориентированные установки на здоровье (физическое и психологическое) и здоровый образ жизни, которые являются неотъемлемой частью главных ценностей общекультурного мировоззрения.

Программа «Первоцвет» разработана на 2 учебных года. Адресатами являются ученики 3 (4) класса.

1.2. Актуальность создания программы

Воспитательная работа - важное направление в работе педагога. Взвешенное планирование обеспечивает слаженную организацию, дает возможность увидеть работу в развитии, способствует исполнению определенной системы воспитания. Воспитание должно содействовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил, способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Программа воспитательной работы «Первоцвет» реализуется в 3-ем и 4-ом классе начальной школы. В 1, 2-ом классах работа велась на достижение цели: Создание условий способствующих процессу становления личности начинающего школьника.Решались задачи:

  • развивать у детей мотивационную сферу нравственного поведения;

  • формировать первичные представления о бережном отношении к своему здоровью;

  • раскрывать и оказать содействие развитию способностей учащихся.

При реализации Программы продолжится данная работа в расширенном и конкретизированном виде.

В воспитательном процессе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность. Младший школьный возраст - это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

На первое место выходит учеба, поэтому автор Программы проводит каждый год анкетирование уровня школьной мотивации (Приложение 1).

Анализ 2-х лет учебы показал, что не стало учеников с «негативным уровнем» мотивации, вырос «высокий уровень», но общий суммарный «позитивный уровень» имеет незначительное снижение (8%). Педагог надеется, что предложенные методы воспитания, помогут поднять этот уровень и закрепить положительную школьную мотивацию.

Многие учащиеся класса с удовольствие принимают участие в интеллектуальных викторинах, олимпиадах, конкурсах. (Приложение 2)

Все дети класса посещают кружки, секции дополнительного образования (Приложение 3), что также способствует реализации задач Программы.

Проективная методика «Дерево» (Приложение 4) показывает, что в «реальном положении» большинство учащихся класса осознают необходимость своего существования и реализации в преодолении препятствий (30%), дружеской поддержке (11%), выработке нормальных ориентиров (18%); в «идеальном положении» - приоритеты немного смещены, но дают представление об адекватном восприятии детьми своих способностей и запросов. Выделяется группа с завышенной самооценкой (33%), используя которую воспитатель может строить программу личностного роста индивидуальностей, на что именно, и нацелена работа по Программе.

Таким образом, все вышеперечисленное указывает на необходимость и своевременность реализации такой воспитательной программы, которая поможет развить гармоничную нравственную и гражданскую личность, способную к творческому самоопределению.

Актуальность Программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это великая ценность. Будущее его самого, близких и окружающих людей, зависит от постоянной работы над собой, от желания стать образованным, духовно - воспитанным и здоровым человеком.

Данная Программа адаптирована для ежедневной учебно-воспитательной деятельности; все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями нынешнего дня.

1.3. Цель и задачи программы.

Целью Программы является создание условий для развития нравственных и гражданственных качеств личности; раскрытия творческой индивидуальности.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

  1. Развивать у учащихся осознанной и устойчивой модели поведения, направленной на формирование нравственных качеств и гражданских позиций.

  2. Поддерживать,использовать и развивать в учащихся стремления и способности для саморазвития.

  3. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью и образу жизни.

При разработке Программы учитывался опыт деятельности образовательного учреждения, современная образовательная ситуация и задачи воспитательной работы гимназии.

Программа рассчитана на период с 2012 по 2014 год. В процессе реализации Программы предполагается осуществлять взаимодействие учащихся класса с работниками гимназии, с учреждениями культуры, общественными объединениями.

1.4. Адресат Программы.

В реализации Программы задействованы учащиеся 3 «А» класса ГБОУ гимназии №1 г. о. Новокуйбышевск и их родители.

Ученический коллектив 3 «А» класса сформирован в 2010 году. В классе 28 человек: 20 девочек и 8 мальчиков. Дети 2002-2004года рождения, одна девочка 2000 года рождения. 14 детей из полных, а 8- из неполных семей.

Образование и социальный статус родителей класса таков:

• 39% родителей имеют высшее образование, 53 %- средне-специальное;

• 32% родителей - руководители среднего звена, 37% - служащие. 32% - рабочие, а 15%- неработающие (временно-неработающие, домохозяйка).

До поступления в гимназию почти все дети посещали дошкольные образовательные учреждения. Место проживание учащихся - близлежащие микрорайоны (72,71 кварталы).Учащиеся обладают сформированной познавательной и учебной мотивацией. Все ребята класса заняты в учреждениях дополнительного образования (спортивные секции, ДМШ, ДХШ, творческие коллективы гимназии №1). В классном коллективе идет работу по формированию умений взаимодействия и сотрудничества с педагогом и одноклассниками.

1.5. Ожидаемый результат.

Предполагаемым результатом Программы является:

  • повышение мотивации к обучению;

  • осознание норм социального поведения;

  • формирование у учащихся навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления;

  • поддержание состояния здоровья детей

Сформированность данных показателей необходима при переходе в среднее образовательное звено. Учащиеся должны уметь анализировать свою работу, они не должны бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.





2. Содержание программы

2.1. Пояснение

Деятельность по Программе строится в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся начальной школы. Используется личностно - ориентированная технология.

Содержание Программы автор разделил на 5 приоритетных направления:

  1. Направление «Нравственное»

Цель:Оказание помощи в продвижении от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Задачи:

1. Вырабатывать у учащихся нравственную культуру миропонимания.

2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

Основные понятия направления:

  • нравственные категории,

  • нравственное поведение,

  • жизненные ценности

  1. Направление «Интеллектуальное»

Цель: Создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

Задачи:

  1. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

  2. Сохранить любознательность и информационную насыщаемость.

Основные понятия направления:

  • уровни интеллектуального развития,

  • способности к творчеству,

  • культура умственного труда

  1. Направление «Гражданственное»

Цель: Выработка у детей понимания социально значимых гражданских смыслов жизни, национального самосознания.

Задачи:

  1. Развивать личность, обладающую качествами гражданина - патриота.

  2. Изучать национальную культуру, народное искусство.

  3. Прививать учащимся чувства уважения и почтения к истории и традициям родной страны.

Основные понятия направления:

  • гражданственность,

  • патриотизм,

  • толерантность

  1. Направление «Здоровьесбережение»

Цель: Использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.

Задачи:

  1. Знакомить учащихся с опытом и традициями по сохранению физического и психического здоровья.

  2. Воспитывать понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Основные понятия направления:

  • физическое здоровье;

  • психологическое здоровье;

  • культура сохранения здоровья и здоровый образ жизни

  1. Направление «Семья и школа»

Цель:Сближение интересов родителей и педагога по формированию развитой личности.

Задачи:

1.Оказывать психолого - педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических консультаций и индивидуальных бесед.

2.Организовывать совместное проведение досуга с детьми класса.

Основные понятия направления:

  • уклад жизни и традиции семей,

  • авторитет отца и матери,

  • духовное общение в семье,

  • положение ребенка в семье.

2.2. План реализации Программы


2012 - 2013 учебный год

«Азбука жизни»


Направление

Мероприятие

Цели и задачи

Сентябрь


Нравственное

1. Выработка правил общежития «Давайте жить дружно»

2. Выборы актива «Ученическое самоуправление в классе»

3. Классное собрание «Будем делать общее дело»

4. Экскурсия в ЦБ им. А.С.Пушкина

Формирование у учащихся нравственной культуры миропонимания.

Создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершенствования духовно-нравственных оправданных поступков.

Интеллектуальное

1.Беседа «Самообразование - главное в развитии человека»

2.Консультация по исследователь-

ским работам учащихся

3. Открытие Университета тайн и загадок (УТиЗ)

В мире животных «Самые, самые, самые»

4. Кружки, секции по желанию и способностям

Привитие интереса к учёбе. Повысить мотивацию учения, расширять кругозор, развивать логическое мышление, внимание, память; способствовать развитию творческого потенциал

Гражданственное

1. Урок мира гражданственности и толерантности.

2. Кодекс гимназиста

Формирование у детей чувства уважения к семье, к Родине.

Вырабатывать начальные ступени гуманистического мировоззрения, способности к саморазвитию, пониманию необходимости овладеть сведениями гражданственной направленности.

Здоровьесбережение

1. Инструктаж по ПДД, ППБ

2.Социально-психологический тренинг «Давайте познакомимся»

3. Беседа о сохранении зрения «Глаз - алмаз»

Создание условий для сохранения здоровья, физического развития. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам и сознательное отношение к своему здоровью.

Семья и школа

1. Родительское собрание «Роль самооценки в формировании личности»

2. Индивидуальные встречи с родителями

Организация условий для активного, продуктивного и обоюдного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся. Преодолевать негативные тенденции в воспитании детей. Создавать условия для духовного общения детей и родителей.

Октябрь


Нравственное

1. Беседа «Поговорим о нравственности» Мудрые заповеди предков.

2.Поздравление «Подари улыбку» (День пожилого человека)

3.Поздравление учителей с профессиональным праздником

Интеллектуальное

1. Заседание УтиЗ

В мире растений «Прекрасные и опасные»

2. Викторина «Лесная школа»

3.Диагностика уровня школьной мотивации

Гражданственное

1.Беседа «Знания нужны мне и моей стране»

2. День гимназиста

Здоровьесбережение

1. Организация подвижных игр на перемене

2.Психолого-социальный тренинг (Игра) «Давайте жить дружно»

3. Беседа «Осанка - стройная спина»

Семья и школа

1. Индивидуальные консультации «Как научить ребенка самостоятельно справляться с выполнением домашнего задания»

2. Выставка «Летний отдых семьи»

Ноябрь


Нравственное

1. Библиотечный урок «Самые дорогие слова»

2. Экскурс «Страна именинников»

Интеллектуальное

1. Игровой тренинг «Хочу все знать» (тренировка внимания и памяти)

2. Конкурс «В мире загадок»

3. Заседание УтиЗ. Техника - это интересно. Конструктор.

Гражданственное

1. Беседа «День единства»

2. Анкетирование «Праздники семейные, праздники России»

Здоровьесбережение

1. Разговор-откровение «Научимся чувствовать»

2. Профилактика ОРВИ, ОРЗ «Осторожно, грипп»


Семья и школа

1. Анкетирование «Праздники страны, праздники семьи»

2. Родительское собрание «Нравственные законы семьи - зеркало поведения ребенка»

3.Консультирование родителей по вопросам интеллектуальных конкурсов

Декабрь


Нравственное

1. Путешествие в Новый год (традиции русской культуры)

2. Тесты, пантомима, рефлексия «Что мы знаем, что умеем»

3. Веревочный курс (тренинг на сплочение, командообразование, создание корпоративного духа)

Интеллектуальное

1. Соревнование - состязание «Лучший игрок интеллект-игр» (Настольные обучающие игры»

2. Заседание УтиЗ «По миру с Дедом Морозом»

3. Работа елочной мастерской

Гражданственное

1. Классный час « Законы страны, законы жизни» (День Конституции)

2. Оформление стенда «Россия»

Здоровьесбережение

1.День здоровья «Снежные забавы»

2. Игра-соревнование «Питание - это важно»

3. Конкурс рисунков «Витамины A, B, C»

Семья и школа

1. Консультирование родителей «О школьных перегрузках

2. Коллективное посещение кинотеатра

Январь


Нравственное

1. Этическая беседа «Вы сказали «Здравствуйте»

2.Экскурсия в городской музей

Интеллектуальное

1. Классный час «Зачем мы ходим в школу»

2. Заседание УтиЗ. В мире истории.

3.Игровой тренинг «Развиваем мышление»

4. Заглянем в личное портфолио «Я этим горжусь»

Гражданственное

  1. Конкурсы по настольным играм «Символы России»

Здоровьесбережение

1. Классный час «Чистота тела и души»

2.Составление коллажа «Умей сказать: «Нет!» (профилактика алкоголизма и наркомании)

3.Составление памятки «Самая первая «Скорая помощь».

Семья и школа

1. Индивидуальное консультирование родителей.

2. Ревизия «Домашняя аптечка» (помощь детям в составлении списка препаратов для первой медицинской помощи)

3. Соревнование «Папа, мама и я - спортивная семья»

Февраль


Нравственное

1.Классный час «Будь справедливым в делах и поступках»

2. Конкурс-смотр «Содержи в порядке книжки и тетрадки»

Интеллектуальное

1. Викторина «В стране Читалии»

2. Заседание УтиЗ. «Гео - Земля, графо - пишу» Тайны географии

Гражданственное

1. Просморт презентаций «Праздники моей Родины» (23 февраля, 8 марта)

2. Символика города Новокуйбышевска (День рождения города 22 февраля)

Здоровьесбережение

1. Организация «тихих» игр

2.Разбор конфликтов «Мы поссоримся и помиримся»

3. Вредные привычки - скверные привычки. (Народная мудрость)

Семья и школа

1. Родительское собрание «О честности и чести».

Анализ ситуаций повседневной жизни

2. Совместный поход в театр

Март


Нравственное

1. Конкурс «Коса - девичья краса»

2. Час общения «Моя семья»

3. Ролевые игры «Учимся дружить»

Интеллектуальное

1.Путешествие «В стране невыученных уроков»

2. Заседание УтиЗ. НЛО и другие загадки.

3. Викторина «А ну-ка, девочки!А ну-ка, мальчики!»

Гражданственное

1.Этическая беседа «Не стесняйся доброты своей»

Здоровьесбережение

1. Разговор-рассуждение «Погода и гардероб»

2. Игра «Создадим рецепт радости»

Семья и школа

1. Индивидуальные консультации для родителей

2. Анкетирование мам «Это я»

Апрель


Нравственное

1. Беседа-представление «Я и мои таланты»

2.Библиотечный урок «Аптека для души»

Интеллектуальное

1. Игротека. Играем в компьютерные игры

2. Заседание УтиЗ В гостях у леса.

Гражданственное

1. Экскурсия в школьный музей

2.Сбор экспонатов для семейной экспозиции

Здоровьесбережение

1. Беседа «Бытовая химия» и правила пользования ею.

2. «Нехорошие слова». Недобрые шутки. (Умеем ли мы общаться?)

Семья и школа

1. Социологический опрос «Моя любимая книжка в детстве»

2. Встреча с родителями для собеседования

Май


Нравственное

1. Час общения «Человек среди людей»

2. Гала-конкурс «В человеке должно все быть прекрасно» (смотр внешнего вида, школьных принадлежностей, портфелей)

Интеллектуальное

1. Закрытие Университета тайн и загадок (УтиЗ) «Что мы узнали за год»

2.Викторина «Здравствуй, лето!»

3. Конкурс «Пятерка»

Гражданственное

1. Беседа «Этих дней не смолкнет слава»

2. Экскурсия по городу (Памятные места)

3. Возложение цветов к «вечному» огню

Здоровьесбережение

1.Соревнование «Культура здорового образа жизни»

2. «Выхожу я на дорогу» (профилактика летнего дорожного травматизма)

Семья и школа

1. Анкетирование родителей «Летний отдых детей»

2.Помощь в смотре строя и песни

3. Итоговое собрание




2013 -2014 учебный год

«Ключ от большого мира»


Направление

Мероприятие

Цели и задачи

Сентябрь


Нравственное

1. Выборы «классной» команды «Будем жить по-новому…»

2. Классный час «Поговорим о дружбе»

Интеллектуальное

1. Классное собрание «Мой мир увлечений»

2. Тренинг «развитие воображения и творческого потенциала»

3. Учреждения ДО - наши помощник (запись в кружки по интересам, ревизия ранее выбранного)

Гражданственное

1. Беседа «Знай свои права»

2. Выставка «Моя семья путешествует»

Здоровьесбережение

1. Инструктаж « Правила поведения в школе, на улице и дома».

2. Инструктаж врача «Береги зрение и слух»

3. КТД « От дома до школы» (вспомним ПДД)

4. Игра «В мире вкуса, обоняния, осязания»

Семья и школа

Собрания:

1. Родительское собрание «Кризисы взросления младших школьников»

2. Тестирование «Стили и методы воспитания ребенка в семье».


Октябрь


Нравственное

1. Беседа-диспут «Благодарность- это…»

2.Учебная игра «Что такое правила хорошего тона».

3. Конкурс работ « Мой самый близкий человек»

Интеллектуальное

1. Разговор-откровение «Мои успехи и трудности в учебе»

2. Путешествие «Белые пятна. Черные дыры»

3. Конкурс «Дары Природы»

4.Диагностика «Уровень школьной мотивации»

Гражданственное

1. Классный час «С чего начинается Родина»

Здоровьесбережение

1. «Правила здорового питания»

2. Конкурс рисунков «Азбука здоровья»

3. Беседа «помощь при травмах»

4. Составляем режим дня

Семья и школа

1. Индивидуальные беседы с родителями

2. Составление домашнего меню питания (помощь учащимся для составления правил питания)

Ноябрь


Нравственное

1. Библиотечный урок «Тепло родного очага»

2. Поход в театр


Интеллектуальное

1. Классное собрание «Добро должно быть…»

2.Конкурс рисунков «Есть идея»

Гражданственное

1. Беседа «Россия - страна многонациональная»

2. Просмотр фильмов-презентаций «Государственные праздники» (День единства)

Здоровьесбережение

1. Классный час «Как помочь сохранить себе здоровье?»

2. Цветная неделя «Раскрасим мир» (изменяем свое мироощущение и мировосприятие)

3. Беседа врача «Грипп - это серьезно»

Семья и школа

1. Родительское собрание «Как научить своего ребенка жить в мире людей» Уроки этики поведения для детей и родителей


Декабрь


Нравственное

1. Игра «Ты записался в волонтеры?»

2.Конкурс работ «А я не так еще могу» (самопредставление своих увлечений, интересов)

3. Составление наставления «учитесь делать подарки»

Интеллектуальное

1. Отправляемся в путешествие «Новогодняя страна»

2.Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку, снежинку, поделку

3. Разговор-рассуждение «Как повысить успеваемость в классе»

Гражданственное

1. Классный час «Конституция основной закон любой страны» (День конституции)

2. Оформление выставки сувениров «Ждем гостей со всех волостей»

Здоровьесбережение

1. СПИД - угроза человечеству

2. Беседа «Домашняя аптечка»

3. Игры на воздухе.

4.Предупреждение «Бенгальские огни, фейерверки, свечи, хлопушки - опасные игрушки»

Семья и школа

1. Вечер отдыха совместно с детьми

2. Индивидуальные встречи с родителями.

3.Елочная игрушка своими руками

Январь


Нравственное

1.Посиделки «Раз в крещенский вечерок»

2.Составление коллективного плаката «Воспитанный человек»

Интеллектуальное

1. КВН «Умники и умницы»

2. Проверка читательских формуляров в школьной библиотеке «Самый читающий»

3.Социологический опрос «Моя любимая книга»

Гражданственное

  1. Деловая игра «Давайте понимать друг друга с полуслова»(выработка толерантности)

Здоровьесбережение

1. Клас.собрание «Красота может многое»

2.Тренинг безопасного поведения (профилактика вредных привы-

чек: алкоголизм, наркомания)

Семья и школа

1. Консультирование родителей

2. Совместное изготовление угощения для крещенских посиделок

3. Соревнование «Папа, мама и я - спортивная семья»

Февраль


Нравственное

1.Тренинг «Нам нужна команда»

2. Разбор практических ситуаций «Умей делать выбор» (выработка нравственных категорий)

Интеллектуальное

1. Диспут «Что было раньше: курица или яйцо?»

2.Игровой тренинг «Хочу все знать-анализ и синтез»

Гражданственное

1. Классный час «Дети - герои войны»

Здоровьесбережение

1. Праздник здоровья «Веселые старты»

2. Игра-путешествие «Посмотри как хорош мир, в котором ты живешь»

Семья и школа

1. Совместный культпоход в кинотеатр

2. Консультации с психологом по запросам родителей

Март


Нравственное

1. Беседа-диспут «За что уважают человека в семье и обществе»

2.Конкурс «Из чего же сделаны наши…» (праздник «23+8»)

Интеллектуальное

1. «Если бы их увидеть, или 5 минут с великими»

2. Операция «Дневник»

Гражданственное

1. Экскурсия в музей города

2. Классное собрание «Какое оно наше общество»

Здоровьесбережение

1.»Напишем книгу о себе» (программа-план самопознания и саморазвития)

2. Беседа врача «Мы и наши зубы»

3. КВН «Здоровый Образ Жизни»

Семья и школа

1. Родительское собрание «О родительском авторитете. Чтобы не было поздно»

2. Индивидуальные беседы-встречи с проблемными учениками и родителями

Апрель


Нравственное

1.Классное собрание «Готовы ли мы обучаться в 5 классе»

2. Этическая беседа «Волшебные слова» (исторический экскурс)

Интеллектуальное

1. Изготовление коллажа «мы четвероклассники»

2. Викторина «Это мы не проходили»

Гражданственное

1. Просмотр фильма-презентации «Праздники России» (День космонавтики)

2. Деловая игра «Мои права и обязанности»

Здоровьесбережение

1. Беседа «Чистота и порядок»

2. Игра - тренинг «Назовем друг друга по имени»

3. Экскурсия «Мисс совершенство - Природа»

Семья и школа

1. Индивидуальное консультирование родителей

2. Анкетирование родителей

Май


Нравственное

1. Презентация личного портфолио «Вспомним все, что было»

2. Выставка веселых работ «КВЧГ (кто во что горазд)»

Интеллектуальное

1. Разговор-рассуждение «Вот и стали мы на год умней»

2. Встреча с учителями средней школы

Гражданственное

1. Читательская конференция «Быть человеком» (по произведениямС.Михалкова)

2. Встреча с ветеранами войны

3. Возложение цветов к «вечному» огню

Здоровьесбережение

1.Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее»

2. Инструктаж «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»

Семья и школа

1. Родительское собрание «Как подготовить ребенка к успешному обучению в 5 классе»

2. Совместный праздник «Прощай «Начальная школа»



Методические рекомендации

Воспитательная работа по всем направлениям построена так, что вся деятельность идет по пути продолжения работы проводимой в 1, 2 классах. В первом году обучения педагог - воспитатель обращал внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Во второй год- мероприятия воспитательного характера были нацелены на созидание положительных черт характера.

Работа по Программе в 3 классе «Азбука жизни» и 4 классе «Ключ от большого мира» поможет в осознании того, что класс - дружный коллектив; поддержит ребенка в умении принимать решение, анализировать свою деятельность, поступки.

Автор Программы оставляет за собой право в некоторой коррекции деятельности, так как любая Программа, связанная с воспитанием - это живая, способная изменяться система. Если данная Программа будет использоваться другими педагогами, то явно видно, что она гибкая и вполне годится для исправлений, добавлений и т.п.

2.3. Мониторинг

Мониторинг результатов осуществляется по направлениям каждый год, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце обучения данная работа позволит проследить динамику сформированности познаний, навыков, степени развития отношений по направлениям программы.

1. Отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития, мотивации обучения;

2. Изучение межличностных отношений;

3. Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.


Диагностический блок.

Основные формы изучения

1. Наблюдения.

2. Беседы с учениками, родителями.

3. Изучение высказываний на уроке, классных часах, внеклассных мероприятиях.

4. Изучение отношения к проводимым мероприятиям, урокам.

5. Анкетирование и тестовый опрос учащихся и родителей.
























3. Поддержка и обеспечение Программы

3.1. Кадровое обеспечение Программы


№ п/п

Ф.И.О.

Образование

Должность

В чем заключается помощь

1

Склярова Н.А.

Самарский педагогический университет

учитель начальных классов

осуществление выполнения мероприятий Программы

2


3

Копылова Е. В.

Самарский государственный институт академии культуры

заведующая библиотекой гимназии №1

подбор и предоставление информации, помощь в организации мероприятий, оформление выставок книг

4

Лапина Т. Г.

Оренбургский государственный педагогический институт

учитель истории гимназии №1

организации и проведение экскурсий в музее гимназии

5

Филатова Н. А.

Самарский государственный педагогический университет

учитель информатики гимназии №1

помощь в организации мероприятий в медиатеке, в подборе медиаресурсов


3.2. Материально - техническое обеспечение Программы.


  • оформление фотовыставок, выставок рисунков, работ по тематике;

  • создание презентаций с использованием ресурсов медиатеки и Интернета;

  • организация сменных информ - уголков;

  • оформление личных портфолио достижений

3.3. Информационно - правовое обеспечение Программы.


Автор Программы ознакомился:

  • Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.

  • Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.

  • Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.

  • Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы Москва ВАКО,2006

  • Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.

  • Журнал «Начальная школа». 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1; 2002,№6

  • Журнал «Классный руководитель». 1997, № 3; 2003, №1,; 2004, №3,1; 2005, №2

  • 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

  • Играем с пользой: организаторам развивающего досуга. / Авт.-

сост. Данилков А.А., Литвиченко Е.М.. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.

  • Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений. - Ростов-на-Дону, 2002.

  • Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2009

  • Тренинг партнёрского общения. Под ред.Поляковой С.В. .-М.,1996.

  • ТыртышнаяМ.А.50 идей для классного руководителя практическая копилка педагога Ростов - на-Дону: Феникс 2007

Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: , 2005.

  • Федоренко Л.Г..Секреты общения. -С-Пб.,2003.

  • Фопель К. Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М.,2000


28


© 2010-2022