Доклад «Формирование необходимых жизненно – трудовых навыков, как средство накопления социального опыта у учащихся с отклонениями в развитии»

Раздел Воспитательная работа
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГСКОУ « школа - интернат» п. Квиток.



Доклад

« Формирование необходимых жизненно - трудовых навыков, как средство накопления социального опыта у учащихся с отклонениями в развитии»





Воспитатель: Критинина М.П.



Социализация - становление личности - процесс усвоения ребёнком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе её он усваивает накопленный человечеством опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнить определённые, жизненно важные социальные роли.

У детей с нарушением с нарушением интеллекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям. Без подготовки им трудно вписываться в привычный для нас ход жизни. Поэтому необходима работа по социализации детей с умственной отсталостью, в которую входят различные направления:

Нравственное направление.

Регулирование отношений между учениками. Знакомство с правилами поведения и общения. Обеспечение правильного обращения детей к взрослым и сверстникам на уроках и во внеурочной деятельности. Закладывание основ сотрудничества, взаимопомощи. Формирование уважения к старшим, родителям. Знакомство с правилами общения на специальных мероприятиях. Беседы на тему « Что такое хорошо и что такое плохо?», « Дружные ребята». Организация в группах взаимопомощи и взаимоконтроля.

Национально - патриотическое направление.

Воспитание любви к своей семье, родственникам, родному дому. Знакомство с терминами « гражданин», « патриот» и т.п. Осознание себя представителем русской нации, гражданином России. Знание государственной символики. Знание названия страны, столицы, места жительства.

Экономическое направление.

Знакомство с понятиями « деньги», «цена», « стоимость», формирование правил поведения в торговых учреждениях, обеспечение сохранности мебели, учебников, одежды. Экскурсии в магазин, на рынок, почту, тематические беседы о поведении в торговых учреждениях, ролевые игры, связанные с покупками.

Правовое направление.

Знакомство с правилами, нормами поведения в общественных местах. Борьба с воровством. Внушение недопустимости присвоения чужого имущества. Изучение прав и обязанностей ученика школы - интерната. Заучивание правил поведения в школе, на улице, в транспорте и др. общественных местах. Чтение поучительных рассказов, сказок. Беседы о правилах поведения.

Трудовое направление.

Освоение начальных учебных навыков, приучение к дисциплине во время урока и самоподготовки. Чтение сказок, рассказов о важности труда в жизни человека. Рассказы ветеранов о своей профессии. Организация самообслуживания, уход за комнатными растениями, поддержания порядка в группе, на рабочем месте, в классе. Изготовление поделок из бумаги, картона, пластилина , природного материала и других материалов. Проф.ориентационная работа.

Эстетическое направление.

Знакомство с основными видами художественного творчества. Знакомство с произведениями выдающихся художников, поэтов, писателей. Участие в самодеятельности. Украшение группы перед праздниками. Посещение концертов.

Физическое направление.

Знакомство с основами гигиены. Включение в распорядок дня обязательных гигиенических, закаливающих процедур. Организация подвижных игр. Обеспечение соблюдения правил личной гигиены. Динамические часы, игровые занятия. « Весёлые старты», соревнования по игровым видам спорта.

В специальной коррекционной школе 8 вида задачи социализации, реабилитации и адаптации рассматриваются как наиболее важные. Задачи эти напрямую связаны с трудовым обучением и воспитанием и измеряются в соответствии с трудовой подготовленностью обучающихся, их возрастными и индивидуально - типологическими особенностями. Трудовое обучение и воспитание заключает в себе необходимую коррекцию значимых для трудового процесса сторон деятельности обучающихся и свойств личности каждого ребёнка. Социализация, накопление необходимых жизненно - важных трудовых навыков, формирование социального опыта детей - это основная цель специального образовательного учреждения. Очень важно подготовить обучающихся к самостоятельной жизни в социуме с тем, чтобы каждый наш воспитанник успешно стал частью общества, усвоив социальные нормы и ценности. Процесс социализации сложен и труден, он предполагает решение трёх главных проблем в обучении и воспитании ребенка:

- это - развитие личности и межличностного общения;

- это - подготовка к самостоятельной жизни;

- это - профессиональная подготовка.

Накопление социального опыта происходит у ребенка во взаимодействии с окружающей средой. Воспитывает не сам воспитатель, а среда, и задача педагога - создать такую среду, помочь разобраться в себе, определить, - чем бы ребенок мог и хотел бы заниматься после школы. Возможности наших детей, конечно, ограничены, но заниматься такими вопросами необходимо. Социализация детей с ОВЗ не может происходить также, как у нормально развивающихся сверстников. Имеющийся у них дефект приводит к нарушению связей с социумом, с культурой, формирование трудовых навыков происходит с трудом и до конца остаются недостаточно сформированными, у наших детей затруднены процессы самоконтроля, самообслуживания, овладение профессией происходит на низком уровне, без особой охоты и интереса, наши воспитанники часто не в состоянии воспринять социальные нормы и требования и т. д. Педагогическая помощь и поддержка на психологическом уровне - вот то основное, в чем нуждаются дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги с помощью системы мониторинга должны выявить уровень социализации обучающихся - - это самостоятельность при выполнении практических действий, затем ещё прослеживаются уже сформированные трудовые навыки, желание трудиться, понимать значимость труда в жизни любого человека и многое другое. Особенно низкие показатели проявляются у детей - сирот, которые после школы даже имеют слабые познавательные сведения и слабые практические навыки и умения. И только к 20 - 22 годам , а иногда и старше, умственно отсталые начинают отвечать требованиям, предъявляемым к поведению, труду и жизни людей в социуме. Воспитательские занятия с детьми с ОВЗ должны быть направлены на развитие способностей, интеллектуальных, творческих и трудовых навыков, на повышение и поддержание познавательного интереса детей, на создание ситуаций для успешной деятельности и социализации каждого ученика. Исходя из потребностей общества, запросов рынка труда проф.ориентационная работа и трудовое обучение и воспитание должны быть качественными и разнообразными потому , что , как было указано выше - вхождение детей - сирот с ОВЗ в самостоятельную жизнь и адаптация в ней сопряжено с большими социально - экономическими, психолого - педагогическими сложностями.

В настоящее время существующие современные социально - экономические условия, система проф.ориентационной деятельности, профессионально - трудовая подготовка затрудняют трудоустройство наших выпускников, кроме этого, возросли квалификационные требования к получаемым профессиям, и, конечно, те виды профессий, по которым могут быть трудоустроены дети с ОВЗ, строго ограничены. Вот именно поэтому нашим детям требуется особая помощь в развитии своих способностей, умений и навыков.

Кроме роли учителя трудового обучения, в формировании социального опыта, в определении трудовых умений детей играет воспитательская работа. Мы имеем возможность наблюдать за ребенком, видеть его отношение к выполняемой работе, проследить за интересами ребенка, изучить их потребности и склонности, их способности и навыки. В каждом занятии должна прослеживаться коррекционная направленность, индивидуальный и дифференцированный подход , сочетание групповых и индивидуальных форм обучения и воспитания, создание благоприятных морально - психологических условий, профессионализм педагога и т.д.

В старших классах, дети - подростки должны больше работать самостоятельно, а также должны пробовать самостоятельно формулировать выводы, стремится к достижению поставленных целей, рассуждать о жизненных планах, о своей профессиональной подготовке. Мы должны много работать над коррекцией и развитием эмоционально - волевых качеств детей, повышать уровень практических умений, формировать дисциплинированность, уверенность в себе, способность доводить начатое до конца, воспитывать положительное отношение и мотивы к труду и интереса к профессии.

В процессе организации работы с обучающимися очень важно также является фактор их общей работоспособности - это та мера физических и нервных сил ребенка, которая позволяет ему быть выносливым, не переутомляться и не уставать при выполнении любого задания - будь то умственные усилия или практическая трудовая деятельность. И об этом также необходимо помнить педагогам при планировании мероприятий и занятий. Беседы с разнообразной тематикой, экскурсии на предприятия, встречи с ветеранами труда, расширение знаний о профессиях, привитие интереса к общественно - полезному труду, как и к самообслуживающему, различные виды наглядных пособий, технические средства обучения, вовлечение детей в соревнования, демонстрация книг о различных профессиях, повышение интереса к « рынку труда», приёмы экономического воспитания, просмотры фильмов, о людях труда, о героях трудовой славы, - - это и многое другое в работе воспитателя поможет сформировать жизненно необходимые и важные трудовые навыки детей, а значит, повысит уровень их социального опыта.

Таким образом, для успешной социальной адаптации необходимо расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта. Эту задачу можно решать средствами специального образования, но при этом возникает проблема: учащиеся с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые на отдельных предметах. Поэтому при обучении и воспитании необходимо уделять внимание востребованности теоретических знаний в повседневной жизни. При обучении и воспитании детей с нарушением интеллекта необходимо включать их в процесс активной практической деятельности.

Для успешной социально - трудовой адаптации надо формировать у умственно отсталых детей адекватное восприятие своей социальной роли и окружающих, чему и посвящена вся наша воспитательная работа.

Остаётся ещё добавить, что нашим выпускникам только в школе будет возможность получить азы трудовой подготовки, только в школе дети наши повысят свой кругозор, укрепят здоровье, только в школе скоррегируют и компенсируют недостатки их общего развития, только в школе они получат навыки самообслуживающего труда , навыки общественно - полезного труда, только в школе наши подростки получат сведения о профессиях, о рынке труда - после окончания школы ничем этим с ними заниматься никто не будет, и мы , педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, должны всегда помнить об этом.



© 2010-2022